a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Женщины в истории России

Опубликовано: 2016-02-10 12:13:59

Документы для скачивания

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗУБОВО – ПОЛЯНСКАЯ РАЙОННАЯ ЗАОЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Леплейская УКТ при ФКУ И К- 5 Женщины в истории России. Внеклассное мероприятие. Учитель: Алькина Н. А. п. Леплей, 201 5 г. Пояснительная записка Мероприятие может быть приурочено к «Международному женскому дню» Дополнительно предоставляется: 1. Презентация. 2. Музыка( Вальс – А. Хачатурян; Лист – Ференц – Венгерская; Симф о нический оркестр – полонез Огинского; Л. И. Чайковский « Евгений Онегин »( полонез) ) . Цель: Способствовать развитию кругозора учащихся и способствовать д у ховному развитию учащихся. Задачи: Образовательные: Сформировать у учащихся знания о великих женщинах в истории России о их вкладе в ее процветание; Сформировать у учащих ся знания о жизни и деятельности ру с ских императриц; Сформировать у учащихся знания о важности самообразования для достижения успеха на основе изучения жизни Екатерины II; Развивающие: Способствовать развитию памяти на основе изложения историч е ского материала в театральной постановке и сопровождением и л люстраций к каждому действию; Способствовать развитию речи на основе грамотного выражения своего мнения о правлении государственных деятелей; Способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять и сравнивать на основании полученного материала по данной пр о блематике; Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения и разв и тия исторического кругозора на основе материала классного часа; Способствовать формированию патриотизма и любви к Родине, чувства ответственности за нее; Способствовать формированию навыков самообразования на о с нове изучения жизни императриц; Способствовать формированию интереса к изучению истории России; Оформление и музыка: Цитаты на доске: « Была она предвозвестницей христ и анской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». " Народ нельзя покорить, если сердца женщ ин хранят его корни. И п о ка это так, не важно, насколько сильны завоеватели и мощно их оружие" Музыкальное сопровождение: Вальс – А. Хачатурян; Лист – Ференц – Венгерская; Симфонический оркестр – полонез Огинского; Л. И. Чайко в ский « Евгений Онегин »( полонез) . Примечание: за неделю до мероприятия необходимо предупредить и подгото вить 7- 10 учеников для выступления. ( Музыку по желанию можно взять и другую, музыкальное сопровождение выбирается по желанию) . Ход мероприятия 1. Вступительное слово- Сегодня тема нашей беседы будет посв я щена женщинам, которые сыграли не малую долю в становлении нашего государства. - Каких императриц вы знаете? Ответы учащихся( Ольга, Елена Глинская, Софья Алексеевна, Екат е рина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II Великая) - Всего на престоле нашего государства побывало 7 женщин, как вы думаете, почему так мало их было? Ответы учащихся. - Да, мало женщин было на Российском пре столе, но каждая из них внесла свой вкл ад в становление России как могучей державы. И недаром один из мыслителей писал: " Народ нельзя покорить, если сердца женщин храня т его корни. И пока это так, не важно, насколько сильны завоеватели и мощно их оружие" . И это действительно правильное выражени е, в чем мы с вами сегодня и убедимся, на примере трех великолепных женщин, импера т риц всея Руси. 2. Основная часть Звучит мелодия Ференц Лист- Венгерская, под звуки мелодии выходит учени к и начинает рассказывать о жиз ни княгини Ольги. ( Слайды1- 4) . Ученик: Родом она из Пскова, рождена в 895 году, в 903 году выдана за великого князя Игоря Рюриковича, впоследствии родила сына Святослава. В ту пору наши князья неоднократно взимали дань с соседних племен древлян, что их ужесточало с каждым годом. И вот однажды во время таких сборов бы л зверски убит ее муж. Весть об этом сразу долетела до Киева … О, как же горько было ей слышать эти ужасающие новости, Русь осталась без правит е ля, жена осталась без мужа, сын остался без отца. К тому времени Святослав был всего лишь крошкой…года три. Но забоялись древляне мести за князя н ашего светлого, пришли руки ее просить для хана своего- МАЛА. Когда пришли они в Киев, встретила она их со всеми почестями и не одним видом не показала, насколько горько ей. Но русский народ не пок о рить просто так…уже тогда она придумала план мести своей. Ведущий: В ту пору не имела Ольга поддержки не от дружины Игоря, не от его родственников. Оставалось ей полагаться на собственный ум. Х о рошо приняв гостей и отправив их почивать, она велела оставшимся с хозя й кой слугам вырыть посреди княжьего двора большую яму. Наутро Ольга, с идя в тереме, послала за гостями: «Зо вет вас Ольга на честь великую»( Слайд 5) . - « Н е пойдем ни на конях, не на воза х, - сказали послы, – но несите нас в ладье». - « Не воля нам, – ответили слуги, - князь наш был убит, а княгиня н а ша хочет выйти за вашего князя». Их понесли в ладье. Древляне были исполнены гордости. Их принесли на двор Ольги и скинули в яму вместе с ладьей. Ольга, сойдя к ним из терема и наклонившись, сказала: Ученик: Хороша ли вам честь? Древляне: Хуже нам Игоревой смерти. Ведущий: Ответили древляне, и в елела Ольга засыпать их живых. После этого Ольга послала сказать древлянам: Ученик: Если вы, в самом деле, ее просите к себе, то пришлите лу ч ших мужей, чтоб ей придти к вам с великою честью, а то, пожалуй, киевля не ее и не пустят. Ведущий: Древляне выбрали лучших мужей и послали в Киев. По пр и езде новых послов Ольга велела натопить баню, и когда древляне вошли туда и начали мыться, то двери за ними заперли и баню подожгли: послы сгорели. Тогда Ольга послала сказать древлянам, что она уже на дороге к ним, чтобы навари ли медов в городе, где убили мужа ее, она поплач ет над его могилою и отпраздну ет тризну. Древляне послушались. Ольга с небольшою дружиною пришла к Иг о ревой могиле, поплакала над нею и велела своим людям насыпать высокий курган, а когда насыпали, то велела праздновать тризну. Древляне сели праздновать, а когда они опьянели, Ольга велела своей дружине перебить древлян. Потом Ольга возвратилась в Киев и начала собирать войско против древлян( Слайд 5, 6, 7, 8) . На следующий год Ольга отправилась в поход с большим войском, взяв с собой сына Святослава. Древляне были побеждены, бежали и затворились по городам. Ольга с сыном пошла на город Искоростень, потому что здесь убили ее мужа. Целое лето простояла Ольга под городом и не могла взять его. Тогда она решила применить хитрость. Она по слала в город послов со словами. Ученик: Из- за чего вы сидите? Все ваши города сдались, взялись пл а тить дань и спокойно теперь обрабатывают свои поля, а вы одни хотите лу ч ше помереть г олодом, чем согласиться на дань. Древляне: Мы рады были б платить дань, но ведь ты хочешь мстить за му жа? Ученик: Я уже отомстила за мужа, а теперь хочу дань брать и, пом и рившись с вами, пойду прочь. Древляне: Чего же ты хочешь с нас? Ученик: Теперь у вас нет ни меду, ни мехов и потому требую от вас немного: дайте мне от двора по три голубя, да по три воробья; я не хочу н а кладывать на вас тяжкой дани, как делал мой муж, а прошу с вас мало, пот о му что вы изнемогли в осаде. Ведущий: Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге с поклоном. Ольга раздала своим воинам птиц и велела ночью, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязать к каждой птице и пустить их на волю. Птицы, получив свободу, полетели в свои гнезда и подожгли город. Жители, испуганные пожаром, побежали из города и были перехватаны воинами Ольги. Город был взят и выжжен. Г о родских старейшин Ольга взяла себе, часть жителей отдала в рабы дружине, остальных оставила в городе, заставив платить тяжелую дань. Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась укреплением княжеской вл а сти( Слайд 9, 10) . Ольга стала первой русской княгиней, принявшей христианство. Ее крещение приобрело важное политическое значение и способствовало укр е плению международного положения Руси. Она получила благословение от патриарха, а византийский император Константин стал ее крестным отцом. В крещении она была названа Еленой, но ее крещение не повлекло за собой крещения Руси. Даже сына своего Святослава Ольга не смогла отвер нуть от язычества( Слайды 11, 12, 13, 14) . Классный руководитель( вопросы для беседы) : 1. Как вы думаете, какие психологические особенности древлян позв о лили им так жестоко расправит ь ся с Игорем? 2. Почему после смерти Игоря Ольга остала сь « один на один » со своей местью и не было у нее сподвижников до тех пор, пока она всех не покорила своим умом? 3. Как вы понимаете высказывание одного древнерусского летописца: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед сол н цем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». 4. Что принесло правление Ольги для Руси? Действие второе: Звучат фанфары, на сцену выходит Ученик 2. Ученик 2: Когда родилась Елизавета, был великий день: отец ее- Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намер е вался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в стол и цу его извес тили о рождении дочери, Елизаветы. " Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь" , - сказал он. До последних дней своей жизни любил ее отец и судьбу ей прочил особенную, мечтал, чтобы красавица дочь стала женой короля Франции, но после смерти отца жизнь ее была не легкой, вытерпев обиды от Анны Иоанновны и Анны Леополь довны, решилась она поднять мятеж, прогнать немцев с Российского престола и продолжить дело отца – Петра Великого( Слайд 15, 16) . Ведущий: Елизавета рано обучилась грамоте, учила французский язык, основы истории, географии. К 16 годам она уже знала французский, как свой родной, а также говорила по- немецки и по- итальянски, понимала шведский и финский языки. К тому же была очень привлекательна, недаром дипломаты присвоили ей звание самой красивой принцессы Европы. ( Слайд 17) Кроме этого Екатерина очень любила танцевать и ревностно следила за модой. В 1753 году во время пожара в одном из ее московских дворцов сгорело 4000 платьев, однако после смерти в ее гардеробах осталось еще 15 000" роб" , большей частью" не надеванных" , а кроме того, два сундука ше л ковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй. Елизавета ожидала прибытия французских кораблей в Петербург и приказ ы вала немедленно покупать новинки, привозимые ими, прежде чем их увидели другие. Перед переворотом Елизавета приехала в Преображенский полк( на сцене 5- 6 солдат) ( Слайд 18) Ведущий: И не было крови, переворот свершился тихо, быстро и не напрасно, и никогда больше на Руси, при ее правлении не было смертной казни, многое Елизавета сделала для Руси, в экономической жизни страны наблюдался подъем промышленности и торговли, шел медленный, но пост о янный прогресс. Особенно значимы были успехи в области культуры. По инициативе И. И. Шувалова был основан Московский университет( 1755) , гимназии в Москве( 1755) и Казани( 1758) , Академия художеств в Петербу р ге( 1760) , в 1756 году по инициативе Ф. Г. Волкова и А. П. Сумарокова открыт первый публичный театр, созданы шедевры живописи и архитектуры( в ч а стности, Зимний дворец Ф. Б. Растрелли) . Социальная политика была напра в лена на превращение дворянства в сословие с исключительными привил е гиями на право владения зем лей и крестьянами( Слайд 19, 20, 21) . Добрая, хотя и вспыльчивая, веселая и сентиментальная, Елизавета Петровна оставила о себе, в общем, светлую память. Елизавета не раз пр о возглашала, что продолжает политику Петра Великого. Двадцать лет ее ца р ствования стали временем экономической и политической стабилизации и укрепления позиций России на международной арене. Это было время разв и тия искусств и наук. Ученые труды и оды Ломоносова, трагедии Сумарок о ва, творения Растрелли ознаменовали начало расцвета русской культуры с е ред ины XVIII- первой четверти XIX века. При ней уничтожены были вну т ренние таможни, при ней основали первый русский университет и первый русский театр, при ней Европа вновь увидела русскую армию и услышал а о ее победах и, наконец, именно, благодаря Елизавете Россия обрела впосле д ствии величайшую св ою правительницу- Екатерину II( Слайд 22, 23) . Вопросы для беседы. Ведущий: - Как вы думаете, почему Россией долгое время правили нем цы, а потомственную императрицу, дочь Петра Великого не допускали до престола? - Почему Елизавета отменила смертную казнь, и правильно ли это было с ее стороны? - Что сделала Елизавета для расц вета России? ( Ответы учащихся, учащиеся высказывают свое мнение) Действие третье Под музыку выхо дит в красивом платье Екатерина( Слайд 24, 25) . Екатерина: Детство мое прошло в скромной обстановке- иной не мог себе позволить прусский генерал из мелких немецких князей. Я росла резвой, шаловливой и даже бедовой девочкой, любила попроказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штети н ских улицах. Мечтать о престоле я начала еще в детстве, правда, не веря, что мои мечты осуществятся, но вскоре, мои мечты начали сбываться, Елизавета Великая – Императрица всея Руси вызвала нас в Петербург. Императрица Елизавета приняла меня чрезвычайно радушно. Петр, предназначенный мне в женихи, в первые дни также был очень предупред и телен к о мне, но я сразу поставила перед собой три самые важные цели, п о нравит ь ся Елизавете, понравит ь ся Петру III и самой важной моей целью, б ы ло, понравит ь ся русскому народу. Быстро сообразив, что помощи ждать не откуда, я поняла, что могу н а деяться только на собственные силы. Желая поскорее выучиться русскому языку, я вставала по ночам, и в то время как все кругом спали, сидя в пост е ли, вытверживала наизусть тетради, которые давал мне уч итель( Слайд 26) . После венчания для меня 16- летней девчонки началась продолжител ь ная полоса испытаний. Петр, занятый своими развлечениями почти не обр а щал на меня внимания. Я очень хорошо видела, что великий князь вовсе не любит меня. . . Вследствие этого я старалась восторжествовать над моим с а молюбием и изгнать из сердца ревность. . . но для того, чтобы не ревновать, было только одно средство- не любить его. Если бы он желал быть люб и мым, то относительно меня это было вовсе не трудно: я от природы была н а клонна и привычна к исполнению моих обязанностей, но для этого мне был нужен муж со здравым смыслом, а мой его не имел. И 18 лет одиночества и скуки только книга была моим помощником и верным другом. После смерти императрицы, жизнь моя превратилась в ад. Петр не л ю бил меня, прилюдно оскорблял и грозился сослать в монастырь, готовя док у менты о разводе. Я поняла, что если хочу чего- то добиться, нужно неме д ленно действовать и благодаря помо щ и г рафа Орлова совершила переворот. ( Слайд 27) . Лето 1762 г. Петр III проводил в Ораниенбауме, а я- в Петергофе. Рано утром 28 июня Орловы тайно вывезли меня в Петербург и провозгласили императрицей. Все войска немедленно присягнули новой государыне. Веч е ром того же дня Екатерина во главе гвардии выступила в Ораниенбаум пр о тив Петра. Император не решился на борьбу и 29 июня подписал свое отр е чение от престола. Он был отправлен на мызу в Ропшу, и раньше, чем Екат е рина решила, что с ним делать, был убит в пьяной ссоре с Алексеем Орл о вым. Ведущий: Во время правления Екатерины много во й н было выиграно, порой сразу Россия вела боевые действия с двух фронтов. Кроме с в оего упрямства Екатерина была очень дисциплинированным че ловеком. Каждый день в плоть до своей кончины она жила по четко ра с пределенному графику( Слайд 28) . Екатерина просыпалась обыкновенно в шесть часов утра. В начале ца р ствования она сама одевалась и растапливала камин. Императрица полоскала рот теплой водой, натирала щеки льдом и шла в свой кабинет. Здесь ее ждал утренний очень крепкий кофе, к которому подавались обычно густые сливки и печенье. Покончив с едой, государыня выпускала собак на прогулку, а сама садилась за работу. В девять она возвращалась в спальню и принимала докладчиков. Пе р вым входил обер- полицмейстер. Чтобы прочесть бумаги, поданные для по д писи, императрица одевала очки. Затем являлся секретарь, и начиналась р а бота с документами. Занятия с секретарем прерывались то и дело визитами генералов, м и нистров и сановников. Так продолжалось до обеда, кот орый был обычно в час или два. Ее любимым блюдом была вареная говядина с солеными огу р цами. В качестве напитка она употребляла смородиновый морс. За десертом подавали фрукты, по преимуществу яблоки и вишни. После обеда Екатерина несколько минут бесед овала с приглашенн ыми, затем все расходились. Ек а терина садилась за пяльцы- она вышивала очень искус но. Отдых продолжа л ся около часа. В четыре часа рабочий день императрицы заканчивался, наступало время отдыха и развлечений. Вопросы для беседы: Ведущий: Как вы думаете, было ли правильным решение Елизаветы пригласить неизвестную немецкую девочку с целью замужества и посл е дующего правления Россией? - Правы л и были те, кто говорил о Екатерине как о последователе Пе т ра? - Верно ли суждение о временах правления Екатерины и Петра « Ру с ский хотел сделать из нас немцев, а немка сделала нас русскими». Ведущий: Итак, мы с Вами сегодня заглянули в удивительный мир истории нашего великого государства, и сд елали мы это не зря, только то- государство будет развиваться и идти по новому пути, избегая старых ош и бок, народ которого знает свою историю. И поэтому, нашим долгом, является изучение нашей истории, почитание тех, без кого наша огромная страна не стала бы такой, какой она является сегодня. Такой наша страна досталась нам от наших предков, и мы должны не только ее сохранить, но и преумножить ее богатство, что бы наши потомки были благодарны нам за нашу великую Родину! ! ! Список использованных источников 1. Исмайлова, С. Т. История Росс ии и ее ближайших соседей: энциклопедия для де тей/ С. Т. Исмайлова. - М. : Аванта+ , 1995. – 670 с. 2. Подскребышев, В. А. Удивительная история России в лицах правителей/ В. А. Подскребышев. - Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2001. – 247 с. 3. Пут илов, Б. Н. Древняя Русь в лицах/ Б. Н. Путилов. — СПб. : Азбука, 2001. – 367 с. 4. Российская монархия. – М. , Мир энциклопедий « Аванта+ », Астрель, 2010. – 238 с. 5. www. wikipedia. org/ wiki/ Е катерина_ II 6. http: / / topreferats. ru/ rushistory/ table4636. html

Оставить комментарий: