a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер класс "Играем пальчиками"

Автор: Абрамова Инна Александровна Опубликовано: 2016-02-13 05:06:21

                              Мастер-класс

                     «Играем пальчиками»

«Родное слово – основа всякого  умственного развития и сокровищница  всех знаний»                                                                                               К.Д. Ушинский

Для плодотворного общения педагога и ребёнка, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Что как не фольклор, может нам в этом помочь. Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой народа о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, хороводы, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Василий Александрович Сухомлинский называл песенки, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с ОВЗ. С их помощью можно развивать:

- фонематический слух

- грамматический строй речи

- звуковую культуру речи.

- обогащать словарь

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

2. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

                                               «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

                                                                                                             И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

   Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

   Давайте и мы с вами поиграем

                   Группа игр с речевым сопровождением.          Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек. В огороде много гряд, тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох? Наш зелёный огород нас прокормит целый год ! У Лариски 2 редиски, у Антошки 2 картошки. У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца. А у Вовки 2 морковки, да еще у Петьки 2 хвостатых редьки. ( загибаем пальчики по одному или по два на каждое название овоща) *** С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю. ("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко. (щепотку поднести ко рту) Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь! Я поем ещё малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики) Снова буду собирать! *** 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики) Вот кулак, а вот ладошка. (Показать кулак и ладошку) На ладошку села кошка и крадется потихоньку, (По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) И еще много-много игр. Вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любое стихотворение.

В работе с дошкольниками при проведении пальчиковых игр можно использовать различное оборудование

       Сейчас мы поиграем с массажными мячиками.

Приготовьте свои руки к выполнению пальчиковой гимнастики. (Раздаю мячики)

Ручки, ручки, просыпайтесь.        Дети катают мячик в руках, делая

движения вперед- назад, вправо-влево

между ладонями.               Пальчики, пальчики, просыпайтесь                     Катают мячик по каждому

          пальцу правой и левой рук.

Головка, головка, просыпайся.      Катают мячик круговыми

движениями по голове.

Животик, животик, просыпайся.   Катают мячик круговыми

движениями по животу.

Ножки, ножки, просыпайтесь.       Катают мячик по правой,                            затем по левой ноге.

Сейчас мы поиграем с платочками.

  1. Игра с платочками

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала,            Берут платочек в обе руки и

А я рядышком стояла,              имитируют стирку белья.

Не стирала — охала —            Покачивают   головой   вправо, влево.

Ох, ох, ох!..                             Голосовое включение.

Да глазами хлопала —            Дети разводят в разные стороны пальцы

         обеих рук, подносят их к лицу и

        имитируют «моргание глазами».

Хлоп, хлоп, хлоп!..                  Голосовое включение.

 ногами топала —                       Дети топают ногами.

Топ, топ, топ!..                         Голосовое включение.

Лучше б было не стоять,         Дети берут платочек в обе руки

А взять и маме помогать!         и имитируют стирку белья.

 

 

Звериные следы (народная потешка)     

Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.

Шла корова по дорожке —      Сжимают обе руки в кулаки

ТОП-ТОП,                               «шагают по дорожке» (как

ТОП-ТОП!                              корова), тяжело ступая по неровной

поверхности коврика.

А за ней бежала кошка —        Ставят указательные и сред-

Топ-топ-топ,                            ние пальцы обеих рук на коврик

Топ-топ-топ.                            и «идут» легко и грациозно как

        кошка) по коврику.

 

 

Гусь крикливый,                      Бельевой прищепкой дети

С длинным носом,                   прищепляют ногтевые фаланги

Шея словно знак вопроса.              пальцев правой, а затем левой

Гусь идет гулять в луга           руки на каждый ударный

И гогочет:                                      слог -  от большого пальца

«Га-га-га!»                              мизинцу.

 

Загудел паровозик

Загудел паровоз                      Дети катают  бигуди между

И вагончики повез:                  ладонями   вперед-назад,

«Чу-чу-чу-чу-чу!                     руки держат перед собой.

Далеко я укачу!»

 

Очень длинный клюв у цапли.  Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки держат указательным пальцем правой руки.

 

Вы длинней найдете вряд ли.    Ставят счетную палочку на большой

палец правой руки и держат

средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли.   Ставят счетную палочку на большой

палец правой руки и держат безымянным

пальцем правой руки.

Аисты и журавли.               Ставят счетную палочку на

                                           большой   палец   правой руки

и  держат мизинцем  правой

руки. Затем проделывают те

                                                 же действия левой рукой.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).

     В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

 

   Я приготовила методические рекомендации, которые помогут вам в проведении пальчиковых игр.

 

             МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

  1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  2. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  3. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач ( к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может стразу отбить интерес к игре.
  4. Длительность игр с двухлетними малышами – 5- 10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
  5. Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
  6. Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

 

ПАМЯТКА

Виды нестандартного оборудования

  1. Массажные мячики
  2. Платочки
  3. Коврики
  4. Крупные бигуди
  5. Прищепки
  6. Счетные палочки
  7. Эспандеры
  8. Длинные бигуди
  9. Решетки
  10. Зубные щетки
  11. Бусы
  12. Резинки для волос
  13. Щетки
  14. Шестигранные карандаши

 

Оставить комментарий: