a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование первичных знаний ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста

Автор: Войлочникова Галина Васильевна Опубликовано: 2016-01-10 17:42:08

Документы для скачивания

Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых. Главная задача воспитателя при работе с детьми раннего возраста – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни( соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) , и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами( чистить з убы, мыть руки, делать зарядку) . Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму( жизни, здоровью) как ценности. Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать: - возрастные и индивидуальные особенности детей; - создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников; - систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников. Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ. Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких де тей практически не складывается. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Для группы раннего возраста в процессе формирования здорового образа жизни ставятся за дачи: 1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире. 2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений( внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) . 3. Рассказывать о правилах поведения на улице: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед. 4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя». 5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их предст авления о здоровом образе жизни. Детям нравятся разнообразные п особия: гремящие шарики, кубики, ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки. Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за ис ключением холодных температур/ ниже – 10 градусов/ . Они оздоравливают и развивают. Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно- ролевые игры; дидактические игры; игры- забав ы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж; физкультминутки. Художественное слово, детская книга- важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассмат ривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д. Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста. Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам. Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой. Особое место уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. О формляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.

Оставить комментарий: