a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"В гостях у тётушки Алёны"

Автор: Цимбалина Елена Анатольевна Опубликовано: 2016-02-14 20:07:08

Конспект проведения

непосредственно образовательной деятельности

«В гостях у тётушки Алёны»

 Программное содержание.

1) Воспитывать интерес, чувство любви и уважение к самобытной культуре русского народа.

2)Развивать образное мышление, внимание, мелкую моторику рук.

3) Расширить представление дошкольников о русских народных семейных обычаях, о предметах русского народного быта и их назначении. Познакомить с образцами русского народного песенного фольклора, формировать интерес к народному творчеству.

Учить мастерить тряпичную узелковую куклу. Ввести в словарь детей следующие понятия: сундук, чугунок, малец-удалец, корыто, крепыш, колыбель, люлька, оберег, домовой, именины, напасти, батюшка, матушка, молодец, девица, томили, топили.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Художественное творчество.

 

Материал и оборудование: Фрагмент русской избы. Сундук с косынками и кушаками. Кукла, уголек, зёрна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (круги и треугольники). Нитки, вата. Кукла-колокольчик. Корзина. Костюм тетушки Алёны, костюм домового.

 

Предварительна работа. Беседы «Я и мое имя», «Предметы русской старины». Рассматривание тряпичных кукол, домашней утвари. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, разучивание народных игр.

 

Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Их встречает тетушка Алёна.

Т. Алёна: -Здравствуйте, заходите, гостюшки дорогие.

Все в горницу приглашаются.

Всех зову я ребятишек, и девчонок и мальчишек,

Будем петь да играть, старину вспоминать.

Я вас ждала и наряды припасла.

Посмотрите какой сундук, но он не обыкновенный, он волшебный.

Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной.

«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты.

Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок»

Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики- кушаки.)

Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь-ка, назовитесь-ка.

 

Дети. Я красна девица…Я добрый молодец…

 

Т. Алёна: А я тётушка Алёна. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Посмотрите, сколько здесь интересных вещей (указывает на самовар). Что это?

 

Дети. Самовар. В нем кипятили воду.

 

Т.Алёна: Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар (показывает на чугунок). Что это?

 

Дети. Чугунок. В нем варили еду.

 

Т. Алёна: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. А куда чугунок ставили, чтобы щи сварить, да кашу потомить.

 

Дети. В печь.

 

Т. Алёна:- Правильно в печь. В старину говорили: «Печь – всему голова». Голова -значит,самая главная. А знаете почему?

В ней еду готовили.

С ее помощью избу обогревали.

А если ребятишки на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие, где одежду сушить?

Тоже на печи.

А еще, ребятки, печь лечит. Если простудился кто, уложат его на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда и пройдет. Так-то!

 

Раздается плачь ребенка(используется звукозапись)

 

Т. Алёна: Кто тут плачет, слезы льет? (достает из колыбели куклу).

Да это малец-удалец.

Сегодня родился да вдруг рассердился.

Возьмем его на руки, он и успокоится (ребенок качает куклу, плач утихает).

 

Т. Алёна: -С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его именем нарекают. Этого малыша зовут Егорушка. А вы, ребятки, какие старинные русские имена знаете? (дети называют имена).

 

Т. Алёна: - Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушка. Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.

- А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (ответы детей)

-Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Нет ? Егор – хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

-Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы (показывает уголек, зерна, монеты и раздает их детям). Как вы думаете, зачем они младенцу? (предложения детей.)

-Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерна и монетки опускали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали.

-Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

- Маша, положи уголек в корыто и повтори эти слова (ребенок выполняет задание.)

А когда клали зерна, говорили: « Будь всегда сыт».

- Саша, опусти зерна в воду и повтори эти слова (ребенок выполняет задание.)

-Кто из вас догадался, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (предложения детей.) Правильно.

- Положи, Вова, монетки в воду со словами «Будь всегда богат» (ребенок выполняет задание.)

Теперь нашего Егорушку можно купать (вместе с ребенком купает куклу и приговаривает)

«Тили-тили-тили-тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведерко.

Мыли-мыли -мыли-мыли,

Бело-набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была, черна -черна!»

-Ира, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце (вместе с ребенком вытирает куклу.)

«Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.»

Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?

Дети. Его надо запеленать, одеть.

 

Т. Алёна:- Заворачивали ребенка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он. (показывает детям рубаху)

-Давайте завернем Егорушку. Помоги мне, Света (вместе с девочкой заворачивают куклу).

- Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?

Дети. В колыбели, люльке.

Т. Алёна: - Что это лежит в колыбели?  

(вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью)

Дети. Это хлеб и соль.

 

Т. Алёна: -На Руси не только долгожданных гостей ,но и новорожденных встречали хлебом –солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец-то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(дети кладут в колыбель хлеб и соль.)

 

Т. Алёна: - Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споем ему колыбельную.( дети поют вместе с т.Алёной)

 

«Баю - баюшки –баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит,

Снег по улице кружит.

-Спи, сыночек, - говорит.-

Баю – баю-баю-бай,

Спи, Егорка, засыпай!»

 

Т. Алёна: -Вот и уснул Егорушка.

-А ведь у него сегодня именины.

А на именинах хороводы водить надобно, да в игры играть. Давайте и мы с вами поиграем.

 

Проводится русская народная игра «Золотые ворота»

 

Т. Алёна: - Ну вот, поиграли, отдохнули.

А Егорушка сладко спит. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу?

(предположения детей)

-Старались родные и соседи. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

-Вот и мы, давайте сделаем для Егорушки подарки-куклы-обереги.

Только позабыла я, как их делать. Кто же нам поможет?

 

(раздается шуршание, покашливание, входит Домовой с корзиной.)

 

Домовой. Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прабабушки мастерили таких кукол из лоскутов да ниток.

 

Т. Алёна:- Ребята, это же сам домовой к нам пожаловал. Ну, здравствуй. Будь добр, покажи, как обереги изготовить

( проходят к столам, домовой достает из корзины лоскуты)

 

Домовой. Я для вас кое-что припас.

Т. Алёна: -Уж вы, ребятушки, слушайте внимательно и постарайтесь сделать кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.

Домовой. Надо взять круглый лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой. Это голова куклы. Белый лоскуток для лица складываем противоположными сторонами к центру, примеряем лоскут к голове, регулируем. Закрепляем на шее. Оформляем руки. На голову куклы повяжем косынку. Кукла-оберег готова.

(Дети вместе с домовым и т.Алёной делают кукол. Во время работы звучит русская народная мелодия «Позалоченная прялица»)

 

Т. Алёна:

- Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги.

Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который я сделала –куклу-колокольчик. Пусть она хранит его и защищает.

(кладет куклу в колыбель)

Ну, что, ребятки! Работу сделали, подарок имениннику оставили. А теперь на прощание пожелаем нашему Егорушке что-нибудь хорошее, доброе.

 

Дети. (поочередно)

-Никогда не болей, будь здоров.

-Расти сильным, крепким да удалым.

-Слушай отца-батюшку да родную матушку.

-Живи-поживай да добра наживай.

Домовой.

-Ну, молодцы. А у меня для вас тоже, подарочек припасен.

(отдает детям корзину, в ней гостинцы)

 

Т. Алёна:- До свидания ребята, до новых встреч.

Оставить комментарий: