a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты занятий по экологии профессиональной деятельности с учащимися 9 классов..

Автор: Терентьева Наталья Юрьевна Опубликовано: 2016-02-10 17:44:43

Конспект урока ЭПД в 9 классе «Как получить экологическую информацию о профессии из радио и телеперач? ». Цель:   создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о способах получения экологической информации, создать условия для формирования у детей представления о том какие существуют способы фиксации услышанной информации, с оздать условия для формирования умения видеть, сравнивать и обобщать и делать выводы. Задачи: Дать образное целостное представление о способах получения информации на экологическую тему из радио- и телепередач. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода. Способствовать формированию экологической культуры, кругозора, речи обучающихся, развитию умения работать в группе. Методы и приемы:  беседа, рассказ учителя и обучающихся, работа с видео материалом, карточками. Оборудование и материалы:   ИКТ, мультимедийное оборудование, видео запись, карточки к уроку. Мотивация к учебной деятельности. Надеюсь наша сегодня работа будет интересной. А для этого мы должны достигнуть состояния психологического спокойствия после шумной пер емены. Давайте сядем по удобнее, закроем глаза и представим себя в роли человека какой- либо профессии. Что вы увидели? Актуализация знаний. Вы назвали разные профессии. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, где можно найти экологическую информацию об интересующей вас профессии? Назовите эти источники? Оно нам двери открывает. И в обычную квартиру Целый мир впускает. Каждый третий без него жизнь не представляет И программу телепередач наизусть читает. Что это? ( телевидение) . Итак, о каком источнике получения экологической информации мы с вами сегодня будем говорить? ( телевидение- это с пособ передачи и приёма на экран изображений движущихся и неподвижных объектов на расстоянии средствами электрои радиосвязи. ) . Но помимо телевидения можно получить информацию по радио. Каким образом воспринимается информация, получаемая по радио? ( на слух) А по телевидению? ( с помощью слуха и зрения) . Скорость подачи информации по радио и ТВ, к сожалению, не всегда соответствует нашим возможностям её усваивать и понимать, поэтому часть сведений может быть потеряна. Кроме того, интересующая нас информация может содержаться в передачах, название которых не всегда указывает на их содержание. Это делает необходимым в течение длительного времени следить за теле и радиопередачами, чтобы получить нужную информацию. Открытие нового знания. Умение фиксировать услышанную информацию может пригодиться в жизни, например, при конспектировании лекций. Письменная запись услышанной прочитанной информации, с помощью её свёртывания, т. е сокращения, называется конспектированием. Свёртывание информации – это отбрасывание ненужной информации, сокращение текста таким образом, чтобы впоследствии суметь его вновь развернуть без утраты существенной информации. А на каких ещё уроках вы используете приёмы сжатия текста? Скажите, а вы используете приёмы сокращения слов при их записи? Как вы думаете, с какими трудностями сталкивается человек при конспектировании информации на слух? ( быстрота подачи информации, недостаточная слуховая память, нехватка умений сокращать информацию, недостаточная скорость письма) А сейчас разделитесь на три группы и познакомьтесь с рекомендациями, по коррекции этих трудностей. Проблема быстрой подачи устной информации может быть решена, с одной стороны, путём её записи на диктофон, с другой стороны, систематическими тренировками с постепенным увеличением темпа фиксируемой речи. Недостаточная слуховая память – проблема серьёзнее, но тоже решимая: можно записать информацию на диктофон и неоднократно её прослушивать. А можно заняться освоением специальных приёмов запоминания( с привлечением образной, логической, чувственно- эмоциональной или двигательной памяти) – т. е. научиться мнемотехнике Скорость письма можно попробовать отрегулировать опытным путём с помощью изменения почерка, его размера, нажима, использования сокращений, условных обозначений, символов. Важно запомнить, что если вы конспектируете для себя, текст не обязательно должен быть понятен другим людям. Главное – чтобы вы его сами потом смогли прочитать. А теперь в группах попробуйте записать знаки символы для слов и выражений: «это является причиной того( одно называет другое) »- «надо обратить внимание»- «уточнить, неясно, остался вопрос»- «состоит из, разделяется на…»- «пример»- «вывод»- Физкультминутка. А сейчас настало время отдохнуть. Сейчас поменяются местами те, кому утром хотелось остаться дома. А се йчас поменяются местами те, кто ещё не знает куда поступать после девятого класса. Применение нового знания. А сейчас мы с вами п рослушаем телепередачу по экологической проблематике и составим её конспект. У вас на столах лежат бланки для написания конспекта. Обратите внимание на их содержание. ( слушают, конспектируют) . Идёт обсуждение. А как вы думаете, какие последствия могут быть для людей различных профессий, в данном случае, при возникновении данной экологической катастрофы. ( высказывания детей) . Урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача закончить их тем самым охарактеризовать вашу деятельность на уроке. Закончите предложение Варианты: " На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" ; " Я похвалил бы себя…" ; " Особенно мне понравилось…" ; " После урока мне захотелось…" ; " Я мечтаю о …" ; " Сегодня мне удалось…" ; " Я сумел…" ; " Было интересно…" ; " Было трудно…" ; " Я понял, что…" ; " Теперь я могу…" ; " Я почувствовал, что…" ; " Я научился…" ; " Меня удивило…" и т. п. Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? ( спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно? А теперь настало время оценить  работу   вашу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Задание на дом: приготовить статью из газеты или журнала на экологическую тему к следующему уроку. Оценки. Спасибо за урок. Название телепередачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Канал_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата выхода в эфир_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Характер передачи( интервью, новости и др. ) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Тема передачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ О чём идёт речь_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Смысл информации, её ключевые идеи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вывод, сделанный в радио- и телепередаче_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ВЫВОД: Мои проблемы при конспектировании информации, воспринимаемой на слух_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я буду решать возникшие проблемы так_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Закончите предложение Варианты: " На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" ; " Я похвалил бы себя…" ; " Особенно мне понравилось…" ; " После урока мне захотелось…" ; " Сегодня мне удалось…" ; " Я сумел…" ; " Было интересно…" ; " Было трудно…" ; " Я понял, что…" ; " Теперь я могу…" ; " Я почувствовал, что…" ; " Я научился…" ; " Меня удивило…" Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Закончите предложение Варианты: " На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" ; " Я похвалил бы себя…" ; " Особенно мне понравилось…" ; " После урока мне захотелось…" ; " Сегодня мне удалось…" ; " Я сумел…" ; " Было интересно…" ; " Было трудно…" ; " Я понял, что…" ; " Теперь я могу…" ; " Я почувствовал, что…" ; " Я научился…" ; " Меня удивило…" Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Проблема быстрой подачи устной информации может быть решена, с одной стороны, путём её записи на диктофон, с другой стороны, систематическими тренировками с постепенным увеличением темпа фиксируемой речи. Недостаточная слуховая память – проблема серьёзнее, но тоже решимая: можно записать информацию на диктофон и неоднократно её прослушивать. А можно заняться освоением специальных приёмов запоминания( с привлечением образной, логической, чувственно- эмоциональной или двигательной памяти) – т. е. научиться мнемотехнике Скорость письма можно попробовать отрегулировать опытным путём с помощью изменения почерка, его размера, нажима, использования сокращений, условных обозначений, символов. Важно запомнить, что если вы конспектируете для себя, текст не обязательно должен быть понятен другим людям. Главное – чтобы вы его сами потом смогли прочитать. А теперь в группах попробуйте записать знаки символы для слов и выражений: «это является причиной того( одно называет другое) »- «надо обратить внимание»- А теперь в группах попробуйте записать знаки символы для слов и выражений: «уточнить, неясно, остался вопрос»- «пример»- А теперь в группах попробуйте записать знаки символы для слов и выражений: «состоит из, разделяется на…»- «вывод»-

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель:   создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о экологических проблемах в месте проживания, их влиянии на состояние здоровья специалиста. Задачи: Дать обр азное целостное представление о наиболее значимых экологических проблемах Забайкальского края и города Нерчинск. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода. Способствовать формированию экологической культуры, кругозора, речи обучающихся, развитию умения работать в группе. Методы и приемы:  беседа, рассказ учителя и обучающихся, работа с видео материалом, карточками, работа в группах. . Оборудование и материалы:   ИКТ, мультимедийное оборудование, видео запись, карточки к уроку. Планируемые результаты: формирование представлений о факторах ухудшения здоровья под влиянием экологической обстановки, профилактике и реабилитации профессиональных болезней. Ход урока: 1) Организационный этап. Надеюсь наша работа будет сегодня интересной. А для этого мы должны достигнуть состояния психологического спокойствия после шумной пер емены. Давайте сядем по удобнее, закроем глаза и вспомним свой люби мый уголок, где вы любите бывать. Какое это место? Какие эмоции вы испытываете, когда вспоминаете это место, положительные или отрицательные? Сейчас каждый и з вас вспомнил близкий р одной уголок своей малой Родины. Можете ли вы назвать Нерчинск своей Родиной? Почему? Действительно, с амое прекрасное на свет е- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой край, свой народ. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. А сейчас обратите внимание на экран и ответьте на вопрос «Что связывает все эти кадры? ». ( к артинки города Нерчинска) . Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Действител ьно, о состоянии окружающей среды в Забайкалье и её влиянии на здоровье людей разных профессий. 3) Актуализация знаний. Скажите, каким образом человек оказывает влияние на экологическую обстановку? ( ответы) . Действительно, влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Одним из вариантов негативного влияния на состояние окружающей среды является загрязнение атмосферы. Ребята вспомните из курса географии, что называется атмосферой? ( АТМОСФЕ́РА- Газообразная оболочка, окружающая Землю и нек- рые другие планеты) . А каким образом человек может оказывать негативное влияние на состояние атмосферы? ( ответы) . 4) Первичное усвоение новых знаний. Сейчас предлагаю вам посмотреть видео и сказать, что вы увидели? Какое время года? На что ещё обратили внимание? Как называе тся загрязнение воздуха на данных кадрах? ( СМОГ) Смог- термин,  широко используемый для обозначения видимого загрязнения воздуха любого характера.  - Когда можно наблюдать данное явление в нашем городе? С чем оно может быть связано по вашему мнению? Основным источником загрязнения атмосферы является промышленность и прежде всего тепловые электростанции и топки промышленных предприятий. При неполном сгорании топлива на этих предприятиях в атмосферу выделяются механические загрязнители- несгоревшие частицы, зола, хлопья сажи и т. п. - Что такое загрязнение атмосферы? ( поступление в окружающую среду веществ, которые оказывают негативное влияние на компоненты природы, в том числе на человека) . - Когда мы можем наблюдать смог над нашим городом? ( утром, вечером, в зимние месяца, когда температура воздуха на улице сильно понижается) . ( ЧИТАЮТ ДЕТИ сначала про себя, затем вслух) Местные метеорологические условия неблагоприятны для очищения атмосферы. Для зимних месяцев характерно большое число обезветренных дней, глубокие температурные инверсии( повышение температуры) . Наиболее низкие температуры воздуха в это время обусловлены максимальным потреблением топлива и вызывают наивысшее загрязнение атмосферы продуктами их сгорания. Загрязне ние атмосферы наблюдается во многих населенных пунктах и вокруг них. Зимой из- за неблагоприятных условий рассеивания примесей, попадающих в воздух, при относительно низких удельных выбросах загрязняющих вещест в может формироваться сравнительно высокий уровень загрязнения атмосферы. Загрязнение атмосферы сопровождается ростом числа хронических заболеваний дыхательных путей, аллергических, онкологических и др. , способствует загрязнению помещений.  - Назовите все известные вам заболевания дыхательных путей. ( б ронхит, пневмония, бронхиальная астма, кашель, гипоксия, трахеит, туберкулёз) . - Что по вашему мнению понимается под аллергией? ( иммунный ответ на определённое вещество, внешние симптомы- слезотечение, покраснение, сыпь, насморк) . - Что относится к онкологическим заболеваниям? ( злокачественные новообразования – опухоли) . 5) Первичная проверка понимания- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Познакомьтесь с информацией, которая лежит на ваших столах. А затем выясните, какие заболевания вызывают вещества, выделяемые в атмосферу в результате сгорания угля в котельных. У каждой группы – одно вещество. Ваша задача – рассказать о данном веществе и назвать заболевания. ( 1 группа- окись углерода CO, или угарный газ, 2 группа- углекислый газ CO2, 3 группа- диоксид серы, 4 группа- Оксиды азота, 5 группа- бе н( а) пирен C20H12, 6 группа – методы профилактики заболеваний) . Итак, какие же вещества выбрасываю тся через дымовую трубу котельной?         Основные выбросы  — это твердые частицы золы, оксиды серы( SO2, SO3) , оксиды азота( NOx) . Если сгорание топлива прошло не полностью( а полное сгорание топлива — это только идеал) , то в атмосферу выбрасываются такие вредные вещества, как угарный газ( СО) , или монооксид по другому, углеводороды СН, и бенз( а) пирен С20Н12.  Даже от такого простого перечисления всех этих веще ств ст ановится неприятно, так как это целый ряд химических соединений, которые оказывают негативное воздействие и на природу, и на человека. Рассмотрим эти загрязняющие вещества чуть подробнее. При неполном сгорании топлива образуется окись углерода CO, или угарный газ, по другому. Это чрезвычайно сильный отравляющий газ. Общеизвестно, что зачастую люди, при возникновении пожара гибнут не от огня, а отравившись угарным газом. Конечно, при работе теплоисточников окись углерода выбрасывается в атмосферу в небольших концентрациях, но все же это представляет опасность для окружающей среды и человека. У большинства пострадавших отмечаются жалобы на головокружение, головную боль, характерно состояние повышенного психического возбуждения, гипервентиляции или комы.           Также при сжигании топлива образуется углекислый газ CO2. Этот газ не такой опасный, как окись углерода CO, но все же вред от него тоже есть. При повышении концентрации углекислого газа уменьшается концентрация кислорода в атмосфере. После отравления необходимо медицинское наблюдение в течени и нескольких дней, так как часто наблюдаются осложнения. Больные с тяжёлым отравлением подлежат госпитализации. Проблемы с легкими и нервной системой возможны даже через несколько недель после отравления угарным газом. Интересно но факт: на женщин угарный газ действует меньше, чем на мужчин.         Следующий загрязнитель из «букета» — диоксид серы( сернистый ангидрид) SO2, еще один чрезвычайно опасный газ. Особенно губителен диоксид серы для растений, при длительном воздействии диоксида серы растения погибают. У человека, признаки воздействия диоксида серы проявляются в виде кашля, першения в горле, насморка. При повышенных концентрациях — раздражение голосовых связок, удушье.                Оксиды азота( NOx) образуются в процессе горения топлива, в результате химической реакции азота( из топлива и воздуха) с кислородом. Львиная доля здесь, более 90 процентов, приходится на монооксид азота NO. Монооксид азота токсичен, при вдыхании негативно воздействует на дыхательные пути. В остальных 10 процентах выбросов оксидов азота основную часть занимает диоксид азота NO2, который также токсичен, имеет резкий запах, и вызывает при больших концентрациях раздражение дыхательных путей.        Наиболее токсичным веществом в продуктах горения является бе н( а) пирен C20H12, который образуется в результате неполного сгорания топлива, из- за плохого смешивания топлива и окислителя. Для человека опасен тем, что может аккумулироваться, накапливаться в организме. В результате длительного воздействия способен вызывать злокачественные опухоли.        Вот такой «букет» различных нехороших веществ выбрасывает дымовая труба котельной. Конечно, здесь нужно понимать, что при правильном, грамотном подходе это негативное влияние отравляющих веществ минимизируется. Правильный подход — это установка электрофильтров, грамотная организация процесса горения топлива с целью уменьшения выбросов оксидов азота и так далее. В этом случае негативное влияние работы тепло источников значительно уменьшается. Для предупреждения обострения заболеваний или ухудшения состояния специалисты рекомендуют ограничить пребывание на улице, проводить проветривание помещений только с использованием кондиционеров, занятия физкультурой и спортом п роводить в закрытых помещениях. - Как вы думаете, представители каких профессий наиболее подвержены негативному воздействию данных веществ на здоровье? Физкультминутка. А сейчас настало время отдохнуть. Сейчас поменяются местами те, к то устал сидеть. А сейчас поменяются местами те, кто уже имеет приблизительное представление о своей будущей профессии. А сейчас поменяются местами все кому нравится быть учеником 9- б класса. - А с какими экологическими проблемами мы с вами сталкиваемся в весенне- летний период, и даже осенью? Какие проблемы существуют в последние годы? Предлагаю вам посмотреть видео. ( видео о пожарах) . - Можно ли назвать задымлённость воздуха, в результате лесных пожаров СМОГОМ? Какие проблемы со здоровьем возникают у людей во время лесных пожаров? Например среди причин того, что в 2015 году в нашем регионе по сравнению с 2014- ым показатели рождаемости уменьшились, а смертности- увеличились.  Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на демографические процессы региона- сильное задымление воздуха, возникшее вследствие весенних лесных пожаров. Г рафики смертей забайкальцев от ишемической болезни сердца и от инфаркта миокарда в 2015 году полностью совпадают с графиками 102 дней увеличения задымленности воздуха в крае. 6) Первичное закрепление. - Сейчас мы с вами выяснили 2 наиболее важные проблемы в Забайкальском крае и в том числе в городе Нерчинск. Какие? Представители каких двух профессий наиболее подвержены влиянию озвученных экологических проблем? ( машинист котельной( кочегар) и пожарный) . - Как вы думаете, какие заболевания могут появиться у кочегара в результате профессиональной деятельности? А у пожарного? ( Профессиональные риски  связаны со следующими вредными факторами: вращающиеся, движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное тепловое излучени е, повышенный уровень шума на рабочем месте. Велик риск получения травм, заболеваний дыхательных путей, слуха. У к очегаров наблюдается ослабление слуха, на которое следует смотреть как на заболевание слуховых нер вов, вызванное постоянным шумом) . А кому противопоказана данная профессия? ( Работа противопоказана людям, страдающим заболева ниями сердечно- сосудистой системы, опорно- двигательного аппарата( нарушение двига тельных функций) , имеющим снижения зрения и слуха, поражение центральной нервной сис темы, аллергические заболевания) . Кочегар — рабочий, осуществляющий подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата. Кроме того, в обязанности кочегара входит чистка топки и поддувала. Часто на кочегара возлагается также функция управления режимами работы теплового аппарата. Профессия кочегара была широко распространена на флоте и железной дороге до середины 20- го века( в эпоху паровой тяги) , а также в котельных на твердом топливе. В настоящее время, в связи с массовым переводом котельных на газ и жидкое топливо число работающих кочегаров сокращается. Профессия кочегара считается вредной и в соответствии с пенсионным законодательством РФ отнесена к первому списку( мужчины уходят на пенсию в 50 лет, женщины — в 45) . Профессиональными вредностями являются: повышенная температура в помещении, токсичные газы, недостаток кислорода, сажа, угольная и зольная пыль, тяжелый физический труд. Работать кочегаром допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и обучение по утвержденной программе и имеющие соответствующие удостоверение квалификационной комиссии о сдаче экзамена по этой программе, прошедшие стажировку на рабочем месте и инструктаж по охране труда. Операторов тепловых агрегатов, работающих на газе или жидком топливе, часто по традиции называют кочегарами, что неправильно. Работа противопоказана людям, страдающим заболева ниями сердечно- сосудистой системы, опорно- двигательного аппарата( нарушение двига тельных функций) , имеющим снижения зрения и слуха, поражение центральной нервной системы, аллергические заболевания. Требования к профессиональной подготовке Знание основ тепло- электротехники, химии, устройства и принципов работы котельных агрегатов, систем безопасности, схем теплосетей; порядка и учета отпускаемого топлива; причин неисправностей в работе ко тельных установок, мер предупреждения и способов их устранения; правил техни ки безопасности. Пожарный – кто это? Какие заболевания сопровождают человека данной профессии( Во время пожара опасность подстерегает укротителя огня на каждом шагу, рисков в этой профессии очень- очень много – ожоги, тепловой шок и не только. Пожарный может упасть с высоты во время работы на лестнице или при обрушении конструкций. Он может получить травмы в результате ударов о стекло, металл, на него могут обрушиться потолки и стены. Этот специалист перенапрягается от подъема тяжестей во время операций по борьбе с огнем и по спасению пострадавших. Он вдыхает перегретый воздух и продукты горения, страдает от недостатка кислорода. Нередко во время пожара случаются взрывы. Например, если при горении самосвала взорвется колесо, то пожарного может отнести взрывной волной на несколько метров. Заболевания лёгких, сердца, раковые заболевания, могут быть нанесены увечья, влекущие за собой физические дефекты) . - Какой вывод мы можем сделать? - Таким образом, из всего вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что представители практически всех профессий находятся в состоянии экологического стресса, так как экологическая обстановка в месте проживания оказывает непосредственное влияние на организм человека. По экологическим стрессом понимается ответная   реакция  организма  на резкие  изменения окружающей среды. А ответная реакция как мы с вами убедились, может быть самой разной. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сейчас откройте ваши рабочие тетради на стр. 20. Дома выполните задание «Ваше питание в условиях экологического стресса». А теперь настало время оценить  работу   вашу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Если работали недостаточно, то поставьте оценку «3». 8) Рефлексия( подведение итогов занятия) Урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача закончить их тем самым охарактеризовать вашу деятельность на уроке. Закончите предложение Варианты: " На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" ; " Особенно мне понравилось…" ; " Было интересно…" ; " Было трудно…" ; " Я научился…" ; " Меня удивило…" и т. п. Местные метеорологические условия неблагоприятны для очищения атмосферы. Для зимних месяцев характерно большое число обезветренных дней, глубокие температурные инверсии( повышение температуры) . Наиболее низкие температуры воздуха в это время обусловлены максимальным потреблением топлива и вызывают наивысшее загрязнение атмосферы продуктами их сгорания. Загрязне ние атмосферы наблюдается во многих населенных пунктах и вокруг них. Зимой из- за неблагоприятных условий рассеивания примесей, попадающих в воздух, при относительно низких удельных выбросах загрязняющих вещест в может формироваться сравнительно высокий уровень загрязнения атмосферы. Загрязнение атмосферы сопровождается ростом числа хронических заболеваний дыхательных путей, аллергических, онкологических и др. , способствует загрязнению помещений.   Итак, какие же вещества выбрасываются через дымовую трубу котельной?         Основные выбросы  — это твердые частицы золы, оксиды серы( SO2, SO3) , оксиды азота( NOx) . Если сгорание топлива прошло не полностью( а полное сгорание топлива — это только идеал) , то в атмосферу выбрасываются такие вредные вещества, как угарный газ( СО) , или монооксид по другому, углеводороды СН, и бенз( а) пирен С20Н12.  Даже от такого простого перечисления всех этих веще ств ст ановится неприятно, так как это целый ряд химических соединений, которые оказывают негативное воздействие и на природу, и на человека. Рассмотрим эти загрязняющие вещества чуть подробнее. При неполном сгорании топлива образуется окись углерода CO, или угарный газ, по другому. Это чрезвычайно сильный отравляющий газ. Общеизвестно, что зачастую люди, при возникновении пожара гибнут не от огня, а отравившись угарным газом. Конечно, при работе теплоисточников окись углерода выбрасывается в атмосферу в небольших концентрациях, но все же это представляет опасность для окружающей среды и человека. У большинства пострадавших отмечаются жалобы на головокружение, головную боль, характерно состояние повышенного психического возбуждения, гипервентиляции или комы.           Также при сжигании топлива образуется углекислый газ CO2. Этот газ не такой опасный, как окись углерода CO, но все же вред от него тоже есть. При повышении концентрации углекислого газа уменьшается концентрация кислорода в атмосфере. После отравления необходимо медицинское наблюдение в течени и нескольких дней, так как часто наблюдаются осложнения. Больные с тяжёлым отравлением подлежат госпитализации. Проблемы с легкими и нервной системой возможны даже через несколько недель после отравления угарным газом. Интересно но факт: на женщин угарный газ действует меньше, чем на мужчин.         Следующий загрязнитель из «букета» — диоксид серы( сернистый ангидрид) SO2, еще один чрезвычайно опасный газ. Особенно губителен диоксид серы для растений, при длительном воздействии диоксида серы растения погибают. У человека, признаки воздействия диоксида серы проявляются в виде кашля, першения в горле, насморка. При повышенных концентрациях — раздражение голосовых связок, удушье.                Оксиды азота( NOx) образуются в процессе горения топлива, в результате химической реакции азота( из топлива и воздуха) с кислородом. Львиная доля здесь, более 90 процентов, приходится на монооксид азота NO. Монооксид азота токсичен, при вдыхании негативно воздействует на дыхательные пути. В остальных 10 процентах выбросов оксидов азота основную часть занимает диоксид азота NO2, который также токсичен, имеет резкий запах, и вызывает при больших концентрациях раздражение дыхательных путей.        Наиболее токсичным веществом в продуктах горения является бе н( а) пирен C20H12, который образуется в результате неполного сгорания топлива, из- за плохого смешивания топлива и окислителя. Для человека опасен тем, что может аккумулироваться, накапливаться в организме. В результате длительного воздействия способен вызывать злокачественные опухоли. Вот такой «букет» различных нехороших веществ выбрасывает дымовая труба котельной. Конечно, здесь нужно понимать, что при правильном, грамотном подходе это негативное влияние отравляющих веществ минимизируется. Правильный подход — это установка электрофильтров, грамотная организация процесса горения топлива с целью уменьшения выбросов оксидов азота и так далее. В этом случае негативное влияние работы тепло источников значительно уменьшается. Для предупреждения обострения заболеваний или ухудшения состояния специалисты рекомендуют ограничить пребывание на улице, проводить проветривание помещений только с использованием кондиционеров, занятия физкультурой и спортом проводить в закрытых помещениях. Вещество Заболевание 1 группа- окись углерода CO Вещество Заболевание 2 группа- углекислый газ CO2 Вещество Заболевание 3 группа- диоксид серы Вещество Заболевание 4 группа- Оксиды азота Вещество Заболевание 5 группа- бе н( а) пирен C20H12) . 6 группа – методы профилактики заболеваний. Закончите предложение" На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" ; " Особенно мне понравилось…" ; " Было интересно…" ; " Было трудно…" ; " Я научился…" ; " Меня удивило…" Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Если вы считаете, что работали недостаточно, то поставьте оценку «3». Кочегар Кочегар — рабочий, осуществляющий подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата. Кроме того, в обязанности кочегара входит чистка топки и поддувала. Часто на кочегара возлагается также функция управления режимами работы теплового аппарата. Профессия кочегара была широко распространена на флоте и железной дороге до середины 20- го века( в эпоху паровой тяги) , а также в котельных на твердом топливе. ( Профессиональные риски  связаны со следующими вредными факторами: вращающиеся, движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное тепловое излучени е, повышенный уровень шума на рабочем месте. Велик риск получения травм, заболеваний дыхательных путей, слуха. У к очегаров наблюдается ослабление слуха, на которое следует смотреть как на заболевание слуховых нер вов, вызванное постоянным шумом) . Работа противопоказана людям, страдающим заболева ниями сердечно- сосудистой системы, опорно- двигательного аппарата( нарушение двига тельных функций) , имеющим снижения зрения и слуха, поражение центральной нервной сис темы, аллергические заболевания Профессия кочегара считается вредной и в соответствии с пенсионным законодательством РФ отнесена к первому списку( мужчины уходят на пенсию в 50 лет, женщины — в 45) . Профессиональными вредностями являются: повышенная температура в помещении, токсичные газы, недостаток кислорода, сажа, угольная и зольная пыль, тяжелый физический труд. Работать кочегаром допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и обучение по утвержденной программе и имеющие соответствующие удостоверение квалификационной комиссии о сдаче экзамена по этой программе, прошедшие стажировку на рабочем месте и инструктаж по охране труда. Операторов тепловых агрегатов, работающих на газе или жидком топливе, часто по традиции называют кочегарами, что неправильно. Требования к профессиональной подготовке Знание основ тепло- электротехники, химии, устройства и принципов работы котельных агрегатов, систем безопасности, схем теплосетей; порядка и учета отпускаемого топлива; причин неисправностей в работе ко тельных установок, мер предупреждения и способов их устранения; правил техни ки безопасности. Пожарный. Пожарный – кто это? Пожарный проводит работы по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей. Производит вскрытие и разборку конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов. Выполняет обязанности соответствующих номеров боевого расчёта пожарного автомобиля. Оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим от пожара. Содержит в исправном состоянии пожарно- техническое и спасательное вооружение и оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, испытание и устранение неисправностей. Применяет радиосредства и переговорные устройства, имеющиеся на вооружении пожарной части. Несет службу на постах, в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций. Пожарный должен обладать физической выносливостью, крепкой психикой и стрессоустойчивостью. Работать по данной профессии рекомендуется людям смелым, решительным, ответственным, имеющим твёрдый характер и силу воли. Во время пожара опасность подстерегает укротителя огня на каждом шагу, рисков в этой профессии очень- очень много – ожоги, тепловой шок и не только. Пожарный может упасть с высоты во время работы на лестнице или при обрушении конструкций. Он может получить травмы в результате ударов о стекло, металл, на него могут обрушиться потолки и стены. Этот специалист перенапрягается от подъема тяжестей во время операций по борьбе с огнем и по спасению пострадавших. Он вдыхает перегретый воздух и продукты горения, страдает от недостатка кислорода. Нередко во время пожара случаются взрывы. Например, если при горении самосвала взорвется колесо, то пожарного может отнести взрывной волной на несколько метров. Заболевания лёгких, сердца, раковые заболевания, могут быть нанесены увечья, влекущ ие за собой физические дефекты.

Оставить комментарий: