a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Опубликовано: 2016-02-01 21:07:04

Консультация для воспитателей

Тема: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна дома и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.      Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.      Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.  Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских  Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

     Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.  Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Поэтому мы проводим тематические недели «Моя семья», «Мой детский сад», «Народные традиции и праздники».  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

       Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, воспитатель  не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв) .Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность. Исходя из выше изложенного воспитатели детского сада наметили следующие приоритеты:      1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. «Сверху пар, снизу шар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая. Вот так мы живем, пряники жуем, чаем запиваем. Всех в гости приглашаем» Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.       2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «В здоровом теле – здоровый дух», «Волков бояться – в лес не ходить» Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки «На сердитых воду возят», восхваляются положительные качества людей.»Один за всех, все за одного» Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук «Дело мастера боится». Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.       3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции «Как у наших у ворот собирается народ. Мы сегодня зиму провожаем, весну красную встречаем!». В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.      4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Так на занятиях по художественному творчеству дети знакомятся с хохломской, городецкой, дымковской и другими росписями.        5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги «Главным учителем на пути достижения прекрасного была русская природа» . Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. На экскурсиях в лес, в сосновый бор, на речку дети видят красоту нашей природы. Свои впечатления от увиденного ребята отображают в рисунках.  В детском саду проходят выставки поделок из природного материала, конкурс рисунков ,создан альбом фотографий природы нашего села.      6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменять Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков» А, С, Пушкин. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. . Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

     Работа по данному направлению патриотического воспитания в нашем детском саду реализуется по трем направлениям: 1. Работа с детьми- это проведение занятий, экскурсий, народных игр, беседы, чтение худ. литературы и т.д. 2. Работа с родителями – это консультации, оформление папок передвижек, совместные праздники «Масленица», «Новый год», «День матери», «Пасха»  и т.д. 3.Работа с социумом.

  1. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 
  2. 2. Знакомство с родным краем и Россией
  3. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе  работы с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, организация мини – музея .  Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.      Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

Данная работа предполагает большую отдачу от самого воспитателя, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.  Воспитатели нашего детского сада  организуют предметно-развивающую среду , ведут подборку художественной литературы, готовят материал посвященный памятным датам, разрабатывают конспекты игр-занятий и сценарии развлечений      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Чем мы можем гордиться  - так это своей историей. Пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться!

«Берегите землю родимую, как мать любимую. Нет в мире краше Родины нашей!»

 

 

Оставить комментарий: