a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Вельдиной О.Н.

Опубликовано: 2015-12-18 14:21:13

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Вельдиной О. Н. Тема инновационного опыта Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста 1. Актуальность и перспективность опыта( степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) В проекте Федерального государственно о бразовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно- ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне- развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времен. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги, дало начало различным ремеслам. Квилинг( бумагокручение  или бумажная филигрань) – искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметы интерьера. Как неотъемлемая часть декоративно- прикладного искусства, квилинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятие квилингом имеют огромное значение и влияние на развитие умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квилинга, развивает моторику рук. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что способность движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка, как это доказано учеными, так и моим личными наблюдениями из практики. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира. В этом мы, воспитатели, видим основную необходимость сегодняшнего дня. 2. Концептуальность( своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Отечественные психологи и педагоги доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Используя нетрадиционную технику работы с детьми мне хотелось найти что- нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги как бумажная филигрань – квилинг. На мой взгляд эта техника удивительна, с ее помощью можно получить различные шедевры за одну две минуты. Из радуги полос корейской бумаги можно создать дву х- трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса. Творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. 3. Наличие теоретической базы опыта В своей работе я использую программу «От рождения до школы». Н. Е. Вераксы, М. А. Васильева, Т. С. Комарова; «Конструирование из бумаги», О. А. Сафонова; «Аппликация», И. Агапова, М. Давыдова; «Сто поделок из бумаги. », И. Г. Долженко, «Бумажные поделки в технике квилинг », И. В. Новикова; «Из простой бумаги мастерим как маги», М. И. Нагибина; журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего» 4. Ведущая педагогическая идея Основной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка( развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости создания и открытия для себя что- то нового) . Сейчас все чаще педагоги стали использовать в работе различные виды нетрадиционной техники творческой деятельности. Одним из видов нетрадиционных способов творческой деятельности, которым я занимаюсь в детском саду является квилинг. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно- эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом я вижу основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации, всесторннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги. 5. Оптимальность и эффективность средств Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности у дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в работах свое впечатление об окружающем его мире. Творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Принципы, лежащие в основе занятий квилингом: •   доступность( простота, , соответствие возрастным и индивидуальным способностям) ; •   наглядность( иллюстративность, наличие дидактических материалов) «Чем более органов наших чу вств пр инимают участие в восприятии какого- нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее они ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются»( К. Д. Ушинский) •   Демократичность и гуманизм( взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей) ; •   «От простого к сложному »( научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет с вои знания в выполнении сложных творческих работ) . •   Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми навыков учитывается темп развития специальных умений, уровень самостоятельности, умение работать вколлективе. Пособие позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.  В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение. 6. Результативность опыта. Используя в своей работе нетрадиционную техникуизобразительной деятельности творческтва « квилинг », направленную на развитие творческих способностей, у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений, художественно творческих способностей. Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. У детских работ появился индивидуальный почерк, таким образом, подводя итог работы, направленный на развитие творческих способностей, у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, больше стала развиваться мелкая моторика рук, глазомер, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.  Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях. 7. Возможность тираживания Методическое пособие «Работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста» содержит практические занятия по развитию творческих способностей, конспекты занятий. Объем и сложность материала рассчитаны на детей старшего возраста( от простого к сложному) . 8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми. Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, наглядный материал, пособия по темам «Свободная спираль», «Тугая спираль» «Капля», «Стрела».

Оставить комментарий: