27.11.2015 г. «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников» Клевцова В.Н.
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вид а №7 г. Шебекино Белгородской области » Деловая игра «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности младших дошкольников» Подготовила: Клевцова В. Н. , воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 г. Ш ебекино Белгородской области» Шебекино 2015 Цель: Помощь педагогам в организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково- исследовательскую деятельность. Задачи: - п овысить профессиональный уровень педагогов по развитию познавательн ой активности дошкольников посредством поисково- исследовательской деятельно сти; - представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментально й деятель ности с детьми раннего возраста; - сформировать у педа гогов желание использовать в воспитательн о- образовательном п роцессе опытно- экспериментальную деятельность для развития познавательной активности дошкольников. Ход деловой игры 1 часть. Теоретическая У важаемые коллеги! Сегодня наш разговор пойдёт о детском экспериментировании. П риглашаю В ас принять участие в деловой игре по теме «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников». Вы узнаете, как детское экспериментирование влияет на р азвитие исследовательских способнос тей ребёнка. В условиях реализации ФГОС ДО поисково- исследовательской деятельности одна из важных задач современного образования. Знания, которые полу чают дети в результате личного экспери мента, исследовательского опыта всегда интереснее и познавательнее, и с большим интересом воспринимаются детьми. Т о, что ребенок о ткрыл собственным опытным путём ребенок не только запомнит, но и расскажет и покажет его своим сверстникам, родителям. А это будет способствовать развитию мыслительных, познавательных процессов у дошкольника. Малыши по своей природе – исследователи окружающег о мира. Опытно- экспериментальная деятельность предполагает организацию предметно- пространственной среды в группе, на участке детского сада. В организованной в нашей группе мини – лаборатории имеется необходимый материал для реализации экспериментальной деятельности малышей. Это даёт возможность: - работать с детьми небольшими группами- использовать материал, который не всегда можно взять при большом количестве малышей- не ограничивать ребёнка в деятельности из- за гигиенических требований( испачкается) . Больший эффект от проводимой работы достигается если педагог продолжает деятельность в данном направлении при взаимодействии с р одителями и дает рекомендации по проведению экспе риментальной деятельности дома, проводит мастер- классы и презентации для родителей. Психолог Лев Семенович Выготский писал « Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Также как и игра, экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. На своей практике вижу, как дети постоянно играют и проявляют большой интерес к экспериментированию. В своей работе стараюсь применять детское экспериментирование во всех видах детской деятельности: приём пищи( знакомлю с понятием горячо- холодно) , занятие, игра, прогулка( наблюдаем и исследуем природные явления) , сон, умывание( свойства воды) . Для положительного восприяти я детского экспериментирования использую: внешние стимулы( на занятие приходит Гриб- всезнайка, используется сюрпризный момент) помощь при работе( педагог проводит опыты вместе с детьми) познавательный мотив( как получилось? Дети радуются, делятся впечатлениями) Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует требованиям ФГОС ДО. В результате дети интересуются познавател ьной лит ературой, энциклопедией, в более старшем возрасте пытаются самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы. Для дошкольника раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ребёнок познаёт мир руками, он прис лушает ся, пробует, нюхает, трогает. Когда ребенок действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в детском саду при оритет в работе с детьми необходимо отдавать практическим методам об учения: экспериментам, опытам. В своей работе использую различные карточки, о бразно- символический материал- это специально разработанные карточки- схемы, которые расширяют круг представлений ребенка, способству ют поиску сходства и различия классификационных признаков, пространственных отношени й, установлению в ременных последовательностей. Д ля ст арших де тей необходимо использование карточек, нарисованных схематично, чёрным фломастером, а для малышей применяю тся яркие карточки с реальным изображением- картинками. ( Предлагаю педагогам рассмотреть карточки и перейти к практической части деловой игры для педагогов) 2часть. Практическая часть. Прошу, Вас коллеги разделиться на две команды. За правильный ответ команда получает фишку. Разминка. 1. Предлагаю послушать китайскую пословицу: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Предложите аналог русской народной пословицы: Ответ: Лучше один раз увидеть, ч ем сто раз услышать. 2. Второй вопрос нашей разминки «Выбери правильно». Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с младшими дошкольниками, т. е. структуру экспериментирования: - Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. - Прогнозирование результата( старший дошкольный возраст) - Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. - Уточнение плана исследования. - Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования. - Выполнение эксперимента( под руководством воспитателя) . - Наблюдение результатов эксперимента. - Фиксирование результатов эксперимента. - Формулировка выводов( при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте) ( Правильный о твет: второй, пятый и восьмой пункт применяем в старшем возрасте) Следующий этап нашей деловой игры. Блиц- игра «Вопрос- ответ» 1. Перечислите виды экспериментов с детьми 2- 3 лет. Ответ: плавает- не плавает, свойства воды и песка, извлечение звуков, исследование поверхности предметов 2. Что является объектом познания детей младшего возраста? Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. 3. Что первично: причина или следствие? Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины. 4. Назовите ф ормы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию. Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно- м анипулятивная игра, развив ающие игры, прогулки в природу, беседы, ситуативные разговоры. 5. П редлагаю две карточки с вопросом. Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах( выбрат ь правильный ответ для детей группы раннего возраста) 1 группа раннего возраста: Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …. . » 2 младшая группа: Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему? », пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности ещё не могут. 6. Подумайте и обоснуйте ответ: любознательность и любопытство? Ответ: любознательный- положительное качество человека, который склонен к при обретению новых знаний. Любопытный- отрицательная черта характера, мелочный интерес ко всяким пустякам и несущественным подробностям. Подведение итогов игры: команда набравшая большее количество фишек является победителем. 4. Рефлексия деловой игры. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам восстановить свои силы и составить сикнвейн, который поможет выделить важное из нашей деловой игры. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам. 1 строчка – это название темы 2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы 4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме 5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Эксперимент Увлекательный, познавательный П одтверждает, доказывает, открывает Жизнь с экспериментами интересна! Опыт Эксперимент Необычный, научный, Наблюдать, познавать, проверять Результа ты всегда интересны и познавательны. Открытие ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ – ПРАКТИКУМУ по экспериментальной деятельности 1. Карточка «Свойства воды»- Какой цвет имеет вода? ( прозрачный) - Как получилась вода красного цвета? ( добавили красную краску) 2. Карточка « Свойства в оздух а »- Воздух не имеет формы- У воздуха нет цвета, он прозрачный- Воздух не имеет вкуса- Воздух нельзя увидеть, он невидим- Воздух не имеет запаха 3. Карточка «Свойства снега»- Что нужно сделать, чтобы снег превратился в воду. Рефлексия Составление С инквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.