a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Готовимся к урокам

Автор: Авдонина Татьяна Александровна Опубликовано: 2016-02-13 13:01:00

Музыкальный словарик Аккорд  — одновременное сочетание звуков( не менее трех) , находящихся в определенных соотношениях по высоте. Альт  — 1) низкий женский голос( в хоре) ; 2) инструмент из группы струнных смычковых, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию. Ансамбль   — 1) совместное пение или игра, а также группа исполнителей; 2) музыкальное произведение для нескольких певцов или исполнителей на музыкальных инструментах( дуэт, трио, квартет и т. д. ) . Ария   — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты. Ария в опере соответствует монологу в драме. Иногда арией называют самостоятельное вокальное произведение для исполнения в концерте, а изредка — инструментальное произведение певучего характера. Арфа  — музыкальный инструмент из группы струнных. Состоит из треугольной рамы с натянутыми струнами. Звук извлекается щипком. Балет  — вид музыкально- театрального искусства, в котором действие осуществляется через танец и выразительное движение. Балетмейстер  — постановщик балета. Баллада   — первоначально это слово обозначало песню в танцевальном ритме( от позднелатинского « балло » — танцую) . С течением времени баллада утратила танцевальный характер и так стали называть повествовательную песню, рассказывающую о необычных, драматических или фантастических событиях. . Банджо   — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус банджо представляет собой обтянутый кожей обруч. Барабан   — ударный музыкальный инструмент. Баритон  — низкий мужской голос. Для баритона, например, написаны партии Онегина в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Фигаро в опере  «Севильский цирюльник» Россини. Бас   — наиболее низкий мужской голос. Для баса написаны партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» Глинки, Кончака в опере «Князь Игорь» Бородина. Валторна  — музыкальный инструмент из группы медных духовых, обладающий мягким и певучим звуком. Вальс   — танец в трехдольном метре, возникший из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. И движения, и музыка вальса могут носить очень различный характер; вальс может быть медленным, лирическим и быстрым, бравурным. Вальс занимает большое место в музыке Глинки, Чайковского, Глазунова, Шопена, Делиба, Иоганна Штрауса. Вариации   — музыкальная форма, состоящая из темы( законченного музыкального построения) и собственно вариаций — повторений темы в измененном виде. В каждой вариации меняется характер изложения, звучность, но общие контуры темы сохраняются. Виолончель  — струнный смычковый инструмент. По внешности напоминает скрипку, но очень большого размера. Играют на виолончели сидя, ставя инструмент на пол. Виолончель ниже по звучанию, чем скрипка и альт. Вокальная музыка   — музыка для пения как с сопровождением, так и без него. Сюда относятся песни, романсы, хоры, оперы, оратории, кантаты. Гармония   — соединение основной мелодии и сопровождающих ее дополнительных голосов( образующих аккорды) в единое согласованное целое. Вслушиваясь в различные сочетания одновременно звучащих струн, музыканты отбирали наиболее благозвучные, постепенно осмысляя и законы сочетания отдельных тонов в созвучия- аккорды, и законы чередования и связи аккордов, т. е. гармонию как один из видов музыкальной науки. Гимн  — торжественная песня. Государственный гимн — песня, принятая государством для исполнения на торжественных собраниях, парадах. Гитара   — струнный щипковый инструмент. Гитара бывает семиструнной( русская гитара) и шестиструнной( испанская) ; они различаются также и системой настройки. Гобой   — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Гудок   — старинный русский народный смычковый инструмент, похожий на скрипку. Гусли   — русский народный инструмент, состоящий из широкого плоского ящика с натянутыми сверху струнами. Играют на гуслях щипком. Джаз  — особый род легкой музыки, чаще всего танцевального характера, исполняемой джаз- оркестром, включающим большое количество ударных и медных инструментов, гитару, банджо, фортепиано и др. Состав джаз- оркестра( или джаз- банда) варьируется в зависимости от желания дирижера. Характерной особенностью джаза является импровизационность исполнения. Истоки джаза — афро- американский фольклор, видоизменившийся в условиях американской, а затем и европейской эстрады. Диапазон( голоса или инструмента)   — звуковой объем его, охватывающий музыкальные звуки, находящиеся между самым высоким и самым низким звуком, которые данный голос или инструмент может взять. Дирижер   — руководитель хора, оркестра, музыкального( оперного или балетного) спектакля. Указания дирижера раскрывают содержание произведения, объединяют весь коллектив музыкантов, создают выразительность, согласованность и стройность исполнения. Во время исполнения дирижер особыми жестами рук указывает темп, силу звучности, степень ее нарастания или затухания. Духовые инструменты   — музыкальные инструменты, звук которых извлекается вдуванием воздуха в прямую или изогнутую трубку( корпус инструмента) . Духовые инструменты разделяются на деревянные и медные. К деревянным относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. К медным — труба, валторна, тромбон, туба и др. Дуэт  — 1) ансамбль двух певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля. Жанры   — различные виды музыкальных произведений( опера, песня, симфония и т. д. ) . Звук музыкальный   — имеет определенные, точно фиксированные свойства: высоту, определяемую числом колебаний звучащего тела( от 16 до 4000 в секунду) , длительность, громкость, тембр. Интонация   — мотив, музыкальный оборот, имеющий определенное выразительное значение. Прообразом музыкальных интонаций являются речевые: подъемы и понижения голоса, позволяющие отличать даже в незнакомом языке грубую речь от ласковой, вопрос от восклицания и т. п. Каватина   — оперная ария песенного склада и небольшого размера( каватина Берендея в «Снегурочке» Римского- Корсакова) . Раньше каватиной называли первую, выходную, арию в партии того или иного оперного персонажа( каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила» в той же опере) . Кантата   — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Кантата состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей. Характер ее обычно торжественный, величественный( симфония- кантата «На поле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский» Прокофьева и др. ) . Квартет   — 1) ансамбль четырех певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля. Квинтет  — 1) ансамбль из пяти певцов или исполнителей на музыкальных инструментах, 2) произведение для такого ансамбля. Кларнет  — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Колокольчики   — музыкальный инструмент из группы ударных; представляет собой набор металлических пластинок разной величины. Звук извлекается ударом молоточков. Контрабас   — самый низкий по звучанию и крупный по размерам( в рост человека) из группы смычковых инструментов. Играют на нем стоя, ставя инструмент на пол. Контральто   — наиболее низкий женский голос. Для контральто, например, написаны партии Вани в опере «Иван Сусанин» Глинки, Ратмира — в его же опере «Руслан и Людмила». Концерт   — 1) публичное исполнение музыкальных произведений; 2) музыкальное произведение, обычно виртуозного характера, для одного( реже нескольких) солирующих инструментов и оркестра( концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова, скрипичный концерт Глазунова) . Ксилофон   — музыкальный инструмент из группы ударных. Представляет собой набор деревянных брусков разной величины. Звук извлекается ударом молоточков. Куплет, куплетная песня   — одна из самых распространенных песенных форм. Музыка куплетной песни написана на один куплет( строфу) поэтического текста и повторяется без изменений с текстом последующих куплетов. Часто заканчивается припевом, где повторяются не только музыка, но и слова. Лад  — соотношение, согласованность музыкальных звуков, выражающееся в тяготении неустойчивых звуков к устойчивым, опорным. На этом принципе основаны как самые простые лады( например, состоящие всего из пяти звуков) , так и более сложные, семиступенные лады, среди которых особенно широкое распространение получили мажор и минор. Эти последние имеют, в свою очередь, много разновидностей, в связи с тем что некоторые их звуки могут повышаться или понижаться. Либретто ( итал. ) буквально — книжечка. Так называется литературный текст оперного произведения, часто издающийся отдельно( отсюда название) . Либреттист  — автор либретто. Литавры  — ударный музыкальный инструмент, состоящий из медного полушария, обтянутого сверху кожей. В оркестре употребляется обычно пара литавр. Мажор   — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В мажоре написан Гимн Советского Союза( России) , припев «Гимна демократической молодежи». Мазурка  — польский национальный танец в быстром движении, в трехдольном метре. Характерной особенностью мазурки является добавочное ударение на второй доле такта. Марш   — музыка для шествия( войск, демонстраций и т. д. ) . Существуют марши для концертного исполнения. Мелодия   — одноголосный напев, одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия — основа выразительности музыки. Мембрана  — эластичная перепонка, колебания которой являются источником звука у некоторых музыкальных инструментов( барабан, литавры) . Менуэт  — старинный танец в трехдольном метре, отличавшийся спокойными, размеренными движениями. Менуэт входил в старинные симфонии и сюиты. Метр( размер)   — равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке. Меццо- сопрано   — низкий женский голос. Для меццо- сопрано написаны, например, партии Кармен в опере Бизе того же названия, Марфы в опере Мусоргского « Хованщина ». Минор  — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В миноре написаны старые революционные песни «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», запев «Гимна демократической молодежи». Ноктюрн  — инструментальная пьеса лирического певучего характера, как бы передающая тишину и спокойствие ночи( французское слово nocturne значит «ночной») . Нота  — знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука. Опера   — один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и драму, а также и другие виды искусства( балет, живописное оформление спектакля) . Занимает важнейшее место в русской музыкальной классике. Оратория  — музыкальный жанр, близкий к кантате: произведение для хора, солистов, оркестра, исполняющееся в концертах. Оратория обычно отличается большей монументальностью по сравнению с кантатой. Оркестр  — большая группа исполнителей на музыкальных инструментах. В зависимости от состава инструментов различают следующие виды оркестров: оркестр народных инструментов, духовой, струнный, симфонический, джаз. В симфонический оркестр входят струнные, духовые, ударные инструменты в определенном соотношении. Песня   — самый распространенный музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст. Огромное значение имеет народная песня, в которой слова и музыка создаются многими поколениями певцов. Песенный жанр занимает видное место в творчестве композиторов- классиков и советских композиторов. Полифония   — многоголосие( от греческого «поли» — «много» и « фонос » — «звук») , в котором каждый голос имеет самостоятельный характер. В отличие от гармонического склада музыки, в котором главное значение имеют одновременные сочетания звуков, в полифоническом произведении главное — последовательное развитие каждого голоса, самостоятельность голосов обычно подчеркивается различием их тембров. Полька  — чешский национальный танец в двухдольном метре, веселого, оживленного характера. Большое место занимает полька в творчестве чешского композитора- классика Б. Сметаны. Программная музыка   — инструментальная музыка, имеющая определенный сюжет, рисующая определенные картины. Музыка, в которой содержание произведения раскрыто в названии, данном композитором, или подзаголовке — программе, уточняющей намерения композитора и направляющей воображение слушателя по нужному пути. Разработка   — средний раздел сонатной формы, для которого характерно свободное развитие отдельных мотивов первого раздела( экспозиции) . Рапсодия  — музыкальное произведение в свободной форме, обычно использующее народные напевы. Реприза   — повторение в конце произведения его первой части. Речитатив  — декламационное пение, подражающее интонациям разговорной речи. Ритм   — соотношение звуков музыкального произведения по их длительности. Романс  — музыкальное произведение для голоса с сопровождением, обычно лирического характера. Симфония   — оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей( обычно из четырех) . Части симфонии различны и даже контрастны по характеру, но все вместе образуют единое целое. Скерцо   — музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение. Скрипка   — музыкальный инструмент из группы струнных смычковых, звук которого обладает наибольшей певучестью и подвижностью. Смычковые инструменты   — группа струнных инструментов, звук которых извлекается прикосновением смычка к струнам( смычок — специальная трость с натянутым «лентой» конским волосом) . К группе смычковых относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас. Соло   — произведение или часть произведения, исполняемая одним певцом или музыкантом( солистом) . Сонатная форма   — форма, основанная на противопоставлении и развитии двух тем, сначала излагаемых в разных тональностях, затем в одной — главной. Сопрано   — высокий женский голос. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского( лирическое сопрано) , Лизы в его же опере «Пиковая дама»( драматическое сопрано) . Очень высокий, легкий и подвижный голос называется колоратурным сопрано. Для колоратурного сопрано написаны партии Виолетты в опере «Травиата» Верди, Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского- Корсакова. Струнные инструменты   — музыкальные инструменты, звук которых создается колебанием струн. В зависимости от способа, которым струны приводятся в колебание, струнные инструменты разделяются на щипковые( арфа, гитара, мандолина, балалайка, гусли) и смычковые( см. ) . Сюита   — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, первоначально — танцевального характера. Число частей в сюите не является строго определенным, обязателен лишь контраст соседних частей. Тембр   — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту. Темп   — скорость движения в музыке. По традиции обозначения темпа часто пишутся на итальянском языке: Allegro( аллегро) — быстрый оживленный темп, andante( анданте) — умеренно медленный темп, adagio( адажио) — медленный темп и т. п. Тенор   — высокий мужской голос. Для тенора, например, написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского( лирический тенор) , Германа в его же опере «Пиковая дама»( драматический тенор) . Тональность   — звуковысотное положение того или иного лада, определяемое высотой его основного тона. Так, например, мажорный лад, построенный от звука до, дает тональность до мажор, построенный от того же звука минорный лад — тональность до минор. Трепак   — народная русская пляска, требующая большой быстроты и ловкост от танцующих. Метр — двухдольный. Чайковский ввел трепак в свой балет «Щелкунчик». Увертюра  — 1) оркестровое вступление к опере; 2) самостоятельное оркестровое произведение, обычно программного характера( пример — увертюра «1812 год» Чайковского) . Ударные инструменты   — музыкальные инструменты, звук которых извлекается ударом( по натянутой коже, металлу, дереву) . К ударным инструментам относятся литавры, барабан, бубен, тарелки, тамтам, колокольчики, ксилофон и др. Унисон   — одновременное звучание нескольких звуков одинаковой высоты. Петь или играть в унисон — исполнять вместе одну и ту же мелодию. Флейта   — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Форма музыкальная   — 1) совокупность всех музыкальных средств( мелодии, гармонии, ритма, лада, оркестрового или вокального звучания и т д) выражающих содержание музыкального произведения: о б разы действительности, круг идей и чувств; 2) строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей. Фортепиано   — общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточка о струну при нажатии клавиши( рояль, пианино) . Хор   — 1) большая группа певцов; хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные; 2) музыкальное произведение для хорового исполнения. Цикл   —( греч. « к иклос ») буквально — круг, объединение нескольких музыкальных произведений, связанных единым замыслом, но различных и даже контрастных по характеру. К циклическим формам относятся сюита, соната, симфония. Циклы существуют и в вокальной музыке, средством объединения служит сюжет или принадлежность текстов к творчеству одного поэта. Эстрада   — 1) площадка для концертных выступлений; 2) широкая область популярного, большей частью развлекательного музыкально- сценического искусства, включающая самые различные его виды( танец, короткие пьесы — «скетчи», акробатику и пр. ) , в том числе и выступления певцов и музыкантов, сольные и ансамблевые. Эстрадная музыка — музыка, написания для таких выступлений. Этюд  — инструментальная пьеса, построенная на каком- либо определенном приеме игры и предназначенная для развития мастерства исполнителя ного больщей беглости, легкости, силы) . Существуют этюды и для концертного исполнения( у Листа, Шопена, Шумана) .

Виды оркестров Оркестр — это… 1.   группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. 2.  место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты. ( С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка») В Древней Греции  оркестрой( orchestra)   называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные  виды оркестра.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Типы голосов Голоса делятся по половому признаку  —  на  мужские, женские, а также по  высоте звучания на  высокие, средние и низкие. В вокальном искусстве принято выделять в отдельную категорию детские голоса. Итак…. .             Мужские  голоса        высокий  —        «тенор»     средний   —      «баритон»   низкий     —     «бас»                       Женские голоса    высокий  —       «сопрано»       средний — «меццо- сопрано»  низкий    —  «контральто»          Детские голоса             самый высокий голос у мальчиков  —  «дискант»      высокий  —     «сопрано»   низкий     —        «альт»       Видео примеры

Оставить комментарий: