a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Опубликовано: 2016-02-17 07:48:09

Документы для скачивания

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом Авторской программы «Окружающий мир»- автор Плешаков А. А. 4 класс. М. : Просвещение, 2011. Цели изучения учебного предмета- формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества. Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно- научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа- определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем( моделей) . Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа в 4 классе рассчитана на 68 ч( 34 учебные недели) . Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья как основа духовно- нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально- нрав ственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Результаты освоения учебного предмета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения; Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково- символических сре дств пр ед ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет) , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) освоение доступных способов изучения природы и обще ства( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» № Название раздела Максимальная наг p узка учащихся, ч. Из них Теоретичес- кое обучение, ч. Экскурсия Проекты Проверочная работа по теме 1 Земля и человечество 9 9 2 Природа России 11 9 2 3 Родной край – часть большой страны 14 10 2 1 1 4 Страницы всемирной истории 5 4 1 5 Страницы истории России 20 18 1 1 6 Современная история 9 7 1 1 итого 68 57 2 3 6 Содержание учебного предмета Земля и человечество( 9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Учащиеся должны уметь: - понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о мире, с точки зрения астронома; - работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, - различать планеты и их спутники; анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; - сравнивать глобус и карту полушарий- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - составлять рассказы о мире, с точки зрения историка; - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города( села) ; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили опоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; - рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; Природа России( 11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны( в форме путешествия по физической карте России) . Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Учащиеся должны уметь: - устанавливать причинно- следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; - находить на карте природных зон области высотной поясности; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами; - рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - характеризовать зону арктических пустынь по плану; - сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; - сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания; Родной край – часть большой страны( 14 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края( восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами) . Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края( подзолистые, черноземные и т. д. ) . Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества( на примере леса, луга, пресного водоема) . Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли( полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство) . Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Учащиеся должны уметь: - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона; - работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; - наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя; - фиксировать результаты наблюдения; - выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий; - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур; - различать сорта культурных растений; - выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - готовить иллюстрации для презентации проекта- готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; Страницы всемирной истории( 5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Учащиеся должны уметь: - определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; - понимать роль археологии и изучении первобытного общества; - определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их сходст во и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ- ХХ I веков; Страницы истории Отечества( 20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо- западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь- преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь- освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в П ервой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30- е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90- е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Учащиеся должны уметь: - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - прослеживать по карте Древней Руси путь « изваряг в греки» и расширение территории государства в 9- 11 веках; - характеризовать систему государственной власти в 9- 11 веках в Древней Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - в ходе самостоятельной работы( в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими- составлять план рассказа о Куликовской битве; - обсуждать, почему так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединке богатырей; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды; - описывать по иллюстрации в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника( по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре 1, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт- Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт- Петербурга, год, когда Россия стала империей; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; - рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года; - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, Современная Россия( 9 ч) Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны( флаг, герб, гимн) . Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Учащиеся должны уметь: - находить на политико- административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; - анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - готовить проекты «Декларация прав», обсуждать их в классе; - работать с терминологическим словарём; - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; - знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ № п/ п Наименование разделов и тем Виды занятия Количество часов Виды самостоятельных работ Дата проведения Планируемая Фактическая 1. Земля и человечество 9 часов 1. 1 Мир глазами астронома. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 1. 2 Планеты Солнечной системы. Изучение, закрепление новых знаний 1 час проект 1. 3 Звездное небо – Великая книга Природы. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 1. 4 Мир глазами географа. Изучение, закрепление новых знаний 1 час проверочная работа 1. 5 Мир глазами историка. Изучение, закрепление новых знаний 1час сочинение- миниатюра 1. 6 Когда и где? Изучение, закрепление новых знаний 1 час кроссворд 1. 7 Мир глазами эколога. Изучение, закрепление новых знаний 1 час с амостоятельная работа 1. 8 Сокровища Земли под охраной человечества. Изучение, закрепление новых знаний 2 часа сочинение- миниатюра 2 Природа России. 1 1 часов 2. 1 Проверим и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 2. 2 Моря, озера и реки России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час сочинение- миниатюра 2. 3 Природные зоны России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час игра- викторина 2. 4 Зона арктических пустынь. Изучение, закрепление новых знаний 1 час проверочная работа 2. 5 Тундра. Изучение, закрепление новых знаний 1 час игра «Угадай по описанию» 2. 6 Леса России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час вопросы учебника 2. 7 Лес и человек. Изучение, закрепление новых знаний 1 час викторина, «Какие бывают растения? » 2. 8 Зона степей. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 2. 9 Пустыни. Изучение, закрепление новых знаний 1 час самостоятельная работа 2. 10 У Черного моря. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 2. 11 Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа России». Проверка ЗУН 1 час игра «Кто больше даст правильных ответов? » 3. Родной край – часть большой страны 14 часов 3. 1 Наш край. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Игра- викторина 3. 2 Поверхность нашего края. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Игра «Доскажи словечко» 3. 3 Водные богатства нашего края. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 3. 4 Наши подземные богатства. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Вопросы учебника 3. 5 Земля – кормилица. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Вопросы Подготовка проекта 3. 6 Экскурсии в природные сообщества родного края. ( лес, луг) Изучение, закрепление новых знаний 2 час а В опросы наблюдение 3. 7 Жизнь леса. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 3. 8 Жизнь луга. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Проверочная работа 3. 9 Жизнь в пресных водах. Изучение, закрепление новых знаний 1 час игра «Из чего это сделано? » 3. 10 Экскурсия к водоёму Изучение, закрепление новых знаний 1 час наблюдение 3. 11 Растениеводство в нашем крае. Изучение, закрепление новых знаний 1 час игра «Кто быстрее назовёт слово? » 3. 12 Животноводство в нашем крае. Изучение, закрепление новых знаний 1 час рассказ о природе родного края 3. 13 Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие, по разделу «Родной край – часть большой страны» Проверка ЗУН 1 час Самостоятельная работа 4. Страницы Всемирной истории 5 часов 4. 1 Начало истории человечества. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Фронтальный опрос 4. 2 Мир древности: далекий и близкий. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Фронтальный опрос 4. 3 Средние века: время рыцарей и замков. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Практическая работа 4. 4 Новое время: встреча Европы и Америки. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Проекты 4. 5 Новейшее время: история продолжается сегодня. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. Страницы истории России 20 часов 5. 1 Проверим и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории» Жизнь древних славян. Проверка ЗУН 1 час тест 5. 2 Во времена Древней Руси. Изучение, закрепление новых знаний 1 час проект 5. 3 Страна городов. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Игра «Доскажи словечко» 5. 4 Из книжной сокровищницы Древней Руси. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Вопросы по теме 5. 5 Трудные времена на Русской земле. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. 6 Русь расправляет крылья. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. 7 Куликовская битва. Закрепление новых знаний 1 час Проверочная работа 5. 8 Иван Третий. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. 9 Мастера печатных дел. Изучение, закрепление новых знаний 1час Фронтальный опрос; работа по карточкам. 5. 10 Патриоты России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Игра «Угадай- ка» 5. 11 Петр Великий. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. 12 Михаил Васильевич Ломоносов. Изучение, закрепление новых знаний 1 час опрос 5. 13 Екатерина Великая. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 14 Отечественная война 1812 года. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Работа с картой 5. 15 Страницы истории XIX века. Изучение, закрепление новых знаний 1 час кроссворд 5. 16 Россия вступает в XX век. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 5. 17 Страницы истории 1920- 1930- х годов. Изучение, закрепление новых знаний 1 час 5. 18 Великая война и великая Победа. Изучение, закрепление новых знаний 2 часа Сочинение- миниатюра 5. 19 Страна, открывшая путь в космос. Изучение, закрепление новых знаний 1 час кроссворд 6. Современная Россия 9 часов 6. 1 Проверим и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. Проверка ЗУН 1 час тест 6. 2 Мы – граждане России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час тест 6. 3 Славные символы России. Изучение, закрепление новых знаний 1 час проект 6. 4 Такие разные праздники. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Фронтальный опрос 6. 5 Путешествие по России. Изучение, закрепление новых знаний 3 час а Рассказ о красоте города 6. 6 Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверка ЗУН 1 час Работа по карточкам 6. 7 Презентация проектов. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Проект: «Страны мира». Итого 68 часов

Оставить комментарий: