Занятие " Моя родина Алтай"
МКДОУ детский сад – «Березка»
Конспект ООД
по социально – коммуникативному
развитию в подготовительной группе.
«МОЯ РОДИНА - АЛТАЙ»
Воспитатель: Почечуева И.В.
Виды детской деятельности: познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, музыкальное.
Задачи:
- Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края.
- Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.
- Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.
Словарь: кокошник, ухват, чугунок, прялка, ухват, сковородник.
Наглядные пособия:
- предметы быта (ухват, корзинка, чугунок, прялка, солонка, лапоть);
- презентация «Моя родина – Алтай»;
- кассета с записью русской народной песни, песни «Россия»
Ход занятия
Ксюша Глотова и Катя Григорьева поют 1й куплет песни «Россия».
На мелодию 2го куплета читаю стихотворение Л Дайнеко:
У каждого листочка, У каждого ручья Есть главное на свете, Есть Родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей. Для беленькой березки, Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек у ручья. У каждого на свете есть Родина своя.
Беседа о том, где мы живём. (Глобус, карта Алтайского края) Это карта нашего края. (Рассматривание и беседа )
- Сегодня наш рассказ об Алтае . 76 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай?.. Дети хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским?
Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..
Много лет прошло с тех пор.
Дети читают стихотворение М. Юдалевича “Алтай”
Ксюша Г. Что такое Алтай? Вы спросите об этом геолога. Вам геолог расскажет, Геолог расскажет про золото. От забытых веков, С незапамятных пор Это край золотых, Край невиданной щедрости гор.
Влад М. Что такое Алтай? Вы спросите теперь зверолова, И услышите – золото, То же услышите слово – Это лисы и выдры, Горностаи и соболя, Это мягкое золото, То, что таежная дарит земля.
Катя Г. Что такое Алтай? Вы спросите о том чабана. - Это золото, – скажет он, - Край золотого руна.
Катя Б. Хлебороба спросите – Комбайнера и тракториста. - Это золото, – скажут, - Да золото во поле чистом.
Что же означает слово Алтай? (ответы детей). Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.
- А чем же богат наш край? (ответы детей)
- Когда говоришь “Алтай” – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.
- Наш макет разного цвета… Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки).
-В нашем крае очень много городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете? - Почему этот город на макете обозначен звездочкой?... (это главный город края, столица) - Как называется столица Алтайского края? (Барнаул). Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – “Волчье озеро”. А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)
- Что означают синие ленточки на макете?.... (реки).
- Это река Бия. А это – река Катунь.
- Кто знает, какая река образовалась от слияния этих двух рек?... (образовалась могучая река Обь.) - Кто знает, какая рыба водится в реках Алтая?.....
- А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь
- Что означает желтый цвет на макете? (степи) В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские степи. Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.
Стук в дверь.
-Кто-то к нам идет. Заходи, гость дорогой! (Входит Лесовичек.)
Лесовичек. Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я – Лесовичек. Живу в лесу. А сегодня пришел к вам в гости.
- А кто из вас знает, что такое лес?.... Правильно, лес – это много-много деревьев. Это – берёзовый лес. А это тайга,- густой, непролазный лес (показ слайдов).Здесь растут разные деревья. Одно из них – кедр… (слайды с изображением кедра, кедровых орехов, птицы кедровки, которая любит лакомиться кедровыми орешками).
Лесовичек. В моем лесу жить хорошо. Живу я там не один. Вы узнаете кто живёт в лесу, если отгадаете мои загадки. (помещаю «отгадки» в «тайгу»)
- А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие. .Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).
- Почему именно Красную? (Это цвет надвигающейся опасности. «Внимание! Остановись! Не губи природу!!!)
- Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)
- В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).
- Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный. Почему мы говорим про Алтайский край – многонациональный? (ответы детей) - В нем проживают украинцы, немцы, казахи, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.
- Тот, кто умеет трудиться, нигде не пропадет. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей).
- Славен наш Алтай лесами, Славен удалью речной, Песней славится, стихами И частушкой озорной. Спойте, дети, для Лесовичка наши алтайские частушки.
На Алтае мы живем, Вкусны шанежки печем. И частушек много знаем, Все сейчас для вас споем.
Горькое, Горькое, Соленая вода. Кто купался в нашем Горьком Не забудет никогда.
По Оби-реке широкой Лодка с парусом плывет. У миленка нос курносый, Аж до неба достает.
- Ну, что повеселили тебя наши ребята?
- Я предлагаю вам сейчас окунуться в прошлое и познакомиться с некоторыми традициями русского населения на Алтае. Я расскажу вам немного об истории строительства домов на Алтае. Кто знает, как раньше называли дом? Назывались они избами. В старину на Алтае строили избы только из дерева, прочно, основательно. Тут нужен был особый талант, опыт и мастерство (показ фото). Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как все талантливо придумано и хитро сделано. Еще издавна люди так про свой дом говорили…. (дети говорят пословицы):
Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить! Домом жить – обо всем тужить! Дом вести – не лапти плести!
- Проходи, Лесовичек. Посмотри, как я живу, какая у меня изба добротная….
- Давай, Лесовичек, посмотрим, чей дом лучше – твой или мой. Вот я первой и начну. В доме моем главные хозяева люди. Днем люди работают, а вечерами песни поют, рукодельем занимаются. В моём доме живет красота, не простая, а рукотворная. Каждую вещь хозяева стараются украсить. Хочу показать урало-сибирскую роспись…. (Рассматривают изделия народных мастеров).
Лесовичек. У тебя в дому, Хозяюшка, красота рукотворная, а у меня в лесу природой созданная. Столько разных деревьев растет! Мой дом – лес всех кормит. Дам я вам заданье трудное: угадайте, про какие растения я загадаю вам загадки:
Растет зеленая, Поспеет черная, Помогает от болезней И для зрения полезна. (Черника)
Красненька матрешка Беленько сердечко. (малина)
На лесной поляне Красуется Татьяна Алый сарафан, Белые крапинки (земляника)
Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито (Шиповник)
- А что кроме ягод можно в лесу собирать? (грибы, лекарственные травы)
- Да, еще каждый год лес дарит нам грибы. Какие вы знаете грибы? Посмотрите, вот они. (Дети называют грибы по картинкам.)
- Назовите лекарственные травы.
Хозяюшка. Да что мы с тобой, Лесовичек, спорим? Давай у ребят спросим, чей дом лучше? Ребята рассудите наш спор.
Ребенок. Да, что вы спорите друзья, ведь все мы живем в Алтайском крае, а наш край самый лучший, потому, что мы здесь родились, живем – это наша малая родина.
- Я хочу пожелать всем вам сибирского здоровья, благополучия, достатка, пусть ваша душа остается такой же широкой и щедрой, как наши бескрайние поля
Лесовичек. Мне пора прощаться с вами, друзья.
- Дорогой, Лесовичек! По русскому обычаю гостеприимства дорогих гостей угощали чаем с пирогами. Недаром гласит пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами». Проходите гости в дом. Рассаживайтесь, пожалуйста….
- У меня волшебный закуток есть. В нем спрятаны вещи, которые своими руками люди сделали, чтобы облегчить свою жизнь. -А кто из вас знает, что такое закуток? (Угол за печкой, где хозяйка хранила свою утварь) Ну-ка, ребятишки! Кто из вас смелый? Кто нам расскажет, для чего нужны эти вещи?... (Дети по очереди достают из закутка предметы домашнего обихода, называют их и рассказывают, для чего они служат (ухват, чугунок, прялка, туесок, корзинка, крынка и т.д.).
- Угощение готово: чай да пироги. Пироги румяные, красивые, аппетитные. Дети вместе с гостями пьют чай.