a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для учителей физики

Опубликовано: 2016-02-12 01:06:44

Об особенностях преподавания физики в образовательных организациях Республики Крым в 2015/ 2016 учебном году В 201 5/ 201 6 учебном году при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных организациях следует руководствоваться следующими нормативными документами. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера ции» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г. http: / / 273- фз. рф( www. edu. ru) . •Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего обра зования»( / / Вестник образования России, 2004, – №, № 12, 13, 14) ( http: / / www. ed. gov. ru/ edusupp/ metodobesp/ component/ 9067/ ) , ( http: / / www. edu. ru/ db/ mo/ Data/ d_ 04/ 1089. html) . •Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»( / / Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14) http: / / www. ed. gov. ru/ ob- edu/ noc/ rub/ standart/ . • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российс кой Федерации от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учеб ного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 01. 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент гос ударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российск ой Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089» • Приказ Министерства образования и н ауки от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04. 10. 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образо вательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного про цесса и оборудования учебных помещений» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 12. 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к обра зовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитан ников» •Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и ор ганизации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистриро ванные в Минюсте России 03. 03. 2011г. № 19993 • Постановление Главного государственного санитарного врача Рос сийс кой Федерации от 29. 12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и ор ганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» • Письмо Мино бразования РФ от 12. 07. 2000 г. № 22- 06- 788 «О со здании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразо вательных учреждениях» • Письмо Министерства образ ования России от 13. 11. 2003 г. № 14- 51- 277 13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» • Письмо Министерства образова ния и науки РФ от 04. 03. 2010 г. № 03- 413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» • Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организац ий Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год» Об использовании базисного учебного плана 2004 года Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VII – IX классах основной школы по 2 час а в неделю( 210 часов на 3 года, из них 28 часов- лабораторные работ ы) . В 10- 11 классах на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 час а в неделю( 140 часов на 2 года, из них 8 часов- лабораторные работ ы) ; на профильном уровне – 5 часо в в неделю( 350 часов на 2 года, из них 17 часов- лабораторные работ ы и 40 часов- физический практикум) . Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико- математического, физико- химического, индустриально- технологического профилей. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико- биологического, биолого- географического, информационно- технологического, агро- технологического профилей, а также при организации обучения в универсальных классах. В классах социаль но- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художест венно- эстетического, оборонно- спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. На изучение физики в 10- 11классах выделяется 2 часа в неделю согласно программе изучения физики на базовом уровне. П римерная программа предмета «Естествознание» опубликована в журнале «Естествознание в школе» № 3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в об разовании, № 26, сентябрь, 2004 и пособии серии стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7- 9 классы. Естествознание. 5 класс», издательство «Просвещение» 2010 год. При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики в 10- 11 классах путём предоставления возможности выбора элективных курсов. Учебно- методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2014- 2015 учебный год. Изучение физики в основной школе реализуется в Республике Крым на основе использования предметной линии учебно- методического комплекса «Архимед» издательства «Просвещение»: - Кабардин, О. Ф. Физика- 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин- М. : Просвещение; - Кабардин, О. Ф. Физика- 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин- М. : Просвещение; - Кабардин, О. Ф. Физика- 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин- М. : Просвещение. Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом( 2 часа в неделю) и профильном( 5 часов в неделю) уровнях в 2015/ 201 6 учебном году рекомендуется использовать учебники: - Мякишев Г. Я. , Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н. ( Под ред. Николаева В. И. , Парфентьевой Н. А) . Физика- 10: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и пр офильный уровни М. : Просвещение; - Мякишев Г. Я. , Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н. ( Под ред. Николаева В. И. , Парфентьевой Н. А) . Физика- 11: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни М. : Просвещение. Рекомендации по разработке рабочих учебных программ Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 г. № 1897) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089) . Рабочие учебные программы- это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и др. Рабочая программа, являясь индивидуальным творческим документом учителя, должна быть четко структурированным, логичным, педагогически выверенным инструментом планирования. Настоящие рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует руководствоваться при разработке этого документа. Рабочая программа представляет собой локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения  учебного предмета, курсов, дисциплин( модулей) , требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися( выпускниками)   в соответствии с ФГОС в условиях конкр етной образовательной организации. Цель рабочей программы- создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине( образовательной области) . Функции рабочей программы: нормативная( документ, обязательный для выполнения в полном объеме) ; целеполагание( определяет ценности и цели, ради достижения которых она составлена) ; определение содержания образования( фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности) ; процессуальная( определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения) ; оценочная( выявляет степень усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня достижения планируемых результатов) . Технология разработки рабочей программы: 1. Рабочая программа составляется учителем на учебный год или ступень обучения. 2. Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским подходом к реализации целей физического образования школьников. 3. Допускается разработка программы коллективом педагогов. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора. Этапы составления рабочей программы: Выбрать рабочую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине и соответствующий ей учебно- методический комплекс из перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ. В 2015/ 2016 учебном году рекомендуется использование рабочих программ по физике для 7- 9 классов, которые содержат тематическое планирование, обеспеченное учебно- методическим комплексом «Физика, 7- 9» автора О. Ф. Кабардина( линия «Архимед») издательства «Просвещение». Сравнить цели изучения Учебного курса с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу, а также с целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения. Привести их в соответствие. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Сформулировать требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностич еские цели- результаты обучения. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки обучающихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию выбранной авторской программы. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы. Включить( или иск лючить) в содержание рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе избыточного или недостающего информационного материала двух программ. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Определить дополнительную справочную и учебную литературу. Определить и/ или разработать КИМ. Составить РП: оформить материалы в соответствии с предлагаемой структурой. Программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с п. 18. 2. 2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Содержание Программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования представлено в таблице. 1) Пояснительная записка 1. В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; преподавания учебного предмета, курса; выделяются отличительные особенности Программы учебного предмета, курса по сравнению с примерной программой по учебным предметам, курсам; обосновывается выбор учебников. 2. «Пояснительная записка» основной образовательной программы основного общего образования. * Возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части конкретизации общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса. 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 1. В данном разделе даётся общая характеристика учебного предмета, курса; определяются цели и задачи изучения учебного предмета, курса; рассматривается структура учебного предмета, курса; описываются основные содержательные линии. 2. «Пояснительная записка» основной образовательной программы основного общего образования. * Возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления общей характеристики учебного предмета, курса. 3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 1. Данный раздел строится на основе анализа учебного плана образовательного учреждения: а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение данного учебного предмета, курса( обязательная часть или часть, формируемая участниками образовательного процесса) ; б) указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса( в неделю, за учебный год) . 2. «Учебный план» 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 1. В данном разделе описываются а) достижение обучающимися личностных результатов в кон ц е каждого года обучения. Личностные результаты представляются двумя блоками «У обучающегося будут сформированы»( «У выпускника будут сформированы») и «Обучающийся получит возможность для формирования»( «Выпускник получит возможность для формирования») . Курсивом выделяются личностные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Личностные результаты, включённые в указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность для формирования»( «Выпускник получит возможность для формирования») ; б) достижение обучающимися метапредметных результатов в кон ц е каждого года обучения. В структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов четырёх междисциплинарных программ «Программа развития универсальных учебных действий»; «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» на конец каждого года обучения. Метапредметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится»( «Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться»( «Выпускник получит возможность научиться») . Курсивом выделяются метапредметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Метапредметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность научиться»( «Выпускник получит возможность научиться) »; в) достижение обучающимися предметных результатов в кон ц е каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится»( «Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться»( «Выпускник получит возможность научиться») . В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность научиться»( «Выпускник получит возможность научиться) ». 2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения». * Возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. 5) Содержание учебного предмета, курса 1. В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий. 2. * возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1. Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для классов основного общего образования отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание учебного предмета, курса( Тема( раздел) ( количество часов) » и «Основные виды учебной деятельности обучающихся». В блоке «Содержание учебного предмета, курса( Тема( раздел) ( количество часов) » раскрывается содержание крупных тем. Включение блока «Основные виды учебной деятельности обучающихся» позволяет отразить специфику Стандарта( системно- деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающихся) . Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме: Содержание учебного предмета Основные виды учебной деятельности обучающихся Тема раздела( количество часов) 2. * возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному предмету, курсу. 7) Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса В разделе представляется информация а) дидактическое и методическое обеспечение; б) материально- техническое обеспечение; в) информационно- коммуникационные средства. Дидактическое и методическое обеспечение Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения Количество Примечание Информационно- коммуникационные средства Видеофильмы Электронные образовательные ресурсы Ресурсы Интернета 2. «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта». * возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части описания материально- технического обеспечения образовательного процесса. 8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 1. В данном разделе описываются обобщённая форма планируемых результатов основного общего образования. 2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации ». * Возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. * обозначаю тся дополнительные источ ники при формировании разделов п рограмм учебных предметов, курсов. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по физике Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по физике устанавливают соответствие индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы, требованиям ФГОС начального и основного общего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах. При определении уровня учебных достижений по физике оценивается: - владение теоретическими знаниями; - умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа( расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др. ) ; - владение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума. Критерии оценивания устных ответов обучающихся Отметка Критерии оценивания устных ответов обучающихся 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей; умеет подтверждать законы и теории конкретными примерами и применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий; дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений; при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов; умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами; умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу; умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 проявляет знания и понимание основных положений( законов, понятий, формул, теорий) ; поясняет явления, самостоятельно исправляет допущенные неточности; дает ответ без использования собственного плана, новых примеров; не может применять знания в новой ситуации; не использует связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 обнаруживает отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов; не объясняет конкретные физические явления на основе теории и законов; не приводит конкретных примеров практического применения теории; воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника; отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну- две грубые ошибки. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформулированные и неполные знания; не умеет применять знания к объяснению и решению конкретных вопросов и задач по образцу; не может привести опыты, подтверждающие вопр о сы конкретного изученного материала; с помощью учителя отвечает на вопросы, требующие ответа «да» или «нет» при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ Основным критерием оценивания учебных достижений обучающихся является умение решать задачи, сложность которых определяется: 1) количеством правильных, последовательных, логических шагов и операций, осуществляемых обучающимся. Такими шагами можно считать умение: уяснить условие задачи; записать его в кратком виде; сделать схему или рисунок( по необходимости) ; определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках; выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ; вывести( в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины; выполнить математические действия и операции; вычислить значения неизвестных величин; анализировать и строить графики; пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи; оценить полученный результат и его реальность; 2) рациональности выбранного способа решения; 3) типа задачи( комбинированная) , типовая( по алгоритму) . Отметка Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 решает типовые простые задачи( по образцу) , обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Обучающийся различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 Задача не решена. Обучающийся не умеет различать физические величины, единицы измерения по определенной теме, не решает задачи на воспроизводство основных формул с помощью учителя; не осуществляет простейшие математические действия. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ При оценивании уровня владения обучающимся практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума, практических работ учитываются знания алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования( планирование опытов или наблюдений, сбора установки по схеме; проведение исследования, снятие показателей с приборов) , оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т. п. ; вычисления погрешностей измерения( по необходимости) , обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению. Уровни сложности лабораторных или практических работ определяются: содержанием и количеством дополнительных заданий и вопросов по теме работы; различным уровень самостоятельности выполнения работы( при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции) ; организацией нестандартных ситуаций( формулировка обучающимся цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов) . Обязательно учитывать при оценивании соблюдение обучающимся правил техники безопасности во время выполнения лабораторных работ, практических работ и работ физического практикума. Отметка Критерии оценивания лабораторных и практических работ 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 выполняет все требования, предусмотренные для достаточного уровня, определяет характеристики приборов и установок, осуществляет грамотную обработку результатов, рассчитывает погрешности( если требует работа) , анализирует и обосновывает полученные выводы исследования, обосновывает наличие погрешности проведенного эксперимента или наблюдения. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен с учетом правил техники безопасности; проявлены организационно- практические умения и навыки( поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе) . Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 самостоятельно монтирует необходимое оборудование, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. Допущены одна или две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 выполняет работу по образцу( инструкции) или с помощью учителя, результат работы ученика дает возможность сделать правильные выводы или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о выполнении лабораторной или практической работе. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 называет некоторые приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них. Работа выполнена менее чем наполовину. Допущены две( и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 не может назвать приборы и их назначение, не умеет пользоваться большинством из них, не может составить схему опыта с помощью учителя. Отсутствует отчет о выполнении работы. Работа не выполнена. Грубыми считаются следующие ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул,  общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения, неумение выделить в ответе главное, неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неумение делать выводы и обобщения, неумение читать и строить графики и принципиальные схемы, неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов, неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике, нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента, небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок,  определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного- двух из этих признаков второстепенными, ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы(  например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др. ) , ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора(  неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета) , ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др. , нерациональный метод решения задачи или недостаточно пр одуманный план устного ответа( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными) , нерациональные метод ы работы со справочной и другой литературой,   неумение решать задачи в общем виде. Об организации практической работы учащихся по физике В учебном процессе по физике могут использоваться следующие формы практической деятельности: фронтальный эксперимент, эксперимент, проводимый учащимися, практическая работа, лабораторная работа. Фронтальный эксперимент проводится на учительском столе с целью наглядной демонстрации изучаемого процесса или явления с использованием специального демонстрационного оборудования. Ученический эксперимент проводится на специально оборудованных ученических столах с целью формирования и закрепления у учащихся практических умений с использованием лабораторного ученического оборудования по комплекту на каждого ученика или пару учащихся, с обязательным инструктажем по технике безопасности. По времени такая форма работы занимает лишь некоторую часть урока, а отметка за нее может выставляться с целью поощрения наиболее активных учащихся по усмотрению учителя. Практическая работа, как правило, не требует специального оборудования и может проводиться учащимися как в классе под руководством учителя, так и дома самостоятельно, при условии безопасности используемых материалов. На проведение практической работы на уроке рекомендуется отводить не более 30 минут. Оценивать практические работы учитель может выборочно. Лабораторная работа должна проводиться в кабинете физики на специально оборудованных столах и с использованием лабораторного оборудования. При этом не допускается использование неисправного или нестандартного оборудования. При проведении инструктаж а перед выполнением лабораторной работ ы обязательно делается запись в журнале. Время проведения лабораторной работы составляет 45 минут, однако в некоторых случаях оно может быть увеличено до 90 минут. Отметка за лабораторную работу выставляе тся всем учащимся в клетку журнала с датой фактического выполнения работы. Число лабораторных работ за весь учебный год должно соответствовать примерной( или авторской) программе, на основе которой учитель составляет свою рабочую программу. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе должен сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении ин структажа по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каж дой лабораторной работой, о чем делается соответствующая запись в журна ле в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабо раторная работа №1 «Определение размеров малых тел». Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оцен ки выставляются выборочно; если лабораторная работа зани мает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику. Подробную информацию можно получить на сайте http: / / www. netscools. ru Кабинет физики должен соответствовать гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в различных видах совреме нных образовательных учреждений согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2. 4. 2. 576- 96. http: / / www. docload. ru/ Basesdoc/ 10/ 10760/ index. htm Об оснащении кабинета физики В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федера ции» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г. http: / / 273- фз. рф( www. edu. ru) требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Они представляют собой рекомендации к материально- техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике. Требования содержат 3 раздела. В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно- методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике. Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования. Учебный кабинет по физике и должен иметь следующее оснащение: стенды для доведения учащимся информации о конкурсах, школьных, районных, краевых, всероссийских олимпиадах, современных исследованиях, событиях в мире науки и техники и т. д. ; минимум демонстрационного и лабораторного оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, фронтальных лабораторных работ, физического практикума, исследовательской деятельности; библиотеку печатных изданий по предмету с каталогом, включающим сборники для подготовки к ЕГЭ по физике, научно- популярную литературу, энциклопедии, справочники и пр. Необходимо наличие дидактического и раздаточного материала для организации самостоятельной работы учащихся, а также методической литературы для учителя; электронную библиотеку, в которой собраны С D- диски с программным обеспечением для современного компьютера: «1 С Репетитор», компьютерные лекции по предмету, «Открытая физика», эксперимент, сборники задач на дисках, видеоматериалы и т. д. У многих учащихся дома есть компьютеры, а большинство программ разработано для индивидуального пользования. Наличие такой библиотеки позволит учащимся использовать домашний компьютер не только для игр, но и в учебных целях; компьютер и принтер, необходимые в учебном процессе для: - демонстрации видеофрагментов физических процессов, явлений, законов, компьютерных физических моделей; - использования учителем при подготовке к урокам, создания раздаточного и дидактического материала, дополнительных заданий ученикам и т. д. В компьютере может располагаться каталог литературы кабинета и библиотеки с системой поиска необходимой информации. Желательно иметь выход в интернет для поиска нужной информации. В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно- развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускн иков на каждой ступени обучения. Они исходят из задач комплексного использования материально- технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково- исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально- технических средств обучения( в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т. п. ) . При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно- коммуникативных средств обучения( в т. ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности) . Однако, главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование. Практика показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем недостаточна. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка программ обновления материально- технической базы. Рекомендуется использовать сайт: http: / / td- school. ru/ и http: / / www. netschools. ru Рекомендуемые сайты и электронные пособия по физике В издательстве «Просвещение » существуют электронные приложения к учебникам физики для 10 класса( авторы Мякишев, Буховцев, Сотский) и для 11 класса( авторы Мякишев, Буховцев, Чаругин) , которые включают боль шое количество мультимедиаресурсов, значительно расширяющих и допол няющих содержание учебников( Образование МЕДИА. ) [ Электронный ре сурс] - Режим доступа: www. edu- media. ru/ . При составлении рабочих программ и тематического планирования учитель может использовать компакт- диск: Тематическое планирование. Фи зика. Астрономия. Информатика. - Волгоград, Учитель, 2010. - Режим досту па: www. uchitel- izd. ru. Во время проведения фронтальных демонстрационных опытов полезно использовать электронные пособия: - Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразователь ной школы. Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ. e- mail: kasset@ sgutv. ru; www. sgutv. ru- Открытая физика/ под ред. СМ. Козела. - М. : Физикон. [ Электрон ный ресурс] . - Режим доступа: свободный. — 1 CD- диск. - Физика. Механика. Методики и материалы к урокам. [ Электронный ресурс] . Режим доступа: свободный. — 1 CD- диск. - Физика. 7—11 классы. Практикум. - М. : Физикой. [ Электронный ресурс] . - Режим доступа: свободный. — 1 CD- диск. - Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 — 11 классы. — М. : Кирилл и Мефодий. [ Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. - 1 CD — диск. - Ученический эксперимент по физике. — М. : Центр МНТП. [ Электронный ресурс] . - Режим доступа: свободный. — 1 CD- диск. - Школьный физический эксперимент. — М. : ИД «Равновесие». [ Элек тронный ресурс] - Режим доступа: свободный. — 1 CD- диск. Методическую помощь учителю в подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ могут оказать материалы, размещённые на сайтах ФИПИ( http: / / www/ fipi. ru) и издательства БИНОМ Методическая служба( http: / / metodist. lbz. ru) , а также пособия для учителя и учащихся по подготовке к ГИА и ЕГЭ издательств «Дрофа», «Легион», БИНОМ. Методист центра качества образования КРИППО О. П. Чукреева

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по физике Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по физике устанавливают соответствие индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы, требованиям ФГОС начального и основного об щего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах. При определении уровня учебных достижений по физике оценивается: - в ладение теоретическими знаниями; - у мение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа( расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др. ) ; - в ладение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума. Отметка Критерии оценивания устных ответов обучающихся 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 понимает физическую сущность рассматрив аемых явлений и закономерностей; умеет подтверждать законы и теории конкретными примерами и применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий; дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, с опутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений; при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, о бнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов; умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами; умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу; умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 проявляет знания и понимание основных положений( законов, понятий, формул, теорий) ; поясняет явления, самостоятельно и справляет допущенные неточности; дает ответ без использования соб ственного плана, новых примеров; не может применять знания в новой ситуа ции; не использует связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 обнаруживает отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для р ешения задач различных типов; не объясняет конкретные физические явления на основе теори й и законов; не приводит конкретных примеров практического применения теории; воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющи е важное значение в этом тексте; недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника; отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну- две грубые ошибки. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сфор мулированные и неполные знания; не умеет применять знания к объяснению и решению конкретных вопросов и задач по образцу; не может привести опыты, подтверждающие вопросы конкретного изученного материала; с помощью учителя отвечает на вопросы, требующие ответа «да» или «нет» при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ Основным критерием оценивания учебных достижений обучающихся является умение решать задачи, сложность которых определяется: 1) количеством правильных, послед овательных, логических шагов и операций, осуществляемых обучающимся. Т акими шагами можно считать умение: уяснить условие задачи; записать его в кратком виде; сделать схему или рисунок( по необходимости) ; определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках; выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ; составить( в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины; выполнить математические действия и операции; вычисли ть значения неизвестных величин; анализировать и строить графики; пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи; оценить полученный результат и его реальность; 2) рациональности выбранного способа решения; 3) типа задачи( комбинированная) , типовая( по алгоритму) . Отметка Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 решает типовые простые задачи( по образцу) , обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Обучающийся различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 Задача не решена. Обучающий ся не умеет различать физические величины, единицы измерения по определенной теме, не решает задачи на воспроизводство основных формул с помощью учителя; не осуществляет простейшие математические действия. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ При оценивании уровня владения обучающимся практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума, практических работ учитываются знания алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования( планирование опытов или наблюдений, сбора установки по схеме; проведение исследования, снятие показателей с приборов) , оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т. п. ; вычисления погрешностей измерения( по необходимости) , обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению. Уровни сложности лабораторны х или практических работ определяются: содержание м и количество м дополнительных заданий и вопросов по теме работы; различным уровень самостоятельности выполнения работы( при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции) ; организацией нестандартных ситуаций( формулировка обучающимся цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов) . Обязательно учитывать при оценивании соблюдение обучающимся правил техники безопасности во время выполнения ла бораторных работ, практических работ и работ физического практикума. Отметка Критерии оценивания лабораторных и практических работ 5( отлично) ставится, если обучающийся: 5 выполняет все требования, предусмотренные для достаточного уровня, определяет характеристики приборов и установок, осуществляет грамотную обработку результатов, рассчитывает погрешности( если требует работа) , анализирует и обосновывает полученные выводы исследования, обосновывает наличие погрешности проведенного эксперимента или наблюдения. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен с учетом правил техники безопасности; проявлены организационно- практические умения и навыки( поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе) . Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета. 4( хорошо) ставится, если обучающийся: 4 самостоятельно монтирует необходимое оборудование, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. Допущены одна или две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе. 3( удовлетворительно) ставится, если обучающийся: 3 выполняет работу по образцу( инструкции) или с помощью учителя, результат работы ученика дает возможность сделать правильные выводы или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о выполнении лабораторной или практической работе. 2( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 2 называет некоторые приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них. Работа выполнена менее чем наполовину. Допущены две( и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 1( неудовлетворительно) ставится, если обучающийся: 1 не может назвать приборы и их назначение, не умеет пользоваться большинством из них, не может составить схему опыта с помощью учителя. Отсутствует отчет о выполнении работы. Работа не выполнена. Грубыми считаются следующие ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул,  общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения, неумение выделить в ответе главное, неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неумение делать выводы и обобщения, неумение читать и строить графики и принципиальные схемы, неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов, неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике, нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента, небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок,  определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного- двух из этих признаков второстепенными, ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др. ) , ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета) , ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др. , нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными) , нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,   неумение решать задачи в общем виде. Методист центра качества образования КРИППО О. П. Чукреева

Оставить комментарий: