Проект от сказки к театру
Документы для скачивания
Проект в старшей группе «От сказки к театру». Воспитатель Кузьмичева Ольга Павловна, ГБОУ Гимназия № 1272 Дошкольное отделение «Алые паруса». «Чтобы веселится чужим весельем И сочувствовать чужому горю, Нужно уметь с помощью воображения Перенестись в положение другого человека, Мысленно стать на его место» Б. М. Теплов. Актуальность. Дошкольное детство- самый важный период в становлении личности ребёнка, и развитие эмоций играют очень важную роль в становлении личности. Проблема развития эмоциональной сферы детей очень актуальна, и важна в наше время. Если посмотреть на современных детей, видно, что их эмоциональность перестала быть ярко выраженной. Это происходит из- за того, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. В последнее время дети стали меньше общаться, а телевизор, компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка. Ещё одна причина в том, что примерно у 70% дошкольников( исследования психологов) возникают страхи, срывы, заторможенность, агрессивность, суетливость. Сегодня в психологии выделяют две категории детей с проблемами эмоционального развития; первая эмоционально возбудимые дети, вторая – не эмоциональные дети. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия расторможенности, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру драматизацию или театрализованную игру и художественную литературу. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста им еет нравственную направленность. Благодаря сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Проигрывая сказку ребёнок решает многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом играя в театр мы всесторонне развиваем ребёнка. Данный проект вызван потребностью развития эмоциональной сферы дошкольников; научить детей понимать эмоциональное состояние свои, окружающих людей, героев сказок. Дать представления о способах выражения собственных эмоций( мимика, жесты, поза, слово, а также изображать разные эмоции и характеры в драматизации народных сказок. Проект способствует одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи, и навыков театрально- исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально- эмоциональному развитию. Вид проекта; По направленности – информационный, творческо- практический, музыкально- театрализованный. Долгосрочный: 2015 – 2016 г. . Участники проекта: дети старшей группы( 5- 6 лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель. Цель проекта: Развитие эмоциональной сферы ребёнка посредством приобщения к сказкам и театральной деятельности. В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи: Задачи: Социально – коммуникативное развитие; 1. Прививать детям уроки нравственности с помощью сказки, проигрывая проблемные ситуации. 2. Развивать диалогическую, монологическую формы речи. 3. Практическое овладение детьми нормами речи 4. Воспитывать нравственные и гражданские чувства. 5. Воспитывать чувства любви и бережного отношения к книгам. 6. Воспитывать детей, способных сопереживать героям сказки, отличать добро и зло, откликаться на прочитанное. Познавательное развитие; 1. Расширять знания детей о народных и авторских сказках. 2. Формировать представления о роли сказки в жизни человека. 3. Развивать наглядно- образное и логическое мышление, память, слуховое внимание, творческое воображение. 4. Изучать и применять дидактические и развивающие игры по мотивам сказок. 5. Познакомить детей с культурным наследием нашей страны. Речевое развитие; 1. Обучать слушать и пересказывать сказки, рассматривать иллюстрации. 2. Развивать грамматический строй речи. 3. Корректировать звуковую сторону речи. 4. Обучать связному высказыванию. 5. Активизировать словарь. Художественно – эстетическое развитие; 1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, прививать любовь к русским сказкам. 2. Развивать литературную речь. 3. Приобщать детей к словесному творчеству. 4. Развивать эмоционально- чувственную сферу детей, их личностные и интеллектуальные качества. 5. Познакомить детей с многообразием эмоций и чувств. 6. Обучать детей изображать любимых героев сказки различными способами; рисованием, лепкой, аппликацией. Физическое развитие; 1. Использовать сюжеты сказок на занятиях по физкультуре, 2. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темпа и ритма речи. Задачи работы с родителями. 1. Способствовать тому, чтобы дети и взрослые испытывали радость и удовольствие от участия в совместной деятельности. 2. Показать родителям и детям ценность общения, открывающего возможность обмена информацией и эмоциями. Результаты реализации проекта: Повышение уровня эмоционального благополучия детей через театрализованную игру и художественную литературу. Обновление форм и содержания развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Обеспечение. Методическое обеспечение; В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников», С. В. Крюкова, Н. И. Слободяник. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Д. Г. Кайль «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6- 7 лет; программа театрально игравой деятельности», Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», А. А. Гуськова «Формирование познавательных действий у детей 6- 7 лет», Румия Калинина «Прикоснись к душе ребёнка», Н. Д. Денисова «Диагностика эмоционально- личностного развития ребёнка». Материально –техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование, музыкальные произведения, художественные произведения, игровые пособия, материал для детского творчества, ковёр, подушки. Диагностическое обеспечение: • Методики и тесты; Тест тревожности( Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) • Исследование «Лесенка», • Методика исследования эмоционального состояния( Дорофеева Э. Т. , Первичная диагностика показала; 1. При обследовании детей с помощью Теста тревожности было выявлено что; 30% имеют высокий уровень тревожности. 55% имеют средний уровень тревожности 15% имеют низкий уровень тревожности. 2. Тест «Лесенка» Цель; Выявить уровень самооценки и самопринятия ребёнка. Результаты обследования самооценки детей показали, что; 55% имеют адекватную самооценку. 20% имеют неадекватную низкую самооценку. 25% имеют неадекватную высокую самооценку. 3. Методика исследования эмоционального состояния. 40% положительное эмоциональное состояние. 35% нейтральное эмоциональное состояние. 25% отрицательное эмоциональное состояние. Анкетирование родителей. ( в приложении) 1. Анкета «Микроклимат в семье» Результаты анкетирования показали; 80% родителей считают, что у них хорошие семейные отношения. 20% родителей показали, что микроклимат в семье нарушен. 2. Анкета Эмоциональное самочувствие ребёнка в детском саду». Результаты анкетирования показали; У большинства детей 65% эмоциональное самочувствие в условиях детского сада благополучное. Дети с удовольствием идут в детский сад. 10% не хотят идти в детский сад, по разным причинам( привязанность к мате ри, позднее засыпание, капризы) . 25% иногда не желают идти в сад. Этапы проектной деятельности. Содержание этапов. 1этап 2 этап 3 этап Входная диагностика эмоционально- волевого развития детей. Проведение развивающих мероприятий. Итоговая диагностика. Планирование работы по проекту на следующий учебный год, с внесением сказок народов мира и авторских сказок. Подбор новых методов и форм работы по театральной деятельности детей. Первый этап – подготовительный. o Чтение родителями и воспитателями детям русских народных сказок. o Выставка книг «Любимые сказки» o Организация встречи с работниками библиотеки, по теме проекта. o Проведение занятий по развитию речи на основе сказок. Второй этап – реализация проекта. o Подбор сказок для драматизации o Беседы на нравственно этические темы o Работа с эмоциями. o Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка учит добру» o Пересказ сказки ребёнком по собственным рисункам o Самостоятельное изготовление книжки по сказке родителями и детьми дома «Нарисуй сказку». o Пересказ сказок по ролям o Играем в театр; « Кот, петух и лиса », « Снежная королева », «Кошкин дом», « Маша и медведь». o Инсценировка выбранной сказки. Третий этап – заключительный. o Создание общей книги «Сказки о главном » o Фото и видеосъёмка – отчёт. o Театрализованные представления для родителей и детей, подготовленные детьми старшей группы. o Анкетирование родителей( повторное) o Оценка полученных результатов. o Представление зрителям продукта деятельности – спектакль. o Подготовка к презентации проекта. o Презентация проекта. Выводы. В результате реализации проекта у детей сформировались следующие социально – коммуникативные навыки; Умение понимать эмоциональное состояние человека( весёлый, грусный, злой, упрямый и. т. д. Улучшилось социально- эмоциональное развитие детей. Расширился словарный запас. Сформировались навыки связной речи. У большинства детей достигнута чёткость дикции, правильный темп речи. Появилась интонационная выразительность речи, способность изменять голос по силе, высоте и тембру. Во время подготовки к спектаклям дети выучили много стихов, песен, диалогов, песен, что способствовало развитию речи и эмоциональному развитию детей. Ребята научились делать приглашения и изготавливать билеты к спектаклям. Совместные постановки спектаклей дали возможность детям почувствовать себя настоящими артистами. Повысилась самооценка, общая цель была достигнута эмоциональное самочувствие детей улучшилось.