a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты занятий

Автор: Москаленко Светлана Евгеньевна Опубликовано: 2015-12-06 19:56:23

Искусство Гжели Цели и задачи: формировать представление о гжельской керамике, первоначальные умения и навыки о выполнении росписи Гжель: имитации предметов посуды: научить изображать характерные элементы росписи: предавать колоритность образов гжельской керамики на ими тированных предметах: вызывать интерес к народному творчеству. Планируемые результаты: Предметные: использование в работе и анализ цветовых со отношени й, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах искусства. Метапредметные:    учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценива ют правильность выполнения учебной задачи. Личностные: расширение знаний о культуре русского народа, понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели, учатся договарива т ь ся между собой. Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический. Организационно- дидактическое обеспечение урока: у учителя- дидактические таблицы с изображением гжельской росписи и керамики, шаблоны- имитации посуды: чайники, кувшины, кумганы, квасники и т. д. ) : у учащихся – акварель, г уашь, кисти, бумага. Литературный ряд: стихи Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока Организационный момент Заочная экскурсия в городок Гжель. Выступают у чащиеся, получившие опережающее задание Синие птицы по б е лому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам- загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и творенье- Русская, звонкая Гжель. К юго- востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и ест ь Гжель. Происхождение этого на звания краеведы связывают со словом « жечь », которое имеет прямое отношение к местному промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый крупный народный керамический промысел. Впервые Гжель у поминается в письменных источни ках в 1339 году в Духовной Грамоте князя Ивана Калиты. С тех пор это одна из самых прибыльных волостей. На протяжении столетий в роду великих московских князей и царей переходит Гжель по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии. В Х1 У- ХУ веках гжельцы возили в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, ку вшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торг ах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России. Хорошо шли у них дела, и вдру г им повезло еще больше. В середине ХУ11 века в тех местах обнаружились беложгущ иеся глины, превосходящие своим качеством глины Западной Европы. Известны слова М. В, Ломоносова: «Едва ли есть земля на свете… разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой ни где не видал я белизною превосходнее ». Оказалось, это глины как нельзя лучше подходят для аптекарской и «алхимической «посуды». Так что в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастер а начинают производить колбы, ступ ки, реторты, в том числе и для царской аптеки. Во второй половине ХУ111 века здесь наладилось производство по типу мануфактуры Афанасия Г ребенщикова, гжельцы научились делать м айолик у- покрытые глазурью издел ия из красной глины с росписью белой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, рукомои, кувшины, кружк и. , блюда, тарелки, украшенные о рнаментальной и сюжетной живописью. Кроме посуды из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, мод ниц и франтов, а также шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти- и все насмарку. Роспись велась по мягкому, не обожженному черепку- так называется сформированное глиняное изделие, - покрытое белой эмалью. Плоскую форму гжельские сосуды для напитков пер е няли у старинных походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи этих нарядных изделий в основном желтые, з еленые, коричневые и синие. В начале Х1У века гжельцы рискнули добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволили получить из нового состава «посуду белую, наподобие фаянса». Это полуфаянс – такое же замечательное художественное открытие в ист ории керамики, как майолика. С э того момента начинают расти замечательные с ини е ц веты, листья и бутоны на белом ф оне – исключительно гжел ьская традиция, которой не сыщеш ь больше нигде в мире. Самобытный стиль р осписи кобальтом – синей краской – становится кл ассическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло- голубого до насыщенного темно- синего цвета. Но оттенки цве та появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо- черным. Кроме того, синяя окраска лучш е всего соединяется с гл азурью, и печной жар придает ей особое сияние, не подвластное времени. Изучение нового материала Учител ь- Ребята, сейчас вы узнаете, как создается роспись удивительной белоснежной посуды. Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее. Узор всегда расположен в центре изделия. Самое трудное в гжельской росписи – это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти достиг ается широкий диапазо н – цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых легк и х. К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик. В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постоянно ослабевает, п е реходя от темно- синего, почти черного, к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем. Сначала ак куратными мазками попробуем изоб разить « бу тон розы» и только затем – «цветок розы». Потом научимся писать элементы так называемой елочки», «веточки с листочками и бутонами». Полностью си н ей краской закрашиваем только край и дно. Узор начинаем писать с крупных деталей; лепестков, сердцевины, стеблей и листьев. 4 Практическая работа Учитель- А теперь, ребята, мы с вами оказались в мастерской народного промысла Гжель. Об ратите внимание на причудливые формы изделий из белой глины, которые оставили для вас мастеровые. - Как вы думаете, чего не хватает в этой посуде? - Конечно же, росписи. Выберите себе любое изделие и приготовьте живописный материал для украшения посуды. Учащиеся выбирают на доске шаблоны имитированной гжельской посуды и начинают создавать узоры росписи. 5 Закрепление. Учител ь- Как украшали изделия гжельские мастера? - Какие цвета использовались? - Где расположен узор? - Какие части изделия закра шиваются синей краской пол ностью? - С каких элементов начинают писать узор? 6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся. В конце уро ка учащиеся выставляют свои раб оты на доску и оценивают их.

Изображение предметного мира – натюрморт 6 класс Цель: Формировать представление и многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появления в истории искусства; познакомить с различными художественными техниками и их значением в создании художественного образа. Задачи: научить основам композиции и правилами построения натюрморта; развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности; воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке. Тип урока: комбинированный. Методы и формы обучения: беседа, практический, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: картон, цветная бумага, клей ножницы, педагогический рисунок; р исунки- схемы; выставка литературы; раздаточный материал шаблонов, учебник. Основные понятия и термины: предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция. Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2. Беседа с постановкой проблемы урока. - Перед вами на столе ваза с цветами, возле вазы чашка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто- то только что читал ее. Все замерло. Французы сказали бы Мертвая природа, - англичане – тихая жизнь. Как назовем это композицию мы? Найдите ответ в этом стихотворении. Н ейлоновые розы в хрустале, А рядом пышно- белая сирень. Т ончайший флер, божественная тень, Ю тится скромно в баночном стекле, Р оняя цвет в июньский теплый день. М алиновая скатерть, чай, лимон, О ткрыта книга, а читать мне линь, Р оскошный запах – мил для всех времен. Т вои мгновенья вечности, Сирень! - Итак, тема нашего урока –( озвучивают дети) . Вз яв вдохновения акк ор д, Художник пишет натюрморт. Он в мир предметов знает ход И нас с собою проведет… Л. Н. Чернова На уро ке вы познакомитесь с одним из к расивейших жанров изобразительного искусства- натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить композицию натюрморта приёмом аппликации. 3. Изучение нового материала.   1) . Рассказ" Из истории натюрморта" . У ч и т е л ь. Натюрморт очень любят многие профессионалы- живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин" натюрморт" . Натюрморт  ( от франц. nature morte- буквально" мёртвая натура" ) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди( овощей, фруктов и т. д. ) , цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом. Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как- тихая жизнь. Действительно, натюрморт- тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина. Р одина современного натюрморта- пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта. Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать" охотничьи трофеи" . Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты- " завтраки" - чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные. На страницах учебника мы можем увидеть н атюрморты великих художников: А. Матисс « Красные рыбки», А. ванн Бейер ен « Натю рморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». 2) . Х а р а к т е р и с т и к а особенностей натюрморта в скульптуре. У ч и т е л ь. Лепные орнаментальные украшения в виде геометрических фигур, предметов быта, фруктов и т. д. мы найдём на многих памятниках старины, современных нам сооружениях. Сочностью, богатством форм отличаются оконные наличники 18 века. ( Павловский дворец) . Современные мастера также использовали традиции классического натюрморта, сообразуясь с новым характером архитектуры. ( рис. в учебнике) Таким образом, натюрморт входит как деталь, составная часть в скульптурную композицию. 3) . Последовательность и правила работы над натюрмортом.   У ч и т е л ь. Чтобы работа над натюрмортом была по- настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника. В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что- то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п. Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить- натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга. Натюрморт должен иметь композиционный центр- предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но р асположены не строго симметри чно- композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим. В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь- и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены- и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько" насильственное" привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе. Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта- относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где- то сзади; более легкие- перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве. Физкультминутка Упражнение для рук: 1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку. 2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их. 4. Актуализация знаний. У ч и т е л ь Аппликаци я- знакомая вам техника создания картин ы- способ получения изображения, т ехника декоративно – прикладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. д. Сегодня на уроке вы будете со здавать натю рморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации. Содержание взятого нами натюрморта( из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Но выбрать предметы- это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом. Задания и вопросы: 1. Составьте композицию из предложенных предметов.  ( Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов. ) 2. Объясните свой замысел.  ( Учащиеся рассказывают, что и как они вообразили, охарактеризовывают, насколько их замысел соответствует составленным композициям. ) 3. Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему?  ( Ответы учащихся. ) 5. Практическая работа. З а д а н и е. Выполните композиции натюрморта, составленн ую из плоских предметов кухонной утвари( например, тарелок) . Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. 6. Итог урока. Заключительное слово. У ч и т е л ь. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? У ч е н и к и. Над натюрмортом. У ч и т е л ь. Что представляет собой эта картина? У ч е н и к и. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы. У ч и т е ль. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все- таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать" неживую природу" , показать все ее особенности и тонкости. Выставка составле нных композиций. Приглашаем к обсуждению и оцениваем результаты. 7. Домашнее задание  Материалы для следующего урока – клей карандаш, бумага, ножницы.

Урок № Д ата Повторение материала по теме «Морфология ». Цель: - повторить основные сведения о частях речи; - сформировать умение различать и классифицировать самостоятельные и служебные части речи Анализ и обобщение собранного материала Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом Задачи: - понимать, для чего необходимо знать части речи; - научить работать в группах, парах, индивидуально; Планируемые результаты Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план действия Познавательные: у мение структурировать знания Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. О бор удование: учебник, проектор, презентация, карточки Ход урока. 1. Постановка цели. Вступительное слово учителя Приветствие Постановка цели урока- Прочитайте тему урока и попробуйте определить цели нашего урока- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи. Значит сегодня о на уроке мы должны( ответы детей) - Наша задача – доказать их значимость в русском языке( Различать части речи, задавать вопросы, делить на самостоятельные и служебные) Как мы это будем делат ь( ответы детей) - Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи». Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает части речи. Составить схему части речи Морфология – наука о языке, изучающая части речи. Предоставляю ученику…. Укажите сначала самостоятельные, а затем служебные части речи. Один ученик работает на доске 2. Орфографическая разминка Дети записывают слова, поясняют орфограммы. Слова служить Собирать глушь суш 3 скл уйдешь Настежь ножницы хорош дружище Орфограмма Связаны ли разделы орфография и морфология, как вы это поясните, орфография и морфемика? Примеры Ь знак, орфограмы в корне, приставки суффиксы. проверка схемы на доске 2. Разминка 4. Синтаксическая разминка. Мы плыли по глубокому озеру 5. Морфологический разбор слов Глубокое Озеро Хорош 6. Фонетический разбор слова Высокие 7. Морфемный разбор слова неподвижно Самопроверка, оценивани е- распределите на служебные и самостоятельные части речи 1. чудесно 2. бы 3. Зимний 4. Хороший 5. Пятиклассник 7. первый 8. пять 9 мне 10а 11. муж 12. при 7. . Игра «Кто же я? ») Определить части речи. Снежное покрывало всю землю покрывало. Что наблюдаем? \ предложениях? Омонимия Спит село. Солнце село. Омонимы Что такое омонимы? Сделать вывод. 9. Подготовленный ученик читает стихотворение. - Прослушайте стихотворение о служебных частях речи. Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. ( Вывод: 1. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении. 2. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте. ) Мне, - сказало Междометие,   Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрёк, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет … Т е, кого охватит   страх, Произносят слово   Ах! У кого тяжёлый   вздох, Произносят слово Ох! Кто встречается с   бедой, Произносит слово Ой! Кто   отстанет от друзей, Произносит слово Эй! У кого   захватит дух, Произносит слово Ух! - Назвать междометия. Ах – страх, восторг О х – вздох, боязнь Ой – беда, удивление Эй – привлечение внимания Ух – испуг) 10. Итог урока Над какой темой мы сегодня работали? Давайте же сделаем выводы, почему же части речи называются самостоятельными? можно задать вопрос имеют лексическое значение имеют грамматические признаки выполняют синтаксическую роль в предложении. А) Игра. Да- нетка. Подтвердите или опровергните утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. ( Ответы пишем в тетрадь) 1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны. - 2) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. - 3) Служебные части речи не бывают членами предложения. + 4) Служебные части речи имеют лексическое значение. - 5) К любой части речи можно задать вопрос. - 6) Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.   Взаимопроверка- - 1. НЕТ 2. НЕТ 3. ДА 4. ДА 5. НЕТ 6. ДА Б)   Тест «Третий лишний» Дерево, весело, хорошо 2) Он, оно, но Зима, зимушка, зимний Снега, зима, хороша Третий, пятый, пятиклассник Рефлекия, оценивание Что могут означать цифры и слова возле них Окунь54 Пояс 45 Непременно 109 Яблоко 67 Оценивание Я знаю. . . Я должен научиться. . . Я могу. . . . Я хочу узнать. . . . Домашнее задание. Составить тест «Третий лишний»- Какие части речи автором стихотворения не названы? Есть ли они в самом стихотворении? Если есть, укажите. - Прочитайте стихотворение  «Служить бы рад». Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. - Какую информацию о служебных частях речи оно несет? - Найдите в тексте служебные части речи. - Какова их роль в предложении? - Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут  стихотворения – загадки. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. - Это? ( Предлог) Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. ( Союз) - А теперь сделаем вывод о частях речи. Посмотрим на схемы. «Служебные части речи», «Самостоятельные части речи». - Вот карта королевства Морфологии. - Какие в ней страны самые маленькие? - Маленькие – то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись! - Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. Ветер … ночи собирался; …Иван ночлег собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног.   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Руки сложили назад. Вечер к ночи пробирался;         На ночлег Иван собрался;         Вдоль по улице идет,         Ест краюшку да поет.         Вот он поля достигает,         Руки в боки подпирает   И с прискочкой, словно пан,         Боком входит в балаган.         Все по- прежнему стояло,         Но коней как не бывало;         Лишь игрушка- горбунок         У его вертелся ног. - Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. - Восстановите текст, используя слова для справок. Слова для справок: К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у. - Можно ли обойтись без служебных частей речи? - Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости. Теперь вернемся к заданию прозвучавшему в начале урока. Читаем предложение и определяем количество самостоятельных и служебных частей речи. Каких больше? Рефлексия. - Попробуем полученные знания использовать на практике. Выполняются групповые задания. При выполнении одна группа сменяет другую. Тест. В предложении  Дуб рос около небольшого озера.  ОЗЕРО является: А) предлогом, Б) союзом, В) существительным. Как правильно написать: А) по вас; Б) по вам; В) по вами. В предложении   К акой сегодня чудесный день!   КАКОЙ – это: А) частица; Б) местоимение; В) союз. В предложении   У ж небо осенью дышало. УЖ – это: А) частица; Б) союз; В) наречие. В предложении   В едь это очень грустно.  ОЧЕНЬ – это: А) частица; Б) наречие; В) союз. 2 группа  делает над морфемным разбором слов. 3 группа  работает с интерактивной доской. Распределить данные слова на 2 группы. 1 группа: сад, красный, он, над, хорошо, мочь, и, в, что, один; 2 группа: у, тот, первый, другой, на, ребята, мы, крыть, с, бы; 3 группа: но, за, далеко, дерзать, очи, по, как, себя, дом, красивый. Самостоятельные части речи Служебные части речи Проверка и оценка выполненных заданий. На столах у учащихся лежит вырезанная из бумаги ладонь. - Если информация, полученная на уроке, важная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь! или+ . Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или- . Дифференцированное домашнее задание: Параграф 27, упражнение 482. Сочинить сказку о роли имени существительного в русском языке.

Урок№ 132 класс: 7 дата: предмет: русский язык Тема урока: Анализ контрольной работы. М еждометие как часть речи Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междометным глаголам, а также знаменательным словам, образованным от междометий; научить правильно писать междометия, научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме. 2) развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы. 3) мотивировать учащихся на ценностное отношение к проживаемому времени. , позитивный настрой. планируемые результаты: Предметные: Расширение сведений о междометии, совершенствование умений использовать междометия в речи, отличать от других частей речи Метапредметные: Познавательные: Учатся делать выводы на основе наблюдений Регулятивные: Учатся контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Личностные: Осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка. Тип урока:   комбинированный Оборудование:   Ход урока I. Орг. м омент. Психологический настрой 2. Актуализация опорных знаний учащихся Анализ работы над ошибками, выполнение работы в тетради II. Целеполагание Ребята, назовите один из самых древних видов часов. ( п есочные) Песочные часы сменились механическими Что изменилось в отношении к времени с появлением механических часов? Песочные – ценность каждого мгновения – время убывает. В механических – время идет вперед, как бы прибывает – 7, 8, 9… в песочных время «утекает», а в механических мы этого не замечаем- в механических движется независимо от нас И мы стараемся успеть за временем, спешим. А надо и успевать за временем, быть СО- временными, и ценить каждую песчинку, каждое мгновение. Мне хочется, чтобы это стало своеобразным девизом нашего урока. Новое время предъявляет новые требования к человеку, живущему в нем. Вы должны быть любознательными, н аблюдательными, уметь делать выводы. Это и будет одним из критериев оценки   нашей деятельности сегодня. Тем более, что тема к этому располагает. Нам предстоит познакомиться с удивительной частью речи. Какой? Вы узнаете чуть позже. А пока выполним как всегда словарную работу. 3. Словарная работа  ( по одному у доски) Торжественное открытие художественной выставки- ВЕРНИСАЖ Свободное от работы время – ДОСУГ Любезные, приятные слова – КОМПЛИМЕНТ Аппарат для фотографического воспроизведения текста – КСЕРОКС Человек, владеющий многими языками – ПОЛИГЛОТ Глубокие познания в какой – либо области- ЭРУДИЦИЯ Установленный, принятый порядок поведения- ЭТИКЕТ Положение, требующее доказательств – ТЕЗИС Малообразованный человек – НЕВЕЖДА Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книгой- ФОРЗАЦ IV. Повторение 1) Блиц- опрос- Что изучает раздел языка ФОНЕТИКА? - Что изучает раздел ЛЕКСИКА? Б лиц- опросб- Какой раздел изучает  слово как часть речи? - Назовите  самостоятельные части речи- Назовите  служебные части речи- В чем отличие  самостоятельных и служебных частей речи? - Что такое ПРИЧАСТИЕ? - Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ? - Что такое частица? - Сколько в русском языке  гласных  звуков?   Согласных? Какие буквы имеют  двойную роль? Какую? 2) Синтаксическая пятиминутка В стоячей воде всякая нечисть заводится. ( повеств. , невоскл. , п ростое, двусост. , распр. ) 3)  . Распределительный диктант.   Распределите слова соответственно частям речи. Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, приятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, тюль слева, насухо. Сущ/ Прил/ Глаг/ Нар. / Частица/ ? - Что за два слова вам встретились, о признаках и значении которых мы с вами раньше не говорили? ( УХ, ОЙ) - А как вы думаете, почему я их включила в диктант, хотя раньше мы с вами не изучали их? Что это за часть речи? ( Междометие) Это и есть тема нашего урока. V.   Объяснение нового материала. 1) На партах находятся карточки со стихотворением, которое так и называется «Междометие». Давайте прочитаем его. МЕЖДОМЕТИЕ Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет. . . Те, которых гложет страх, Произносят слово « Ах! ». Кто пасует пред бедой, Произносит слово « Ой! ». Кто отстанет от друзей, Произносит слово « Эй! ». Кто задерживает вдох, Произносит слово « Ох! ». У кого захватит дух, Произносит слово « Ух! ». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья. А. Тетивкин 2) Ребята, выделите строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия. ( п оощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, …- Что же такое междометие? Для чего они нужны? 3) - А теперь прочтите правило в учебнике. ( Правило стр217) - Теперь что вы можете сказать о междометиях? Знаки препинания? 4) - При изучении одной из служебных частей речи вам встречалось такое понятие ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ( ПРЕДЛОГИ) . Как вы это понимаете? - Вот и междометия могут быть непроизводными и производными( От других частей речи) Определите: производные и непроизводные междометия Ой! о х! Увы! Бис! Браво! Цыц! Ура! Ужас! Спасибо! Извините! Страх! - Нужно не путать производные междометия и самостоятельные части речи. 5) В этом вы убедитесь, записав и проанализировав предложения из упражнения 506 на стр. 219. ( удоски) VI. Зрительная гимнастика работа с учебником с. п 63Упр. 370, 372( на выбор) Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное( вдох, выдох, пауза) , причем выдох несколько длиннее вдоха. Упражнение «Дровосек».  И. П. : ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5- 6 раз. Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох» Примечание. Эти же упражнения рекомендуются для вокалистов. А еще считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии VII. Творческая работа Перед вами … роман. Да- да, только автор назвал это произведение  мини- романом. Итак, мини- роман под названием «Жизнь» О чем этот «мини- роман»? С помощью каких языковых средств автору удалось воплотить свою мысль? ( Слова «ох», «ах», «Э- эх» и знаки препинания) . - роман о взлетах и падениях- о тяжести жизни- эти слова сопровождают нас: то упал – «А х! », или поднялся – «Ох! », такая тяжелая ноша…- человек, который это написал, разделил всю жизнь на три части. Сначала он поднялся – «Ах! », потом упал, а в третий момент он остался на одном уровне- человек, который сочинил этот мини- роман, хотел нам сказать, что в разных ситуациях мы по- разному проявляем себя. Не три части, потому что здесь стоит многоточие – мы можем дальше продолжить рассказывать о своей жизни- Попытайтесь сейчас написать  свой роман под название «Жизнь»,  используя только междометия. Представьте свои работы. Какие знаки вы поставили? Почему? ( На листах) ( Я по- другому расставил слова. Сначала все плохое – ОХ! и ЭХ! А потом получается – АХ! ) VIII Запись текста песни А. Миронова из фильма «Обыкновенное чудо». ( текст на листах) - Что вы можете сказать о междометиях из этой песни? IX. Составление кластера «Междометие»( работа в парах) X. Тест 1. Междометие – это а) С амостоятельная часть речи б) С лужебная часть речи с) О собая неизменяемая часть речи д) О собая изменяемая часть речи 2. Выберите междометие, выражающее команду а) З дравствуйте б) Б рысь с) Н е так 3. Выберите междометие, пишущееся через дефис а) к репко( накрепко) б) и з( под) с) Н у( и) ну д) А х( ах) 4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) И звините, позовите пожалуйста  Игоря. б) Б а! Знакомые всё лица. с) Э то она, слава богу! Рефлексия Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 40- 45 минут, это тоже часть нашей жизни. В вашем возрасте – 6 уроков( это ¼ часть жизни – показать на диаграмме) , поэтому важно, как мы живем в  это  время. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут-   Ох! Люблю такие уроки! ! ! - Ух! Как все интересно! - Ах, как хорошо и замечательно! - Ух, сегодня как хорошо день провел! - Ух! Как же мне все понравилось! - Эх и А х! Но все же ОХ! - Ах, ух! Эх! Ого! ! ! Было интересно! - Ух, как интересен мир! - Ах! Какой интересный урок! - Ох, как было хорошо! Лучше всех урок прошел! На уроке побывала, много нового узнала. Я желаю вам идти в ногу со временем – быть современными, и вместе с тем ценить каждое мгновение. XI. Домашнее задание УПР. 373 стр. 2 04 XII. Оценивание.

Урок № класс: 5 дата предмет: русский язык Тема урока: Диалог. Цель урока: систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге; активизировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога; совершенствовать пунктуационные навыки; совершенствовать навыки составления схем предложения с прямой речью; воспитывать интерес к русскому языку. планируемые результаты: Предметные ууд Метарпедметные ууд Личностнрые ууд Научиться применять правила выделения диалога на письме. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Познавательные: о бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования выделения на письме диалога знаками препинания. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса, навыков конструирования текста. оборудование: учебники, тетради, словари тип урока: комбинированный Ход урока 1. Орг момент 2. Актуализаций опорных знаний учащихся Проверка домашнего задания 3. Определение целей и задач урока. Перечень рассматриваемых вопросов 1. Умение распознавать предложения с прямой речью. 2. Умение различать прямую речь и слова автора. 3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью. 4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией. 5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге 3. Работа с учебником Прямая речь – это слова какого- либо лица, переданные без изменений. Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире. Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи. Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора.   « Не плачь », – сказала Тома. « Ты будешь обедать? » – спросила бабушка. « Я хочу поиграть на этой площадке », – ответил мне брат. Прямая речь после слов автора. Мишка посмотрел и говорит: « Хорош костюм! » Я сразу сказал: « Можно войти, Раиса Ивановна? ». Брат ответил мне: « Я хочу поиграть на этой площадке ». Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё! Слова автора внутри прямой речи. « Я хочу поиграть на этой площадке,  – ответил мне брат. –  Присоединяйся и ты ко мне ». « Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, –  а ты мне очень мешаешь ». Словами автора, вводящими в предложение чужую речь, могут быть глаголы: сказал, ответил, крикнул, спрос ил, подумал, произнес, объявил, по п росил, проворчал. 4 Схематический диктант. На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению. 1) Вдруг с палубы кто- то крикнул: «Акула! »  А: « П! » 2) «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я.  «П», - а. 3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П». 4) «Какое чудо! »- воскликнул мальчик. « П! »- а. 5) «Кто здесь? »- раздалось в тишине. « П? »- а. Работа с учебником с 140 З апишите одну из реплик, оформите ее в виде предложения с прямой речью. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. а) «П», - а.     б) « П! »- а. в) А – « П? » г) А: «П». д) «П», - а. - « п ». е) А: « П! » 4. Объяснение новой темы. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог? Диалог  – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из  реплик  – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек. Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога. Обратимся к примеру:   –  Привет, Артём! –  Привет, Саша! –  Как твои дела? – спросил Артём. – Хорошо, – ответил Саша. Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»:   говорить,  сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять. Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие. Послушайте  два текста и определите, где здесь диалог. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! » — Что ты еж такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! ( Б. Заходер) Записываем диалог. физминутка Мы- веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!   5 Закрепление. Ребята, приведите примеры того, где могут встретиться диалоги?  В вашей жизни, где встречаются диалоги?  ( диалог между учителем и учеником, в магазине, в автобусе, между одноклассниками, с родителями и т. п. ) Запомните три важных вопроса  в диалоге: Кто говорит? Где? С какой целью? Записываем диалог: Поймал кот воробья и говорит: — Неплохо я сейчас позавтракаю. — Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть? — А что мне, любоваться тобою что ли? — Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться. — Ой! Правда! Я сейчас умоюсь! А воробей взмахнул крыльями и улетел. . Самостоятельная работа: записать диалог 1 вариант « Орлёнок и Воробьёнок». Эй, Орлёнок у тебя родители кто? У меня папа с мамой –о рлы! Вот счастливый! А у меня папа с мамой –обыкновенные воробьи … Н е завидуй мне Воробьёнок! Твои воробьи с утра до вечера тебя кормят а мои орлы меня – только утром да вечером.   2 вариант «Сорока и Медведь». Эй, Мишка- Медведь на вопрос ответь! Какой вопрос стрекотуха? Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно, заяц- беляк – зимой он белый, понятно а вот Медведь – не понятно! Хе- хе бестолковая птица. Ме д- ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. А где он, где мёд –т о? Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу медведями станете! 6. Подведение итого в урока 7. Домашнее задание. на выбор А Упр ажнение 553 Б. Составить диалог по теме( Семья, Здоровье, В библиотеке)  

Урок№ 132 класс: 7 дата: предмет: русский язык Тема урока: Анализ контрольной работы. М еждометие как часть речи Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междометным глаголам, а также знаменательным словам, образованным от междометий; научить правильно писать междометия, научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме. 2) развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы. 3) мотивировать учащихся на ценностное отношение к проживаемому времени. , позитивный настрой. планируемые результаты: Предметные: Расширение сведений о междометии, совершенствование умений использовать междометия в речи, отличать от других частей речи Метапредметные: Познавательные: Учатся делать выводы на основе наблюдений Регулятивные: Учатся контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Личностные: Осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка. Тип урока:   комбинированный Оборудование:   Ход урока I. Орг. м омент. Психологический настрой 2. Актуализация опорных знаний учащихся Анализ работы над ошибками, выполнение работы в тетради II. Целеполагание Ребята, назовите один из самых древних видов часов. ( п есочные) Песочные часы сменились механическими Что изменилось в отношении к времени с появлением механических часов? Песочные – ценность каждого мгновения – время убывает. В механических – время идет вперед, как бы прибывает – 7, 8, 9… в песочных время «утекает», а в механических мы этого не замечаем- в механических движется независимо от нас И мы стараемся успеть за временем, спешим. А надо и успевать за временем, быть СО- временными, и ценить каждую песчинку, каждое мгновение. Мне хочется, чтобы это стало своеобразным девизом нашего урока. Новое время предъявляет новые требования к человеку, живущему в нем. Вы должны быть любознательными, н аблюдательными, уметь делать выводы. Это и будет одним из критериев оценки   нашей деятельности сегодня. Тем более, что тема к этому располагает. Нам предстоит познакомиться с удивительной частью речи. Какой? Вы узнаете чуть позже. А пока выполним как всегда словарную работу. 3. Словарная работа  ( по одному у доски) Торжественное открытие художественной выставки- ВЕРНИСАЖ Свободное от работы время – ДОСУГ Любезные, приятные слова – КОМПЛИМЕНТ Аппарат для фотографического воспроизведения текста – КСЕРОКС Человек, владеющий многими языками – ПОЛИГЛОТ Глубокие познания в какой – либо области- ЭРУДИЦИЯ Установленный, принятый порядок поведения- ЭТИКЕТ Положение, требующее доказательств – ТЕЗИС Малообразованный человек – НЕВЕЖДА Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книгой- ФОРЗАЦ IV. Повторение 1) Блиц- опрос- Что изучает раздел языка ФОНЕТИКА? - Что изучает раздел ЛЕКСИКА? Б лиц- опросб- Какой раздел изучает  слово как часть речи? - Назовите  самостоятельные части речи- Назовите  служебные части речи- В чем отличие  самостоятельных и служебных частей речи? - Что такое ПРИЧАСТИЕ? - Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ? - Что такое частица? - Сколько в русском языке  гласных  звуков?   Согласных? Какие буквы имеют  двойную роль? Какую? 2) Синтаксическая пятиминутка В стоячей воде всякая нечисть заводится. ( повеств. , невоскл. , п ростое, двусост. , распр. ) 3)  . Распределительный диктант.   Распределите слова соответственно частям речи. Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, приятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, тюль слева, насухо. Сущ/ Прил/ Глаг/ Нар. / Частица/ ? - Что за два слова вам встретились, о признаках и значении которых мы с вами раньше не говорили? ( УХ, ОЙ) - А как вы думаете, почему я их включила в диктант, хотя раньше мы с вами не изучали их? Что это за часть речи? ( Междометие) Это и есть тема нашего урока. V.   Объяснение нового материала. 1) На партах находятся карточки со стихотворением, которое так и называется «Междометие». Давайте прочитаем его. МЕЖДОМЕТИЕ Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет. . . Те, которых гложет страх, Произносят слово « Ах! ». Кто пасует пред бедой, Произносит слово « Ой! ». Кто отстанет от друзей, Произносит слово « Эй! ». Кто задерживает вдох, Произносит слово « Ох! ». У кого захватит дух, Произносит слово « Ух! ». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья. А. Тетивкин 2) Ребята, выделите строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия. ( п оощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, …- Что же такое междометие? Для чего они нужны? 3) - А теперь прочтите правило в учебнике. ( Правило стр217) - Теперь что вы можете сказать о междометиях? Знаки препинания? 4) - При изучении одной из служебных частей речи вам встречалось такое понятие ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ( ПРЕДЛОГИ) . Как вы это понимаете? - Вот и междометия могут быть непроизводными и производными( От других частей речи) Определите: производные и непроизводные междометия Ой! о х! Увы! Бис! Браво! Цыц! Ура! Ужас! Спасибо! Извините! Страх! - Нужно не путать производные междометия и самостоятельные части речи. 5) В этом вы убедитесь, записав и проанализировав предложения из упражнения 506 на стр. 219. ( удоски) VI. Зрительная гимнастика работа с учебником с. п 63Упр. 370, 372( на выбор) Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное( вдох, выдох, пауза) , причем выдох несколько длиннее вдоха. Упражнение «Дровосек».  И. П. : ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5- 6 раз. Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох» Примечание. Эти же упражнения рекомендуются для вокалистов. А еще считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии VII. Творческая работа Перед вами … роман. Да- да, только автор назвал это произведение  мини- романом. Итак, мини- роман под названием «Жизнь» О чем этот «мини- роман»? С помощью каких языковых средств автору удалось воплотить свою мысль? ( Слова «ох», «ах», «Э- эх» и знаки препинания) . - роман о взлетах и падениях- о тяжести жизни- эти слова сопровождают нас: то упал – «А х! », или поднялся – «Ох! », такая тяжелая ноша…- человек, который это написал, разделил всю жизнь на три части. Сначала он поднялся – «Ах! », потом упал, а в третий момент он остался на одном уровне- человек, который сочинил этот мини- роман, хотел нам сказать, что в разных ситуациях мы по- разному проявляем себя. Не три части, потому что здесь стоит многоточие – мы можем дальше продолжить рассказывать о своей жизни- Попытайтесь сейчас написать  свой роман под название «Жизнь»,  используя только междометия. Представьте свои работы. Какие знаки вы поставили? Почему? ( На листах) ( Я по- другому расставил слова. Сначала все плохое – ОХ! и ЭХ! А потом получается – АХ! ) VIII Запись текста песни А. Миронова из фильма «Обыкновенное чудо». ( текст на листах) - Что вы можете сказать о междометиях из этой песни? IX. Составление кластера «Междометие»( работа в парах) X. Тест 1. Междометие – это а) С амостоятельная часть речи б) С лужебная часть речи с) О собая неизменяемая часть речи д) О собая изменяемая часть речи 2. Выберите междометие, выражающее команду а) З дравствуйте б) Б рысь с) Н е так 3. Выберите междометие, пишущееся через дефис а) к репко( накрепко) б) и з( под) с) Н у( и) ну д) А х( ах) 4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) И звините, позовите пожалуйста  Игоря. б) Б а! Знакомые всё лица. с) Э то она, слава богу! Рефлексия Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 40- 45 минут, это тоже часть нашей жизни. В вашем возрасте – 6 уроков( это ¼ часть жизни – показать на диаграмме) , поэтому важно, как мы живем в  это  время. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут-   Ох! Люблю такие уроки! ! ! - Ух! Как все интересно! - Ах, как хорошо и замечательно! - Ух, сегодня как хорошо день провел! - Ух! Как же мне все понравилось! - Эх и А х! Но все же ОХ! - Ах, ух! Эх! Ого! ! ! Было интересно! - Ух, как интересен мир! - Ах! Какой интересный урок! - Ох, как было хорошо! Лучше всех урок прошел! На уроке побывала, много нового узнала. Я желаю вам идти в ногу со временем – быть современными, и вместе с тем ценить каждое мгновение. XI. Домашнее задание УПР. 373 стр. 2 04 XII. Оценивание.

Урок № класс: 5 дата предмет: русский язык Тема урока: Диалог. Цель урока: систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге; активизировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога; совершенствовать пунктуационные навыки; совершенствовать навыки составления схем предложения с прямой речью; воспитывать интерес к русскому языку. планируемые результаты: Предметные ууд Метарпедметные ууд Личностнрые ууд Научиться применять правила выделения диалога на письме. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Познавательные: о бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования выделения на письме диалога знаками препинания. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса, навыков конструирования текста. оборудование: учебники, тетради, словари тип урока: комбинированный Ход урока 1. Орг момент 2. Актуализаций опорных знаний учащихся Проверка домашнего задания 3. Определение целей и задач урока. Перечень рассматриваемых вопросов 1. Умение распознавать предложения с прямой речью. 2. Умение различать прямую речь и слова автора. 3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью. 4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией. 5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге 3. Работа с учебником Прямая речь – это слова какого- либо лица, переданные без изменений. Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире. Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи. Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора.   « Не плачь », – сказала Тома. « Ты будешь обедать? » – спросила бабушка. « Я хочу поиграть на этой площадке », – ответил мне брат. Прямая речь после слов автора. Мишка посмотрел и говорит: « Хорош костюм! » Я сразу сказал: « Можно войти, Раиса Ивановна? ». Брат ответил мне: « Я хочу поиграть на этой площадке ». Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё! Слова автора внутри прямой речи. « Я хочу поиграть на этой площадке,  – ответил мне брат. –  Присоединяйся и ты ко мне ». « Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, –  а ты мне очень мешаешь ». Словами автора, вводящими в предложение чужую речь, могут быть глаголы: сказал, ответил, крикнул, спрос ил, подумал, произнес, объявил, по п росил, проворчал. 4 Схематический диктант. На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению. 1) Вдруг с палубы кто- то крикнул: «Акула! »  А: « П! » 2) «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я.  «П», - а. 3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П». 4) «Какое чудо! »- воскликнул мальчик. « П! »- а. 5) «Кто здесь? »- раздалось в тишине. « П? »- а. Работа с учебником с 140 З апишите одну из реплик, оформите ее в виде предложения с прямой речью. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. а) «П», - а.     б) « П! »- а. в) А – « П? » г) А: «П». д) «П», - а. - « п ». е) А: « П! » 4. Объяснение новой темы. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог? Диалог  – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из  реплик  – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек. Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога. Обратимся к примеру:   –  Привет, Артём! –  Привет, Саша! –  Как твои дела? – спросил Артём. – Хорошо, – ответил Саша. Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»:   говорить,  сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять. Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие. Послушайте  два текста и определите, где здесь диалог. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! » — Что ты еж такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! ( Б. Заходер) Записываем диалог. физминутка Мы- веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!   5 Закрепление. Ребята, приведите примеры того, где могут встретиться диалоги?  В вашей жизни, где встречаются диалоги?  ( диалог между учителем и учеником, в магазине, в автобусе, между одноклассниками, с родителями и т. п. ) Запомните три важных вопроса  в диалоге: Кто говорит? Где? С какой целью? Записываем диалог: Поймал кот воробья и говорит: — Неплохо я сейчас позавтракаю. — Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть? — А что мне, любоваться тобою что ли? — Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться. — Ой! Правда! Я сейчас умоюсь! А воробей взмахнул крыльями и улетел. . Самостоятельная работа: записать диалог 1 вариант « Орлёнок и Воробьёнок». Эй, Орлёнок у тебя родители кто? У меня папа с мамой –о рлы! Вот счастливый! А у меня папа с мамой –обыкновенные воробьи … Н е завидуй мне Воробьёнок! Твои воробьи с утра до вечера тебя кормят а мои орлы меня – только утром да вечером.   2 вариант «Сорока и Медведь». Эй, Мишка- Медведь на вопрос ответь! Какой вопрос стрекотуха? Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно, заяц- беляк – зимой он белый, понятно а вот Медведь – не понятно! Хе- хе бестолковая птица. Ме д- ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. А где он, где мёд –т о? Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу медведями станете! 6. Подведение итого в урока 7. Домашнее задание. на выбор А Упр ажнение 553 Б. Составить диалог по теме( Семья, Здоровье, В библиотеке)  

Урок № дата: класс: 7 предмет: литература Тема урока: Урок в н еклассного чтение И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Цель урока:   познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти» Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. п ланируемые результаты: предметные метапредмет- ные регулятивные коммуникативные личностные Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы. Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование мотивации учения оборудование: учебники, тетради, выставка книг писателя Тип урока:  комбинированный Ход урока I. Организационный момент        -  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы. II. Слово учителя.          - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.   Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти». ( Рассказ о писателе) III. Вызов. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?  ( О войне; о смерти. ) - Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?  ( смерть помогла кому- то выжить) -  А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры. - Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.  ( с лайд на экран «Лапти») -  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа? Постановка цели урока( сначала учениками, затем учителем) Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни». - Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками. IV. Осмысление содержания.        Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие- то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть. . .         Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие- то красные лапти просит. . . - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.          Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло. . . И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! . . 1- я остановка- С какими героями вы познакомились?  ( Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж. ) Словарная работа. - Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? ( Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи. ) - В какое время года происходит действие рассказа?  ( Вьюжной зимой. ) - Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.  ( Пятый день несло непроглядной вьюгой. ) - Какое художественное средство использует автор в 1- ом предложении?  ( Эпитет – «непроглядная вьюга») - Что просит больной ребёнок?  ( Больной ребёнок просит красные лапти. ) - Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни?  ( У крестьянских детей. )        - Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей. - Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?  ( Нефёд был слугой. ) - Каким вы его себе представляете? ( устное словесное рисование)  ( Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный,   участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный. ) - Рассмотрите портреты И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев. - Похож Нефёд на них? Чем? - Почему – больше на старца Перова? - Какое главное качество углядели?  ( кротость, добросердечие, смирение,  сила)  - Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?  ( Добрые. Она называет его Нефёдушкой. ) - Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст? ( Ответы детей. )          - Об этом узнаем из следующего отрывка.         …Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль- то. . .          И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда- то бешено несущемся степном море… 2 остановка. - Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?  ( Да. ) - Что взял с собой Нефёд? Для чего?  ( Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель. ) - Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?  ( Догадывался. ) - Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?  ( Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. ) - Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?  ( Ответы детей. )            - Об этом мы узнаем в следующем отрывке.             …Пообедали, стало смеркаться, смерклось- Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все- таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!            И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити!            И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто- то подъехал, что раздаются чьи- то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…- Переживали ли домашние о Нефёде?  ( Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.   Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня. ) - Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста.  ( Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. ) - Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?  ( Он предвещает что- то плохое. )            - Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.           …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие- то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи- то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело- оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись- поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье. . .             За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 3- я остановка- Почему автор назвал этот стук зловещим?  ( Так как привезли мертвое тело Нефёда. ) - Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?  ( Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко. ) - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?  ( Думаю, что он выздоровеет. )          - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. - Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?  ( Да. Ради жизни мальчика. ) - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?  ( Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям. ) - Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?  ( Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом. ) При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер? Дети пишут свои комментарии. Обсуждение.            Вывод:  Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся. Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. V. Физкультминутка.           А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу. VI. Рефлексия. Работа в парах Выполнение теста по содержанию Тест по рассказу И. А. Бунина «Лапти» Кто автор рассказа «Лапти»? Пушкин А. С. Толстой Л. Н. Бунин И. А. Блок А. А. Какая погода описана в рассказе? Сухая осенняя Дождливая Вьюжная Солнечная Что произошло в доме, описанном в рассказе? День рождения Приезд гостей Ссора Заболел ребенок Сколько километров до больницы от барского дома? 45 30 6 100 Что просил у матери ребенок? Игрушку Пить Леденец Лапти Кто зашел в дом и что принес? Нефед солому Сестра игрушку Мать пить Слуга леденец Какое решение принимает дворовый слуга? Идти пешком в соседнее село Переждать непогоду Попросить у соседей лошадь Ехать на санях Как называется село, в котором был магазин? Ребриковка Новоселки Протасовка Ивановка Каким событием заканчивается рассказ? Выздоровлением ребенка Бегством Нефеда Приездом отца семейства Смертью Нефеда Взаимопроверка            Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. ( Схема синквейна на экране) Синквейн – своеобразное стихотворение- миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: Правила составления синквейна. ∙        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; ∙        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; ∙        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы; ∙        четвертая строка- фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; ∙        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Примеры синквейна: 1.   ЕЛЬ 2.   ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. 3.   РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. 4.   Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. 5.   ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.            Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух. VII. Итог урока. - Что понравилось сегодня на уроке? - Оценки. VIII. Д/ з:   Подготовить сообщения о творчестве М. Горького Нравственный смысл рассказа. А нализ рассказа «Лапти» Бунина Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника. Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги. Тематика и проблематика рассказа «Лапти» В данном произведении нельзя выделить какую- то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм. Герои рассказа «Лапти» Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный. Повествование ведется от первого лица, от автора, и он присутствует на каждой строчке рассказа. Он переживает и за больного мальчика, и за слугу. Бунин передавал свои человечные качества через автора, а автор наделял ими героев. Возможно, эмигрант- Бунин, описал в рассказе реальные события, которые увидел в чужой стороне и захотел поделиться ими с читателями. Анализ рассказа «Лапти» Бунина позволяет сделать вывод, что, жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер? Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер? Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер? Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?

Оставить комментарий: