a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Логопедический проект « Путешествие в страну Живых слов » Реализация проекта осуществляется с января 2015г на базе логопедической группы МБДОУ № 184 г Иваново логопедом Безруковой С.А.

Автор: Ровенкова Надежда Геннадьевна Опубликовано: 2015-11-30 22:16:47

Документы для скачивания

Задачи: 

• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;  • Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;  • Развитие языкового чутья.  • Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей  • Формирование у детей интереса к родному языку. 

Содержание работы: 

Работа с детьми • Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;  • Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.  Работа с семьей  • Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей  • Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»  • Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) 

Работа с педагогами • Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;  • Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении 

Практический результат проекта  • Создание коллективной копилки словарей:  - «Упрямые слова» (неизменяемые )  - «Слова-друзья» (синонимы)  - «Слова наоборот» (антонимы)  - «Слова-близнецы» (паронимы)  • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок  • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации 

Конспект открытого занятия

по развитию речи

в подготовительной группе ОНР № 8 на тему:

"Неизменяемые слова"

 

Вид занятия: фронтальное занятие по развитию речи.

Тема занятия: "Неизменяемые существительные"

Цель занятия: 1) развивать интерес к родному язык, 2) обогащать словарь неизменяемыми существительными, 3) систематизировать знания детей о звуках, словах, предложениях, 4) учить детей самостоятельно давать характеристику звукам, 5) учить детей согласовывать неизменяемые существительные с числительными.

Продолжительность занятия: 30 минут

Ход занятия.

1 этап. Организационный момент.

Дети встают около своих стульев, слушают запись детской песенки ("Радионяня", "Занимательная грамматика: неизменяемые слова")

- Смешная песенка. Правда, ребята?

- А вы услышали неправильные слова в шуточной песенке? Хорошо.

-Но мы с вами знаем, что эти слова проговариваются всегда одинаково - это неизменимые слова.

- Сейчас сядет тот, кто назовет неизменяемое слово.

- Молодцы.

Дети садятся на свои места.

2 этап. Постановка цели.

- Сегодня мы будем повторять неизменяемые слова.

3 этап. Д/и "Смотри внимательно и называй"

На экране появляются картинки (слайд 1)

- Называйте картинки.

Дети по мере появления картинок называют их: метро, кенгуру, пальто, какао, такси, шимпанзе, какаду.

4 этап. Д/и "Отгадай, что спряталось?"

На экране слайд 1.

- А сейчас запомните эти картинки.

- Потом назовите те картинки, которые спрятались.

На экране слайды 2, 3, 4.

5 этап. Д/и "Подбери слово"

- Посмотрите, у вас на столах картинки. Переверните их. Эти картинки помогут вам  игре "Подбери слово".

- Я вам говорю начало предложения, а закончить предложение нужно с помощью картинки, которая подходит по смыслу.

6 этап. Определение места звука в словах.

- Ребята, скажите. А вы все звуки знаете?

- А где слышатся звуки в ловах?

- Вот сейчас будем слушать звуки в неизменяемых ловах.

- Возьмите карточки и квадраты. Я вам говорю слово и звук, который нужно искать в этом слове.

- Берете нужный квадрат и ставите в нужное место.

Слайды 5 - 10.

Звук И - кино, такси.

Звук У - какаду.

Звук Н - домино.

Звук Т - такси, пальто.

7 этап. Физминутка.

Презентация + песенка "Бом - бом".

8 этап. Звуко-слоговой анализ слова "КИНО".

 - А сейчас такое упражнение. Нужно составить схему слова "КИНО".

Дети составляют схему, проверяют вслух (на экране слайд).

9 этап. Д/и "Считай правильно".

- А считать вы умеете? тогда поиграем в игру "считай правильно".

На экране - слайд.

Какаду - 5, кенгуру - 4, шимпанзе - 3, пальто - 4, такси - 3, пианино - 5.

10 этап. "Незнайка".

Приходит Незнайка, рассказывает историю, дети исправляют ошибки в рассказе.

"Послушайте, как я ездил в зоопарк. Встал я утром рано, выпил КАКАВУ. На улице было холодно. Я решил пойти в теплом ПАЛЬТЕ и повязать на шею КАШНУ. Вышел я на улицу. Пешком до МЕТРА идти неохота. Тогда я вызвал ТАКСЮ. Когда мы ехали, водитель включил РАДИВУ. Там играла веселая мелодия. Наверное музыкант играл эту мелодию на ПИАНИНЕ. Наконец, я добрался до зоопарка. Мне было интересно увидеть всех зверей. Но особенно мне понравилась КЕНГУРА. А еще было весело наблюдать, как ШИМПАНЗЫ играли друг с другом. Ребята, я вам тоже советую побывать в зоопарке".

10 этап. Итог занятия.

Дети слушают "правильную" песенку ("Радионяня").

Презентация "Неизменяемые существительные"

 

Всем хорошо известно, что ребёнок лучше воспримет информацию, если кроме слухового канала будет задействован также зрительный. Поэтому к теме "Неизменяемые слова" была сделана презентация, где показан ряд картинок, названия которых не изменяются по родам, числам и падежам. Чаще всего это - иностранные слова, которые закрепились в нашей речи. С детьми мы выясняли, что эти слова пришли из другого языка, и, "поскольку у нас в стране в основном холодно", они "замёрзли", "заледенели" и не могут менять свою форму. Пробуем определить откуда какие из данных слов пришли. Запоминаем эти слова.

 

Практикум для родителей

 

Какие слова в русском языке не изменяются?

В русском языке есть неизменяемые слова. Это такие слова, у которых нет форм.

Прежде всего следует назвать междометия и служебные слова: предлоги, союзы и частицы. Из самостоятельных частей речи не изменяются наречия и деепричастия.

 Не путай:

Гласные в конце наречий и деепричастий не окончания, а суффиксы. У наречий и деепричастий окончаний не бывает.

Примеры наречий:

хорошо, плохо, слева, прямо, направо.   Примеры деепричастий:

гуляя, читая, думая, любя, зная, смотря. 

 

Примечание:

Если ты учишься по учебнику авторов, которые выделяют часть речи: категория состояния, то и эти слова неизменяемые. Подробнее о словах категории состояния см.: Как устроен наш язык. Глава 15. Морфология. Категория состояния. 

Особого внимания заслуживают несклоняемые существительные и прилагательные. Это небольшие группы слов. Все они иностранцы, т.е. заимствованные слова. Хотя они используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не по-русски: не изменяются, как другие существительные и прилагательные.

Примеры неизменяемых существительных:

метро, пальто, кашне, фортепьяно, шимпанзе, Токио.

Примеры неизменяемых прилагательных:

беж, меланж, хаки, мини, макси. 

Поскольку такие существительные и прилагательные не изменяются, то окончаний у них нет, гласные в конце слов относятся к основе.

Неизменяемые слова — это слова, не имеющие грамматических форм словоизменения.Т.е. они не имеют окончаний и всегда употребляются в одной и той же форме.

 

К ним относятся

 

1) все служебные слова:

  • предлоги: под, в, на, между;
  • частицы: разве, не, лишь;
  • союзы: но, чтобы, если;

2) междометия: ура, ах, ух;

 

3) звукоподражательные слова: гав-гав, мяу, га-га-га;

 

4) наречия: вдруг, туда, по-братски, красивее;

 

5) деепричастия: читая, сидя, приняв;

 

6) несклоняемые прилагательные — слова типа бордо (цвет), хаки(коричневато-зеленый, так называемый защитный цвет), электрик(голубовато-синий цвет), клёш, беж (цвет), индиго (цвет, а также характеристика личности: дети индиго), масака ( темно-красный с синеватым отливом цвет), коми (последнее употребляется и как существительное: ср. язык коми и коми как представитель национальности);

 

7) притяжательные местоимения его, её, их. Эти местоимения обозначают принадлежность: книга (чья?) её (в предложении является определением). Не следует их путать с личными местоимениями в род., вин. падеже: он — его, она — её, оно — его, они — ихвижу (кого?) её — личное местоимение (в предложении является дополнением);

 

8) несклоняемые существительные: кофе, пальто, антраша, рагу, Тбилиси, Кармен, МГУ;

 

9) инфинитивы (неопределённые формы глагола): читать, сидеть, принять;

 

10) прилагательные в форме простой сравнительной степени (т.е. с суффиксами -ее, -ей, -же, -ше, -е): быстрее, лучше, легче, хуже.

 

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
  2.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём...

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

  1. Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это... (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

- Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

- Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

  1. « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

  1. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

  1. сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый(воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было многоприятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-тоневесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать),хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

 

СИНОНИМЫ

ЗАДАНИЕ 1. 1. Кто летает? (Перечисли.) Кто порхает? Кто парит? 2. Кто скачет? Кто прыгает? 8. Кто кричит? Кто горланит? Кто ревет?

ПОКАЖИТЕ: как идут, ... шагают, ... ковыляют? Вывод: Синонимы обозначают в принципе одно и тоже явление, но с разными оттенками. Кричать — значит повышать громкость голоса, когда в этом есть необходимость. У слова горланить другой оттенок: гор­ланить — значит кричать с удовольствием, весело, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Вопить — выражать свои эмоции громко (обычно к неудовольствию окружающих). Слова вопить, орать потребляются, как правило, при негативной оценке того, кто повышает голос.

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать) Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-•. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь. Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се­годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода­ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

АНТОНИМЫ

Объяснить понятие «антоним» — слово, противо­положное по значению. Пример: возьмем существитель­ное слон. Один из признаков слона — большой размер. Мы можем выразить это прилагательным большой. Возьмем существительное мышонок. Прилагательное, которое выражает признак этого существительного (раз­мер), — маленький. Слон большой — мышонок маленький. Большой и маленький — это антонимы, то есть понятия, противоположные друг другу по значе­нию. Однако существительные слон и мышонок анто­нимами не являются. Дело в том, что у слов-антони­мов должен быть противопоставлен какой-то один, самый главный признак. Понятия большой и малёнький обозначают один и тот же признак, а именно раз­мер (только разный размер). Понятия злой — добрый обозначают тоже один признак — добрый человек или злой. Ведь злой — значит недобрый, а добрый — значит незлой. Понятно? Слона и мышонка нельзя противопоставить (то есть сравнить) по одному признаку, Они разные во всем: по размеру, по внешнему виду, по характеру, живут в разных странах и т. д. Итак, нужно запомнить: слова-антонимы противопоставлены по одному признаку.

ЗАДАНИЕ 1. Назови антоним. Учитель называет слово и кидает мяч, ребенок до жен назвать антоним. У детей, которые не назвали слово, можно собирать фанты, фишки и пр.

ЗАДАНИЕ 2. Какие понятия противопоставлены в этих поговорках? Выпиши в тетрадь антонимы.

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Плохое начало не к доброму концу.
  • Малое слово большую обиду творит.
  • Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай.
  • Кто дела не боится, того и лень сторонится.
  • Умел оши­баться — умей и поправиться.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Дело мастера боится.

 

 

Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив, т. е. актуализация, проходит ступенчато.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей. [2, C. 47-66]

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у детей словарь. А особенно обратить внимание на формирование и развитие, как активного, так и пассивного словаря, включая словарь антонимов.

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется:

— Речевой образец;

— Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

— Объяснение происхождения слова;

— Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

— Договаривание слов, недосказанных воспитателем;

— Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов.

На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова – звука.

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. [1, 3, 4]

Вот некоторые из видов таких упражнений:

• «Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

— Придумайте предложения со словом «крепкий».

— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

• Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

• Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

• Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

• «Сравни! »

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

• Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

• Игра «Антонимы»

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом. (длинный) .

Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .

Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .

Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .

Лето далеко, зима. (близко) .

В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов. Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы, на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

Список использованной литературы

 

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             "Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

 - Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

 " Веселые автомобили".

( Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

            Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч".

 

Покатился                                    под ворота

   В огород,                                       Добежал

  Докатился                                     До поворота

  До ворот,                                        Там попал

  Подкатился                                   под колесо ...."

  " Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

                          Круглое и яркое,

                          дарит всем тепло.

                          Встало утром рано,

                          По небу пошло.

                          Закатилось&

Оставить комментарий: