a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Автор: Токарева Наталья Сергеевна Опубликовано: 2016-01-31 17:20:11

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста   Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально- педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.   К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.   Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?   Принципы и технологии восприятия музыки:   • Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений  • Принцип возрастных особенностей ребенка- учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе  • Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности   • Принцип субъект- субъективного взаимодействия- учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.   • Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.   • Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.   • Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие  • Принцип отбора музыкальных произведений- необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей  • Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания  • Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.   • Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно- творческой деятельности дошкольников.   Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:   1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;   2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;   3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;   4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.   Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога- воспитателя.   1. организация развивающей среды в группе.   2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.   3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности( рисовании, лепке, аппликации) .   Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. ц ентр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.   После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе? » настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.   На 2- м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.   Вводная часть. Игры и упражнения( 2- 3) на развитие творческого воображения детей.   Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений( 1- 2) , беседа об услышанном.   Заключительная часть. 1 вариант- Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности( рисовании) .   Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.   Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.    При составлении данной статьи была использована следующая литература:   Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» 

Оставить комментарий: