"Адаптация ребенка к условиям детского сада"
«Адаптация ребенка к условиям детского сада»
Воспитатель ясельной группы «Золотой ключик»
Миронова Галина Викторовна
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный, самый добрый и т.п. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Будет ли плакать? Понравится ли ему? И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны больше знать об особенностях этого сложного периода.
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная, эмоциональная реакция , как ребенка, так и его родителей.
При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация ( от лат. « приспособление»)- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
- физиологическом- ребенок начинает часто болеть;
-психологическом- ребенок может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плакать;
-социальным- ребенок «теряется» в окружающем мире, забывает порой многое из того, чему он научился: хуже говорит, становится менее самостоятельным.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Обычно педагоги, психологи говорят о четырех вариантах адаптации.
1. Легкая- около месяца требуется ребенку, чтобы приспособиться к новым условиям;
2. Средняя- ребенок приспосабливается за два месяца;
3. Тяжелая- ребенок приспосабливается за три месяца;
4. Очень тяжелая- около полугода и более, встает вопрос: стоит ли малышу оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок?
После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения и начинает демонстрировать новые знания и умения.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития;
4. Умение общаться со взрослыми и детьми;
5. Умение играть;
6. Одинаковый режим в детском саду и дома.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1.Различный режим ДОУ и семьи;
2.Наличие вредных привычек;
3. Неумение занять себя играми и игрушками;
4. Неумение себя обслуживать;
5. Отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками.
В период адаптации ВАЖНО:
1. Предупреждать возможность утомления и перевозбуждения;
2. Поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку;
3. Приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ;
4. Заранее приучать ребенка к горшку (туалету) и отучать от пустышки и бутылочки;
5. Дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада: сначала пусть он услышит из вашего разговора, что кто-то
Пошел или уже ходит в детский сад и ему там очень нравится, показывать картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду;
7. Вводить разные новые сведения о жизни в детском саду: сначала про игрушки, прогулки, затем про питание и сон;
8. По возможности организовать встречу вашего ребенка с детьми, посещающими детский сад. Постараться так построить отношения, чтобы эти дети в присутствии вашего ребенка рассказали о хороших сторонах жизни в детском саду;
9. Приучать ребенка к самостоятельности , в детский сад он должен прийти с определенными навыками.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей- быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребенок и родители настроены, идти в сад.
В первый день вы приводите ребенка только на два часа. Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения и сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Готовьтесь к разной реакции детей, Вот ребенок заплакал, не тревожьтесь, так бывает, Ребенок плачет и успокаивается эмоционально, он дает сигнал обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. С вами и вашими детьми будут работать специалисты высокой квалификации.