Родительское собрание
Сценарий родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии (искусство и творчество) в развитии детей раннего возраста»
Цель.
Акцентировать внимание родителей на необходимости развития всесторонне гармоничной личности ребенка, путем применения методов арт – терапии в развитии и воспитания детей.
Задачи.
Участники: родители и воспитатель группы.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста.
Обсуждение домашнего задания для родителей.
Вручение памяток по темам родительского собрания: "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".
Обсуждение домашнего задания для родителей – в конце нашего родительского собрания мы просим Вас сделать вместе с детьми следующее: небольшой совместный продукт вашего творчества. Это может быть и маленькое панно (выложенное крупами), лепка из теста, построенный замок из песка, испеченный пирог, все зависит от вашего воображения и творчества. Просим Вас сфотографировать вашу совместную работу и принести нам для выставки.
Ход мероприятия:
- Оформление памяток для родителей на тему: «Пробуждайте в детях прекрасное»
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада Вас видеть! Очень благодарна вам за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.
Не так давно ваши дети пришли в детский сад, они попали в новую среду, к которой маленькому человеку нужно адаптироваться, а значит, и начать первый, очень важный этап в жизни.
Каждый ребенок - это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша с вами совместная задача – раскрыть способности, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.
В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».
Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период. И сегодня я постараюсь с вами поделиться опытом работы с использованием данного метода. Так как он прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.
Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.
Как вы думаете в чем преимущества методов арт – терапии в работе с детьми?
- Во-первых, они просты и эффективны.
- Сам процесс увлекает, захватывает ребенка.
- Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проходит процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.
- Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.
- Ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.
В этих составляющих и состоят задачи арт-терапии в воспитании и обучении детей.
Так какие же техники и методы включает в себя арт - терапия? Может быть, кто-то из вас с ними знаком?
- Марание – Отпечатки различными предметами на бумаге.(овощи,штампики,идр.) (Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.)
- Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. (Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)
- Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)
- Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», упражнение – игра «Добавь лошадке пятнышки» и т.д.)
Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.
Игры с песком
- Пересыпание песка по стаканчикам, формочкам, где изучаем особенности, свойства, качества песка.
- Как песок становится мокрым. Игры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Поухаживай в огороде».
- Игры с песком «Следы зверей», «Печем пирожки», «Готовим куклам обед».
Игры с водой
- Игра «Тонет – не тонет». В тазике с водой поместить игрушки различные по весу, качествам, материалам. Отметить, почему некоторые игрушки тонут, а другие всплывают?
- Игра «Пузыри». Как вода заполняет бутылку, что такое пузыри и как они получаются при заполнении бутылки водой.
- Окрашивание воды (закрепление свойств воды, цветов), как вода превращается в лед.
Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.
- Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих продуктов (лист намазать клеем и сыпать – манку, цветной песок, мелкие крупы, кокосовую стружку и т.д.; материалы могут быть разнообразными). Применяя это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, но как мы замечали ранее, здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства и радость, впечатления детей, которые возникают в процессе творения.
Перечисленные выше техники арт – терапии мы используем во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, располагая потребностями и желаниями детей.
В нашей группе в свободном доступе для детей лежат листы бумаги, раскраски, карандаши, краски – гуашь, кисточки, пластилин и все необходимое для лепки. Также есть необходимое оборудование для игр с водой и песком, опытной и экспериментальной деятельности. К ним ребенок также имеет безопасный и свободный доступ. Таким образом, ребенок в любое удобное для него время может использовать эти средства по назначению и своему желанию.
Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом, ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т.е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.
Принципы, которым служит арт – терапия следующие:
- Дать свободу (движения, выбора цвета);
- Мы должны спровоцировать спонтанную активность, а не пытаться научить определенным движениям;
- Перенести деятельность в другую плоскость. Важно создать условия для безграничности проявления фантазии и воображения ребенка.
Уважаемые Родители в совместном досуге важно помнить, что не важен продукт, который вы хотите получить (будь – то поделка, рисунок), важен сам процесс. Тогда это и будет арт – терапией.
Таким образом, методы арт – терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт – терапия помогает легче прожить адаптационный период ребенку, снижает негативные реакции, воспитывает интеллект и опыт социального взаимодействия, а еще в нем самый важный плюс – это еще одна возможность провести радостные минуты вместе с нашими детьми, заметить, почувствовать, понять и помочь преодолеть трудности наших детей. Ведь наши дети – это наше богатство, наше будущее!
Принятие решения родительского собрания.
Вручение памяток по применению арт – терапевтических средств и методик в воспитании и развитии детей раннего возраста.