a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Способы взаимодействия детей с определенными трудностями (тревожные дети, агрессивные дети, гиперактивные дети)

Автор: Залешина Свнтлана Александровна Опубликовано: 2016-02-03 16:56:04

Документы для скачивания

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ( ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ, АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ) . Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество воспринимает таких детей как зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии? 1. «Тревожные дети». В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это" индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают" . Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога- это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Портрет тревожного ребенка: Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Как выявить тревожного ребенка? Опытный воспитатель, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение. Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем- либо. 3. Мышечное напряжение( например, в области лица, шеи) . 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Рекомендации для родителей детей с повышенной тревожностью. В современном обществе проблема тревожности у детей становится всё более важной, и актуальной, поэтому ведущими отечественными психологами и педагогами была разработана система профилактики коррекции тревожности, которая включает в себя 3 направления: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения. Родителям в работе с такими детьми необходимы игры- драматизации( в" страшную школу" , например) . Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят- это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Обучить ребенка расслаблению- не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться- им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление. Как играть с тревожными детьми. ( Рекомендации воспитателям) . На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как" Кто быстрее? " . 3. Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем- то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему( картинки, карточки) . Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. 2. «Агрессивные дети». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения( одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт( отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) . Портрет агрессивного ребенка: Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Как выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Причины детской агрессивности: непринятие детей родителями; безразличие или враждебность со стороны родителей; чрезмерный контроль над поведением ребенка( гиперопека) ; избыток или недостаток внимания со стороны родителей; запрет на физическую активность; повышенная раздражительность; также к повышенной агрессивности ребенка может привести неблагоприятная эмоциональная связь между родителями. Работа с родителями агрессивного ребенка. Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Полезные рекомендации родителям я нашла на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка”( М. , 1997) . Советую прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет четыре способа контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование( например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д. ) . Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно- агрессивных черт. Как играть с агрессивными детьми. ( Рекомендации воспитателям) . Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях: - работать с гневом- обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров». - о бучать самоконтролю- вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил». - р аботать с чувствами- учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; - «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение( герои сказок) - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам. 3. « Гиперактивные дети». ( СДВГ) Гиперактивность обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей- это повышенный уровень двигательной активности. Портрет гиперактивного ребенка: Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого- то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Причины гиперактивности: генетические( наследственная предрасположенность) ; биологические( органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы) ; социально–психологические( микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания) . Рекомендации для воспитателя по работе с ребенком с СДВГ: - Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться. - Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить- в динамике это дает выраженный положительный эффект. - Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. - Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. - Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. - Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Игры для гиперактивных детей- игры на развитие внимания- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения( релаксации) ; - игры, развивающие навыки волевой регуляции( управления) ; «Молчу- шепчу- кричу" , " Говори по сигналу" , " Замри" - игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры. «Ожившие игрушки», «сороконожка», «испорченный телефон». Работа с родителями агрессивного ребенка. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, таки педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детей родителям нужно предложить следующие советы: • Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании. • Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании. • Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил. • Выслушать то, что хочет сказать ребёнок. • Уделять ребёнку достаточно внимания. • Не допускать ссор в присутствии ребёнка. • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. • Не прибегать к физическому наказанию. • Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости. • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. • Избегать больших скоплений людей. • Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере. • Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.

Оставить комментарий: