a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для учителей ИЗО, музыки, искусства

Опубликовано: 2016-02-12 00:55:46

Критерии оценивания учебных дос тижений обучающихся по предметам образовательной отрасли «Искусство » Контроль и учет знаний и умений на уроках искусства должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенап равленном учете всех видов деятельности ученика на уроке. Музыка Отметка Критерии оценивания устного ответа «5»- обучающ ийся знает, понимает и владеет учебным материал ом; - дает правил ьный и полный ответ; - ответ самостоятельный. «4»- обучающ ийся знает и понимает учебный материал; - ответ в целом грамотный, но неполный; - терминология и понятия используются правильно. «3»- обучающ ийся недостаточно владеет учебным материалом; - допускает фактические ошибки; - ответ неполный, ограни чивается заученными примерами; - з начение терминов используется не всегда верно; - поставл енные задачи выполнены частично. «2»* * - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений. Критерии оценивания знаний и практических умений по основным видам музыкальной деятельности Анализ- интерпретация музыкального произведения. О сновные критерии: 1) правильность ответа; 2) полнота ответа; 3) точность формулировок и использование специальной терминологии; 4) развернутость суждений о музыке; 5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания. «5»- учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение; - эмоционально- образно воспринимает и характеризует его; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; - распознает на слух и воспроизводит знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; - различает звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. «4»- учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение; - эмоционально- образно воспринимает и характеризует его; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; - рас познает на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; - различает звучание отдельных музыкальных инс трументов, виды хора и оркестра. «3»- учащийся не внимательно слушает музыкальное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций; - ответ неполный, ограничивается заученными примерами; - значение терминов используется не всегда верно; - поставленные задачи выполнены частично, средства музыкальной выразит ельности раскрыты недостаточно. «2»* * - учащийся без интереса слушает музыкальное произведение, часто отвлекается; - затрудняется дать ответ; - поставленные задачи не выполняет. Хоровое пение. * Основные критерии: 1) знание мелодии и слов песни; 2) чистота интонирования и ритмическая точность исполнения; 3) качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; 4) единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении. «5» К оллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально- хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное исполнение р итмического рисунка, передача художественного образа; - обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. - т ворческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении. Индивидуальная отметка: - учащийся знает текст песни; - точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения; - поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности; - поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах. «5» К оллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально- хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное исполнение р итмического рисунка, передача художественного образа; - обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. - т ворческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении. Индивидуальная отметка: - учащийся знает текст песни; - точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения; - поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности; - поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах. «4» К оллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально- хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысл а: относительно чистая интонация, недостаточно четкая дикция, неточности в исполнении р итмического рисунка, передача художественного образа; - п онимание основных дирижерских жестов: внимание, дыхание, начало, окончание пения. Индивидуальная отметка: - если уча щийся допускает погрешности в ответе по какому- либо одному из перечисленных критериев. «3» К оллективная отметка: - в процессе исполнения допускаются интонационные и ритмические неточности; - дикция нечеткая, ансамбль неустойчивый; - пение невыразительное. - о бучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. Индивидуальная отметка: - учащийся не уверенно знает текст; - передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога; - поёт недостаточно выразительно. «2»* * К оллективная отметка: - нечистое интонирование, утрированный звук, пение классного хора не слаженное, не выразительное. Индивидуальная отметка: - учащийся не знает текста песни; - неточно интонирует и передаёт ритм песни; - поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине. Инструментальное музицирование и импровизация. Основные критерии: 1) точное и уверенное воспроизведение ритма музыкального произведения; 2) свободная ориентация в ритмической партитуре; 3) самостоятельное составление ритмического аккомпанемента «5»- обучающийся уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный ритмический аккомпанемент; - свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку( построенную на 2- 7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте( свирель, металлофон, фортепиано, блок- флейта и д. р. ) ; - самостоятельно составляет ритмические аккомпанементы и исполняет знакомые мелодии. «4»- обучающийся прав ильно выполняет задание по всем перечисленным выш е пунктам, но с незначительными погрешностями. «3»- обучающийся исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с помощью педагога; - подбирает ритмическое сопровождение с помощью педагога. «2»* * - обучающийся затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах или отказывается от выполнения задания; - не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевк и. 4. Пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения. Основные критерии: 1) точное воспроизведение ритма; 2) синхронность движений; 3) соответствие движений образному содержанию музыкального произведения «5»- обучающийся точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритм, двигается под музыку ритмично; - двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки; - импровизирует и создаёт музыкально- пластические композиции, ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы, танцевальные движения, пантомимику и образно- игровые движения. «4»- обучающийся правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями «3»- обучающийся не всегда точно воспроизводит ритм музыки; - двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно; - затрудняется в создании музыкально- пластических композиций и двигается, используя( комбинируя) знакомые танцевальные или образно- игровые движения, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта. «2»* * - неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично или отказывается от выполнения задания; - движения не выра з ительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки; - использует однообразные движения, не может самостоятельно составить музыкально- пластическую композицию. Драматизация музыкальных произведений Основные критерии: 1) увлечённость деятельностью; 2) естественность поведения; 3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа; 4) воображение и оригинальность образных действий; 5) соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки; 6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры; 7) выразительность исполнения задуманного движения; 8) координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий; 9) определение формы произведения. «5»- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации; - естественно и выразительно исполняет творческое задание; - быстро реагирует на смену настроения во время развития образа; - находит оригинальное решение реализации творческого задания; - реализует образ в соответствии с характером музыки; - самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры; - хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации; - самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение. «4»- обучающийся увлечённо участвуе т в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности. «3»- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций; - не естественно и монотонно исполняет творческое задание; - с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа; - с трудом реализует образ в соответствии с характером музыки; - затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры; - не всегда получается чувствовать ансамбль в коллективных формах заданий; - определяет форму произведения( в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение) с помощью педагога. «2»* * - обучающийся участвует в театрализации без интереса, часто отвлекается, не выражает особых эмоций; - не может переключиться от одного настроения к другому во время развития образа; - не может реализовать образ в соответствии с характером музыки; - не может выбрать определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры; - не чувствует ансамбль в коллективных формах заданий; - не может опред елить форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение. Основ ы музыкальной грамоты Основные критерии: 1) правильность ответа; 2) полнота ответа; 3) точность формулировок и использование специальной терминологии; 4) степень самостоятельности уче ника при выполнении задания «5»- обучающийся имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы; - даёт точные объяснения основным музыкальным терминам. «4»- имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соотв етствии с требованиями учебной программы; - даёт объяснения основным музыкальным терминам с помощью педагога. «3»- обучающийся имеет общее представление об элементах музыкальной речи; - владеет отдельными понятиями и терминами; - даёт приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам. «2»* * - обучающийся не распоз нает элементы музыкальной речи; - имеет поверхностное представление о средствах музыкальной выразительности; - не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина. * Отметка за исполнение песни хором выставляется за качество исполненног о произведения и указывает на качество коллективного продукта созданного классом. К ак правило, всем обучающимся выставляется одинаковая отметка. Исключением может быть ученик, имеющий специальную вокальную подготовку или ученик, успешно исполняющий сольный фрагмент в песне. Характеристика индивидуальной отметки дается с целью предоставления обучающемуся возможности пол учить отметку дополнительно или исправить, «откорректировать» уже имеющуюся, охарактеризовав и проанализировав свой ответ. Минусовки при контрольном оценивании хорового пения не используются. Рекомендуется исполнять произведения а капелла или в сопровождении музыкального инструмента. Мировая художественная культура Искусство Отметка Критерии оценивания устного ответа «5»- обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; - понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделяет главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы; - устанавливает межпредметные( на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; - последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал, формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, дела ет собственные выводы; - правильно и обстоятельно отвеча ет на дополнительные вопросы учителя. - с амостоят ельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; - самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; - допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требов анию учителя. «4»- обучающийся показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; - допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала; - определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; - материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; - в основном усвоил учебный материал, подтвержд ает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. - у меет самостоятельно выделять главные п оложения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщат ь, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, п рименять полученные знания на практике, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - о твет самостоятельный; - н аличие неточностей в изложении  материала; - о пределения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; - с вязное и п оследовательное изложение; - н аличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых   явлений. «3»- обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; - выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. - допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; - испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; - отвечает неполно на вопр осы учителя; - о бнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника( записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну- две грубые ошибки. «2»* * - обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не делает выводов и обобщений; - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; - имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; - при ответе( на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. «1»- обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; - полностью не усвоил материал. Критерии оценивания творческих заданий А нализ- интерпретация художественного произведения. О сновные критерии: 1) правильность ответа; 2) полнота ответа; 3) точность формулировок и использование специальной терминологии; 4) развернутость суждений об искусстве; 5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания. «5»- учащийся внимательно, эмоционально- образно в оспринимает и характеризует художественное произведение; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - умеет сравнивать, выявлять общее и особен ное; - проявляет знания о б авторе произведения искусства, указывает принадлежность к культурно- исторической эпохе, художе ственному стилю или направлению; - и спользует знания об основных средствах создания художественного образа:   в музыке: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр;    в живописи: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма;    в архитектуре: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб; - указывает принадлежность к жанру:    в музыке: по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения;    в живописи: к историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, инте рьеру; - указывает принадлежности к видам:    в архитектуре: объемных сооружений( общественные, жилые, промышленные) , ландшафтной( садово- парковая, малых форм) , градостроительной;    в скульптуре: монументальной, монументально- декоративной, станковой; - п ри анализе произведения музыки, указывает принадлежность к музыкальной форме: одно- , двух- и тре хчастная, вариация, рондо, цикл; - п ри анализе произведений архитектуры: связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, как оно вписывается в окружающую среду, использование других видов искусства в оформ лении его архитектурного облика; - п ри анализе произведения скульптуры: использование материалов и техника их обработки лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из  металла) . - высказывает л ичные впечатления от произведений искусства. «4»- обучающийся внимательно, эмоционально- образно в оспринимает и характеризует художественное произведение; - правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями, допускает отдельные неточности; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - умеет сравнивать, выявлять общее и особен ное. «3»- о бучающийся не внимательно воспринимает художественное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций; - ответ неполный, ограничивается заученными примерами; - значение терминов используется не всегда верно; - поставленные задачи выполнены частично, средства выразит ельности раскрыты недостаточно; - допускаются фактические ошибки. «2»* * - об уча ю щийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного произведения, часто отвлекается; - затрудняется дать ответ; - поставленные задачи не выполняет. Драматизация и театрализация Основные критерии: 1) увлечённость деятельностью; 2) естественность поведения; 3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа; 4) воображение и оригинальность образных действий; 5) соответствие образных д ействий тексту и сюжету; 6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры; 7) выразительность исполнения задуманного движения. «5»- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации; - естественно и выразительно исполняет творческое задание; - быстро реагирует на смену настроения во время развития образа; - находит оригинальное решение реализации творческого задания; - реализует образ в соответствии с характером музыки; - самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры; - хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации; - самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение. «4»- обучающийся увлечённо участвуе т в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности. «3»- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций; - не естественно и монотонно исполняет творческое задание; - с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа; - с трудом реализует образ; - затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры. «2»- обучающийся не проявляет интереса к данному виду работы, бездействует, мешает работе коллектива. Сочинение- эссе   Основные критерии: 1) представление собственной точки зрения( позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом( в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования искусствоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. «5»- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры; -  используемые понятия строго соответствуют теме; -  грамотно применяется категория анализа; - умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; -  объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему; -  обоснованно интерпретируется текстовая информация; - изложение ясное и четкое; -  приводимые доказательства логичны; -  выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка. «4»- рассматриваемые понятия определяются недостаточно полно; -  используемые по нятия соответствуют теме; - используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; -  объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему; -   интерпретируется текстовая информация; - изложение понятное; -  приводимые доказательства логичны; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - раскрыта своя точка зрения и личная оценка. «3»-  используемые по нятия недостаточно соответствуют теме; - проблема раскрыта на бытовом уровне; -  не применяется категория анализа; - приемы сравнения и обобщения слабо проявляются; - изложение недостаточно ясное и четкое. «2»- работа не выполнена. Изобразительное искусство Отметка Критерии оценивания устного ответа «5»- обучающ ийся проявляет высокую активность; - знает, понимает и владеет учебным материалом; - дает развернутый, образный, аргументированный правил ьный и полный ответ; - ответ самостоятельный; - проявляет о ригинальность суждений. «4»- обучающ ийся знает и понимает учебный материал; - дает развернутый, образный, в целом грамотный, но неполный ответ; - ответ самостоятельный; - терминология и понятия используются правильно. «3»- обучающ ийся недостаточно владеет учебным материалом; - допускает фактические ошибки; - ответ неполный, ограни чивается заученными примерами; - з начение терминов используется не всегда верно; - поставл енные задачи выполнены частично. «2»* * - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений. К ритерии оценивания творческой работы Основные кр итерии: - в ладение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента( как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание) ; - в ладение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественны е средства в выполнении задания; - общее впечатление от работы; - творческий подход учащегося; - о ригинальность, яркость и эмоциональность созданн ого образа; - чувство меры и аккуратность в оформлении всей работы. «5»- обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение; - свободно использует цветовую палитру семи цветов; - полностью использует площадь листа бумаги; - учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, передает в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами; - передает выразительные особенности формы и размера предмета( высокий, низкий, большой, маленький) . «4»- обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение; - использует цветовую палитру семи цветов; - не полностью использует площадь листа бумаги; - учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, передает в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами; - недостаточно передает выразительные особенности формы и размера предмета( высокий, низкий, большой, маленький) . «3»- обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение; - не использует цветовую палитру семи цветов; - не полностью использует площадь листа бумаги; - не учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, не передает основные смысловые связи между предметами; - допускает ошибки в изображении формы и размера предмета. «2»- работа не выполнена. * * С учетом специфики предметов художественно- эстетического цикла оценка в виде отметки «2», «1» не является стимулирующей и не способствует развитию интереса к предмету. Каждый вид проверки имеет свою специфику и свои задачи, в связи с этим и критерии оценки могут несколько видоизменяться.

Оставить комментарий: