a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка "Здоровье"(В гостях у Витаминки)

Автор: Ибрагимова Наталья Викторовна Опубликовано: 2016-01-31 17:47:35

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Елочка» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОСТЯХ У ВИТАМИНКИ» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет Выполнила: Ибрагимова Наталья Викторовна г. Нижневартовск 2015г. Программа кружка валеологической направле нности" В гостях у Витаминки" для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет" Здоровье- это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость. Пояснительная записка Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Все лучшее общество стремится отдать детям. Здоровье детей- это будущее страны. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Каждый ребенок имеет право на жизнь и на здоровое развитие»( статья 6) Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи( и детей, и взрослых) , лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка, может уменьшиться более чем в половину. Однако здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье- огромная каждодневная работа. Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний- следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения- всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально- экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни- важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно- образовательного процесса, включая самих детей. Актуальность программы. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. По данному медицинскому обследованию дети, приходящие в первый класс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов. Нарушения правил здорового образа жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Пришла к выводу, что целесообразно использовать кружковую работу для обучения детей основам здорового образа жизни. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно- оздоровительных программ по валеологии( « валео »- быть здоровым, «логос»- наука) , начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому занятия о здоровье хорошо воспринимаются детьми, приносят положительные результаты. Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознан ного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих. Задачи: Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле. Научить" слушать" и" слышать" свой организм. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека. Сф ормировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Концептуальные положения. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, опти мальный психологический климат- залог полноценного развития детей. Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. Дошкольное детство- это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка( эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни) . Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важн ейших сторон психической жизни- эмоциональной сферы, образного мышлен ия, художественных способностей. Здоровый, жизнерадостн ый, пытливый, активный ребёнок- результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей. Принципы построения программы. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни. Принцип повторения умени й и навыков- один из самых важ нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опира ясь на индивидуальные особеннос ти ребенка, планирует его развити е, намечает пути совершенствова ния умений и навыков, построения двигательного режима. Принцип доступности поз воляет исключить вредные послед ствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче ния с использованием активн ых форм и методов обучения, спо собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества( игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди видуально, организация исследовательской деятельности и др. ) . Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по требность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. Принцип взаимодействия детс кого сада и семьи преемственнос ти при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способн остей ребенка и обеспечения воз можности сохранения здоровь я при дальнейшем обучении в шко ле. Принцип результативности предполагает получение положи тельного результата оздоровит ельной работы независимо от воз раста и уровня физического развития детей. Принципы взаимодействия с детьми: Р ебенок сам- молодец, у него- все получается, возникающие трудности- преодолимы; П остоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что- то новое и научиться новому; И сключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; С равнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; К аждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом. Разделы: Работа по воспитанию ценностного отнош ения к здоровью у детей дошкольного возраста состоит из следующих разделов: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» «ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ» «МОЙ ОРГАНИЗМ» «ЧЕЛО ВЕК И ЕГО ЗАЩИТА» «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»" ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ" " ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ" " БЕЗОПАСНОСТЬ" " МОЙ ОРГАНИЗМ" " ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ" ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТАРАЗДЕЛ РАЗДЕЛ: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» Цель: формировать первичное представление о личной гигиене, прививать в детях аккуратность и чистоплотность. «ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ» Цель: Познакомить детей с профессией врача и медсестры, выполняемой работы, предметами, которые помогают в труде. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать у детей культуру поведения- правила поведения в больнице, уважение труду врача. Формировать понимание ценности здоровья, представление о здоровье как важной ценности, способах его сохранения и укрепления «МОЙ ОРГАНИЗМ» Цель: формировать представления дошкольников об организме, необходимости заботиться и беречь свой организм, о физическом и психоэмоциональном благополучии. «ЧЕЛО ВЕК И ЕГО ЗАЩИТА» Цель: формировать представление о культуре питания, о полезных продуктах и роли витаминов для здоровья человека «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ» Цель: формировать представление о безопасном поведении детей в разных ситуациях, источниках опасности. «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» Цель: Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Расширять знания о профилактике простудных заболеваний. Воспитывать понятия о здоровом образе жизни. Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей. Методы реализации программу практические словесные наглядные 1. Проведение занятий. 2. Закрепление культурно- гигиенических навыков. 3. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе. 4. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность. 5. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка. 6. закаливание по схеме. 7. Создание уголка здоровья в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности. 1. Беседы. 2. Чтение художественной литературы. 3. Заучивание стихотворений. 4. Дидактические игры. 5. Сюжетно- ролевые игры. 6. Развлечения. 7. Моделирование ситуаций. 8. Консультации. 9. Наблюдения. 10. Подвижные игры. 1. Организация выставок, конкурсов. 2. Сбор фотоматериалов. 3. Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов. 4. Информационно- агитационные стенды. 5. Театрализованная деятельность. 6. Личный пример взрослых. Ожидаемый результат освоения программы Повышение уровня физического, психического здоровья детей. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия. Усвоение программы. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики. Положительный результат темпов прироста физических качеств. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей. Повышение индекса здоровья на 1% Снижение заболеваемости на 3 0% Организация образовательного процесса: Группа: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Срок реализации программы: четыре года. Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная Количество занятий рассчитано на учебный год( 36 занятий) . Занятия проводятся: - 1- ый год обучен ия- дети 4- го года жизни, 1раз в неделю, продолжительностью 15 минут. ( м ладшая группа) - 2- о й год обучения- дети 5- го года жизни, 1раз в неделю, продолжительностью 25 минут. ( с редняя группа) - 3- й и 4- ый год обучения рассчитан на старший дошкольный возраст, по времени занятия длится не более 25- 30 минут( старшая, подготовительная) Прогнозируемые результаты. Сформированные навыки здорового образа жизни. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям. Сформированные знания гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. Сформированные у детей необходимых знаний о рациональном правильном питании. Сформированные знаний о строении и функционировании человеческого организма. С охранение и укрепление здоровья воспитанников. П овышение приоритета здорового образа жизни у детей и родителей. Перспективный план для детей младшего возраста жизни Тема Игровая деятельность Оборудование РАЗДЕЛ: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» «В гости к Мойдодыру » Ц. Познакомить детей с культурно- гигиеническими навыками, с предметами личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Формировать основы здорового образа жизни детей. Воспитывать привычку ежедневного соблюдения гигиенических процедур. «О мыльной пене и расческе» Ц. Продолжать формировать навыки гигиены. Умываться, чистить зубы, расчесывать волосы. Вытирать лицо только своим полотенцем. Воспитывать желание быть опрятным. «Девочка чумазая» Ц. Формировать потребность в соблюдении культурно- гигиенических навыков. Закреплять навыки ухода за своим телом. «Очень людям нужен сон» Ц. Учить заботиться о себе. Закреплять значение о том, что сон необходим человеку, запомнить правила поведения перед сном. Развивать интерес к своему здоровью. «Личная гигиена и режим дня». Ц: Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека. Игра: «Руки мыли? » Д/ и. «Выбери нужное », «Чтобы кожа была здоровой» Игра: «Чего не хватает? », «Назови меня», «Скажи, какое », «Чудесный мешочек» «Правила чистюль» «Ровным кругом» «Помоги Мишке принять душ», «Научим Мишку» «Покажи и назови правильно» «Кукла Катя проснулась» Пальчиковая игра: «Этот пальчик хочет спать» Игра «Поможем Аленке» Плоскостная игрушка « Мойдодыр », мальчик грязнуля и чистый мальчик, мыло, полотенце. Стенд Планеты чистоты. Видеозапись. Рюкзачок, туалетные принадлежности, игрушка( любая) , набор «Хозяюшка», зеркало, кукла голыш на каждого ребенка, ванночка, мыло, губка. Мяч, туалетные принадлежности. Иллюстрации к книге Г. Зайцевой Итого по разделу «Личная гигиена и культура поведения» 5занятий РАЗДЕЛ: «ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ» «Наш доктор Айболит» Ц. Познакомить детей с профессией врача и медсестры, выполняемой работы, предметами, которые помогают в труде. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать у детей культуру поведения- правила поведения в больнице, уважение труду врача. Формировать понимание ценности здоровья. «Экскурсия в медицинский кабинет» Ц. Продолжать знакомить с профессиями врача и медицинской сестры. Закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, медицинской сестре. Учить осознавать воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их. Воспитывать уважение к людям этих профессий. «Если ты заболел» Ц. Воспитывать у детей понимание. Ценности здоровья и потребность быть здоровым. Закреплять знания о том, что при недомогании детей должны говорить об этом взрослым. Температура- признак заболевания. «Полезные и вредные лекарства» Ц. Познакомить детей с правилами пользования лекарствами. Рассказать детям о том, что витамины не только помогают человеку вылечиться, но и стать причиной отравления или другой болезни. Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать осторожность. Игра «Полезно- вредно», «Угадай профессию», «Угадай и назови» Массаж « Неболейка » Д/ и. «Если малыш поранился», «Первая помощь» Игра «Мы поможем Карлсону » Массаж «Барашек» Д/ и. «Если кто- то заболел? », «Почему заболели? » Игра «Кому, что нужно для работы», «Почему Мишка простудился? » «Оденем куклу на прогулку», «Подбери одежду для девочки и мальчика» Игрушки: Доктор Айболит, зайчик, Медицинские инструменты. Иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей» Мед. К абинет, мед. И нструменты. Игрушки: Карлсон, термометр, банка варенья, пачка печенья. Игрушка Мишка, коробочки из под лекарств, витамины. Итого по разделу «Врачи наши друзья» 4 занятия РАЗДЕЛ: «МОЙ ОРГАНИЗМ» «Вот я какой» Ц. Познакомить детей со строением тела человека. Формировать представление о роли различных частей тела. Воспитывать потребность бережного отношения к своему здоровью. Развивать зрительно- моторную координацию внимание. «Части тела и их действия» Ц. Учимся понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Воспитывать чувство гордости, что ты- человек. «Мои руки» Ц. Формировать представление детей о руках человека, о их значении в нашей жизни. Рассказать об опасных предметах, средствах и способах защиты и обработки ран. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. «Для чего нужны ноги? » Ц. Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям. «Пять помощников моих» Ц. Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаза, ушей, носа, рта. Различать детей по одежде, прическе, цвету волос и другим особенностям. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества. «Глазки подсказки» Ц. Формировать представление детей о глазах человека, об их значении в нашей жизни. Познакомить с болезнями глаз. Учить бережно, относиться к своему здоровью. Показать упражнения для глаз. Тренировать зрительную память. «Зачем человеку нос? » Ц. Познакомить детей с носом, как органом обоняния, его функциями и значением в нашей жизни. Объяснить детям способы ухода за носом. Обучать упражнениям, улучшающим кровообращения верхних дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду и инфекциям. «Чтобы уши слышали» Ц. Формировать представление детей об органе слуха. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу. «Для чего нужен язычок» Ц. Дать детям первичные знания о языке человека, его функциях и значении. Учить различать и называть вкус разных продуктов. Учить правильному звукопроизношению. Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Воспитывать бережное отношение к своему телу. «Путешествие к Королеве зубной щетке»( о правилах ухода за зубами) Ц. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Показать правила чистки зубов. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе. «Почему мои зубки заболели» Ц. Познакомить детей с причинами заболевания зубов. Рассказать о пользе витаминов, полезной пищей и её значении для здоровья зубов. Воспитывать потребность в здоровом питании «Следить за здоровьем зубов. Как надо чистить зубы» Ц. Закрепить правила ухода за зубами и правила чистки. Учить ежедневно, совершать гигиенические процедуры полости рта. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе. Игра «Путешествие с Буратино», «Повторяй за мной» Пальчиковая игра «Твои пальчики» Игра: « Покажи и назови правильно», «Что есть у куклы», «Умею- не умею», «Собери целое из частей», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек». Д/ и. «Что умеют ноги и руки» Игра «Мы шагаем», «Укрепляем ножки» М/ п. и гра «Кого не хватает» Д/ и. «Здравствуйте глазки» Игра «Как беречь мои глаза» Гимнастика для глаз «Зайка» Пальчиковая игра «Очки» «Поиграем с носиком» Игра «В мире запахов», «Узнай по запаху» «Бульканье»- гигиена дыхания «Как правильно ухаживать за ушами» «Вижу, слышу, различаю на вкус и запах» Игра «Ушки, ушки», «Определи, какой предмет или животное издает звук» «Где звенит колокольчик? » «Отгадай, кто позвал? » Игра «Повторяй за мной» «Узнай на вкус», «Раскрась свой язычок» Гимнастика для языка Д/ и. «Зайка Степка чистит зубы», «Как сберечь зубы», «Здоровые зубы» «Зуб Неболей к А » Игра « Почему заболели зубки? » «Как сохранить зубы здоровыми? » «Полезная и вредная еда для зубов» «Готовимся ко сну» «Научи Зайчика чистить зубы» Макет человека, иллюстрации людей разного возраста, пола, игрушка Буратино, кусочки овощей и фруктов, емкости с различными запахами, энциклопедия для детей «Тело человека». Кукла, колокольчик, игрушка котенка, краски гуашь, листы бумаги. Иллюстрации свода стоп. Иллюстрация гусеницы, машины, куклы, колокольчика. Картинки с изображением глаз, палочки с изображением зайчиков на каждого ребенка, игрушка зайчик. Иллюстрации людей с разными носами Игрушка слон. Картинки правил ухода за носом. Аудиозаписи, картинки с изображением людей, колокольчик. Картинки с изображением языка и его основных зон. Продукты: апельсины, лук, соленый огурец, лимон. Аудиозапись. Карандаши. Журнал «Собери и познай человеческое тело» Пособие «Как сохранить зубы здоровыми » Игрушки: кукла, зайчик. Зубная щетка, зубная паста, расческа, вата, нитки, бинт. Итого по разделу «Мой организм»12 занятий РАЗДЕЛ: «ЧЕЛО ВЕК И ЕГО ЗАЩИТА» «В гости к Витаминке » Ц. Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании. «Что полезно детям» Ц. Формировать представление детей о здоровой и полезной пищи. Дать элементарные представления о витаминах. Закрепить названия овощей и фруктов. Рассказать о пользе молока и молочных продуктов. «Бережем свое здоровье» Ц. Формировать умение детей мыть руки, чистить зубы, умываться, пользоваться носовым платком. Воспитывать основы здорового образа жизни. «Откуда берутся болезни? » Ц. Познакомить с причинами заболеваний у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать привычку к ежедневному выполнению культурно- гигиенических навыков. «Медвежонок спортсмен» Ц. Познакомить детей с некоторыми видами спорта. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. Воспитывать интерес к новым познаниям. « Здоровье и болезнь» Ц. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. Игра «Овощи- фрукты» «Полезно- вредно» Пальчиковая игра «Овощи» Массаж рук «Овощи» Игра «Угадай на вкус» «Чудесный мешочек» «Вот так яблоко» «Чего не хватает» «Разрешается- запрещается» «Водичка, водичка…» Д/ и. «Выбери что нужно» Игра «Помоем чисто» Массаж « Умывалочка » Массаж рук «Мыло» Игра «Медвежонок- спортсмен» «Укрепляем ножки» Массаж «Хомячок» Иллюстрации из книги «Уроки Мойдодыра », кукла Витаминка. Муляжи овощей и фруктов, разных продуктов. Карточки. Игрушка Винни- Пух. Картинки с изображением продуктов. Предметы гигиены феи Красоты Иллюстрации «Твой носовой платок». Плоскостные фигуры Микроба, Чистоты. Мыло и полотенце. Игрушка медвежонка Иллюстрации с различными видами спорта. Аудиозапись Итого по разделу «Человек и его защита» 6 занятий РАЗДЕЛ: «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ» «Опасные предметы дома» Ц. Дать детям сведения об опасных вещах( колющих, режущих, электроприборах) . Показать, что домашние вещи могут стать опасными в руках детей. Закрепить знания о том, какими предметами можно играть. Формировать основы опасности. «Правила на всю жизнь» Ц. Познакомить детей с правилами поведения дома. Рассказать о предметах, которые могут стать источником опасности. Учить правильно вести себя дома, когда рядом нет родителей. Формировать представление о том, что нельзя открывать дверь никому постороннему. «Медведи в гостях у детей» Ц. Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности. Формировать основы безопасного поведения в группе. «Осторожно- лекарство! » Ц. Продолжать знакомить с правилами пользования лекарствами. Рассказать детям о том, что самим брать лекарства запрещается, можно только взрослым. Рассказать детям о том, что лекарство- наши спасители и помощники в болезнях. Но обращаться с ними надо умело. «Безопасное общение с домашними животными» Ц. Учить детей правильно вести себя с домашними животными: не убегать от собаки, не гладить незнакомых животных, не нападать в шутку на хозяина собаки, не трогать кошку или собаку, когда они едят. Прививать навык обязательного мытья рук после общения с животными. Игра «Опасно- безопасно» Д/ и. «Игра- дело серьёзное» Словесная игра «Можно- нельзя» Игра: «Источники опасности» «Лото безопасности» «Угадай и назови» Игра «Мишка, шалунишка» «Мишки» Игра м. п. «Мишка косолапый» Д/ и. «Что такое хорошо, что такое плохо» Игрушка Карслон. Предметы или их картинки опасных предметов и игрушек для детей Кукла Незнайка, иллюстрации правила безопасного поведения. Игрушки: Мишутка и Медведица. Кукла Айболит, Лекарства( пустые коробочки) , иллюстрации. Итого по разделу «Безопасность» 5 заняти й РАЗДЕЛ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» «Если хочешь быть здоровым- закаляйся» Ц. Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, гимнастика. Рассказать о пользе соблюдения режима и водных процедур. «Всегда и везде- вечная слава воде! » Ц. Рассказать о пользе закаливания водой. Воспитывать потребность в сохранении здоровья. «Как я буду заботиться о своем здоровье» Ц. Знакомить детей с элементами самомассажа, упражнение профилактике плоскостопия, нарушении осанки, коррекции зрения, правильного дыхания. «Прямая спина- залог здоровья» Ц. Научить детей грамотно и правильно ухаживать за своим телом, помочь сформировать красивую осанку. Гимнастика для глаз «Солнечные зайчики» Оздоровительная минутка «Воздушные шары» Игра «М оре волнуется » «Для чего нам нужна вода» «Покажи Мишутке гимнастику для глаз» «Научи Мишутку правильно дышать» «Как избавить Мишутку от плоскостопия» Игра «Что надо делать, чтобы быть красивым», «Гигиена» Воздушные шары на количество детей. Альбом «Расти здоровым ». Кукла Замарашка, вода, мыло, полотенце, таз. Аудиозапись. Иллюстрации с показом выполнения упражнения. Игрушка- верблюд, картинки с изображением упражнений на правильную осанку. Итого по разделу «Здоровье детей» 4 занятия Итого 36 занятий Перспективный план для детей среднего возраста жизни Тема Игровая деятельность Оборудование РАЗДЕЛ: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» «Советы доктора Воды» Ц. Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Систематизировать знания детей о необходимости соблюдения гигиенических процедур, закрепить предметы личной гигиены. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. «Правила личной гигиены» Ц. Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Систематизировать знания детей о необходимости соблюдения гигиенических процедур. Закрепить последовательность действий во время мытья рук. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. «Бережем свое здоровье» Ц. Формировать умение детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Воспитывать основы здорового образа жизни. «В королевстве Чистоты» Ц. Закрепить знание о предметах личной гигиены, последовательности действий при мытье рук. Создать позитивное отношение к ежедневному соблюдение гигиенических процедур, довести до сознания детей важность их соблюдения. в ажность их соблюдения. Развивать внимание, логическое мышление. Формировать основы здорового образа жизни, интерес к экспериментированию. Воспитывать аккуратность, чистоплотность. «Сказочное путешествие» Ц. Воспитывать культуру общения и поведения. Развивать эмоциональную сферу ребенка, используя музыкальные фрагменты. Закреплять культурно- гигиенические навыки и знания по охране жизни и здоровья. «Встреча с Незнайкой» Ц. Формировать первоначальные этические и коммуникативные нормы поведения. Способствовать развитию любознательности, воспитанию патриотизма, внимания и мышления. «Наши добрые поступки» Ц. воспитание уважения к стар шим. Показ возможных вариантов культурного поведения, по буждение к совершению добрых поступков. Дифференциация добрых и злых поступков. Выработка негативного отношения к злым людям и плохим поступкам. « Карлсон в гостях у детей» Ц. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, вежливые слова, благодарность: «пожалуйста, спасибо, благодарю и т. д. ». Закреплять умение здороваться и прощаться. Показ культурного поведения за столом. «Что делать, если у тебя плохое настроение? ». Ц. Продолжать учить детей различать эмоции. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Познакомить детей со способами саморегулировании. Игра: «Руки мыли? » Д/ и. «Найди предметы личной гигиены» Д/ и. «Выбери нужное », «Чтобы кожа была здоровой» Д/ и. «Разложи попорядку » Игра: «Чего не хватает? », «Назови меня» «Скажи, какое », «Чудесный сундучок» Д/ и. « Полезно- вредно » «Ровным кругом» «Покажи и назови правильно» Пальчиковая игра: «Руки моем » «Поможем Аленке назвать правильно» Д/ и. « Можно- нельзя », «Наведем порядок». Кукла Кузя и Федора. Д/ и. «Что такое хорошо, а что такое плохо? » Д/ и. «Как вести себя в гостях» Игра «Покажи, а мы отгадаем» Просмотр видеофильма. Д/ и. «День рождение Малыша». Настольный театр. Игра «Здравствуй, Солнце золотое» Игра «Жужжа» Д/ и. «Составь портрет по настроению» Плоскостная игрушка «доктора Воды», карточки с предметами личной гигиены. Стенд с предметами личной гигиены. Видеозапись. Сундучок, 2 зубные щетки, туалетные принадлежности, игрушка( любая) . Макет челюсти. Карточки феи Чистоты, зуба здорового. Сюжетные картинки, коробка, сундучок, муляжи овощей и фруктов. Кукла Незнайка, сюжетные картинки. Альбом «Расту культурным ». Сюжетные картинки к сказкам Куклы Карлсон и Малыш. Предметы заместители. Плакат «Три настроения». Карточки к игре. Итого по разделу 9 занятий РАЗДЕЛ: « ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ» «У нас в гостях Айболит» Ц. Познакомить детей с профессией врача и медсестры, выполняемой работы, предметами, которые помогают в труде. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать у детей культуру поведения- правила поведения в больнице, уважение труду врача. Формировать понимание ценности здоровья «Экскурсия в медицинский кабинет» Ц. Продолжать знакомить с профессиями врача и медицинской сестры. Закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, медицинской сестре. Учить осознавать воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их. Воспитывать уважение к людям этих профессий. «Полезные и вредные лекарства» Ц. Познакомить детей с правилами пользования лекарствами. Рассказать детям о том, что витамины и таблетки могут не только помогать человеку вылечиться, но и стать причиной отравления или другой болезни. Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать осторожно. Игра «Полезно- вредно», «Угадай профессию», «Угадай и назови» Массаж « Неболейка » Д/ и. «Если малыш поранился», «Первая помощь» Игра «Мы поможем Карлсону » Массаж «Барашек» Д/ и. «Если кто- то заболел? », «Почему заболели? » Игра «Кому, что нужно для работы». Альбом «Правила безопасности», карточки с лекарствами. Мяч. Д/ и. «Выбери правильный ответ» «Осторожно- лекарство» «Как вести себя во время болезни» Игрушки: Доктор Айболит, зайчик, медицинские инструменты. Иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей» Медицинский кабинет, медицинские инструменты. Игрушки: Карлсон, термометр, банка варенья, пачка печенья. Игрушка Мишка, коробочки из под лекарств, витамины. Итого по разделу 3 занятия РАЗДЕЛ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» «Проделки Королевы Простуды» Ц. Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Расширять знания о профилактике простудных заболеваний. Воспитывать понятия о здоровом образе жизни. Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей. «Витамины укрепляют организм» Ц. Познакомить детей с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. «Что такое здоровье? » Ц. Формировать представление о здоровье, болезнях, микробах. Сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней. Научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. «Как беречь здоровье ребенка» Ц. Формировать представление о способах оказаний первой помощи при несчастных случаях. Сформировать представление о главной ценности жизни- здоровье. «Сон- лучшее лекарство» Ц. Показать значение сна в жизни человека и сохранении его здоровья. Познакомить с действиями детей, влияющими на сон. Формировать представление о правильном режиме дня. Воспитывать бережное отношение к своему организму. «Красивая осанка». Ц. Познакомить детей с позвоночником и его функциями. Дать представление о том, что такое осанка. Рассказать, что нужно делать, чтобы осанка была правильной. Учить следить за осанкой. Воспитывать привычку следить за своим здоровьем. Дыхательная гимнастика «Носовое дыхание», музыкальное прослушивание, игра «Одень куклу по погоде» Стихотворение С. Михалкова «Грипп» Д/ и. «Что мне нужно, чтобы быть здоровым» Игра «Чудесный мешочек» Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет? » Игра «Первая помощь» Самомоссаж « Неболейка » Игра «Опасные предметы» Д/ и. «Здоровье и корзинка» Словесная игра «Можно- н ельзя» Игра «Плохо- хорошо» Минутка релаксация «Ходит сон» Мяч. Аутотренинг «Я на солнышке лежу», Упражнение «Я позвоночник берегу» Картинки. Игрушка Незнайка, плакаты, ватные шарики, одежда для куклы, эскиз мрачного дворца «Микробов» Кукла Ваня Заболейкин Муляжи продуктов, фруктов, овощей. Кукла Незнайка. Сырой картофель. Сюжетные картинки. Иллюстрации действий детей перед сном. Стих- е Михалкова «Не спать» Картинка верблюда, строение позвоночника. Рис. и з книги «Уроки Мойдодыра » Итого по разделу: 6 занятий РАЗДЕЛ: « МОЙ ОРГАНИЗМ» «Как устроен человек» Ц. Уточнить знания детей о строении тела человека. Формировать представление о роли частей тела и органов чувств человека. Развивать зрительно- моторную память, внимание. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. «Как устроен человек» Ц. : Продолжать работу по формированию представлений о своем теле. Расширять знания детей о том, как устроен человеческий организм. Воспитывать навыки бережного отношения к своему организму. Воспитывать основы здорового образа жизни. «Кто мы? » Ц. Продолжать формировать у детей понятия «Я- человек», «Мы- люди». Учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным. Развивать наблюдательность. Воспитывать чувство уважения к сверстникам. «Враги и защитники глаз. Бережем глаза » Ц. Показать о важности значения зрения в жизни человека. Формировать у детей навыки ухода за собой и глазами. Сформировать представление о том, что здоровье- главная ценность в жизни человека. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память. «Чтобы ушки слышали» Ц. Закрепить знания детей о значении хорошего слуха. Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Научить ребенка осознанно заботиться о своем слухе. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу и окружающим людям. «Как беречь уши? » Ц. Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Учить упражнениям на равновесие. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по его содержанию. Развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения со словами физкультминутки. Воспитывать культурно- гигиенические навыки, чувство взаимопомощи. « Ушки, носик и глаза помогают нам всегда» Ц. Уточнять и закреплять знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Формировать логическое мышление, эстетический вкус. Развивать творческую фантазию, слух. Закреплять умение петь громк о или тихо в соответствии с темпом музыки. «Здоровые зубы и правила ухода за ними. Чтобы зубы были крепкими». Ц. Расширять представления о зубах и значении ухода за полостью рта. Формировать представление о здоровом образе жизни. Закрепить правила ухода за зубами и правила чистки. Учить ежедневно, совершать гигиенические процедуры полости рта. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе. «В гостях у Острозуба » Ц. Формировать представление детей о значении зубов в нашей жизни. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами, последовательностью чистки, с правилами выбора зубной щетки и пасты. Расширять знания о правильном питании. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. «Пусть будут здоровы наши ножки» Ц. Развивать у детей умение заботиться о своих ногах. . Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям. Д/ и. «Слышу, вижу, чувствую» Массаж тела «От скуки» Задание «Кто быстрее соберет картинку человека» Игра «Узнай и покажи» Работа за столами детей. Игра «Выбери нужное » Стих М. Гомболи «Кто мы…» Д/ и. « Похожи- не похожи» Гимнастика для глаз «Пролетает самолет» Пальчиковая игра «Очки» Игра «Повторяй за мной» Д/ и. «Здравствуйте глазки» Игра «Как беречь мои глаза» «Как правильно ухаживать за ушами» «Вижу, слышу, различаю на вкус и запах» Игра «Ушки, ушки». «Определи, какой предмет или животное издает звук» «Где звенит колокольчик? » «Отгадай, кто позвал? » Чтение рассказа Т. М. Смирнова. Физкультминутка « Хома » Игра «Кто позвал? » Дыхательная гимнастика. Игра «В мире звуков». Игра «Мама и дочка». Массаж ушей. Игра «Угадай- ка правильный ответ». Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы». Задание «Найди полезные продукты для зубов». Практикум «Чистка зубов» Д/ у. «Правила ухода за зубами». Работа с карточками «Найди пасту для детей». Задание «Выбери зубную щетку» Физ. м ин. «Бобер» Правила гигиены ног. Комплекс самомассажа ног. Задание с картинками. Упражнение «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки…» Макет человека. Картинки с изображением разного возраста и пола. Два набора разрезных картинок. Иллюстрация человека, клей, кисточка, салфетка. Корзинка. Кошка, блюдце с молоком. Карлсон. Зеркало. Иллюстрация орла, совы, кошки, глаз и ухода за ними. Игровой персонаж Капитошка. Плоскостное изображение Айболита. Иллюстрации ухода за ушами. Игрушка Гномик А- у. Картинки по правилам гигиены и безопасности. Веревочки. Колокольчик. Клубок, Бумага, погремушка. Чеснок. Вода в стакане и пустой стакан. Иллюстрации зуба здорового и больного, макет челюсти, зубная щетка, картинки полезных и вредных продуктов для зубов. Картинка бобра- О строзуб иллюстрация зуба, макет полости зубов, зубная паста, зубные щетки, карточки правил ухода за зубами. Палочки, шарики. Картинки Энциклопедия дошкольника. Ко врики массажные. Итого по разделу: 10 занятий РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ» «Правила пользования электроприборами» Ц. Формировать представление о правилах безопасного для здоровья пользования приборами. Рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ним обращении. «О правилах поведения в общественном транспорте» Ц. Формировать представления о правилах безопасного поведения в транспорте. Уточнить знания об элементарных правилах дорожного движения. Развивать познавательный интерес. «Когда родителей нет дома» Ц. Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Формировать основы безопасного поведения детей дома. «Служба 01, 02, 03» Ц. Учить детей называть номера телефонов экстренных службы, знать определение и отношение номера к службе в каких случаях это необходимо. «Если чужой приходит в дом» Ц. Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец. «Каждому предмету- свое место» Ц. Уточнить знания детей о правилах колющими, режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. « Сказка про Колобок » Ц. Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Игра «Можно- нельзя» Д/ и. «Чудесный мешочек» Просмотр фрагментов фильма «Уроки тетушки Совы» Загадки. Оздоровительная минутка. Игра «Лото безопасности» Аудиозаписи. Игры с мячом. Д/ и. «Назови правильно» Словесная игра «Можно- нельзя» Игра «Найди свое место» Игра «Лабиринт». Правила хранения колющих и режущих предметов. Игра «Что такое хорошо, что такое плохо» Игра «Если я сделаю так» Игра «Мой выбор» Куклы- персонажи мультфильма «Трое из Простоквашино », Предметные картинки с изображением эл. приборов. Кукла Незнайка, предметные картинки с изображением транспорта. Куклы Би- ба- бо, лиса, мишка, заяц, кот, волк. Номера тел. : 01, 02, 03 Игрушка заяц, карточки к игре, картинки животных, ножницы, иголка. Игрушка Колобок, персонажи из сказки «Колобок» Итого по разделу: 7 занятий Итого: 36 занятий Перспективный план для детей старшего возраста жизни Тема раздела Темы занятий, бесед Дидактические и настольные игры. РАЗДЕЛ: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» «Как беречь свое сердце». « Витаминка и ее друзья». «Пирамида здоровья». « Неболей- ка зуб» «Чрезвычайные ситуации в доме и на прогулке». «Азбука осторожностей». «Лото безопасности». «Как избежать неприятностей». «Полезно- вредно». «Опасно- неопасно». «Если малыш поранился». «Я- ветеринар». «Лото- первая помощь». «Если я сделаю так». «Поможем Незнайке». «Что такое хорошо, что такое плохо». «Письмо от Почемучки». «Что было бы, если бы…» «Путешествие в страну здоровья». «Как я появился на свет». «Найди лишнее». «Четвертый лишний». «Вижу, слышу, чувствую». «Мой режим дня». «На прогулке». «По грибы». «Источники опасности». «Если кто- то заболел». «Назови вид спорта». «Чтобы кожа была здоровой» «Как растет живое» «Да или нет» «Пищевое лото» «Веселые витаминчики » «Наши помощники растения» «Здоровы глазки» «Почему заболели? » «Подбери пару» «Если кто- то заболел» «Мое настроение» «Я – хирург». « Валеология или здоровый малыш»- 1, 2 часть «Если малыш поранился». «Здоровые глазки» «Угадай вид спорта по показу». «Первая помощь» «Путешествие хлебного комочка» «Подбери пару» «Что ты знаешь о» «Ухаживаем за ушами» «Чтобы ушки были здоровыми» «Почему заболели? » «Если кто- то заболел» «Съедобный грибок полезай в кузовок» « Веселые витаминчики » «Да или нет» «Пищевое лото» «Как сберечь зубки? » «В мире запахов» «Правила Чистюли» «Путешествие в страну микробов»( о гигиене) «Полезные и вредные привычки» Цель: Рассказать детям, для чего надо спать; что делает наше тело во время сна. Формировать основы здорового образа жизни. Цель: Закрепить правила ухода за зубами, последовательность чистки зубов. 1. Вода- для хвори, беда. Предметы личной гигиены. Правила ухода за кожей. Чистота- залог здоровья 2. Как избавиться от страха. Сон и его значение. 3. Зачем чистят зубы. 4. Хорошие и плохие поступки. Правила этикета за столом. Итого по разделу: «Личная гигиена и культура поведения» 4занятия РАЗДЕЛ: «ВРАЧИ НАШИ ДРУЗЬЯ» «Я в мире людей»( психологическое здоровье) «Я среди друзей»( психическое здоровье) «Проделки Королевы Простуды» «Зеленая аптека»( о народных средствах для сохранения здоровья) Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. 5. Какой я, какие другие. Мои чувства и эмоции. Первая помощь. Поссорились- помирились. 6. Страхи детей. Если случился конфликт. Все люди разные. 7. Все ли привычки хороши. Уроки Мойдодыра. Советы Неболейки. Дыхательная гимнастика, ее значение. 8. Кладовая витаминов. Аптека в лесу и на кухне Все ли лекарства полезны. Итого по разделу: «Врачи наши друзья» 4 занятия РАЗДЕЛ: «МОЙ ОРГАНИЗМ» «Из чего я состою»( о строении человека) Цель: Рассказать детям о том, как они появились на свет. «Путешествие по Зубной Галактике»( о здоровых зубах и правильном питании) «Уши, носик и глаза помогают нам всегда» Цель: Познакомить детей со строением глаз и их значением в нашей жизни. Учить упражнениям для глаз. Рассказать о болезнях глаз. Воспитывать культурно- гигиенические навыки. Цель: Формировать представление детей о способах ухода за ушами. Показать значимость слуха для жизни человека. Развивать слуховое внимание «Маленькая страна внутри меня»( о внутренних органах) Цель: Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные различия; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 9. Как я появился на свет. Кто всем командует и живет в голове. 10. Почему кожа разного цвета Живые реки организма. 11. Правила ухода за полостью рта и зубами. Правила королевы Зубной щетки. 12. Пирамида здоровья. Витамины в жизни человека. Что такое правильное питание. 13. Кинокамера внутри меня. Как сохранить зрение. 14. Правила ухода за ушами. 15. Как и зачем мы дышим. 16. Великий труженик и волшебные реки( сердце и кровеносная. с истема) . 17. Путешествие кислородного пузырька. ( о легких и дыхании) 18. Мозг и нервная система. Клетка: как выглядит, из чего состоит. Что может мой мозг. 19. Советы Острозуба. Режим и культура питания. Итого по разделу: «Мой организм» 11 занятий РАЗДЕЛ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТА » «Секреты здоровья». Цель. Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»( о спорте и закаливании) «Я здоровье берегу»( гигиена и закаливание) «Мой друг техника» Цель: Познакомить с мерами безопасного использования аппаратуры для здоровья человека. Формировать основы здорового образа жизни. Оздоровительная минутка «Воздушные шары» Игра «Море волнуется» «Для чего нам нужна вода» «Покажи Мишутке гимнастику для глаз» «Научи Мишутку правильно дышать» «Как избавить Мишутку от плоскостопия» Игра «Что надо делать, чтобы быть красивым», «Гигиена» Итого по разделу: «Человек и его защита» 10 занятий РАЗДЕЛ: «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ» «Опасности вокруг нас»( безопасность дома и на улице) «Я путешественник»( безопасность в природе) «Будь осторожен»( о безопасности) Цель. Закрепить знания детей о возможных опасностях среди растений, грибов, ягод, при контактах с животными, о безопасном поведении на воде; воспитывать любовь к природе; научить правильному поведению в природе; сформировать представление о том, что здоровье- главная ценность в жизни человека. Игра «Опасно- безопасно» Д/ и. «Игра- дело серьёзное» Словесная игра «Можно- нельзя» Игра: «Источники опасности» «Лото безопасности» «Угадай и назови» Игра «Мишка, шалунишка» «Мишки» Игра м. п. «Мишка косолапый» Д/ и. «Что такое хорошо, что такое плохо» Итого по разделу «Безопасность детей»: 7 занятий Итого по всем разделам 36 занятий Мониторинг детского развития в кружке «В гостях у Витаминки » Показатели достижений ребенка представлений о человеке в группе компенсирующей направленности для детей пятого года жизни № 1 № п. п. Фамилия, имя ребенка Умеют определять части тела человека( голова, туловище) Умеют называть органы чувств сосредоточенные на голов е( глаза, нос, рот, уши) Умеют называть какие органы есть на туловище и внутр и( руки, ноги, живот) Умеют определять назначение отдельных органов( глаза- видят, уши- слышат) Умеют отличать те же органы у животных и человека Умеют интуитивно понимать различия мальчиков и девочек( в одежде, игре) Умеют оценивать свою принадлежность к тому или иному полу Вывод: уровень знаний, умений, навыков Условные обозначения: В – высокий уровень – 3 б; С – средний уровень – 2 б; Н – низкий уровень- 1 б Содержание уровней представлений детей о здоровом образе жизни. Уровни Содержание Высокий уровень Ребенок имеет некоторые представления о человеческом организме, о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Ребенок осознает значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды. Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен, самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Представления ребенка о человеческом организме, ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Ребенок проявляет инициативу при подготовке и проявлении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения. Ребенок проявляет самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность Средний уровень Представления ребенка о человеческом организме и о ЗОЖ связаны с его личным опытом и носят конкретно- ситуативный характер; он трактует понятие «здоровье» как состояние человека, когда он не болеет; имеет элементарные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представления о влиянии на здоровье факторов окружающей среды, о возможных причинах заболеваний. Ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; не осознает зависимость здоровья от окружающей среды. Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для этого ему требуется эмоционально- стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы единичные представления о человеческом организме, здоровом образе жизни. Ребенок проявляет инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет. Ребенок проявляет самостоятельность на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность. Низкий уровень Ребенок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представление о факторах вреда и пользы для здоровья. Ребенок не осознает зависимость здорового образа жизни и влияния окружающей среды. Ребенок не способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок не проявляет инициативу. Ребенок не проявляет самостоятельность Планирование оздоровительных мероприятий в режиме дня Время проведения Содержание работы Примечание Утро Дидактические игры, рассматривание книг, пособий Упражнения с массажерами, колючими ладошками, мячиками Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика( Стрельниковой, по системе хата- йоги, игрового характера) , дыхательные упражнения со звуковой гимнастикой Психогимнастика Витаминизация: соки, фрукты, ягоды по плану ежедневно Перед занятием Точечный массаж, самомассаж, ежедневно Занятия Физкультурные занятия босиком, в облегченной одежде Занятия по ЗОЖ Занятия по обучению плаванию По расписанию Динамические паузы между занятиями Пальчиковые игры, Подвижные игры малой подвижности Оздоровительные минутки с элементами самомассажа, упражнениями на коррекцию зрения, осанки, разгрузку позвоночника. ежедневно Прогулка Подвижные игры Физические упражнения Беседы ежедневно Перед сном Оздоровительные минутки Беседы, чтение художественной литературы Релаксация ежедневно по плану Сон Сон в проветриваемом помещении ежедневно 2 половин дня Массаж на профилактику простудных заболевания Дидактические игры, Организация опытов и практических упражнений Игры с водой, льдинками( зимой) Чтение литературы, беседы, игровые ситуации Рассматривание иллюстраций, книг, пособий Игры в спортивном уголке ежедневно по плану В течени и дня Полоскание горла отваром ромашки Полоскание рта после приема пищи Обширное умывание прохладно водой рук до локтей, лица. Увлажнение воздуха в группе ежедневно В течени и года Кислородный коктейль УФО Физиолечение Массаж 2 раза в год по предписанию врача РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Месяц Раздел Рекомендации родителям Содержание работы Октябрь «Личная гигиена и культура поведения » Беседовать о самостоятельном выполнении детьми правил личной гигиены. Личный пример, показ, напоминание детям. Родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Ноябрь «Врачи наши друзья» Использовать доступное объяснение, а не запугивание. Чтение художественной литературы. Консультации для родителей Памятки родителям от ребенка Декабрь Январь Февраль «Мой организм» Познакомить детей с энциклопедией «Тело человека». Поиграть вместе с ребенком, например: «Я – доктор» Подбор литературы для родителей: «Библиотечка для родителей» Оформление стенда « Здоровячок » Памятка для родителей: «Как сохранить здоровые зубы без лекарств» Март «Человек и его защита» Закрепить знания детей правил гигиены, о полезных и вредных продуктах питания для здоровья. Вызвать желание заниматься спортом, делать зарядку. Газета для родителей «Расти здоровым » Оформить картотеку блюд «Оптимальное меню для растущего организма» Апрель «Безопасность детей» Обсудить с ребенком о том, что несчастные случаи чаще всего происходят из- за необдуманности поступка, незнания, любопытства. Оформить памятку в родительском уголке «Опасные предметы» Консультации для родителей. Май «Здоровье ребенка» Личный пример. Выполнять упражнения для профилактики здоровья. Консультация «О детской осанке» Газета для родителей «Расти здоровым »( Семейный кодекс здоровья) . Картотека «Массаж- путь к здоровью» Литература Агаджанова С. Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно- деловое оснащение ДОУ/ М. 2010г. . Аганджановой С. Н. » Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях ». / / Под ред. В. И. Орла и. СПб. , Детство- пресс, 2006 Авдеева Н. Н. , Князева О. Л. программа «Безопасность» Алямовская В. Г. « Как воспитать здорового ребенка ». - М. , 1983. Богина Т. Л. « Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях ». М. , Мозаика, 2005. Бочкарев О. И. « Система работы по формированию ЗОЖ ». Волгоград, 2008 Брехман И. И. « Валеология- н аука о здоровье ». М. , 1990. Брязгунов И. П. « Научите детей не болеть ». М. , ВЛАДОС, 2004. Гаврючина Л. В. Методическое пособие « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »/ М. 2008 г. Голицына Н. С. « ОБЖ для старших дошкольников ». Система работы. Москва, 2010 Змановский Ю. Ф. программа «Здоровый дошкольник»; « Воспитаем детей здоровыми ». - М. , Медицина, 1989. Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра »; «Уроки Айболита. Расти здоровым»/ С- П. 1997г Иванова А. И. Программа развития « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. » Иванова Т. В. Пособие «Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя группа»/ К. 2009г Истомина И. В. «Расти здоровым »; В. Я. Хозяинова/ К. 1989г Князева О. Л. , Стёркина Р. Б. программа «Я, ты, мы». Москва, 2010 Студеникин М. Я. « Книга о здоровье детей ». Москва, Медицина, 1986 Картушина М. Ю. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»/ М. 2009г. Карепова Т. Г. « Формирование здорового образа жизни у дошкольников ». Волгоград, 2010 Кулик Г. И. ; . Сергиенко Н. Н. Программа для ДОУ «Школа здорового человека»/ М. 2010г. Микляеева Н. В. « Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности ». М. , 2010 Моргунова О. Н. « Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы ». - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005. Носова Е. А. , Швецова Т. Ю. « Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей ». СПб. , Детство- пресс, 2009 Овчинникова Т. С. « Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях ». КАРО, СПб. , 2006 Г. Остер «Петька- микроб»; «Вредные советы»/ М. 1999г. Панкратова И. В. , Юдина И. И. « Растим здоровое поколение » Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1/ 2004, стр. 66. М. 2008 г. Пензулаева Л. И. «Растем здоровыми и крепкими» Чупаха И. В. , Пужаева Е. З. « Здоровьесберегающие технологии ». М. , Ставрополь 2003. Шалаева Г. П, О. М. Журавлеа, О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей»/ М. 2006г. . Швецов А. Г. « Формирование здоровья детей в ДОУ ». М. , Владос- пресс, 2006 Фокина М. С. «Собери и познай человеческое тело»/ 2010г. Энциклопедия для детей «Тело человека» Элиза Прати/ М. 2008г.

Оставить комментарий: