a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя Телюшиной Галины Викторовны.

Опубликовано: 2016-02-09 22:03:21

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя Телюшиной Галины Викторовны.

«Воспитание валеологической культуры дошкольника 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе».

 

                                                Актуальность

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

   Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

   Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.

   Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии,цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здо­рового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует. Это связано с тем, что при профессиональной подготовке педагогов поверхностно изучается вопрос формирования валеологической культуры дошкольников. В некоторых ВУЗах нет отдельной дисциплины, изучающей глубоко данную тему; валеологическое воспитание дошкольников рассматривается в контексте с другими дисциплинами (физвоспитание, экология и другие). Кроме того, педагоги ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с детьми, не решаясь внедрять в практику современные оздоровительные технологии.

 

                               Условия формирования опыта

   Проблема заключалась в создании такой модели (или системы) работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации к занятиям и в целом способствовала приобщению детей к ЗОЖ. Проблематика обусловила тему обобщения опыта: «Воспитание валеологической культуры дошкольника 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе».

           Наш детский сад в 2011-2012 уч.году посещало 15% дошкольников с диагнозом ЧБД (часто болеющие дети), также наблюдалось повышение общей заболеваемости, связанное с заболеваниями ОРВИ, ОРЗ. Причины детской заболеваемости обусловлены рядом факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.). При этом всё же следует правильно оценивать возможности самого ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Реализуемая сегодня в ДОУ программа «От рождения до школы» (авторы: Н.Е.Веракса и др.) нацеливает педагогов на формирование у детей дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности. Кроме того, существующий в ДОУ двигательный режим не способствовал достижению должного уровня двигательной активности детей. Уровень заболеваемости в 2012-2013 учебном году достигал 18 %, два ребенка были с третьей группой здоровья, выполнение программы по физической подготовленности дошкольников составляла 64%. Здоровьесберегающей среды в группе не достаточно сформирована: испытывался недостаток профилактико-оздоровительного оборудования, наглядно-дидактических игр, пособий. Работа с семьей по вопросам валеологического воспитания детей не была последовательной и систематичной.

     Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми.

                   Теоретическая база опыта

Впервые о необходимости валеологической культуры и её сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И.Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующему здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования Г.К. Зайцевой, В.В.Колбановой, В.П. Петленко, Л.Г. Татарниковой, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, Г.А.Баранчукова, М.Л. Лазарева отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействие взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Представляется значимым, как указывают Л.Н. Лагуткина, М.Л. Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, начинать воспитание валеологической культуры уже с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В основу данного опыта положены научно-методические основы воспитания валеологической культуры, изложенные в программах:

1)                 «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы;

2)                 «Зеленый огонёк здоровья» М.Ю.Картушиной;

3)          «Остров здоровья » Е.Ю.Александровой;

4)         «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой;

5)         «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Т.Г.Кареповой.

 

                          

           Технология опыта

   При реализации системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника была использована программа валеологического развития дошкольников «Здоровячок».

   Цель программы: оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

   Задачи:

Разработанная система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет и рассчитаны на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.

Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.

Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.

Программа «ЗДОРОВЯЧОК» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса.

Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.

Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

В занятиях используются:

           оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;

           упражнений для исправления осанки;

           дыхательных упражнений;

         зрительной гимнастики ;

           точечного массажа;

           упражнений по профилактике плоскостопия;

           музыкотерапии.

Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному      массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.

В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и    удовольствие.

Программа «ЗДОРОВЯЧОК» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно,    чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.

 

     Кроме того использованы:

-Планирование поэтапного, в соответствии с возрастными возможностями и

способностями дошкольников, распределения валеологического образования и воспитания дошкольников младшего, среднего и старшего возраста, основанное на интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми;

-Модель инновационной здоровьесберегающей среды в группе;

-Модель здоровьесберегающих методик, которая позволила придать образовательной

деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей являлись профилактические мероприятия;

-Модель реализации двигательной активности дошкольников в группе.

  

   Создание системы работы, представленной в опыте шло поэтапно:

   На первом диагностико-прогностическом этапе был проведён анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно-методического обеспечения, анализ материально-технической базы, предметно-развивающей среды группы, а также изучение передового педагогического опыта по теме, анализ затруднений педагогов ДОУ, подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности для ДОУ, определение цели и задач работы.

   На втором организационном этапе было определено содержание работы с дошкольниками, родителями и педагогами, для каждой возрастной группы поставлены цели и задачи, составлены планы работы с детьми, родителями и педагогами; также начато обогащение предметно-развивающей среды в группе; продолжено пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательно-образовательной работе с детьми в группе; создана творческая группа педагогов. Результатами работы этого этапа стало: создание поэтапного планирования формирования валеологической культуры дошкольников с 3 до 7 лет, создание творческой группы педагогов, работающих над темой в тесной взаимосвязи друг с другом, создание библиотеки методических и дидактических пособий в помощь воспитателю.

   Третий практический этап работы – (2013-2014 уч.год - 2014-2015 уч.год) – самый трудоёмкий по содержанию деятельности: он состоял в решении задач воспитания валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию, со второй младшей до подготовительной группы, системы мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленными на формирование валеологической культуры дошкольника. Определение цели и задач для каждого этапа, распределение учебного материала и границ воспитательного воздействия было обусловлено возрастными возможностями и способностями детей разного дошкольного возраста, обоснованностью использования тех или иных методов и форм работы.

                               Принципы работы над темой

   Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

   Принцип региональной специфики – предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий.

   Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы.

   Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития

   Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль

   Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе

   Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

   Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности в контексте воспитательно-образовательной работы в группе представлена в виде следующей схемы:

Вид деятельности

Содержание

Получение валеологических ЗУН на занятиях

Занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «Ознакомление с окружающим»

Интеграция валеологических ЗУН в другие занятия (межпредметные связи)

Получение валеологических ЗУН вне занятий

дидактические игры

опытно-исследовательская деятельность

оздоровительные подвижные игры в режиме дня

Получение валеологических ЗУН на тематических мероприятиях

Дни здоровья

Недели здоровья

Валеологические шоу

Праздники здоровья

КВН, викторины

Просмотр видеофильмов

Конкурсы рисунков, стенгазет

Оздоровление через режимные процессы

Утренняя гимнастика

Психогимнастика

Гимнастика после сна

В процессе питания (завтрак, обед, ужин полдник)

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, оформление информационных стендов

совместных с детьми занятий

досугов

«Дней здоровья».

Работа с педагогами

Организация творческой   группы педагогов «Экология и здоровье»

Реализация проекта «Организация системы методической работы по повышению профессионализма педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника»

Конкурсы

Летнее оздоровление

Оздоровление на летней оздоровительной площадке

Информационный стенд «Для вас, родители»

 

На каждом этапеформирования валеологической культуры дошкольника деятельность педагогапредусматривает:

- в начале учебного года (сентябрь) - диагностику - обязательную (диагностику здоровья, валеологических знаний), дополнительную (в зависимости от цели и задач определенного этапа, например проведение социального и биологического анамнеза предусматривается только во второй младшей группе);

- на протяжении учебного года (октябрь-май) – реализацию комплекса обязательных оздоровительных, воспитательных и образовательных мероприятий, и дополнительных, предусмотренных целями и задачами определенного этапа формирования валеологической культуры дошкольника. Обязательными для осуществления являются: план оздоровительной работы в группе, индивидуальный план по оздоравливанию для каждого ребенка, план работы семейного клуба в текущем учебном году, план работы с педагогами, план работы по воспитанию валеологической культуры, скоординированный план работы всех специалистов по работе с ЧДБ детьми, план работы по какому-либо отдельному направлению валеологического воспитания (например, План работы по обучению детей ОБЖ). Например, цель работы педагога на первом этапе (во второй младшей группе) - формирование валеологической культуры с помощью двигательной активности и воспитания гигиенических навыков, это предусматривает реализацию комплекса мероприятий по «Скоординированному плану работы специалистов ДОУ по реализации двигательной активности младших дошкольников»; цель работы педагога на втором этапе (в средней группе) - формирование валеологической культуры через обучение основам безопасности жизнедеятельности и формирование навыков здорового об­раза жизни – предполагает реализацию дополнительных мероприятий со средними   дошкольниками согласно «Скоординированному плану работы специалистов по обучению детей ПДД и ОБЖ».

- в конце учебного года (май) -итоговую диагностику, отчёт по результатам работы на итоговом пеагогическом совете, отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба.

                         Основные направления осуществления опыта

На каждом этапе, начиная со второй младшей группы, работа по формированию валеологической культуры осуществлялась по четырем направлениям:

Цель: воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Цель: создание единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника

Цель: повышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья

Цель: создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей.

 

Подводя итог деятельности на третьем практическом этапе, был накоплен большой практический опыт, определен круг нововведений.

 

 

-Разработанное для каждого этапа формирования валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и

специалистами помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие образовательные области.

   - Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением

нетрадиционных подходов служила удовлетворению двигательной активности детей до 72 % от времени бодрствования

   -Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной

деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.

   -Внедрение разработанных и объединенных в авторской программе «Здоровячок» занятий по валеологии с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысить интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.

   -Авторские разработки сценариев позволили

реализовать двигательную активность дошкольников в актированные дни.

   -Особое важное значение в работе с дошкольниками имело внедрение нетрадиционных

типов занятий: занятие-КВН, театрализованные занятия, занятия-сомнения (поиска истины) и другие.

   Каждое занятие соответствовало следующим требованиям: а) использование новейших достижений науки и практики; б) реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; в) обеспечение условий для развития познавательной деятельности; г) установление интегративных связей; д) мотивация и активищзация познавательной деятельности ребенка; е) логика построения занятия; ж) эмоциональный компонент занятия; з) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

   Принципы, срабатывающие на занятии: постоянная обратная связь, диалогизация образовательного пространства, оптимизация развития, эмоциональный подъём, добровольное участие, погружение в проблему, свободное пространство.

 

Методы, применяемые на занятиях:

   методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюев) – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделировния и конструирования, решение логических задач и др.

   методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А.Смирнов) - элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор и шутка и др.

   методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н.Поддъяков) – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов живой и неживой природы (обследование), прогнозирование, предположение, гипотезу и др.

 

Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в инновационную деятельность ДОУ: в рамках реализации инновационного проекта «Содружество: детский сад+семья», родителями младшей группы был организован семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба – повышение психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья были определены следующие:

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоро­вительной работы в группе;

- санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сба­лансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состоя­ния здоровья ребенка;

- участие родителей в составлении индивидуальных планов оз­доровления детей;

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоравливания (дыхательная гимнастика, ЛФК, самомассаж, доступные формы закаливания.)

   При этом формы работы в семейном клубе предусматривались разнообразные – как традиционные (консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, семинары-практикумы, досуги, памятки, дни открытых две­рей, оформление информационных стендов; так и нетрадиционные: участие роди­телей в творческих конкурсах, участие в массовых мероприятиях детского сада, участие в выставках родительских работ разной тематики, просмотр открытых занятий и т.п.

 

   Как показал анализ предметно-развивающей среды, её возможности и воспитательный потенциал, с точки зрения развития двигательной активности ребенка, формирования у него валеологических знаний, был использован не полностью. Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения: малышу должно быть интересно это делать, не потому что «надо» и «полезно», а потому, что ему это интересно и нравится делать.

Поэтому одной из задач своей работы я выделила необходимость обогащения предметно-развивающей среды группы: необходимость создания разнообразных дидактических игр и пособий, нестандартного физкультурно-игрового оборудования, оборудования для закаливающих процедур, способствующих повышению мотивации дошкольников к получению валеологических знаний на занятиях, полноценной реализации двигательной активности, профилактике заболеваний, приобщению к ЗОЖ и т.п.

Четвёртый этап – подведение итогов работыпредусматривал систематизацию накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы по теме.

                                               Трудоемкость опыта

       Трудоемкость опыта заключается в:

-длительном периоде внедрения системы (3 года);

-недостаточной профессиональной подготовке педагогов по воспитанию валеологической культуры дошкольников.

-ежегодное увеличение количества детей с низким уровнем здоровья, появление новых видов вирусных заболеваний ОРВИ, ОРЗ

   Кроме того, данный опыт работы требует мастерства и высокой квалификации воспитателя и обязательного взаимодействия с педагогами и узкими специалистами дошкольного учреждения, медицинскими работниками.

   Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.

 

 

 

                             Результативность опыта

Эффективность созданной и апробированной системы по формированию валеологической культуры дошкольников в ДОУ подтверждается следующей результативностью:

   Дети овладели прочными валеологическими знаниями: успешность освоения программы по валеологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе   составляла 45 %, в средней группе составляла 65 %, в старшей 70% что на 25 % больше по сравнению с началом внедрения системы.

   Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.

   Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.

   Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

   Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев: если во 2 младшей группе при количество случаев заболеваемости составляло 18 %, то в старшей группе количество случаев заболеваемости составляет 7%, что на 11 % ниже.

   Выполнение программы по физической подготовленности дошкольника составило 79%, что на 15 % выше показателей за 2012—20013 учебный год (1 этап внедрения).

   Реализация двигательной активности дошкольников в ДОУ составила 72 %, что на 20 % выше по сравнению с началом внедрения системы.

   Апробированная диагностика Деркунской В.А. по формированию валеологической культуры дошкольников способствовала выявлению неравномерности в знаниевом уровне дошкольников, что позволило определить причины отставания или опережения в усвоении валеологических знаний детей и определить дальнейшие перспективы работы.

   Были разработаны:

- модели: модель здоровьесберегающих методик и модель двигательной активности дошкольников в группе

- авторское пособие занятий по валеологии с применение нетрадиционных методов и приемов «Здоровячок»

- здоровьесберегающая предметно-развивающая среда (валеологический уголок «Город здоровья», наглядно дидактически игры «Проверь себя», «Правильная осанка» и др. и пособия «Виды спорта», «Организм человека», «Каково строение человека», нетрадиционное спортивное оборудование, «Гусеница», «Царство бабочек» и др.)

   Организация семейного клуба «Здоровячок» способствовало сплочению педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья детей. Анкетный опрос родителей показал, что 87 % родителей удовлетворены работой ДОУ. Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателя сократилось с 12% до 2 %, что свидетельствует о высоком уровне доверия к его деятельности и признании его компетентности в вопросах укрепления детского здоровья.

                                            Адресность опыта

 

Данный опыт был представлен на муниципальном, уровне:

- участием в педагогических советах, мастер-классах, открытых мероприятиях, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ;

- участием в родительских собраниях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»;

на районном уровне;

- участием в работе МО по дошкольному воспитанию;

Инновационный опыт адресован педагогам ДОУ, как начинающим, так и имеющим опыт работы, заинтересованным в валеологическом просвещении воспитанников и их родителей.

 

Оставить комментарий: