a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа внеурочной деятельности" Язык и культура крымскотатарского народа" 2-4 класс

Автор: Куртаметова Фатма Шевкетовна Опубликовано: 2016-01-14 20:18:13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи      Республики Крым «Школа №10»

                                                                                                                          

«Рассмотрено»                       «Согласовано»                   «Утверждаю»

Протокол заседания МО      зам. директора по УВР     Директор МБОУ  «Школа №10»

учителей начальных классов         «___»__________2015 г.

МБОУ «Школа №10»             _______И.В. Курилова          ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г.                                                     приказ №__ от «____»_____2015 г.               Руководитель МО

__________Н.Н.Остапенко

                                                          

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Язык и культура крымскотатарского народа»

(общекультурное направление развития личности школьника)

 

   

2-4 классы

начальное общее образование

2015-2016 учебный год

 

 

Количество часов в год:

34

Количество часов в неделю:

1 час

 

Учитель: Куртаметова Ф.Ш.

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по крымскотатарскому языку для 2-4х классов составлена на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.

 

                                                             

                                                             Керчь

2015 г.

 

 

Пояснительная записка

Количество недельных часов:  1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован  в  Минюсте  России  22  декабря  2009 г.,  регистрационный  номер 17785)  с  изменениями  (утверждены  приказом Минобрнауки  России  от  26  ноября 2010  г.  № 1241,  зарегистрированы  в  Минюсте  России  4  февраля  2011  г., регистрационный номер 19707);  (1-4 классы)
  • Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части минимальной  оснащенности  учебного  процесса  и  оборудования  учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы  в Минюсте  России  3  февраля  2011  г.,  регистрационный  номер 19682);
  • СанПиН  2.4.2.  2821  –  10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  обучения  в общеобразовательных  учреждениях» (утверждены  постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  учреждениям  дополнительного  образования СанПиН  2.4.4.1251-03»  (утверждены  постановлением  Главного  государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  3  апреля  2003  г.  №  27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот  28  декабря  2010  г.  №  2106, зарегистрированы  в  Минюсте  России  2  февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Программа воспитания и социализации обучающихся;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
  •  Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;

 

        Крымскотатарский  язык — язык крымскотатарского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений. Язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о крымскотатарском  языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря  обучающихся и знакомство с культурой и традициями крымскотатарского народа. Все занятия  строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.

  Цели:

-Знакомство с языком и культурой крымскотатарского народа;

-осознание языка как средства приобщения к богатству крымскотатарской национальной культуры;

 -воспитание дружбы между народами разных национальностей, привитие нравственных норм и обогащение духовного мира учащихся, знакомство с разговорным этикетом крымскотатарского народа.

Курс нацелен на решение следующих задач:

-развитие у детей творческих способностей; 

-развитие активного внимания через специальную систему упражнений, игр.

-развитие воображения, творческого мышления.

-формирование умения работать в микрогруппах;

-умение узнавать и различать на слух крымскотатарский язык среди других языков.

     

       Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики, а также некоторые сведения об устном народном творчестве, о праздниках и традициях, о роли языка в жизни  крымскотатарского народа, сведения о некоторых  нормах  крымскотатарского  языка. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение коммуникативных, регулятивных и личностных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление  в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как  игры, викторины и др.

     Учащиеся 2-4 классов второй год знакомятся с языком и культурой крымскотатарского народа. В вышеуказанную программу были внесены некоторые изменения с учетом возрастных особенностей школьников. Программа ориентирована на развитие у ребёнка внимания, памяти.  Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только  иллюстрации,  но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.  Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в крымскотатарский дом, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю крымскотатарского народа. Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип данной программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы.Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

                                                 Общая характеристика учебного курса.       

        Рабочая программа  разработана Куртаметовой Ф. Ш.  на основе   Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.

    В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление  в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие методы работы с детьми: словесный (рассказ учителя) практический (экскурссии, коллективные работы, ролевые игры, настольные игры), наглядный  (просмотр мультфильмов, презентации, показ слайдов) и формы деятельности:  беседы ,экскурсии, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала, коллективные творческие работы, соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры., игры на движение с использованием слов.

      Внеурочная деятельность «Язык и культура крымскотатарского народа» связана с таким предметом как «Культура добрососедства»

                                    Место курса  в  плане внеурочной деятельности

   Программа     соответствует    федеральному      государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 2-4 класса. Рассчитана  на 34   часа, 1 час в неделю.

 

                                                   Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • понимание крымскотатарского языка как основной национально-культурной ценности     крымскотатарского  народа;
  • уважительное отношение к крымскотатарскому языку;
  • достаточный объем словарного запаса.
  • интерес к изучению языка;
  • эмоциональность,умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать  и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым               корректировать свою точку зрения;
  • договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы .
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

Регулятивные УУД:

  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 

Знать:

-слова приветствия;

-что такое сказка, легенда,

-виды народного творчества;

-народные игры, увлечения;

- -некоторые обиходные слова крымских татар;

-специфические звуки;

-народные праздники;

-выдающихся людей крымскотатарского народа;

 

Уметь:

-здороваться на крымскотатарском языке;

-уметь приветствовать людей преклонного возраста;

-рисовать иллюстрации к сказкам; 

-составлять и решать кроссворды;

-работать в парах, группах;

-правильно ставить ударения;

-работать с пластилином;

-отличать на слух крымскотатарский язык среди других  языков.

                               Формы учета сформированности УУД

  • викторина;
  • соревнование;
  • тестирование;
  • проектная деятельность

                                               Содержание курса

Звуки-1ч, постановка ударения-1ч, имя существительное-3ч, слова приветствия и прощания-2ч, УНТ-9ч, народные танцы-3ч, игры-2ч, обычаи, праздники-3ч..

 

 

                                             Тематическое планирование

 

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

часы

Теоретическая часть    занятия /форма организац.деятельности

 Практическая часть занятия/форма организации деятельности

  1.  

Звуки

-

1

  1.  

Постановка ударения

-

1

  1.  

Имя существительное

-

5

  1.  

Слова приветствия и прощания

-

2

  1.  

УНТ

10ч

1

9

  1.  

Народные танцы

-

3

  1.  

Игры

-

5

  1.  

Обычаи, праздники

2

5

 

 

Итого:

    34ч

3

31

         2класс                       Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы  

Практич.

часть

Формы

деятельности

Оборудо-

вание

план

факт

   

 

Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, ноутбук

   

 

Народные игры, увлечения.

1

Игра в камешки

Камешки, ноутбук, иллюстрации

   

 

Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра

1

игра

Презентация, ноутбук

   

 

Игра «Слова прощания»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, планшет

   

 

Мультфильмы по  произведениям  поэтов и писателей на крымскотатарском языке.

 

Рассказ учителя

Ноутбук, мультфильм

   

 

«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

«Дервиза» -праздник урожая.

 

Рассказ учителя

Презентация, ноутбук, иллюстрации

   

 

«Множественное число имен существительных»-игра

1

Игра со словами

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра.

1

Ролевая игра

Презентация сказки, ноутбук

   

 

 Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта»

1

Проектная работа

Презентация легенды, ноутбук

   

 

Выдающиеся люди крымскотатарского народа.

 

Рассказ учителя

Фото, иллюстрации, ноутбук

     

«Мост знаний»-игра.

1

игра

Настольная игра

     

 Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга»

1

Ролевая игра

Плюшевые игрушки

   

 

Счет, время.

1

 игра

Планшет, иллюстрации

   

 

Творческая работа «Поздравление»

1

Коллективная работа

Иллюстрации, планшет,настольные игры

   

 

Игра «Профессии»

1

Ролевая игра

Иллюстрации. планшет

   

 

Игра «ДА, НЕТ»

1

игра

Настольные игры

   

 

Игра «Порядок слов в предложении»

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Конференция «Народные инструменты»

1

конференция

Ноутбук, иллюстрации. видеоролики

   

 

Круглый стол «Пословицы, поговорки»

1

диспут

Карточки с пословицами, поговорками

   

 

Читаем легенду , посвященная  Чуфут  къале.

1

Чтение легенды

Ноутбук, иллюстрации

   

 

Игра «Семья, родня»

1

Ролевая  игра

Ноутбук, презентация

   

 

«Родовое дерево»-проект.

1

Коллективная работа

Бумага, карандаши

   

 

 «Наврез байрам»-праздник весны.

1

Рассказ учителя

Ноутбук, презентация

   

 

Шакир Селим «Сказка о золотом топорике»

1

Ролевая игра

Презнтацияноутбук

   

 

Учим песню.

1

Ролевая игра

ИллюстрацииМР3проигрыватель

   

 

Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Танцуем народный танец «Хоран»

1

игра

МР3проигрыватель

   

 

Игра «Отгадываем кроссворд»

1

игра

Карточки с кроссвордами

   

 

«Алим-народный герой» Чтение легенд.

1

диспут

Настольные игры

   

 

Чтение легенды «Хыдырлез»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Чтение легенды «Уважение к хлебу»

1

диспут

Ноутбук, иллюстрации, пословицы

   

 

Разгадывание кроссворда.

1

игра

Карточки с кроссвордом

   

 

Подведение итогов. Викторина

1

Викторина

Карточки с заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3класс                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы  

Практич.

часть

Формы

деятельности

Оборудо-

вание

план

факт

   

 

Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, ноутбук

   

 

Народные игры, увлечения.

1

Игра в камешки

Камешки, ноутбук, иллюстрации

   

 

Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра

1

игра

Презентация, ноутбук

   

 

Игра «Слова прощания»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, планшет

   

 

Мультфильмы по  произведениям  поэтов и писателей на крымскотатарском языке.

 

Рассказ учителя

Ноутбук, мультфильм

   

 

«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

«Дервиза» -праздник урожая.

 

Рассказ учителя

Презентация, ноутбук, иллюстрации

   

 

«Множественное число имен существительных»-игра

1

Игра со словами

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра.

1

Ролевая игра

Презентация сказки, ноутбук

   

 

 Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта»

1

Проектная работа

Презентация легенды, ноутбук

     

Выдающиеся люди крымскотатарского народа.

 

Рассказ учителя

Фото, иллюстрации, ноутбук

     

«Мост знаний»-игра.

1

игра

Настольная игра

     

 Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга»

1

Ролевая игра

Плюшевые игрушки

     

Счет, время.

1

 игра

Планшет, иллюстрации

   

 

Творческая работа «Поздравление»

1

Коллективная работа

Иллюстрации, планшет,настольные игры

   

 

Игра «Профессии»

1

Ролевая игра

Иллюстрации. планшет

   

 

Игра «ДА, НЕТ»

1

игра

Настольные игры

   

 

Игра «Порядок слов в предложении»

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Конференция «Народные инструменты»

1

конференция

Ноутбук, иллюстрации. видеоролики

   

 

Круглый стол «Пословицы, поговорки»

1

диспут

Карточки с пословицами, поговорками

   

 

Читаем легенду , посвященная  Чуфут  къале.

1

Чтение легенды

Ноутбук, иллюстрации

   

 

Игра «Семья, родня»

1

Ролевая  игра

Ноутбук, презентация

   

 

«Родовое дерево»-проект.

1

Коллективная работа

Бумага, карандаши

   

 

 «Наврез байрам»-праздник весны.

1

Рассказ учителя

Ноутбук, презентация

   

 

Шакир Селим «Сказка о золотом топорике»

1

Ролевая игра

Презнтацияноутбук

   

 

Учим песню.

1

Ролевая игра

ИллюстрацииМР3проигрыватель

   

 

Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Танцуем народный танец «Хоран»

1

игра

МР3проигрыватель

   

 

Игра «Отгадываем кроссворд»

1

игра

Карточки с кроссвордами

   

 

«Алим-народный герой» Чтение легенд.

1

диспут

Настольные игры

   

 

Чтение легенды «Хыдырлез»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Чтение легенды «Уважение к хлебу»

1

диспут

Ноутбук, иллюстрации, пословицы

   

 

Разгадывание кроссворда.

1

игра

Карточки с кроссвордом

   

 

Подведение итогов. Викторина

1

Викторина

Карточки с заданиями

4класс                              Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы  

Практич.

часть

Формы

деятельности

Оборудо-

вание

план

факт

   

 

Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, ноутбук

   

 

Народные игры, увлечения.

1

Игра в камешки

Камешки, ноутбук, иллюстрации

   

 

Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра

1

игра

Презентация, ноутбук

   

 

Игра «Слова прощания»

1

Ролевая игра

Иллюстрации, планшет

   

 

Мультфильмы по  произведениям  поэтов и писателей на крымскотатарском языке.

 

Рассказ учителя

Ноутбук, мультфильм

   

 

«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

«Дервиза» -праздник урожая.

 

Рассказ учителя

Презентация, ноутбук, иллюстрации

   

 

«Множественное число имен существительных»-игра

1

Игра со словами

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра.

1

Ролевая игра

Презентация сказки, ноутбук

   

 

 Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта»

1

Проектная работа

Презентация легенды, ноутбук

     

Выдающиеся люди крымскотатарского народа.

 

Рассказ учителя

Фото, иллюстрации, ноутбук

     

«Мост знаний»-игра.

1

игра

Настольная игра

   

 

 Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга»

1

Ролевая игра

Плюшевые игрушки

   

 

Счет, время.

1

 игра

Планшет, иллюстрации

   

 

Творческая работа «Поздравление»

1

Коллективная работа

Иллюстрации, планшет,настольные игры

   

 

Игра «Профессии»

1

Ролевая игра

Иллюстрации. планшет

   

 

Игра «ДА, НЕТ»

1

игра

Настольные игры

   

 

Игра «Порядок слов в предложении»

1

игра

Иллюстрации, карточки со словами

   

 

Конференция «Народные инструменты»

1

конференция

Ноутбук, иллюстрации. видеоролики

   

 

Круглый стол «Пословицы, поговорки»

1

диспут

Карточки с пословицами, поговорками

   

 

Читаем легенду , посвященная  Чуфут  къале.

1

Чтение легенды

Ноутбук, иллюстрации

   

 

Игра «Семья, родня»

1

Ролевая  игра

Ноутбук, презентация

   

 

«Родовое дерево»-проект.

1

Коллективная работа

Бумага, карандаши

   

 

 «Наврез байрам»-праздник весны.

1

Рассказ учителя

Ноутбук, презентация

   

 

Шакир Селим «Сказка о золотом топорике»

1

Ролевая игра

Презнтацияноутбук

   

 

Учим песню.

1

Ролевая игра

ИллюстрацииМР3проигрыватель

   

 

Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Танцуем народный танец «Хоран»

1

игра

МР3проигрыватель

   

 

Игра «Отгадываем кроссворд»

1

игра

Карточки с кроссвордами

   

 

«Алим-народный герой» Чтение легенд.

1

диспут

Настольные игры

   

 

Чтение легенды «Хыдырлез»

1

диспут

Ноутбук,презентация

   

 

Чтение легенды «Уважение к хлебу»

1

диспут

Ноутбук, иллюстрации, пословицы

   

 

Разгадывание кроссворда.

1

игра

Карточки с кроссвордом

   

 

Подведение итогов. Викторина

1

Викторина

Карточки с заданиями

Литература:

  1. Э.С. Ганиева, Н.С. Сейдаметова, А.М. Яяева, Л.Б. Нафеева. Занимательные упражнения.
  2. «Арманчыкъ»

Техническое оснащение:

  • карточки с играми и заданиями;
  • подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
  • Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, ноутбук, планшет, МР3 проигрыватель.
Коментарии
Арифова Эммара Екубовна написано 2019-09-22 14:46:28
привет
Ответить

Оставить комментарий: