a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проекты

Автор: Авдиенко Ольга Михайловна Опубликовано: 2016-01-19 19:05:13

МБДОУ Д/ C №23 «Солнышко» Примерное планирование по экспериментированию в детской лаборатории « Естествознайка » Разработчики: С. В. Новоселова О. М. Авдиенко А. С. Головатая г. Зеленогорск 2020 – 2021г. г. Тема: Организация экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников с воздухом в условиях детской экспериментальной лаборатории « Естествознайка ». Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с воздухом. Расширение представлений детей о воздухе и его свойствах. Задачи: Познание: I. Д оказать с помощью экспериментов: Воздух легкий, он не видим. Воздух существует вокруг нас. Мы дышим воздухом. Воздух есть в наших легких. Воздух можно почувствовать и даже увидеть. Как человек ест и глотает. В природе есть другие газы, которые могут быть тяжелее или легче воздуха. Воздух при нагревании расширяется и поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается и опускается вниз. Воздух может двигаться, образование ветра. Воздух «толкает» предметы и давит. ( реактивное движение) Образование звуковой волны. II. Изготовление моделей: 1. Пульмина. 2. Гортань Пульмины. 3. Внешнее ухо со слуховым проходом и барабанной перепонкой. III. Развивать: 1. Познавательные способности детей, интерес к естественно- научным опытам и открытиям; 2. Желание обосновывать  , анализи ровать результаты экспериментов и презентовать их. 3. Социальные навыки. 4. П обуждать детей выдвигать гипотезу, ставить цель, искать решения, планировать деятельность, подбирать инструменты, использовать графические способы фиксации результатов; Приоритетная образовательная область: Познание. Интегрируемые образовательные области: Социально- коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое, физическое развитие. Виды детской деятельности: Детское экспериментирование, игра. Среда взаимодействия: Детская лаборатория « Естествознайка » Предметно- практическая среда: оснащение лаборатории. Планируемые результаты: 1. Дети научатся видеть проблему. 2. Выдвигать гипотезу. 3. Ставить цель. 4. Самостоятельно или с недирективной помощью взрослого осуществлять поиск решений. 5. Планировать деятельность. 6. Подбирать инструменты. 7. Делать анализ. 8. Взаимодействовать друг с другом. 10. Презентовать свой продукт. 11. Применять полученный опыт в дальнейшем. 12. Расширятся представление детей о воздухе и его свойствах После эксперимента по обнаружению воздуха в банке, воспитатель предлагает гипотезу: воздух находится вокруг нас. Дети внимательно смотрят, пытаются поймать его руками, понюхать, ничего не получается. Воспитатель берет полиэтиленовый пакетик, как- будто ловит им что- то невидимое, закручивает его, пакет надувается, становится упругим. В пакете воздух, сообразили дети. Дети взяли пакеты и начали «ловить» воздух, они перемещались по всей лаборатории, оказалось, что во всех местах есть воздух. Вывод: В окружающем пространстве есть воздух, мы его не видим, он легкий, бывает без запаха, а бывает с запахом, это дети поняли, когда подошли к раковине вымыть руки, пахло мылом. Эксперимент «Есть ли воздух в окружающем пространстве? ». Дыхание. На Д. С. детей заинтересовал вопрос о том, как дышит человек. Во время беседы, выяснилось, что, практически, все дети считают, что человек вдыхает воздух носом или ртом и сразу же выдыхает через рот или нос. Один Артем парировал: Нет, воздух попадает в легкие, а потом мы его выдыхаем. Я поняла, что дети плохо представляют дыхательную систему человека, пригласила их в лабораторию « Естествознайка ». В лаборатории дети с помощью муляжа рассмотрели дыхательную систему человека. : Трахею, бронхи, легкие. Попробовали сами вздохнуть и выдохнуть, почувствовав, как двигается грудная клетка, за которой расположены легкие. Во время эксперимента был сделан акцент на правильном дыхании: вдох- носом, выдох- ртом. ( Дети вспомнили, что физ. инструктор Наталья Леонидовна об этом им часто напоминает) . Кроме этого, была затронута тема: « Короновирус », попытались все вместе понять, почему больным надевают кислородную маску? ( Об этом знал Влад, у которого папа недавно болел вирусной пневмонией) . ( Больным легким не хватает кислорода, который есть в воздухе) . Вывод: Вдох –н осом, выдох – ртом, воздух попадает через трубочку – трахея в две другие трубочки – бронхи, а оттуда в легкие. Наши легкие наполнены воздухом! Рассматривание муляжа: - Как узнать и почувствовать, что в легких есть воздух? Алена сказала детям: Мой папа мне говорил, что мы надуваем воздушные шарики воздухом, который есть в наших легких. Эксперимент «Надувание шарика». Вывод: воздух из легких надувает шарик, но это не у всех получается из- за прочной резины, и мы этот воздух не видим. Эксперимент «Игра в воздушный шарик». Дети попробовали поиграть в сильно надутый шар( много воздуха внутри) и в слабо надутый. Вывод: хорошо летает, плавно движется – хорошо надутый шар. Эксперимент «Выпускание воздуха из шара». Хорошо надутый шарик быстро летает по комнате и из него со свистом выходит воздух, а шарик слабо надутый почти не летает, сразу же сдувается. - Как же все- таки увидеть, что в легких есть воздух? Дети вспомнили, что в прошлых экспериментах они видели, как воздух выходил под водой из банки пузырьками. Предложили повторить его. Но …. это воздух окружающего пространства, а не из легких. Как можно подуть в банку, которая должна быть под водой? - Я знаю как, сказал Максим. Можно в баночку вставить трубочку и подышать. Эксперимент «Дышим с помощью трубочки для коктейля в банку под водой ». Идут пузыри, это воздух из легких, вытесняет воду из банки и мы его видим! Вывод: Мы дышим легкими, воздух из наших легких можно почувствовать и даже увидеть! Дети решили рассказать дома родителям и показать экспериментально, как доказать, что в наших легких есть воздух. Есть и глотать. Рассматривая энциклопедию «Человек» ребята задались вопросами: «Когда мы едим, куда девается пища? », «Как пища попадает в желудок? », «Почему человек ест и пьет только вверх головой и может ли это делать вверх ногами? » и еще было задано множество вопросов по этой теме. А чтобы на них ответить мы снова посетили нашу лабораторию « Естествознайка ». 1. Придя в лабораторию, ребята познакомились со строением пищеварительной системы. Оказалось, что рядом с дыхательной трубочкой – трахеей есть трубочка для прохождения пищи – пищевод. Рассмотрев схему, прослушав от меня информацию, ребята уяснили: когда мы глотаем, то разжеванная еда, смоченная слюной, которую вырабатывают слюнные железы, попадает изо рта в пищевод, а затем в желудок, что происходит с пищей в желудке и куда пища продвигается дальше. Дети поняли, что во время приема пищи нужно быть очень аккуратным, потому что еда может попасть в дыхательное горло – трахею, а это опасно для человека. Познакомились со словом ПЕРЕСТАЛЬТИКА. Узнали, что это движение органов пищеварения для транспортировки проглоченной еды. 33362901676408826555880 Решили на проведенном эксперименте проверить, что происходит с пищей во рту и куда и как она продвигается дальше. Ребята взяли по кусочку сухого печенья и начали его жевать и почувствовали, что через некоторое время печенье стало влажным и превратилось в мокрую кашицу, хотя водой они его не запивали. Семен сказал: «Это слюнная железа выработала слюни, и они смочили печенье». 31489648509023114089535 Вывод: во рту пища не остается сухой, слюнные железы, вырабатывают слюну, которая помогает размочить пищу для того, чтобы ее было легче разжевать и проглотить. 2. Так же при помощи печенья дети почувствовали, как пережеванная пища движется изо рта к пищеводу. Демид: «Когда я глотал, сначала поднимается что- то в горле вверх, а потом вниз опускается». Ребята рассказали о своих ощущениях и показали путь движения печенья, проведя пальцами по внешней стороне горла. Порассуждав, сделали вывод: при глотании гортань движется вверх и вниз, предохраняя трахею( дыхательное горло) от попадания в нее пищи. - 736607112031648408064516440156985 3. Съев печенье, попив воды, ребята поняли, что пища и вода без особого труда попадает по пищеводу в желудок. Ася сказала: « Так это же, конечно, съел печенье и все вниз провалилось. И вода тоже вниз потекла. А вот если бы мы перевернулись вниз головой, как бы было, куда тогда печенье и вода попали? Все назад вывалится? » Ребята решили экспериментальным путем проверить, что будет с пищей и водой, попадут ли они в желудок или все выпадет и выльется изо рта. И можно ли поесть и попить вверх ногами? Всем захотелось попробовать. Первой попробовала Ася. Она перевернулась вниз головой и попробовала попить из кружки. Ребята ей помогали. «Ничего не получается, вода попала мне в нос и выливается на пол». Алена: «Я совсем не смогла попить». Затем Костя предложил: «Давайте попробуем через соломинку, я знаю, что должно получиться». Полина перевернулась вниз головой и попила через соломинку. «У меня получилось! Я попила и проглотила, вода не вылилась». 3101340- 187960- 489585- 187960 Дети получили задание на дом: попробовать откусить вниз головой кусочек твердой пищи и проглотить, что будет? На следующий день поделились проведенным экспериментом. Максим: «Я перевернулся вниз головой, мама меня подержала за ноги. Откусил морковку, пережевал ее и проглотил. Она попала в мой желудок». Возник вопрос: «Как пища или вода может двигаться вверх? » Снова экспериментальным путем проследили движение пищи по пищеводу. Взяли трубочки для коктейля и сжимали их пальцами снизу вверх, сверху вниз имитируя перестальтику. Налили в полиэтиленовый пакет немного воды и, сжимая пакет снизу, наблюдали, как вода поднималась вверх. 2253615678626 Пришли к выводу: перестальтика помогает еде и воде продвигаться( вверх и вниз) . Пища попадает в органы пищеварительной системы и там при помощи перестальтики перерабатывается в желудке, попадает в кишечник и все, что не нужно организму, выводится наружу. Для уточнения и закрепления своих знаний ребята использовали наглядное пособие Пульмину. При помощи пособия( Пульмина) проследили движение пищи по органам пищеварительной системы. Рассмотрели и нашли на макете органы пищеварительной системы. 323469178740- 34671078740 Газы вокруг нас. Увидев воздушные шарики в коробке, дети вспомнили, как в прошлый раз проводили в лаборатории опыты с дыханием и надуванием воздушных шаров. Предложили пойти в « Естествознайку », чтобы там поэкспериментировать. 1. Они взяли воздушные шарики и начали надувать, вспоминая, что надувают шарики воздухом из легких. Костя предложил: «Давайте проверим, у кого будет больше шарик». Я предложила детям один раз вдохнуть воздух и одним выдохом надуть шарик, тогда можно посмотреть у кого в легких больше воздуха. Эксперимент «Сколько воздуха в легких». Костя надул самый большой шарик, некоторые вообще не смогли надуть. Решили, что этот эксперимент не очень точный, потому что, возможно, резина у шариков может быть разная. Вывод: Этим опытом нельзя доказать, чем больше шарик, тем больше воздуха в легких. Некоторые дети вообще не смогли надуть шарик, но это не говорит о том, что у них в легких нет воздуха. Для правильности эксперимента нужно брать совершенно одинаковые шарики. 2. Дети увидели на столе 2 одинаковые бутылки. Я предложила рассмотреть их. Они обратили внимание, что одна бутылка пустая, другая наполнена водой, которую сразу не заметили. - Эта бутылка пустая? –с просила я. Некоторые не подумав, сказали: «Да». Но Алена ответила: «Нет, она наполнена воздухом». Эксперимент «Что будет, если надеть шарик на пустую бутылку? » Потом мы надели на нее шарик, чтобы посмотреть надуется ли он, ведь в бутылке воздух. Но, увы, шарик не надулся. Глеб случайно надавил на бутылку, и … шарик начал надуваться. Дети по очереди давили бутылку, шарик надувался. Чем сильнее давили, тем больше надувался. Вывод: Чтобы шарик надувался, нужно воздух «двигать», дуть. 3. Эксперимент «Что будет с шариком, если налить в бутылку воды? ». Глеб налил в бутылку воды, надели шарик, ничего. Потрясли бутылку, ничего не изменилось. Надели шарик на бутылку, которая сразу была с водой. В бутылке пошли пузыри, шар начал надуваться. Удивление? Глеб: «Д а это же вода с газом! Это минералка! А что будет, если потрясти бутылку? » О, чудо! Шарик надувается все сильнее! Вывод: В минеральной воде есть газ, который надувает шарик. Я проинформировала детей о том, что шарик можно надуть не только воздухом, но и газами, которые бывают разные. В минералке – углекислый газ. Эксперимент «Игра в шар, надутый газом из минералки». Мы сняли шарик с бутылки, завязали и начали играть. Шар не держался в воздухе, падал. Эксперимент: «Какой шарик тяжелее: с воздухом или с углекислым газом? » Мы надули такой же по размеру шарик воздухом и попробовали сравнить. Разницы не почувствовали. Я дала информацию детям: углекислый газ тяжелее воздуха, если надуть этим газом и воздухом большие шары и взвесить их, то шар с углекислым газом будет тяжелее. Есть газы, которые легче воздуха, они свободно улетают вверх. Дети вспомнили шары, наполненные гелием. Вывод: в природе существует много газов, одни тяжелее воздуха, другие – легче. Рек омендовано дома провести эксперимент с минеральной водой и презентовать результат опыта родителям. Воздух при нагревании расширяется. Ранее, на занятиях в лаборатории, ребята узнали, что воздух представляет собой смесь различных газов. Воздух находится в различных емкостях( банках, бутылках, кружках и т. д) . Возник вопрос: может ли одинаковое количество воздуха занимать разный объем? - Рассуждают: нет, не может. Глеб: «Вот если есть воздуха целый стакан, его поместить в баночку, то и в баночке будет столько, сколько в стакане! »- В- тель: «А я думаю, что может». Кто же из нас прав? . . . Предлагаю пойти в « Естествознайку и провести несколько экспериментов». Эксперимент № 1. «Джин из бутылки»- На столе две стеклянных бутылки. Одна комнатной температуры, другая из морозильной камеры. Два воздушных шарика. - Как думаете, в бутылках есть воздух? - Да! - Давайте обследуем бутылки. Потрогайте бутылки, что чувствуете? - Маша: «Одна нормальная, а другая ооочень холодная, аж руки мерзнут сильно»- На горлышко пустой бутылку комнатной температуры предлагаю ребятам надеть шарик. - Наблюдают. «Что происходит с шариком? » 2058035178435- «Ничего! » предлагаю надеть шарик на горлышко холодной бутылки и понаблюдать… 1579478368054- Ярослава: «Смотрите, как будто шарик начинает подниматься…» высказывают предположение, что там, наверное, воздуха больше…- Но бутылки одинаковые, значит воздуха в них одинаковое количество! Горлышко закрыто шариком, как туда попал «лишний воздух»? Объясняю детям: «Одна бутылка теплая, как воздух в нашей комнате, то есть комнатной температуры. Пока она находится в помещении, температура в ней не меняется. А вот с холодной бутылкой все по- другому. Если мы ее принесем в комнату, что с ней случится? »- Влад: «Нагреется». Объясняю, что в бутылке постоянное количество воздуха, но когда воздух начинает нагреваться, он надувает шарик, потому, что воздуху нужно больше места. Воздух при нагревании расширяется и ему нужно больше места. Бутылка твердая, стенки воздух раздвинуть не может, а воздушный шарик может растягиваться, поэтому он и начинает надуваться. Эксперимент 2 Горячий воздух. - Предлагаю проверить, что произойдет, если воздух станет еще теплее? - Как мы можем нагреть бутылку? - Рассуждение детей: Руками! Подуть на нее! Поставить в горячую воду! Чем нибудь нагреть еще! - Греют руками, налили в банку горячей воды. 3241675971553230797583958215146685- Показываю фен! Костя: « Ооо, точно! Давайте феном ее нагреем». - Нагревают бутылку феном, шарик постепенно надувается. 286321540640- 34671040640- Максим: «Смотрите, смотрите, он поднимается! ! »- Сжимают шарик пальцами… «Там внутри, что- то есть! ! ! »- Леша: «Так это воздух там. . » Объясняю эксперимент: чем холоднее воздух, тем медленнее движутся молекулы составляющие воздух, чем теплее, тем быстрее движутся эти частицы. Для этого им нужно больше места. Привожу пример: если дети сидят, то им места нужно меньше, чем детям, которые бегают по площадке. Если молекулы воздуха нагреваются и движутся быстрее, между ними расстояние увеличивается. Чтобы понять и закрепить, предлагаю поиграть в игу: «Холодный, теплый, горячий воздух». Дети- молекулы воздуха. При слове «холодно»- все стоят, прижавшись друг к другу плотно. 1665165975832929890428625- 651510400209- Влада выбрали «феном». Включается «фен» и дует потихоньку, всем становится тепло, дети медленно бегают по комнате. «Фен» дует горячим воздухом, и все дети очень быстро бегают по комнате. 643890168910 При слове «холодно»- все вновь собираются в кучку. 158118930337 Вывод: теплому воздуху места нужно больше, чем воздуху комнатной температуры или холодному. Детям предложено дома продемонстрировать родителям данные эксперименты. Для соблюдения безопасности попросить родителей оказать помощь в проведении эксперимента. Воздух толкает и давит. На улице метель, дует сильный ветер. Обсуждаем на утреннем кругу что такое ветер? У детей разные предположения. Глеб: «Я думаю это холодный воздух движется. . вот и получается ветер. » вместе ищем информацию в энциклопедии. Нашли! Движение воздуха называется ветром. А как же доказать, вдруг это не верное высказывание. . Рассуждаем, как можно в помещении сымитировать ветер. Влад: «Подуть». Опыт 1 И митируем ветер, и его способность двигаться. Дети подставили ладошки и подули на них. Ася: «Подула. Похоже на ветер». Вопрос: «А может ли ветер двигаться? » Ответ детей: «Да, может! » А как доказать? Думают! Сема: «Надо на что- нибудь подуть сильно» Берут бумагу, сафетки и дуют на них. Маша: «Все разлетелась по сторонам» Вывод: «Воздух движется! » А раз салфетки и бумага разлетаются, он их толкает. 31870653492512954073025 Ярослав: «Интересно, а воздух может толкать очень тяжелые предметы, очень, очень? » Рассуждают, приводят примеры, когда сильный ветер сносит крыши, разрушает постройки. А человека? Предлогаю вспомнить, как недавно играли в п/ игру «Кто дальше прыгнет до кольца». Спрашиваю у них: «Как вам удается прыгать? Что человек должен сделать, чтобы продвинуться вперед в прыжке? » Рассуждают… Опыт 2 Воздух может толкать. Просим Полину прыгнуть вперед. Смотрим и рассуждаем. « Она отталкивается и прыгает». Но как она это делает? Беру роликовую доску и прошу прыгнуть кого- либо с нее вперед. Маша вызвалась попробовать. Прыгает с доски. Маша: «Не может прыгнуть далеко, доска укатилась назад, а я тут и осталась на полу, вперед не получилось». Даю детям информацию: Чтобы оттолкнуться от земли, надо на нее надавить ступнями и потянуть их вверх. Земля отдает этот толчок, и с помощью ОТДАЧИ мы прыгаем вперед, а доска не может давать отдачи и поэтому отъезжает назад. Знакомимся с новым понятием- отдача. Это толчок земли или воздуха. 2934335199390- 346710199390 Предлагаю проверить точно ли это так? Опыт 3. Берем линейку и кладем на то место, откуда будем отталкиваться от пола, а вторую, где приземляться( сначала без доски) ребята по очереди прыгают и у всех получается допрыгнуть от одной линейки до другой. Затем Артем прыгает с доски. Артем: «Нет, никуда не упрыгал я, остался на этой линейке, с которой прыгал». 3139440330202476533020 Делаем вывод: воздух толкает. Привожу пример с ракетой. Ракета летит в космос, на луну кто ее толкает? Глеб, Семен, Максим: «Сзади огонь горит и толкает». Даю новую информацию: Огонь у ракеты – это газ, который толкает ракету вперед и она летит. Отталкивается ракета от газа, как мы от земли, когда прыгаем вперед или вверх. Летит по принципу реактивной отдачи. Вопрос: «Можем ли мы допрыгнуть до луны? » Рассуждают. Попробуем? Максим: «Нет, я пробовал, не получается улететь вверх» 1320165539115 Опыт 4. Ребята все пробуют прыгнуть вверх, как можно выше. Тима, Сема, Поля: « Не получается. . Мы назад на пол возвращаемся». Спрашиваю почему? Ярик: «Потому, что сила притяжения». Вывод: воздух толкает, но сила притяжения притягивает к земле. Опыт 5 воздух двигает предметы. Лодка с реактивным двигателем. Вместе с ребятами делаем из коробки из под сока лодочку. Надуваем воздушный шарик( из прошлых экспериментов помним, что шарик надувается при помощи воздуха из легких) кладем шарик в лодку, лодку отпускаем на воду и ослабляем понемногу хвостик шарика, воздух выходит, лодка движется по воде. 3249930- 453390635- 501015 Вывод: картонная лодка получает толчок от вылетающего из шарика воздуха и движется вперед. Воздух толкает и двигает! Дети получили задание провести эксперимент дома в ванне. А все вместе мы поэкспериментируем во время купания в большой чаше. «Звуковые волны»? Ранее дети уже проводили эксперименты, доказывающие, что воздух может «толкаться». Сегодня мы продолжили эксперименты, доказывающие, что при вибрации предметов, при «толкании их воздухом», может появляться звук, который слышит наше ухо. Эксперимет: Пластиковая линейка лежит на столе, свободный конец длинный, прижат к столу рукой. - Что будет, если мы ударим по висящему концу линейки? ( воспитатель) - Она будет качаться. ( Дети) , Ярослава сказала: «Вибрировать» Ребенок ударяет по линейке: конец медленно вибрирует, ощущается ветерок, нет ни вкуса, ни запаха. Уменьшаем свободный конец линейки: линейка вибрирует быстрее, появился небольшой звук. Еще уменьшаем сводный конец линейки: вибрирует еще быстрее, громкий звук. Вывод: предмет при вибрации может издавать звук. Эксперимент: - Вот крышка от кастрюли. Если я ударю по ней ложкой, что будет? ( воспитатель) - Будет шуметь. ( дети) - Будет крышка вибрировать как линейка? - Не знаем, не пробовали. Дети экспериментируют. ( не видят вибрации, но чувствуют ее рукой) Вывод: При ударе о крышку она вибрирует, это можно почувствовать, если положить на нее руку, и появляется звук. Воспитатель сообщает детям, что при вибрации появляется звуковая волна, которую мы не видим, но слышим. Для того, чтобы было понятнее, предлагается поэкспериментировать с волной на воде. Как? Поля предложила налить в таз воды, и опустить туда предмет какой- нибудь. Эксперимент: В тазик дети налили воды, когда она «успокоилась», опускали в нее пальчик, поверхность воды менялась, дети увидели волны, которые доходили до края таза и возвращались обратно. Вывод: при опускании предмета в воду, он толкает частички воды, а те толкают « соседнии частички», так появляется волна на воде. Игра «Волна на воде». Дети садятся по кругу, соприкасаясь друг с другом. Один ребенок( первый- центр) наклоняется к соседу, говорит: «подвинься», так идет до последнего игрока в круге, который толкает не следующего, а предыдущего со словами: «сам подвинься»- волна идет к первому- центру. Игра «Звуков ая волна ». Проводится аналогично, только у 1го игрока в руках предмет, издающий звук при ударе, а у последнего в круге – картонное ухо, которым он слушает звук. Вывод: Ребята, мы сегодня на примере волны на воде, посмотрели как возникает звуковая волна. При ударах о предмет возникает звуковая волна, которую мы не видим, но слышим, а как мы ее слышим, узнаем в следующий раз. Рекомендовано провести эксперименты по получению звуковой волны для родителей, постараться объяснить им как она получается. Слух. На прошедшей неделе наши воспитанники познакомились со звуковыми волнами, которые мы слышим. У детей возник вопрос: - Как устроено ухо и почему мы слышим звуки? Для того, чтобы дети поняли принцип попадания звуковой волны в наше ухо и прохождение ее дальше, мы отправились в « Естествознайку ». Дети сразу сказали, что слышим мы ушами, и они рассказали даже, что в ухе есть улитка, с помощью которой звуки проходят и попадают в мозг и подают ему сигнал. Я была удивлена их познаниям, но они объяснили: все это они слышали и видели в мультиках. Конечно, в мельчайших подробностях прохождения звуковой волны через ухо и его строение мы не рассматривали пока( это физика средних классов) , но кое- что поняли. Эксперимент 1. Дети внимательно рассмотрели внешнее ухо друг друга, и мы его нарисовали и вырезали. Затем мы сделали из бумаги трубку, у нас получилось наружное ухо со слуховым каналом. Тут Никита сказал: - Я слышал, что в ухе есть барабан. Я его поправила: - Б арабанная перепонка называется. Она находится в среднем ухе. И представляет собой тоненькую пленочку, которую очень легко порвать. Ребята предложили сделать барабанную перепонку. Немного подумав, мы решили натянуть шарик на банку. Для этого пришлось шарик разрезать. У нас получилась модель среднего уха с барабанной перепонкой. Потом мы надели модель внешнего уха на «среднее ухо», у нас получилась вот такая сложная конструкция. - Что же будет с перепонкой, если создать шум? Костя сразу ответил, что она будет двигаться вверх- вниз. Эксперимент. 2. Дети начали издавать звуки, « перепонка » не двигалась. Начали кричать громче, ничего не происходило. Потом они взяли мета ллическую кастрюлю и стали очень громко бить по ней. Все равно «перепонка» не двигалась. Маша пригляделась и сказала, мне показалось, что она колышется. Предложила на нее положить немного гречневой крупы. Дети положили зерна, ударили по кастрюле, зерна подлетели вверх! Вывод: Звуковая волна от удара по кастрюле заставляют вибрировать барабанную перепонку, ударяясь об нее. Если перепонка порвется, то человек не будет слышать звуки! Рекомендовано детям рассказать и показать дома как мы слышим. Звуковой шум воспринимает наружное ухо, потом по слуховому каналу звук идет на барабанную перепонку среднего уха, она вибрирует, затем с помощью разных механизмов в ухе звук передается в мозг, и мы слышим. Нельзя пихать в ухо острые предметы, громко кричать, а то перепонка порвется и можно остаться глухим!

Оставить комментарий: