a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для учителей физической культуры

Опубликовано: 2016-02-12 00:59:05

Об особенностях преподавания учебного предмета «Физическая культура» в 2015/ 2016 учебном году Нормативные документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения федеральных законо в и нормативно- правовых актов, руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования( Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации   от 26. 08. 2010 № 761н) и Профессиональном стандарте педагога( Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 10. 2013 № 544н) . В связи с этим, при разработке программы по предмету учителю необходимо руководствоваться нормативн о- правовыми документами федерального и регионального уровней, а также использовать методические рекомендации. Федеральный уровен ь Приказ Министерства образования и науки Росси йской Федерации от 17. 12. 2010 № 1897 «Об утверждении федеральног о государственного образователь ного стандарта основного общего образования»( Зарегистрирова н Министерством юстиции Российской Федерации от 01. 02. 2011 № 19644) . Приказ Министерства образования и науки Росси йской Федерации от 29. 12. 2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 № 1897 «Об утверждении феде рального государственного образовательного стандарта основного общего образования»( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 0 6. 02. 2015 Реги страционный № 35915( с 21. 02. 2015) . Приказ Министерства образования и науки Рос сийской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования»( Зарегистриров ан в Министерств е юстиции Российской Федерации 07. 06. 2012 № 24480) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 29. 12. 2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Россий ской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования»( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 0 9. 02. 2015 Регистрационный № 35953( с 23. 02. 2015) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 19. 12. 20 14 № 1598 «Об утверждении фе дерального государственного образовательного ста ндарта начального общего образо вания обучающихся с ограниченными возможнос тями здоровья»( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 03. 02. 2015 № 35847) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 19. 12. 20 14 № 1599 «Об утверждении фе дерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) »( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 03. 02. 2015 № 35850) . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки Рос сийской Федерации от 07. 07. 2005 № 03- 126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Фе деральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( редакция от 31. 12. 2014 с изменениями от 06. 04. 2015) . Приказ Министерства образования и науки Росси йской Федерации от 31. 03. 2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих г осударственную аккредитацию об разовательных программ начального общего, основ ного общего, среднего общего об разования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 09. 2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имею щ их государ ственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 10. 2013 № 544 н « Об утверждени и профес сионального стандарта «Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) »( Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06. 12. 2013 № 30550) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 30. 08. 2013 № 1015( ред. от 28. 05. 2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»( Зарегистри рован в Министерств е юстиции Российской Федерации 01. 10. 2013 № 30067) ». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской   Федерации от 29. 12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 12. 2009 № 729 «Об утверждении перечня о рганизаций, осуществляющих изда ние учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредит ацию и реализующих образователь ные программы общего образования образовател ьных учреждениях»( Зарегистриро в ан в Министерств е юстиции Российской Федерации 15. 01. 2010 № 15987) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 13. 01. 2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в име ющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 08. 02. 2011 № 19739) . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 02. 2012 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредит ацию и реализующих образователь ные программы общего образования образовател ьных учреждениях»( Зарегистриро ван в Министерств е юстиции Российской Федерации 08. 02. 2011 № 19739) . Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 08. 12. 2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализаци и имеющих государственную аккре дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 0 5. 09. 2013 № 1047». Приказ Министерства образов ания и науки Росси йской Федерации от 16. 01. 2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допус каются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования об разовательны х учреждениях»( Зарегистрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации 17. 02. 2012 № 23251) . Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 04. 2014 № 08- 548 «О федеральном перечне учебников». Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»( ГТО) / Пос тановление Правительства Россий ской Федера ции от 11. 06. 2014 № 540. Указ Президента РФ от 24. 03. 2014 №172 «О Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» ГТО. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 04. 10. 2010 № 986. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 12. 2010 № 210. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27. 09. 2010 № 966/ 1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 06. 2012 № 19- 166 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25. 06. 2012 № 19- 186 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 0 8. 10. 2010 № ИК- 1494/ 19. " Методические рекомендации" О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" . Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 12. 2011 №19- 337, Департамента развития системы физкультурно- спортивного воспитания по отдельным вопросам введения третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 03. 2010 № 06- 499, " Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся" . Методические указания Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Россий ской Фе дерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 0 1. 10. 2009. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 0. 05. 2012 № МД- 520/ 19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений». № ВП- П12- 41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 0 7. 09. 2010 № ИК- 1374/ 19«О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10. 08. 2011 № НП- 02- 07/ 4568 «О методических рекомендациях по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов». Письмо Министерства образования и науки Росс ийской Федерации от 31. 10. 2003 № 13- 51263/ 123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры». Региональный уровень П риказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год». Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарт а общего образования и Федераль ного компонента государственного образовательного стандарта Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. Концепция духовно- нравственного развит ия и воспитания личности гражда нина России: учебное издание/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде ния. Основная школа/ сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2012. - 137с. Рекомендации по разработке рабочих про грамм учебных предметов, курсов для детей с огран иченными возможностями здоровья( основное общее и среднее общее образование) Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, в рамках реализации ф едерального государственного об разовательного стандарта основного общего образ ования отражается в рабочих про граммах учебных предметов, курсов. Соответственно при определении структуры и содержания рабочих программ учебных предмето в, курсов разработчиками исполь зуются положения: п. 18. 2. 2 федерального государственного образовательного стандарта ос новного общего образования( далее – ФГОС) ; п риказ ом Министерства образования и науки Росс ийской Федерации от 10. 04. 2002 № 29/ 2065- п «Об утверждении учебных планов специальных( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; примерной основной образовательной программы основного общего обра зования; примерных программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы учебных предметов, курсов; локальных нормативных документов обр азовательной организации, регла ментирующих порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, а также порядок внесения изменений и их корректировки. Особенности содержания рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся с ограниченными возможностями з доровья при реализации федераль ного государственного образовательного стандарта основного общего образования отражаются в: пояснительной записке; описании места учебного предмета, курса в учебном плане; личностных, метапредметных и предметн ых результатах освоения конкрет ного учебного предмета, курса; определении основных видов учебной деятельности обучающихся; описании учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; планируемых результатах изучения учебного предмета, курса. В качестве дополнительных материалов разработчикам программ учебных предметов, курсов возможно использовать положе ния федерального государственно го образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , а также ма териалы методического характера- примерная адаптированная основная общ еобразовательная программа обра зования обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте: http: / / www. fgos- ovz. herzen. spb. ru Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении предмета «Физическая культура» Ст. 3 Федеральн ого закон а «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». При изучении предмета «Физическая культура» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности( далее – НРЭО) общеобразовательных организаций Республики Крым. Технология учета таких особенностей в соде ржании предмета определяется ре ализуемой общеобразовательн ой организацией образовательной программой. При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования( 2010 г. ) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа общеобразовательно й организации включает часть, формируемую участниками образовательных отношений( на уровне основного общего образования- 30% от общего объема программы, на уровне среднего общего образования- 40% ) , которая может включать вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Стратегическая цель работы по освоению на циональных, региональных и этно культурных особенностей в общеобразовательно й организации формулируется в це левом разделе пояснительной записк и. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных и метапредметных результа тов( раздел «Планируемые резуль таты освоения основной образовательной программы») . Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в содержательном разде ле основной образовательной про граммы. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности также разрабатываются с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программе по предм ету в разделе «Личностные, мета предметные и предметные результаты». Особенн ости содержания могут быть отра жены в общей характеристике учебного предмета, курса, в содержании учебного предмета, в тематическом планировании. Количес твенных характеристик к реализа ции НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет. Общеобразовательное учреждение может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие эт нокультурные потребности и интересы обучающихс я. В разделе «Си стема оценки достижения планируемых результ атов освоения основной образова тельной программы» эти особенности учитываются при разработке оценочных материалов, отражающих НРЭО разного уровня и обеспечивающих динамику достижения планируемых результа тов. Анализ перечня учебников из федерального комплекта учебников на 2015- 2016 учебный год В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебник ов, рекомендуе мых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию об разовательных программ начального общего, основ ного общего, среднего общего об разования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 0 5. 09. 2013 № 1047( зареги стрирован в Министерств е юстиции Российской Федерации от 18. 10. 2013 № 30213) в 2015 году не будет осущес твляться формирование нового фе дерального перечня учебников. Федеральный перечень учебников, рекоме ндуемых и допущенных к использо ванию в образовательной деятельности( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 № 253 «Об утверждении федерального переч ня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государ ственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») является действующим. Действующий федеральный перечень учебников включает три части: Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой уча стниками образовательных отноше ний. Учебники, обеспечивающие учет региона льных и этнокультурных особенно стей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение обра зования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. В федеральный перечень включены учеб ники отвечающие следующим требо ваниям: а) принадлежащие к завершенной предметн ой линии учебников, представляю щей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на со ответствующем уровне общего об разования; б) представленные в печатной и электронной форме; в) имеющие методическое пособие для учит еля, содержащее материалы по ме тодике преподавания, изучения учебного предмета( его раздела, части) или воспита ния. Электронная форма учебника соответствует печатной форме по структуре, со держанию, художественному оформлению и содержит педагогически целесообразное количество мультимедийных элементов для усвоения материала учебника, сред ства контроля или самоконтроля. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайта х из дателя( издательств) . Рекомендации по изучению трудных тем программы по учебному предмету «Физическая культура» При преподавании предмета «Физическая культура» в 5- 9 классах следует обратить внимание на следующие темы: по легкой атлетике- эстафеты, передача эстафеты( требуются дополнитель ные объяснения и показы упражнения) ; выполнение прыжка в высоту( рекомендуется обращать внимание на маховую ногу и следить за тем, чтобы ученик приземлялся на ноги) ; прыжок в длину с разбега( рекомендуется об ратить внимание на подбор разбе га, определение толчковой ноги) ; по гимнастике- опорный прыжок, лазание по канату, акробатические комби нации( строго соблюдать технику безопасности, дисциплину на уроке) ; на занятиях по баскетболу- ведение мяча одной рукой, ведение мяча попе ременно, передача мяча, бросок мяча в кольцо с различных точек( рекомендуется больше уделять внимани е правильной технике броска мяча, разучиванию элементов защиты и элементов нападения, соблюдению техники безопасности) ; на занятиях по волейболу- подача мяча, прием и передача мяча( обращать внимание на технику приема мяча, на доведении мя ча до связующего игрока, разучи вать командные действия в защите и в нападении) . При преподавании предмета «Физическая культура» в 10- 11 классах следует во всех темах обратить внимание на дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения упражнений. Следует отметить, что наличие трудностей при изучении той или иной темы, во многом зависит от квалификации учителя физи ческой культуры, поэтому предла гаем периодически пользоваться специальной литературой( журналы: «Теория и методика физической культуры»; «Физическая культура в школе») , изучать опыт успешных учителей физической культуры, принимать участи е в научных и научно- практических конференциях. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности В федеральном государственном образовате льном стандарте общего образова ния( ФГОС) исключительное внимание уделя ется организации внеурочной дея тельности обучающихся, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса, важной составной частью воспитания и с оциализации. В практике реализа ции ФГОС предусмотрен организационный механизм осуществления внеурочной деятельности- план внеурочной деятельности, вх одящий в состав основных образо вательных программ основного общего об разования( ООО) . В соответствии п. 18. 3. 1. 2. ФГ ОС ООО( в ред. приказа Министер ства образования и науки Российской Федерации от 29. 12. 2014 № 1644) внеурочная деятельность органи зуется по следующим направлениям развития личности: спортивно- оздоровительное, ду ховно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Следует подчеркнуть, что формы внеурочн ой деятельности различ ны е. Так, д ля учащихся 5- 9 классов такими формами могут быть школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, президентские состязания, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, проведение соревнований по о бщей физической п одготовке( ОФП) и другие формы отличные от урочной. Направления и формы внеурочной деятельности осуществляются на добро вольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений в целях обеспечения их индивидуальных потребностей. ФГОС предусматривает объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения. Следует обратить внимание, что данные выделенные ресурсы могут использоваться по усмотрению образовательно й организации на достижение личностных и мета предметных планируемых результатов, в том числе на предметном материале. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной де ятельности. План внеурочной дея тельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов об учающихся и возможностей органи зации, осуществляющей образовательную деятельность. При проектировании программ курсов внеур очной деятельности следует руко водствоваться позициями, отраженными в федеральном государственном образова тельном стандарте среднего общего образования( ФГОС СОО) . В соответствии с п. 18. 2. 2 ФГОС СОО( в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 12. 2014 № 1645) программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности; общую характеристику курса внеурочной деятельности; личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной дея тельности; содержание курса внеурочной деятельности; тематическое планирование с определени ем основных видов внеурочной де ятельности обучающихся; описание учебно- методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности. Порядок разработки Программ курсов внеур очной деятельности, внесение из менений и их корректировка определяются лок альным нормативным актом общеоб разовательной организации. При проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические реко мендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ авторы- составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельнос ть школьников. Методический кон структор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 с. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в ос новной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/ Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с. Григорьев Д. В. Программы внеурочной д еятельности. Познавательная дея тельность. Проблемно- ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с. Концепция и модель оценки качества воспитания в сист еме общего образо вания: научно- методическое пособие/ Л. В. Алиев и др. - М. : Центр Пед. поиск, 2013. - 96 с. Внеурочная деятельность учащихся. Воле йбол: пособие для учителей и ме тодистов/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. - М. : Просвещение, 2011. - 77 с. Внеурочная деятельность учащихся. Футб ол: пособие для учителей и мето дистов/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. - М. : Просвещение, 2011. - 95 с. Программы внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятель ность. Спортивно- оздоровительная деятельность/ П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. - М. : Просвещение, 2011. - 80 с. Кузнецов, В. С. , Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика. Пособие для учителей и методистов- М. : Просвещение, 2014. - 80 с. Кузнецов, В. С. , Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. Пособие для учителей и методистов- М. : Просвещение, 2014. - 80 с. Кузнецов, В. С. , Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол. Пособие для учителей и методистов- М. : Просвещение, 2014. - 80 с. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья 5- 6 класс. - М. : Просвещение, 2013. - 67 с. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья 7- 8 класс. - М. : Просвещение, 2013. - 64 с. Макеева, А. Г. Внеурочная деят ельность. Формирование культуры здоровья 9 класс. - М. : Просвещение, 2013. - 64 с. Медико- педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья В целях совершенствования физического воспитания обучающихся общеобра зовательных организаций, имеющих проблемы в состоянии здоров ья, учителю физи ческой культуры необходимо использовать мет одические рекомендации Министер ства образования и науки Российской Федерации «Медико- педагогичес кий контроль за организацией за нятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»( от 30. 05. 2012 № МД- 583/ 19) . Для занятий физич еской культурой обучающиеся рас пределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А»( оздоровительная) , специальная «Б»( реабилитационная) . Комплектование медицинских групп для занятий физиче ской культурой долж но быть завершено к 1 июня. Списк и обучающихся, отнесенных к раз ных медицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательной организации. Медицинская группа для занятий ф изической культурой каждого обу чающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» с указанием характера заболевания должен быть передан учителю физической культуры. При проведении занятий физической культурой педагогу следует обращать внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья учащихся. При наличии заболевания следует строго дозировать физичес кую нагрузку и исключать физиче ские упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья. Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, ос о бенно связанных с предъявлением к организму п овышенных требований. При отсут ствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача нормативов физической подготовки, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок. Занятия физической культурой обучающих ся специальной медицинской груп пы «А» проводятся в соответствии со специальн ыми программами физического вос питания: Программа п о физической культуре учащихся I- Х I классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе/ авторы- составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. - М. : Дрофа, 2006. - 76 с. Программа по физической культуре уча щихся I- IV классов общеобразова тельных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицин ской группе А/ автор- составитель Л. Н. Коданева. - М. : «Радио- Софт», 2011. - 148 с. При выполнении физических нагрузок в осн овной части занятия частота сердечных сокращений( ЧСС) у обуча ющихся специальной медицинской группы «А» не должна превышать 120- 130 уд/ мин в начале учебного года с постепенным увеличением физических нагрузок до 130- 150 уд/ мин к концу первого полугодия. Занятия физической культурой обучающих ся специальной медицинской груп пы «Б» проводятся в медицинском учреждении( детская поликлиника, врачебно- физкультурный диспансер и др. ) . Успеваемость обучающихся, отнесенных по сос тоянию здоровья к подготовитель ной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом ис ключаются те виды движений, которые им противопоказаны. Оценивание физической подготовленности обучающихся специальной меди ц инской группы «А» осуществляется на основе требований образовательных Программ по физической культуре для дан ной категории обучающихся. При оценивании по ф изической культуре обучающихся, от несенных к специальной медицинской группе «А», рекомендуется сделать акцент на стойкой мотивации к занятиям физическими уп ражнениями и динамике их физиче ских возможностей. Положительная о тметка по фи зической культуре может быть вы ставлена как при наличии самых незначительных положительных изменений в физи ческих возможностях, так и при наличии факта регулярного посещения занятий по физической культуре, проявленной старательности при выполнении упражнений. Итоговая о тметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группе «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний( двигатель ных умений и навыков, умений осуществлять ф изкультурно- оздоровительную дея тельность) , динамики функционального состояния и физической подготовки, а также прилежания. Обучающиеся специальной медицинской г руппы «Б» на основании представ ленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса лечебной физической культуры  ( ЛФК)  , оцениваются в образовательно й организации по разделам: «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов, «Практические умения и навыки» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура». О бучающи е ся, освобожденные от уроков физиче ской культуры, в классном журна ле не отмечаются как отсутствующие. В данном сл учае учителем физической культу ры дается индивидуальное задание по теоретическо й части изучаемого курса, за ко торые впоследствии выставляются текущие и итоговые о тметки. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В 2015- 2016 УЧЕБНОМ ГОДУ I. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». II. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура». С учетом появления образовательных программ на основе государственного образовательного стандарта второго поколения следует осуществлять последовательный переход на их реализацию, ежегодно добавляя следующий класс. При этом, классы, еще не вовлеченные в процесс полного и обязательного перехода на реализацию ФГОС, работают по предыдущим программам, последовательно включая элементы нового содержания, рекомендуемого примерными программами по учебному предмету «Физическая культура». Примерная образовательная программа по ф изическ ой культур е предназначена для обучающ и х ся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой. Речь идет об обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Составляющие содержание программы виды спорта дифференцированы по требованиям к результату. В примерной программе, ориентированной по содерж анию на ФГОС нового поколения, не содержится учебного плана и нормативов физической подготовленности обучающихся. Учебный материал не распределен по классам. Учитель( коллектив учителей) самостоятельно, с учетом требований теории и методики физического воспитания, требований ФГОС и содержания примерной программы, разрабатывает рабочую программу для каждой ступени общего образования( 5- 9, 10- 11 классы) . III. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане. Учебный план по предмету «Физическая культура» разрабатывается по обычной схеме для каждого уровня общего образования из расчета трех часов в неделю. Третий час учебного предмета рекомендовано использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания( Приказ Минобразования науки Российской Федерации от 30. 08. 2010 № 889) . Перечень разделов учитель определяет на основе структуры содержания примерных программ по физической культуре. Состав тем представлен в разделе «Примерное тематическое планирование». Последовательность прохождения и распределение учебного материала( тем) как по годам обучения, так и в рамках учебного года для каждого класса учитель определяет самостоятельно. Разработанные учителем документы учебно- методического комплекса( рабочая программа, рабочее планирование) утверждаются руководителем образовательной организации. Методические рекомендации по составлению тематического планирования разделов учебной программы разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации от 25. 11. 2011 № 19- 299. IV. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Физическая культура». Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в соответствии с их представлением в содержании Федерального государственного образовательного стандарта. Предметные результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать: 1)  понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2)  овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма; 3)  приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; 4)  расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой; 5)  формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий; расширение двигательного опыта организма. Формирование универсальных учебных действий: Личностные УУД Ценностно- смысловая ориентация учащихся; Действие смыслообразования; Нравственно- этическое оценивание. Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли; Разрешение конфликтов, постановка вопросов; Управление поведение м партнера: контроль, коррекция; Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; Построение высказываний в соотве тствии с условиями коммуникации. Регулятивные УУД Целеполагание; волевая саморегуляция; коррекция; оц енка качества и уровня усвоения; Контр оль в форме сличения с эталоном; Планирование промежуточных целей с учетом результата. Познавательные универсальные действия: Общеучебные: Умение структурировать знания; Выделени е и формулирование учебной цели; Поиск и выделение необходимой информации; Анализ объектов; Синтез, как составление целого из частей; Классификация объектов. Образовательные Интернет – ресурсы. Интернет- ресурсы по физической культуре http: / / www. it- n. ru/ communities. aspx? cat_ no= 22924& amp; lib_ no= 32922& amp; tmpl= lib сеть творческих учителей/ сообщество учителей физической культуры http: / / www. trainer. h1. ru/ - сайт учителя физической культуры http: / / zdd. 1september. ru/ - газета" Здоровье детей" http: / / spo. 1september. ru/ - газета" Спо рт в шк оле" http: / / festival. 1september. ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http: / / sportlaws. infosport. ru Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта. http: / / kzg. narod. ru/ Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т. п http: / / www. sportreferats. narod. ru/ http: / / www. it- n. ru/ communities. aspx? cat_ no= 22924& amp; lib_ no= 32922& amp; tmpl= lib Российский журнал" Физическая культура" http: / / lib. sportedu. ru/ press/ fkvot/ 2005N6/ Index. htm Журнал" Теория и практика физической культуры" http: / / lib. sportedu. ru/ Press/ TPFK/ 2006N6/ Index. htm Правила различных спортивных игр http: / / sportrules. boom. ru/ ' Спортивные ресурсы в сети нтернет http: / / www. nlr. ru/ res/ inv/ ic_ sport/ index. php Первый проректор ГБОУ ДПО РК КРИППО И. К. Денисенко Методист центра по воспитательной работе и основам здоровья А. В. Огаркова

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культурой Настоящее критерии разработаны в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: - Фед еральным законом от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом Росси йской Федерации от 04. 12. 2007 №329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30. 05. 2012 № МД- 583/ 19 о методических рекомендациях «Медико- педаг огический контроль организации занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»- Приказ Минздрава России от 21. 12. 2012 № 1346 н" О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" ( Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 02. 04. 2013 № 27961) - Письмом Министерства образо вания Российской Федерации от 31. 10. 2003 №13- 51- 263/ 123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Р оссийской Академии образования от 16. 07. 2002 №2715/ 227/ 166/ 19 « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; - Прика зом Министерства образования и н ауки Российской Федерации от 28. 12. 2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников »; - Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15. 06. 1987 №105/ 33- 24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»; - Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов –( Авторы В. И. Лях, А. А. Зданевич) . - программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 1- 11 классы; авторы: А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина- М. : Дрофа, 2007. В целях дифференцированного  подхода  к  организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.   В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре всем обучающимся. Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными: Качественные критерии успеваемости  характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно- оздоровительной деятельности, включенный в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт. Количественные критерии успеваемости  определяют сдвиги в физической подготовленности, складываются из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний. Учитывается темп( динамика изменения развития физических качеств за определенный период времени) и индивидуальные особенности учащихся. Критерии оценивания по базовым составляющим  физической подготовки учащихся: I. Знания При оценивании знаний учитываются показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Для проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы( без вызова из строя) , тестирование. Отметка       5   Отметка    4   Отметка 3 Отметка   2  За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности За тот же ответ, если в нем содержится небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике За непонимание и незнание материала программы II.  Техника владения двигательными умениями и навыками   Для оценивания используются методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный подход. Отметка     5 Отметка    4 Отметка 3   Отметка    2 Движение или его элементы выполнены правильно, с соблюдением требований, без ошибок, легко, свободно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определять и исправлять ошибки, допущенные другим учеником. При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений неуверенности. Учащийся не может выполнять движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. Движение или отдельные элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одно грубая ошибка. III.    Владение способами и умение осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность Отметка 5   Отметка 4 Отметка   3   Отметка 2 Учащийся умеет: - самостоятельно организовывать место занятий; - подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги  Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. Более половины видов самостоятельной деятельности выполн ены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов Учащийся не может выполнить ни один из пунктов IV. Уровень физической подготовленности учащихся   Отметка  5 Отметка  4 Отметка   3   Отметка   2 Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточности темпу прироста Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности Общая оценка успеваемости  складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений. Оценка успеваемости за учебный год  производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно- оздоровительную деятельность. Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний( двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность) , а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находят ся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных  занятий,  с данными учащимися. Положительная отметка учащимся, освобождённым от физических нагрузок, выставляется в зависимости от следующих конкретных условий: Регулярно е посещение учащимися занятий по физической культуре. Старательно е выполнение учащимися указаний учителя. Овладе ние учащимися доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики. Учащимся, изуч ившим необходимые те оретические знания в области физической культуры и спорта. Учащимся, оказывающим посильную помощь в судействе или организации урока. Обучающиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета «физкультура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы, проявляют себя в судействе, оценивают технику движения обучающихся и т. п. , получают соответствующие оценки и домашнее задание.

Оставить комментарий: