«Мордовские узоры» (Занятие в старшей группе) 2015-2016 учебный год.
Задачи:
«Познание»: Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.
«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).
«Художественное творчество» Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
«Коммуникация»: Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.
Материал и оборудование: выставка книг мордовского народного искусства, выставка рисунков детей, кукла в национальном костюме, образцы элементов мордовской вышивки, заготовки для индивидуальной работы, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия:
- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной? (ответы детей)
-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – Мордовия.
Ты моя Родина, край мой Мордовия! В жизни опора, любовь и судьба. Мокша и эрьзя, русские братья… Мы твои дети, славим тебя!
- Посмотрите – это флаг и герб Республики Мордовия. Кто мне напомнит - из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)
-Правильно, белый цвет означает мудрость; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.
- Теперь вспомните столицу нашей республики, столицу Мордовии? (Саранск)
- Молодцы, ребята!
- Как прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь голубого неба с белыми облаками, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.
- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.
Мордовский край! Родимая Отчизна! Мне близок к сердцу каждый уголок, И пенье птиц, и щебет соловьиный, Краса полей и широта лесов.
В России средь березовых просторов, Полянка есть – Мордовия моя. Она – как песня матери, С которой за горы уходил и за моря.
- Земли есть и красивей – Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной.
Мордовия моя – леса и пашни, Цветов и птиц привольная страна, Ужели стороны родимой краше На свете есть другая сторона.
- На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва: мокша и эрзя, татары и другие народы.
- У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).
- И мордовские женщины издавна гордятся своим национальным костюмом. Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм. (Выставляется кукла в мордовском национальном костюме)
- Это рубашка, по - мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная и черная)
- Обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах.
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек)
- А чем подвязывается рубашка? (поясом)
- Верно, рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.
-А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.
- Что завязывали мордовские женщины на голову? (платок)
- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки.
- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.
- Подойдите ко мне и поближе рассмотрите мордовский костюм.
(дети рассматривают костюм, воспитатель отвечает на их вопросы)
- А теперь давайте немного отдохнём.
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
- Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете орнаментом мордовский костюм. Приглашаю вас в мастерскую мордовских художников.
(выставляются образцы)
-Вспомните, какие цвета используются в мордовском орнаменте? (красный, черный)
- Где в мордовском наряде расположен орнамент? (Около горловины рубахи, на рукавах, внизу рубахи)
- Правильно, наши предки считали, что это защищает хозяина одежды от всего плохого.
- Какие элементы узора вы знаете? (крест, ромб, галочка)
-Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, ритмично располагая их.
(воспитатель напоминает способы рисования элементов мордовских узоров)
- Также хочу познакомить вас с новыми элементами – «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
(воспитатель показывает способы рисования)
-У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. А сейчас каждый из вас придумает свой узор для мордовского костюма. (Убираю образцы).
Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.
(В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Также подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно и старается.)
- Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы. (выставляются работы детей)
- Какие цвета и элементы вы использовали? (ответы детей)
- Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)
- Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера. Молодцы!