Игры
Документы для скачивания
Игры для развития речи и мышления дошкольников Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос для нее- чему учить? Благо, выбор огромен- спасибо прогрессу! Сегодня 3- 4- летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала. Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка( и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10- 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки- «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т. д. , а также учебные игры- «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т. д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас. Один из основных разделов домашнего обучения- развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: « Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания( «Какая собачка? », «Какой автобус? ») . Ваша цель- приохотить «ученика» говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут- то и могут появиться такие слова, как «светло- зеленый», «темно- зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто- зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов- всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями. Найдите на полянке три цветка( травинки, шишки) . Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами- пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величаво- торжественное, другое- бесшабашно- веселое, третье- трагически грустное. Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка( цветка, камушка) . Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково( как в нашем случае- «листья») . Можно сыграть с ребенком в игру « Что на что похоже и почему? » Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка? » Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие! Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? »( Толщиной, легкостью. ) ; «А на траву? »( Цветом. ) ; «А на каплю? »( Формой. ) Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава». Следующий вид упражнений- скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках. Ткач ткет ткани на платок Тане. Около кола- колокола. Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки. Орел на горе, перо на орле. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями( нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо) ? Милая моя, ты не спишь! Вы ели на завтрак мороженое? Мама купила( купи) виноград. Скорее домой! У нас кончился хлеб. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей. Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций( памяти, внимания, мышления, моторики) . Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Четвертый лишний Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных( птиц, рыб) , овощи( фрукты) . Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися( например, «береза», «дуб», «липа», и «ель») . Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника. Где мы были, вам не скажем, что делали- покажем Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие( например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий( например, «проснулся- встал- умылся- позавтракал» и т. д. ) . В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Потерявшаяся игрушка Подберите и поставьте на стол пять- шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех- четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов( например, из детского лото) . Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе( какая за какой стоит) . Затем незаметно поменяйте две- три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться. Найди тайник Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме. Игры с буквами Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин. Я к вам пишу… Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т. д. Сначала письмо может содержать два- три простых слова, затем пять- семь. Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно. Кляксы Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное- вы вместе, вы рядом. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что- то. Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите- а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т. д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т. д. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Маленькие дети могут и хотят учиться- это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
Звук й 1. Игра «Воробушек» для уточнения произношения и закрепления звука Дети становятся в круг. Посередине круга сидит ребёнок – воробушек. Дети водят хоровод и поют, а ребёнок, изображающий воробушка, совершает действия согласно тексту. У воробушка головушка болела, Воробушек обеими руками держится за голову и качает ею. Ой, как болела, Ой, как болела! У воробушка спинушка болела, Воробушек держится за спину и раскачивается туловищем. Ой, как болела. Ой, как болела! У воробушка рученька болела, Воробушек берет одну руку в другую и качает больную Ой, как болела, руку. Ой, как болела! У воробушка ноженька болела, Воробушек поглаживает больную ногу. Ой, как болела. Ой, как болела! Уж как стал воробей приседати. Воробей приседает. Ой, приседати, Ой, приседати! Захотел воробей поплясать, Воробей пляшет, а стоящие в кругу дети хлопают в ладо- Ну, поплясать, ши. Ну, поплясати! Методические указания: артикуляция звука й почти такая же, как и при и. Но й произносится коротко и с более сильной струей выдыхаемого воздуха. При произнесении й: а) губы приближены к зубам; б) зубы на расстоянии 2 – 3мм; в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к средней части нёба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха; г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют При закреплении й необходимо использовать такие картинки: скамейка, кофейник, лейка, чайник, воробей, майка, муравей, сарай. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления й « Поймай » Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка – Ты его поймай- ка! * * * « Кто чей? »- Чей ты, чей лесной ручей? - Ничей! - Но откуда ж ты, ручей? - Из ключей! - Ну, а чьи же те ключи? - Ничьи! - Чья березка у ручья? - Ничья! - А ты, девочка, лапушка? - Я мамина, папина и бабушкина! * * * Зеленейся, зеленейся, Наш зеленый сад. Расцветайте, расцветайте, Наши алые цветочки. Поспевайте, поспевайте, Вкусны ягоды, скорей. * * * Падай, падай, падай, снег, Радуй, радуй, радуй всех! * * * * «Первомайский день» Белый листик с цифрой красной! Это значит – выходной! Это – солнечный и ясный Первомайский день весной* * * Хорошо у нас весной! Можно бегать в майке, Можно вечером домой Гнать гусей с лужайки* * * Пахнет хвоей да смолой Старый лес дремучий. Колокольчик удалой Свесился под кручей* * * « Папа, помоги » Мой конь исцарапан, Мой конь без ноги…- Пожалуйста, папа, Коню помоги. * * * Кто в лесу зимой холодной Ходит злой, голодный? ( Волк) * * * Холода не бойся, Сам по пояс мойся. * * * Звук я 2. Игра «Ослик потерялся» для вызывания и уточнения произношения звука Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает им картинку, на которой нарисованы большой и маленький ослики, а затем говорит: «Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: « Иа- иа- иа …» Скажем все вместе, как ослик зовет маму». Дети говорят: « Иа- иа- иа …» Методические указания: особое внимание обратить на детей, плохо произносящий я. Если быстро, но слитно и многократно произносить звуки иа, то получится я. При закреплении я необходимо использовать такие картинки: ягненок, ястреб, ягода, якорь, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея. 3. Игра «Чего не хватает? » для закрепления звука Дети сидят за столами. Воспитатель кладет на стол игрушки: яблоко, ягоды, одеяло, куклу Яшу и предлагает на них посмотреть. Вызванный ребёнок уходит за дверь, а другой в это время прячет одну из игрушек. Вернувшийся должен угадать и назвать, какого предмета на столе не хватает. Методические указания: я обозначает сочетание йа лишь в начале слов( ягода, яблоко) , после гласных( змея) и после разделительных ь и ъ( свинья, объявление) . Если я стоит после согласных, то она служит лишь для обозначения мягкости предшествующего согласного и произносится как а( мяч) . Для проведения игры нельзя брать те предметы, в названия которых я обозначает мягкость предыдущего согласного звука. Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звука « Ягодка по ягодке » Собирала я в лесу ягоду малину. Я домой не донесу полную корзину. Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке – дело подвигается, ягод убавляется… Солнце греет горячо, далека дорога. Не отведать ли еще ягодок немного? Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке, тают, как снежинки, ягодки в корзинке. Закатилось солнышко, показалось донышко, а на донышке видна только ягодка одна. Не идти же с ней домой! Съем ее – и с плеч долой! * * * « Добро за добро » Курочка моя, Умница моя, Вот пшено, водичка. Дай ты мне яичко, Умница моя! * * * Яков – терпеливый маленький садовник – Яблони и груши вырастил в саду. Ягоду малину, ягоду крыжовник. Я на днях учиться к Якову пойду. * * * Ялик с якорем у Яшки, Якорь есть и на тельняшке. Моряк Яшка! * * * Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? ( Ёжику) Звук ю 4. Игра «Споем как птички» для вызывания и уточнения произношения звука Дети сидят за столами. Воспитатель рассказывает, как они летом были в лесу и слушали пение птички: Птички пели так: «Ну- ну- ну…» Давайте, дети, споем как птичка». Вызванные дети говорят: «Ну- ну- ну…». Методические указания: звуки иу надо произносить слитно, повторяя несколько раз, пока не послышит ю. Воспитателю необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые плохо говорят ю. Закрепление звука по картинкам При закреплении ю необходимо использовать также картинки из приложения данной книги: юбка, юла, юрта. 5. Игра «Что мы делаем? » для закрепления звука Воспитатель раздает детям по одной картинке, на которой изображены те или иные действия детей, и говорит им: «Представьте себя, что это вы изображены на картинках, расскажите о том, что вы делаете». Вызванный подходит к столу, показывает картинку всем детям и рассказывает, что он делает. Например: «Я рисую домик», «я стираю платья куклам». Методические указания: раздать картинки надо так, чтобы у мальчика на картинке был изображен мальчик, у девочки – девочка. Воспитатель отбирает только те картинки, где слова- действия оканчиваются на ю( т. е. где ю стоит или после гласной, или после разделительных ь и ъ знаков: я пью, я рисую и др. ) . Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звука Казачья колыбельная песня Спи, младенец мой прекрасный. Баюшки- баю! Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою, Ты ж дремля, закрывши глазки, Баюшки- баю! * * * Юлька, Юленька, Юля! Юлька Юркая была – Усидеть На месте Юлька Ни минуты Не могла! Ну и Юлька! * * * Юрий будет дельным Юнгой корабельным. Юрий любит бури и морской простор. Звук е 6. Игра «Эхо» для вызывания и уточнения произношения звука Воспитатель говорит детям: «Помните, как вы с родителями ходили в лес и кричали «ау», когда кто- нибудь отставал, а эхо тоже нам тихо отвечало «ау». Вот мы сейчас и поиграем с вами в игру «Эхо». Воспитатель ставит детей в два ряда друг против друга у противоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко говорят « иэ », другие, изображающие эхо, тихо повторяют « иэ ». Повторив игру три- четыре раза, дети могут поменяться ролями. Методические указания: воспитателю нужно научить детей звука иэ произносить слитно, чтобы после трехкратного повторения было хорошо слышно е. Закрепление звука по картинкам При закреплении е необходимо использовать такие картинки: ели, ежи, поезд, платье, боец, наездник. 7. Игра «Найди нужную картинку» для закрепления звука Воспитатель заготавливает заранее картинки, на которых нарисованы поезд, платье, боец, ежи, ель, ежевика. Затем показывает детям и просит назвать их. После этого все картинки ставят на доску. Воспитатель говорит: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображенные на этих картинках. Кого я вызову, должен подумать, какого слова не хватает, и добавить его. Например: «Евгений нашел гриб под …» Вы должны сказать предложение полностью: «Евгений нашел гриб под елью». Методические указания: воспитатель заранее составляет предложения: Елена собирает…( ежевику) ; Ева едет на…( поезде) ; На посту стоит…( боец) ; Еве купили новое…( платье) ; Под елью жили( ежи) и т. д. Одно предложение повторяют несколько детей. Можно им дать задание – самим составить предложения по этим картинкам. Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звука « Земляника » У пней, погляди- ка, Растет земляника. За каждой корягой По тысяче ягод: Которые – спелы. Которые – белы, Которые – сладки, Которые – гадки. * * * « Первое мая » Первое мая – солнышко светит, Первое мая – весело детям, Первое мая – на праздник идем, Дружно шагаем и песню поем. * * * Пекли блины румяные, Румяные, горячие. Пекли блины румяные, Румяные, горячие. * * * Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. * * * Еле- еле Лена ела, Есть от лени не хотела. * * * Звук ё 8. Игра «Телефон» для уточнения произношения и закрепления звука Дети садятся на стулья, которые ставятся в один ряд. Воспитатель говорит шепотом первому сидящему ребёнку слово, а он передает дальше. Методические указания: для игры воспитатель берет слова: ёжик, ёлка, водоём. Они должны передаваться шепотом, но без искажения. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда дети передадут последнее слово( водоём) , можно попросить их составить маленькие рассказы про ёжика, ёлку. Закрепление звука по картинкам При закреплении ё необходимо использовать такие картинки: ёлка, ёжик, бельё, ружье, клеёнка, приёмник. Стихи, потешки, скороговорки, загадки для закрепления звука « Стираем » Я и мама, мы вдвоё управляемся с бельё. * * * « После стирки » Я развесила бельё куклино и Мишино, мама вешает моё и ещё братишкино. * * * Идёт ёжик, Спешит ёжик, - Ёжик, ёж, Куда идёшь? Где ты ёжичек, живёшь? Отвечает детям ёж: - Меня под ёлочкой найдешь. * * * У водоёма растет ёлка, У ёлки колкая иголка. Под ёлкой в норке живет ёж, Его руками не возьмешь. * * * Ёлочка, ёлочка В комнате стоит, Огоньками яркими Ёлочка горит. * * * Мохнатенькая, Усатенькая, Ест и пьёт, Песенки поёт. ( Кошка. ) * * * У ёлки иголки колки. Ёлка, ёлка, ёлочка – Колкая иголочка. * * * Звук ш 9. Игра «Лес шумит» для вызывания и уточнения произношения звука Воспитатель вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят « ш- ш- ш …» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ватерок: « ш- ш- ш …». 10. Игра «Шар лопнул» для вызывания и уточнения произношения звука Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки и произнося звук ш. Методические указания: для хорошего произнесения звука ш необходимо следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат; г) посередине языка идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; е) голосовые связки раскрыты, голос не звучит. Картинки для закрепления звука При закреплении звука ш необходимо использовать следующие картинки: шапка, шуба, шишка, шкаф, кошка, машина, мишка, катушка, душ, шалаш, ландыш, карандаш, пушка, калоши, мышь, камыш, шар, шашки. 11. Игра «Тишина» для закрепления звука Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши( такое имя дается любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик( отведенное воспитателем место) . Осаленный должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу( или Мишу) . Методические указания: воспитателю нужно следить за тем, чтобы дети говорили медленно, четко, вполголоса. Если ребёнок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или воспитатель, задав наводящий вопрос: «Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять? » Машей или Мишей выбираются самые ловкие из детей. Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звука «Наша Маша» Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка боброва, Маша черноброва. * * * « Находчивая Маша » У Маши мошка в Кеше. Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошку И накормила кошку. * * * « Мышонок и мыш ь» Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, шуршишь! » Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». * * * « Дети пишут » Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что- то пишет. Отгадай, что пишет Миша? * * * Шила шубку, Сшила юбку! Шила шапку. Сшила тапку! Хороша швея Наташа! * * * Кошка на окошке Штанишки шьет, А мышка в сапожках Избушку метет. * * * Шапка да шубка – вот он наш Мишутка. * * * Пыхтит, как пышка, наш пухлый Мишка. * * * Ша- ша- ша – мама моет малыша, Шу- шу- шу – я письмо пишу. Аш- аш- аш – у Вовы карандаш. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай! * * * Звук ж Игры для вызывания и уточнения произношения звука 1 2. Игры «Мухи в паутине» для вызывания и уточнения произношения звука Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети, изображающие мух, жужжат «ж- ж- ж…», «влетая» в круг и «вылетая» из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, «паутина» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все «мухи» не будут пойманы. 1 3. Игра «Пчелка собирает мед» для вызывания и уточнения произношения звука Часть детей изображает цветы. Воспитатель надевает на голову ребёнка веночек из тех цветов, которые он изображает( одну – ромашки, другую – васильки и т. п. ) . Другие дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. «Пчелки летают» вокруг «цветка» и жужжат «ж- ж- ж…». По сигналу воспитателя они «летят в улей». Затем дети меняются ролями. Методические указания: для хорошего произнесения звука ж необходимо следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат; г) посередине языка идет не сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; д) участвует голос; на это надо обратить внимание детей, указав им, что, когда шумел лес, деревья качались тихо: « ш- ш- ш …», голоса не было слышно, а муха жужжит громко: «ж- ж- ж…». Приложим все руки к горлу, послушаем, как звенит голосок. Дети прикладывают тыльную сторону руки к горлу и говорят «ж- ж- ж…». Картинки для закрепления звука При закреплении звука ж необходимо использовать следующие картинки: жук, жаба, жёлуди, жираф, снежинки, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи, жакет, журавль, жеребёнок, флажок, художник, медвежонок. 1 4. Игра «Жуки» для закрепления звука Дети, изображающие жуков, сидят в своих домиках( на стульях) и говорят: Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу. По сигналу воспитателя «Жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж- ж- ж…». По сигналу: «Дождь» «жуки» летят в домишки( на стулья) . Методические указания: предварительно воспитатель должен разучить текст с детьми. Следить, чтобы они говорили текст четко, чтобы дети- жуки летали медленно, плавно. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления звука. « Ёжик» Ходит ёжик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ёжик. Как же взять его? * * * «Бедный ёжик» Бедный ёжик ёжится, Все ему неможется, Посинела кожица, И скривилась рожица. Мать его тревожится: «Вот забот умножится – Бедный ёжик ёжится». * * * «Кто он? » Жу- жу, жу- жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж всё твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. ( Жук) * * * Жужжит над жимолостью Жук. Тяжёлый на жуке Кожух! * * * Жук упал, и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. * * * Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот. * * * Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. ( Ножницы) * * * Бегут по дорожке Доски да ножки. ( Лыжи) * * * Вот иголки, булавки Выползают из- под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. ( Ёжик) * * * Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легка – и пропала. ( Снежинка) * * * Все как звездочки сквозные, А возьмешь, так водяные. ( Снежинки) * * * Звук ч 1 5. Игра «Поезд» для вызывания и уточнения произношения звука Дети садятся в вагоны( на стулья, поставленные друг за другом) . Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал отхода: «У- у- у…». Поезд поехал. Дети, делая движения руками, произносит «Ч- ч- ч…». Поезд поехал. Дети, делая движения руками, произносят «Ч- ч- ч…» По сигналу воспитателя «Остановка! » поезд останавливается и дети замолкают. Потом выбирается новый машинист и игра продолжается. Методические указания: чтобы дети хорошо произносили звук ч, необходимо следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы на расстоянии 2мм; в) широкий кончик языка ударяется в передний край нёба; г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту; д) если у ребёнка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорит, слитно тш, все, убыстряя темп, пока не получится хороший звук ч. Картинки для закрепления звука При закреплении звука ч необходимо использовать такие картинки: луч, печь, калач, чай, качели, мальчик, пчелка, летчик, мяч, кирпич, ключ, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, чулки, чайник, чемодан, черепаха. 1 6. Игра «Угостим кукол чаем» для закрепления звука Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Любочка ». Затем вызывает ребёнка, предлагая налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребёнок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребёнка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Петя? » Дети отвечают. Затем вызывает продолжать игру другого ребёнка. Примерный перечень предметов для игры: чайник, чашка, чайная ложка, печенье, калач, булочка. Методические указания: воспитатель должен следить, чтобы дети делали не спеша, неторопливо, сопровождая свои действия словами, правильно называя предметы, хорошо произнося звук ч. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления звука Ручеёк Ручеёк, ручеёк, Дай водички на чаёк. Мы чаёк горячий Будем пить на даче. Пить с печеньем, С калачом, И пирог испечём! И, сверкая Под лучами, Засмеялся родничок, Быстро прыгнул С камня в чайник, – Дал водички на чаёк! * * * Мячик Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. * * * Четыре Анюточки, Не устав ни чуточки, Пляшут третьи суточки, Всё под прибауточки: Чок- чок, каблучок. Чуки- чуки- чуки- чок! * * * Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топочут Весело хохочут. * * * Считалочка Чок, чок, каблучок Наскочил на сучок. Оторвался, поломался, Чок, чок, каблучок. У забора старичок, Дам ему я башмачок: «Старичок, старичок, Почини мне каблучок». * * * Загадки Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке( Удочка. ) * * * Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики В тёмные чуланчики – Каждый мальчик В свой чуланчик. ( Перчатки. ) * * * Из горячего колодца Через нос водица льется. ( Чайник. ) * * * Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу – Кода спать, Когда встать, Когда работу начинать. ( Часы. ) * * * Не птичка, а с крыльями. ( Бабочка. ) * * * От цветка к цветку порхает Утомится – отдыхает. ( Бабочка. ) * * * Рос шар бел, дунул ветер – И шар улетел. ( Одуванчик. ) * * * Упадет – подскачет, Ударишь – не плачет! ( Мяч. ) * * * Звук щ 17. Игра «Зоопарк» для вызывания и уточнения произношения звука Дети сидят полукругом или за столами. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы были в зоопарке? Кого вы там видели? » Дети отвечают. «А кто видел змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: « Щ- щ- щ …» Повторим все вместе, как шипят змеи. Дети произносят « Щ- щ- щ …». Потом воспитатель просит по очереди детей повторить эти звуки. Методические указания: чтобы дети хорошо произносили звук щ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы в легкой улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка поднят к альвеолам; г) посередине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; д) если у ребёнка звук щ не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь- ть- шь, получится звук щ. Или при этом же положении органов артикуляции слитно произносить шч. Картинки для закрепления звука При закреплении звука щ используются такие картинки: щегол, уборщица, каменщик, часовщик щенок, щипцы, щука, щетка, ящик, овощи, клещи, ящерица, плющ, лещ, скорая помощь. 18. Игры «Разведчики» для закрепления звука. Воспитатель прячет щетку, щенка, щепку, ящик, плащ и клещи в разных местах комнаты. Пригласив детей и усадив их полукругом, воспитатель говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные предметы( называет, какие) . Для поисков выделяют группу «разведчиков»; каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Если он отыскал и назвал предмет правильно, то получает круглый «значок разведчика». Методические указания: когда «разведчик» принесет предмет и назовет, можно повторить с детьми название предмета хором. А потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в речи. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления звука Щенок такой тщедушный был! Его я щами все кормил, От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Еще бы! Он счастливый рос! Теперь мой щен – шеен, а пёс – Настоящий! * * * Щетки Я вам быстро перечислю, Что я каждой щеткой чищу. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны. * * * Щенки Два щенка щека к щеке Щиплет щетку в уголке. А у щетки половой Палка есть над головой Палка есть над головой. Палка щелк щенков с плеча, Два щенка ушли пища. * * * Щука Плавниками трепеща, И зубаста и тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вкруг леща. * * * Загадка Глазищи, усищи, Хвостище, когтищи, А моется всех чище. Кто это? Кот- котище! * * * Потешки Ты нас, мама, не ищи – Щиплем мы щавель на щи. В роще, травы шевеля, Мы нащиплем щавеля. * * * Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока. * * * Ща- ща- ща – мы несем домой леща. Ащ- ащ- ащ – мы наденем плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи – вот наши вещи. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. * * * Загадка Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. ( Щука. ) * * * Звук л и л, 19. Игра на балалайках для вызывания и уточнения произношения звука Воспитатель говорит детям, что они будут изображать оркестр – играть на балалайках. Затем показывает, как надо играть( левой рукой как бы держит гриф, а правой ударяет по струнам) , и говорит « Ла- ла, ла- ла …». По сигналу воспитателя начинают играть все дети, а потом «солисты». Методические указания: для хорошего произнесения звук а л необходимо следить за правильном положении органов артикуляции: а) губы в улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка прижат к альвеолам( бугоркам за верхними зубами) ; г) участвует голос; положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок; д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызывать у таких детей л межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами( см. игру «Пароход») . Такой звук закрепляется в словах и играх. Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются. 20. Игра «Пароход» для вызывания и уточнения произношения звука Игра проводится с теми детьми, у которых нет звука л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: « Ы- ы- ы …» Повторим все вместе, как гудит пароход. А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: « Ы- ы- ы …». Дети гудят. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Он произносит звук « Ы- ы- ы …», держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Картинки для закрепления звука При закреплении звука л необходимо использовать такие картинки: лопата, лошадь, полка, клоун, флаг, платье, дятел, футбол, лампа, лодка, лыжи, лук, молоток, белка, кукла, платок, стол, стул, пенал, пол. 21. Игра «Лошадки» для закрепления звука Одна половина детей изображает лошадок, другая – кучеров. «Кучера» подходят к стоящим в ряд «лошадкам». Поглаживая их по спине, они говорят: Ну и лошадки – Шерстка гладка, Чисто умыта С головы до копыта, Овса поела И снова – за дело. Дети «запрягают лошадок», говорят «Но- но- но…» и «уезжают». «Лошадки» цокают языком. Затем дети меняются ролями. Методически указания: стихотворение с детьми воспитатель разучивает заранее, следит, чтобы во всех словах дети хорошо говорили л. Кто еще не умеет его говорить, может участвовать в игре, изображая только лошадку. 22. Игра «Пила» для закрепления звука Дети парами, взявшись руками крест- накрест, «пилят» дрова и говорят: Запилила пила, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала. Образовав новые пары, дети продолжают игру. Методические указания: стихотворение разучивается заранее. Воспитатель следит, чтобы дети говорили громко, четко, сочетая слова с движениями рук. Картинки для закрепления звука л, При закреплении звука л, необходимо использовать картинки: лимон, хлеб, пальто, павлин, лев, лиса, лист, лейка, слива, апельсин, шляпа, цыпленок, вафли, домашние туфли, соль, телефон. 23. Игра «Ответь на вопросы» для закрепления звука л, Воспитатель заготавливает для игры картинки, в названии которых имеется звук л, : лев, лента, лейка, лестница, самолет, лимон, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т. д. , и раскладывает их на столе рисунков вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, например из чего поливают цветы, а ребёнок дает полный ответ( «Цветы поливают из лейки») , разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям. Методические указания: воспитателю надо следить, чтобы дети давали полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в обувную мастерскую? » Ответ: «В обувную мастерскую принесли чинить туфли». «Что купила мама в обувном магазине? » Ответ: «мама купила в обувном магазине туфли». Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления звуков л и л, Ла- ла, ла- ла, ла- ла- ла, Мила в лодочке плыла. Ло- ло, ло- ло, ло- ло- ло, Светит солнышко тепло. Лу- лу, лу- лу, лу- лу- лу, Рада Милочка теплу. Лы- лы, лы- лы, лы- лы- лы, Песни Милочки слышны. Клава в лодочке сидела, Вместе с Милой песни пела. * * * Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла, Миле в глаз попало мыло. Что ты плачешь наша Мила? Я выплакиваю мыло! * * * Леночка искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. * * * Все бело, бело, бело, Много снегу намело. Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки! * * * Мышка Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало. * * * Потешка У ёлки иголки колки, Ёлка, ёлка, ёлочка, Колкая иголочка. * * * Загадки Вот иголки и булавки Выползают из- под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. ( Ёжик. ) * * * Лежало одеяло, Мягкое, белое. Солнце напекло. Одеяло утекло. ( Снег. ) * * * Кто меня тронет Тот заплачет. ( Лук. ) * * * Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. ( Лук. ) * * * Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. ( Лед. ) * * * Кто на себе свой дом носит? ( Улитка. ) * * * Зимой и летом одним цветом. ( Ёлка. ) * * * Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? ( Волк. ) * * * Толстый тонкого побьет – Тонкий что- нибудь прибьет. ( Молоток и гвоздь. ) * * * Летом папа наш привез В белом ящике мороз. А теперь мороз седой У нас летом и зимой Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. ( Холодильник. ) Н. Шевляков. * * * Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. ( Бульдозер. ) * * * В сосне дупло, В дупле тепло. А кто в дупле Живет в тепле? ( Белка. ) * * * Крыльями машет, А улететь не может. ( Мельница. ) * * * Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. ( Иголка. ) * * * Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой. ( Дятел. ) * * * Ло- ло- ло – на улице тепло. Лу- лу- лу – стол стоит в углу. Ул- ул- ул – у нас сломался стул. Оль- оль- оль – мы купили соль. У елки иголки колки. Иголка, иголка, ты остра и колка. На мели мы налима ловили. В уголок Аленка села, А Аленки много дела. Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила. Галка села на палку. Наш Полкан попал в капкан. Клала Клава в лук на полку, Кликнула к себе Николку. * * * Скороговорка Мы ели- ели Линьков у ели… Их еле- еле У ели доели! * * * Звук р и р, 24. Игра «Лошадки» для вызывания и уточнения произношения звука р Дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие – лошадки. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые «наездником». По сигналу воспитателя «Наездник» останавливает «лошадок», говоря « Тр- тр- тр …». Потом дети меняются ролями. Методические указания: для хорошего произнесения звука р необходимо следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы находятся в положении следующего гласного; б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров; в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует; г) посередине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту. 25. Игра «Буря» для выработки р проторного Дети делятся на две группы: одна изображает бурю, другая – лес. Дети, изображающие бурю( участвуют те, у кого нет звука р) , садятся на стульчики, открывают рот, поднимают широкий кончик языка за верхние зубы( но не прижимают его к нёбу) и по сигналу воспитателя громко говорят « З- з- з …»( подражая вою ветра) . Произнося з при описанном выше положении языка, мы получаем звук р проторное. Дети, изображающие лес, сидят напротив. Когда начинается «буря» они качают поднятыми вверх руками, как деревья ветвями во время сильного ветра. По сигналу воспитателя «Буря кончилась! » одни дети замолкают, другие опускают руки. Методические указания: если у ребёнка не получается звук р, то воспитателю надо добиться звука р проторного. При р проторном( т. е. без вибрации) : а) губы находятся в положении следующего гласного; б) зубы на расстоянии 1, 5 – 2см; в) передний края языка поднят к альвеолам; при таком положении языка длительно произносится звук з; г) посередине языка идет сильная воздушная струя; такой звук р проторное мы закрепляем в словах, фразах и вводим в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончика языка. 26. Игра на балалайках( для выработки кончика языка) – для вызывания и уточнения произношения звука р Дети изображают оркестр( участвуют те, у кого нет звука р) . Они садятся на стульчики( лучше перед зеркалом) . Воспитатель предлагает детям открыть рот, широкий язык поднять за верхние зубы и говорить « Дзын- дзын- дзын …», не закрывая рта и не опуская языка, производить в это время колебательные движения под языком указательным пальцем от одного угла рта к другому, все, убыстряя темп движения, пока не послышится рокот( предварительно необходимо тщательно вымыть руки) . Методические указания: для того чтобы получить вибрацию кончика языка, необходимую для звука р, делаются следующие упражнения: ребёнок произносит р, делаются следующие упражнения: ребёнок произносит р проторное, производя в это время чистые колебательные движения от одного угла рта к другому выпрямленным указательным пальцем или плоской ручкой чайной ложки, подложенной под кончик языка. Будет слышаться рокот, необходимый для хорошего произнесения звука р. Постепенно кончик языка начинает вибрировать без помощи пальца или чайной ложки. Картинки для закрепления звука р При закреплении звука р необходимо использовать такие картинки: рак, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, рыба, ручка, роза, ракета, груша, ведро, пароход, Буратино, шар, сыр, забор, мухомор. 27. Игра «Вороны» для закрепления звука р Дети делятся на три группы: одна – изображающая елочку – становится в круг и, опустив руки, говорит: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; вторая – изображающая ворон – прыгает в круг и каркает «Кар- кар- кар…». Первая группы детей говорит: «Из- за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа( в кругу) : «Кар- кар- кар…! » Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают! » В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием « Р- р- р …» гонится за «воронами», которые «улетают» в свое «гнездо»( заранее отведенное место) . Пойманные становятся «собаками». Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две- три самые ловкие «вороны». Потом дети меняются ролями и продолжают игру. Методические указания: текст разучивается с детьми заранее. Надо следить, чтобы дети говорили громко, четко, с выражением. Картинки для закрепления звука р, При закреплении звука р, можно использовать следующие картинки: рюмка, рюкзак, береза, варежки, ремень. редиска, репа, река, крючок, гриб, матрешка, варежка, дверь, фонарь, гиря, три. 28. Игра «Соблюдай порядок» для закрепления звука р, Дети сидят полукругом. В центре полукруга стоит стол воспитателя, на котором положены в ряд три- четыре предмета, в названии которых имеется звук р, . Вызванный ребёнок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память по порядку называет стоящие на нем предметы. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на них. Потом вызываются другие дети и меняется порядок предметов. А при повторении игры они по одному заменяются. Методические указания: для игры подбираются следующие предметы: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резинка, пряжка, гриб, варежки и др. Повторяя игру, можно давать для запоминания пять- шесть предметов. Называть предметы дети должны громко, четко. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления звуков р и р, Трубач Труба трубит, труба поет, Идет по улице народ. Трубач трубит в трубу не зря: Сегодня праздник Октября! * * * В зоопарке Рано, рано мы встаем, Громко сторожа зовем. Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей. Вышел сторож из сторожки, Подметает он дорожки. Курит трубку у ворот, Нам обедать не дает. * * * Ружье, заряженное пробкой, Ерш подарил рыбешек робкой. С тех пор драчливый черный рак Не затевает с нею драк. * * * Маляр Красить комнаты пора – Пригласили маляра. Он приходит в новый дом С яркой краской и ведром. * * * На картонке три картинки: На одной картинке – кот, На другой картинке – кринка. А на третьей, на картинке – Хитрый кот из красной кринки Молоко лакает – пьет. * * * Куры Солнце светит на гое, Ходят куры на дворе – Пестрые, приглядные, Перышки нарядные. * * * Красное коромысло Над рекой повисло. ( Радуга. ) * * * Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. ( Река. ) * * * Крылья есть, да не лает, Ног нет, да не догонишь. ( Рыба. ) * * * Кто на свете всех сильнее? ( Муравьи. ) * * * Два брата пошли в реку купаться. ( Ведра на коромысле. ) * * * Девица в темнице, А коса на улице. ( Морковь. ) * * * Не гром, а гремит, Но тем знаменит. ( Барабан. ) * * * Непоседа птица эта – Одного с березой цвета. ( Сорока. ) * * * На окошке пруд, В нём рыбки живут. ( Аквариум. ) * * * Не зверь, не птица, А нос, как спица. ( Комар. ) * * * Одной ручкой – всех встречает, Другой ручкой – провожает. ( Дверь. ) * * * Скороговорка Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. * * * В реке большая драка – Поссорились два …( рака) Р. Сеф. * * * В этой речке утром рано Утонули два …( барана) С. Михалков Эй, цыпленок, Где твой дом? - Он у мамы Под…( крылом) . Т. Волжина* * * 29. Игра «Когда это бывает? » игра для развития речевого дыхания Воспитатель вешает на доску картины, изображающие четыре года( зиму, весну, лето, осень) . Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные явления того или другого времени года( «Дети лепят снежную бабу», «Дети вешают скворечники», «Дети собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д. ) . Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов. Воспитатель дает детям по одной картинке и по очереди вызывает их. Они подходят к столу, показывают ему свою картинку и дают ответ на вопрос, поставленный воспитателем. Например, на картине изображены купающиеся в реке дети. На вопрос: «Когда купаются дети в реке? » – ребёнок отвечает: «Дети купаются в реке летом». После этого он кладет ее в карман большой картины, на которой изображено лото. Так ребёнок определяет, к какому времени года относится картинка. Методические указания: до начала проведения игры воспитатель объясняет детям, что мы говорим слитно( т. е. на одном выходе произносим сразу 4 – 5 слов) , а не отрывисто( т. е. не отделяем одно слово от другого паузами) . Показывая картинку, воспитатель сам слитно говорит, что на ней изображено( например, мальчик и девочка играют в мяч) , объясняет в то же время детям, что, отвечая на вопросы, они должны также говорить слитно всю фразу, как это сделал он сам. Если ребёнок не может так произнести фразу, то воспитатель повторяет ее еще раз, а затем говорит вместе с ребёнком. Маленькие картинки надо подбирать так, чтобы ответ ребёнка состоял из 4 – 5 слов. 30. Игра «Найди игрушку» для развития слухового внимания Дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Один ребёнок уходит из комнаты или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого- нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора! » водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладошки. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если удаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок. 31. Игра «Гудок» для развития и регулирования силы голоса Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Методические указания: сначала игру показывает сам воспитатель, затем вызывают двоих детей, которые изображают гудок вместе с ним, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа. 32. Игра «Определи место игрушки» для развития речевого дыхания Воспитатель раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки( машина, пирамидка, мяч, мишка, кукла и др. ) . Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамидка? » Ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамидка стоит между машиной и мячом». После двух- трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими. Методические указания: перед проведением игры воспитатель напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, слитно, т. е. не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопросы надо слитно, полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и машиной». 33. Игра «Кто внимательный? » для развития слухового внимания Дети сидят в три ряда напротив стола воспитателя. Первый ряд на расстоянии 3 – 4м. На столе лежат различные игрушки. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину». Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий – второго, первый – третьего. Методические указания: воспитателю надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания давать короткие и простые. Постепенно расстояние от первого ряда до стола воспитателя увеличивается до 5 – 6м. 3 4. Игра «Летает – не летает» для развития слухового внимания и выдержки Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть предмет, и говорить слово «летает», например: голубь летает, самолет летает и т. д. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку. Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант. Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали- поехали», затем воспитатель называет предметы: «Галка летает? »– и поднимает руку. Дети отвечают: «Летает» – и тоже поднимают руку. «Дом летает? » – говорит воспитатель и поднимает руку. Дети молчат. У многих детей в начале игры рука непроизвольно, в силу подражания, поднимается. Но в этом и заключается смысл игры: своевременно удержаться и не поднять руку, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры разыгрывается. 35. Игра « Семья» – на развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поезде семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д. Как только роль в рассказе названа, ребёнок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать – становится за стулом и ждет, пока его роль не будет названа еще раз. Если он будет внимательным и, когда назовут его роль, кивает головой, он может садиться на место. Вначале нужно рассказывать медленно, в нужном случае делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказ читать более быстро и одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребёнок должен быть особенно внимательным. Примечание: по типу этой игры можно проводить и такие игры: детям даются названия различных цветов, фруктов. В рассказ включаются их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, могут покружиться и т. д. 36. Игра «И я! » на развитие слухового внимания, гибкости мышления, воспитание выдержки и чувства юмора. Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду рассказывать вам какую- нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, произносить их не надо. Кто произнесет, тот заплатит фант». Воспитатель рассказывает: «Иду я однажды к реке…» Дети: «И я», – «Рву цветы, ягоды – «И я. – «По дороге попадается мне наседка с цыплятами»( молчат) . – Они клюют зернышки. ( Молчат) – Гуляют на зеленой полянке. – И я. – Вдруг налетел коршун( молчат) . – Цыплята и наседка испугались. ( Молчат) – И убе- жали. – И я». Если кто- нибудь не во время произносит слова «и я», это вызовет смех у детей, а ребёнок, поспешивший с ответом, заплатит фант. Когда дети поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего в игре. 37. Игра « Медведь на пчельнике» для упражнения в модулировании голоса по высоте тона Воспитатель рассаживает детей перед собой в два ряда( два «улья») и объясняет правила игры: «Дети, мы будем играть в игру «Медведь на пчельнике». Вы будете пчелы, я – ведущий в игре, кто- нибудь из ребят – медведь, который пришел на пчельник. Я буду задавать вопросы. Первый улей будет отвечать на эти вопросы сначала по моей подсказке, а потом, когда запомнит ответы, без всякой подсказки. Второй улей будет переспрашивать. Например, я говорю: «Кто пришел на пчельник? » Первый ряд хором отвечает: «Пришел медведь? » И т. д. 1- я рад 2- й ряд- Пришел медведь. – Пришел медведь? Воспитатель. - И что же он стал делать? - И стал реветь. – И стал реветь? - О чем же он ревет? - Просит меду. – Просит меду? - Много ли надо? - Целую колоду. – Целую колоду? - А пчел он боится? - Пчел не боится. – Пчел не боится? - Почему он такой храбрый? - Хочет подружиться. – Хочет подружиться? - Пчелки, пчелки, что скажем медведю? Пчелы вылезают из ульев и направляются в «Мишкин» лес за медом: « З- з- з- з- з …» Игра повторяется, дети меняются местами, чтобы тренироваться в произнесении вопросительной( более высокой по тону) и повествовательной интонаций. Воспитатель прислушивается, правильно ли получается соответствующая интонация у каждого ребёнка, и в случае необходимости тренирует его индивидуально. Как звучит слово? 38. Игра «Вспомним разные слова» Цель: упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; развивать слуховое восприятие и внимание. Проведение: дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен вспомнить какое- нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к следующему ребёнку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их число, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот кто, не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходят из круга. 39. Игра «Стоп! Палочка, остановись! » Цель: упражнять в подборе к названному существительному слов- прилагательных и глаголов. Проведение: дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему – своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать? » – спрашивает воспитатель. Кто- то из детей( возможна и предварительная договоренность) предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок( подбор слов- прилагательных) . Воспитатель вручает палочку кому- либо из детей, тот называет первое слово( например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый. Если кто- либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись! » Этот ребёнок должен выйти из круга. Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать»( подбор слов- глаголов) . Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному( по разному! ) слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т. д. Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки. Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова( какой котенок и что он может делать) , чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат. В следующий раз дети могут подобрать кличку котенок( подбор слов- существительных) . Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб. 40. Игра «Что звучит вокруг нас? » Цель: упражнять в четком произношении слов- предметов из окружающей обстановки. Материал: предметы, находящиеся в групповой комнате. Проведение: воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: «Вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они по- разному звучат в стихотворении А. Барто «Игра в слова»: Скажи погромче Слово «гром» – Грохочет слово, Словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат» – И сразу мыши Зашуршат. Скажи: «Кукушка на суку» – Тебе послышится: «Ку- ку». А скажешь слово «Листопад» – И листья падают. Летят, И, словно наяву, Ты видишь осень: Желтый сад И мокрую траву. Скажи «родник – И вот возник. Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом( Ключ от дверей тут ни при чем! ) … Слова бывают разные – Хорошие, простые, Слова бывают праздные – Ненужные, пустые. Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные, вслушайтесь в слова: ззоонт, шшааррффии. жжуук, рраак. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. ( Дети повторяют. ) Еще раз повторите. А теперь произнесите слово машина без меня так, чтобы все звуки слышались в нем очень ясно. ( Дети стараются произнести. ) А какие слова предложите вы? Как они звучат? ( Несколько ребят говорят по одному слову. ) Много слов «спрятано» вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат; посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла такое слова – машина, послушайте, как оно звучит: ммаашшииннаа. Повтори, Рамиля, так же. ( Девочка повторяет. ) Хорошо звучит и у тебя это, слово ммаашшииннаа. А теперь найди свое слово». «Карандаш» – говорит девочка. «Очень удачное слов, толь произнеси его яснее и сам послушай, когда будешь произносить, как оно звучит». « Каарранндаашш ». «А кто из вас, дети, сумеет произнести слово Рамили еще яснее, чтобы все звуки хорошо слышались? ( Повторяют. ) «Молодцы. А вы, какое слово нашли, скажи его». ( Дети произносят слова. ) . А теперь пусть каждый из вас назовет по одному слову, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит. 41. Игра «Подумай и скажи» Цель: учить детей подбирать слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию. Материал: игрушки( птичка, мишка, зайка) . Проведение: воспитатель обращается к детям: «Мы научились с вами, дети находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по- разному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже? Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать, похоже звучащие слова. Вначале к слову птичка. Кто уже догадался? ( Ребёнок добавляет «Синичка». ) Что же получится? Произнеси сразу два слова. ( «Птичка- синичка». ) Хорошо. Кто другое слово предложит? ( «Певичка. Невеличка») Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат, похоже. Послушайте еще раз: птичка- синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д. Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сыни шка. Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка. 42. Игра «Найди себе пару» Цель: учить детей подбирать слова- рифмы. Проведение: воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: «Каждый должен найти себе пару. Для этого кто- нибудь, например Сережа, скажет слов, а кто- то из вас отзовется похожим словом. Если Сережа скажет Петрушка, то парой будет тот, кто отзовется пеструшка. Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть». Воспитатель вызывает кого- нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару. Второй этап игры заключается в том, что уже составленные пары подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, похожие по звучанию слова( например, песок – носок, шина – машина и т. д. ) , но на этот раз первое слово говорит тот, кто раньше подбирал рифму. 43. Игра «Найду тебя по имени» Цель: учить детей в подборе рифмующихся имен. Проведение: игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо слов, выбираемых произвольно, дети громко, отчетливо называют свое имя, и откливаются им ребята, чье имя, похоже( рифмуется) с названным. Например, Юра – Шура, Майя – Рая, Тая и т. д.