a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации учителя-логопеда Пимушкина Е.Д., учитель-логопед

Опубликовано: 2015-12-04 12:48:31

Документы для скачивания

Методическая рекомендация  «Современные диагностические технологии в работе учителя- логопеда» Подготовила: Пимушкина Елена Дмитриевна, учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Аннотация Рекомендация раскрывает понятие, сущность, требования, структуру современных диагностических технологий в работе учителя- логопеда, в частности- технологию логопедической экспресс- диагностики, где отдельный современный «скрининг- метод» является показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель- логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А технология «дидактический синквейн» облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса у дошкольников с ОНР. Эти технологии могут быть использованы в работе учителей- логопедов дошкольных образовательных организаций. Об авторе Пимушкина Елена Дмитриевна, учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области »,  первая квалификационная категория, педагогический стаж работы 30лет. Участвует в проблемно- исследовательской деятельности, в мероприятиях муниципальной программы по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме: «Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в системе коррекционной работы». Проводила открытое мероприятие на семинаре заведующих и старших воспитателей ДОО по теме «Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста». А также использует в работе с детьми инновационную методику «Логопедическая ритмика в детском саду» М. Картушиной, так как считает использование логоритмических занятий эффективным средством коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. В 2011 г. награждена грамотой Управления Образования за добросовестный труд. В 2015 г. награждена почетной грамотой Управления Образования администрации Шебекинского района за внедрение здоровьесберегающих технологий и в связи с Международным женским днем. Список литературы: 1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно- метод. пособие. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2011. 3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5( 2005) . В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. •Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве( толковый словарь) . •Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса( Б. Т. Лихачев) . Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение. В учебно- методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н. М. , Шеховцова Т. С. , представлено определение педагогической( образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам: • Технология логопедического обследования. • Технология коррекции звукопроизношения. • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. •Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. • Технология развития интонационной стороны речи. • Технология коррекции темпо- ритмической стороны речи. • Технология развития лексико- грамматической стороны речи. • Технология логопедического массажа. Не секрет, что успех коррекции недостатков речи во многом зависит от качества планирования логопедической работы, а планирование, в свою очередь, базируется на диагностике. Именно на результатах диагностики строится основной путь коррекционно- образовательного процесса. Однако до настоящего момента нет единства в подходах к логопедическому обследованию. Многие исследователи отмечают, что проблемы диагностики речевых нарушений в современной логопедии остаются очень актуальными[ Балаева В. И. , Акименко А. К. , Шацкова А. М. и др. ] . Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении[ Грибова О. Е. , Иншакова О. Б. , Филичева Т. Б. , Каше Г. А. ] . Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов[ Архипова Е. Ф. , Фотекова Т. А. ] , однако на практике он также оказывается сложным для осуществления. Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды- практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном. Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, было решено разработать и апробировать технологию логопедической экспресс- диагностики. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи дошкольников, так и отдельным современным « скрининг- методам », наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель- логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров( Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access) . Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации. Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц( особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др. ) , диаграмм( структуры речевого профиля и профиля звукопроизношения) , отражающих состояние на определенный момент и динамику. Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте ДОО и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и автор отдает себе отчет в том, что и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, и, надо сказать, мы убедились в правильности рассмотрения количественных показателей не в общем, а по отдельным блокам в сравнении друг с другом. Ведь существующая психолого- педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи. Авторский шаблон Т. Л. Вербицкой на базе Microsoft Office Excel" Экспресс диагностика речевого развития дошкольника" Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Лексико- грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. - Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. - Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. - Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя- л огопеда. - Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ( памяти, внимания, мышления) . Таким образом, технология « Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Оставить комментарий: