a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по коммуникации в младшей группе

Автор: Васильева Екатерина Владиславовна Опубликовано: 2016-02-19 22:11:21

Документы для скачивания

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы направление «Познавательно – речевое развитие» образовательная область «Коммуникация»( 3- 4 лет) Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Е. В. Васильева Екатеринбург, 2014 Содержание: 1. Целевой раздел 3 Пояснительная записка: 3 1. 1. Цель и задачи реализации Программы 4 1. 2. Принципы и подходы к формированию Программы по направлению «Познавательно – речевое» развитие 4 1. 3. Характеристики особенностей «Познавательно – речевого» развития детей четвёртого года жизни 5 1. 4. П ромежуточны е результаты освоения Программы по направлению «Познавательно –р ечевое» развитие 9 1. 4. 1. Интегративные качества 10 1. 4. 2. Навыки и умения по образовательным областям, влияющим на «Познавательно – речевое» развитие 11 1. 4. 3. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте 1 2 2. Содержательный раздел. 13 2. 1 Содержание совместной деятельности воспитателя с детьм и младшего дошкольного возраста 13 2. 2. Содержание образовательной области «Р ечевое развитие» 15 2. 3. Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» 16 2. 4. Циклограмма по ознакомлению младших дошкольников с художественной литературой 18 3. Организационный раздел. 21 3. 1. Создание условий для «Познавательно – речевого» развития у детей четвертого года жизни 21 3. 2. Особенности в заимодействия педагога с семьями воспитанников. Формы работы с родителями 26 4. Библиографическое описание 29 5. Краткая презентация программы 31 Целевой раздел. Пояснительная записка. Образовательная программа дошкольного уч реждения разработан в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»( Зарегистрированного в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384; Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 N 1014 «Об утверждении По рядка организации и осуществлен я образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте России 26. 09. 2013 N 30038) ; Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013   г. N  26) ; Международная Конвенция «О правах ребенка»( 1989) ; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27. 03. 2000 № 27/ 901- 6. « О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательного учреждения». Программа разработана с учетом рекомендаций, а также концептуальных положений авторов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3- е изд. , испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012, с учетом особенностей МБДОУ № 385, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи. Образовательная деятельность с детьми четвертого года жизни строится с учетом развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает пять направлений и образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем обязательной части Программы составляет 60% времени, необходимого для реализации Программы, и 40% общего объема образовательного процесса, формируется участниками образовательных отношений. Вторая часть программы разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, локальным актами МБДОУ № 385, регулирующими деятельность учреждения дошкольного образования: Устав МБДОУ № 385; Изменения( дополнения) к Уставу МБДОУ; Лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на право ведения образовательной деятельности( серия 66 № 000585, регистра ционный № 13559 от 28. 02. 2011г) 1. 1. Цель и задачи программы. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования( ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разл ичных жанров детской литературы ». 1. 2. Принци п ы и по дходы к формированию Программы по направлению «Познавательно – речевое развитие». Данная рабочая Программа основывается на следующих положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого- педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. Программа для младшего дошкольного возраста: - разработана в соответствии с культурным, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; - направлена на познавательно- речевое, развитие; - отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - обес печивает единство социально- коммуникативных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей младшего дошкольного возраста; - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») ; - строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования; - основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Познавательно – речевое развитие  направлено: Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; Формирование социально- коммуникативных речевых умений( развитие способности вступать в общение и поддерживать его) . 1. 3. Характеристика особенностей познавательно – речевого развития у детей четвертого года жизни. Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения между людьми, становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка. Изменение приоритетов в отношении к окружающему миру приводит к появлению нового типа ведущей деятельности( ролевой игры) , в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые( продуктивные) деятельности. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Результатом кризиса, знаменующего переход ребенка из раннего в дошкольное детство, является стремление ребенка к самостоятельности и гордость за свои достижения. Изменение позиции ребенка меняет и характер его восприятия окружающего мира, прежде всего мира людей. Начинает интенсивно развиваться социальное восприятие. Развитие социального восприятия осуществляется по двум направлениям. Первое – это восприятие мира взрослых( социальная вертикаль) . Желание стать взрослым, делать все как взрослые, говорить, как взрослые, становится движущей силой его развития. Он стремится вычленить, осознать, а затем и воссоздать в игре первые отношения, которые становятся доступными его пониманию( отношения взрослых к нему самому) . Общение со взрослым в начале четвертого года жизни в значительной степени еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается и выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно- игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале года с постепенной активизацией игровой позиции ребенка – к среднему дошкольному возрасту. Второе направление – восприятие сверс тника( социальная горизонталь) . Ранее ориентированный только на взрослого, ребенок «открывает» для себя сверстника в качестве объекта взаимодействия, как делового и игрового партнера( выделяет его из окружающих людей, идентифицирует себя с ним, стремится к общению и сотрудничеству) . Обычно сверстник вызывает у него целый комплекс чувств: неподдельный эмоционально- исследовательский интерес, радость, смущение и пр. Конечно, взаимодействие трехлетнего ребенка со сверстником только начинает складываться, оно довольно непродолжительно и возникает эпизодически. Сначала это происходит в процессе совместных предметно- игровых действий, а к концу младшего дошкольного возраста – игровых. Коммуникативная деятельность ребенка отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником. Среди используемых коммуникативных средств почти в равной степени представлены неречевые( экпрессивно- жестовые, мимические) и речевые средства. Соотношение неречевых и словесных средств общения в значительной мере индивидуально, зависит от уровня развития речи и речевой активности ребенка. В речи детей в процессе делового сотрудничества преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия( ребенок сообщает партнеру, что он сделал) . Познавательное развитие детей четвертого года жизни. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков( формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов( форме, размере, расположении) , а также качественных( цвете, фактуре и пр. ) . Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр. , то есть решение мыслительных задач на новом уровне. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Ребенку становится доступно решение задач не только в наглядно- действенном плане( в поле восприятия) , но и в уме, в плане представлений. Наряду с наглядно- действенным возникает наглядно- образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них. Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно- игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень существенно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные( логические) связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые цепочки, последовательность которых адекватна логике реальной жизни. Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка( узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми) , изобразительных( выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. Исследования показали, что воображение проходит ряд этапов. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – « опредмечивание »( наполнение значением, смыслом) . Наряду со способностью к « опредмечиванию » методом ассоциирования( каракулей, пятен и пр. ) появляется возможность к «дополнению»( дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр. ) Характеристика речевого развития детей четвертого года жизни. Дети к началу дошкольного возраста обладают уже достаточно развитой речью, высокой речевой активностью. Ребенок фактически постоянно «звучит». Когда сотрудничает со взрослым, решает трудную наглядно- действенную задачу и т. д. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основополагающих функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалог. Диалог состоит из вопросов, сообщений( о себе, о ком- то) и побуждений( просьб, приказаний) , которые являются основными видами коммуникативных высказываний. Младший дошкольник использует в своей речи все виды высказываний. Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений и пр. Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности. Они овладевают сначала словесным отчетом о выполненном. В речи отражается содержание уже совершенных действий. Это фиксирующая речь, речь после действия. Она еще не организует, не регулирует непосредственно построение деятельности, но она свидетельствует об осознании ребенком собственной деятельности. Следующий вид словесной регуляции, который встречается в речевом сопровождении деятельности ребенка младшего дошкольного возраста – объяснительно- сопровождающая речь. Речь как бы «врастает» в структуру действия – ребенок действует и одновременно говорит. Речь становится частью самого действия. Она помогает ребенку лучше осмыслить то, что сделано или совершается, внести изменения в содержание и способы деятельности. Встречаются в речевом сопровождении игры, рисования и конструирования у младших дошкольников высказывания, напоминающий внешне словесное планирование: ребенок сообщает о содержании следующего действия( «…сейчас покормлю. . . », «нарисую глазки. . ») . Это «пошаговое» планирование, которое еще не строит деятельность и в полной мере не может рассматриваться в качестве примера планирующей речи. Даже предвари- тельный замысел, сформулированный перед игрой и рисованием, младший дошкольник чаще всего теряет, видоизменяет и пр. Очень важной вехой в развитии речи, связанной с формированием представлений, образного мышления и воображения, является способность составлять маленькие сообщения «из личного опыта». В нескольких предложениях ребенок способен передать( часто с помощью и по вопросам взрослого) содержание собственных впечатлений от прогулки, игры, бытовых ситуаций и пр. Такие рассказы «из личного опыта» свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов- представлений. Возникновение даже самых начальных проявлений связности в речи находится в зависимости от адекватности воссоздаваемых ребенком игровых цепочек( они лежат в основе даже самого простого сюжета) . Появление связности сначала наблюдается в игре, затем в речи, и- в последнюю очередь – в рисунке. В связи с тем, что ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно- следственные, временные связи между событиями, явлениями, предметами, в связи с появлением познавательной установки «Почему он такой? », в его речи появляются и сложноподчиненные предложения со с ловами «потому что», «поэтому». У многих детей в этом возрасте имеется нарушение звукопроиз- ношения( групп шипящих, свистящих, сонорных, аффрикат) . Но у части детей система звуков уже к этому возрасту складывается. Предметом диагностики развития в младшем дошкольном возрасте являются коммуникативное и сенсорное развитие, игра, наглядно- действенное и наглядно- образное мышление( представления) , воображение, ре чь, рисование, конструирование. 1. 4. Промежуточные результаты осво ения Программы по направлению «Познавательно – речевое развитие. 1. 4. 1. Интегративные качества. «Любознательный, активный» Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх. Интересуется собой( кто я? ) , сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях. Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях. Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ. Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях. «Эмоционально отзывчивый» Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отноше нию к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь Эмоционально- заинтересованно следит за развитием действия в играх- д раматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выраже нием читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов( игрушки) , объек тов природы( растения, животные) , испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музы кальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы. Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстникам. Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2- 3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно- ролевой игре; про являет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжи тельной совместной игре. Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взросло му, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени и отчеству. « Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с рас тениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усво енных им правил. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упраж нениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх. Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброже лательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»( в семье, в группе) Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. После объяснения понимает поступки персонажей( произведений, спектаклей) и последствия этих поступков. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи( проблемы) , адекватные возрасту» Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение( убрать игрушки, разложить материалы к занятиям) . Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу. Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью. « Овладевший необходимыми умениями и навыками» У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 1. 4. 2. Навыки и ум ения по образовательным областям, влияющим на «Познавательно – речевое развитие» Образовательная область «Социализация» Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоцио нально на него отзываться( кукольный, драматический театры) . Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрыв ки из знакомых сказок. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре( театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале) . Образовательная область «Коммуникация» Рассматривает сюжетные картинки. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Называет произведение( в произвольном изложении) , прослушав от рывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. 1. 4. 3. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; в) информирования родителей( законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчески, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные пр оизведения культуры и искусства 2. Содержательный раздел. 2. 1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста. Дни недели I половина дня II половина дня Понедельник индивидуальные беседы с детьми навыки культуры поведения артикуляционная гимнастика труд в уголке природы индивидуальная работа по рисованию и лепке заучивание наизусть стихов строительные игры хороводная игра развивающие игры Вторник индивидуальная работа по Ф ЭМП пальчиковая гимнастика экологическая беседа воспитание культурно- гигиенических навыков чтение художественной литературы настольно- печатные игры трудовые поручения игры, на развитие моторики руки Среда индивидуальная работа по развитию речи сенсорные игры целевая прогулка артикуляционная гимнастика пальчиковая гимнастика углубленная работа сюжетно- ролевые игры музыкальное развлечение творческие игры Четверг индивидуальная работа по ЗКР( звуковая культура речи) рассматривание предметных и сюжетных картинок. артикуляционная гимнастика пальчиковая гимнастика ознакомление с искусством физкультурное развлечение музыкально- дидактические игры Пятница индивидуальная работа по конструированию беседа по воспитанию гуманных чувств артикуляционная гимнастика пальчиковая гимнастика дидактические игры по ПДД( правилам дорожного движения) хозяйственно- бытовой труд( под руководством воспитателя) чтение художественной литературы речевые игры 2. 2. Содержание образовательной области «Речевое развитие» Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем( в неделю) Непосредственно образовательная деятельность Формирование целостной картины мира Чтение Групп. Подгр. 35- 50 мин. Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству Обсуждение Рассказ Беседа Игры Групп. Подгр. Инд. 15 мин. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Формирование целостной картины мира Ситуативный разговор с детьми Игра Беседа Продуктивная деятельность Групп. Подгр. Инд. 10 мин. Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству Самостоятельная деятельность детей Формирование целостной картины мира Игра Рассматривание Продуктивная деятельность Подгр. Инд. Приобщение к словесному искусству 2. 3. Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» Задачи, содержание, формы работы и организации детей по образовательной области Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем( в неделю) Непосредственно образовательная деятельность Развитие игровой деятельности Формирование и развитие общения и средств общения: Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и некоторых правилах безопасного поведения Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. 50 мин. - 1 час. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) Игра Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Групп. Подгр. 10- 15 мин. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире Праздник Групп. Подгр. до 25 мин. ( по календарю праздников) Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных модулей( в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля) . Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Развитие игровой деятельности Игровое упражнение, индивидуальная, совместная с воспитателем и совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. 20- 25 мин. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) , привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно- бытовом труде Ситуативный разговор с детьми Педагогическая ситуация Ситуация морального выбора Беседа Игра Совместные действия Поручения Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Групп. Подгр. Инд. 25 мин. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире Самостоятельная деятельность детей Развитие игровой деятельности Индивидуальная игра Совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) Во всех видах самостоятельной детской деятельности Подгр. Инд. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире 2. 4. Циклограмма по ознакомлению младших дошкольников с художественной литературой( вторая младшая группа) Время проведения. Блоки Итоговые мероприятия январь 1- 2 неделя 1. Книги, которые нам помогают: «Хорошие манеры» Новикова, «Азбука для самых маленьких». 2. Зимние русские народные сказки: «Лиса и заяц», «зимовье зверей», «Волк и лиса». 3. Зимние зарисовки: картины, иллюстрации, Рисуем вместе с мамой: «Выставка детских работ «Мои зимние сказки». Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. январь 3 – 4 неделя 1. Чуковский детям: « Мойдодыр », «Краденое солнце», «Айболит», «Муха – Цокотуха», « Федорино горе». 2. Время года – зима, ( разучивание стихов, песенок, рассматривание иллюстраций по теме. » 3. Книги, которые нам помогают: «География в картинках» Фастова Выставка книг К. И. Чуковского. Индивидуальные и подгрупповые беседы по сказкам Чуковского. Знакомство детей с глобусом, рассматривание глобуса. февраль 1 – 2 неделя 1. Книги, которые нам помогают: «Развитие речи» Школьник 2. Сутеев детям: Цыпленок и утенок, краски, кто сказал мяу? . 3. Животные нашего края: сказки: Три медведя, Теремок, Кот, петух и лиса. Совместная деятельность детей и педагога: оформление панно «Животные родного края зимой». Рассматривание сюжетных картинок февраль 3 – 4 неделя 1. Книги, которые нам помогают: серия «Мир вокруг нас». 2. День защитника О течества: «Дядя степа»( 1, 2, 3, 4 части) отрывки, стихи. 3. Веселые скороговорки: Скороговорки в картинках, разучивание скороговорок. . март 1 – 2 неделя 1. Масленица пришла и блинов принесла: попевки, заклички, встреча весны в иллюстрациях и картинках. 2. Милая, милая, милая, мама: Е. Благинина «Мама спит», Выставка рисунка «Я рисую маму», совместная деятельность пап и детей. Рассматривание фотографий, беседы о маме. март 3 – 4 неделя 1. Как мы дружно живем: «Друзья» Е. Стеквашова, «Такая дружба» В. Можная «Крепкая дружба» Л. Разумовская «У меня есть друг» Т. Агибалова «Дружные дети» М. Ивенсян 2. Здравствуй, гостья весна( стихи, потешки, песенки, напевки) . Игры и игровые упражнения: Вежливые слова, Подарок для всех, Волшебный букет цветов, Пойми меня, Коврик примирения. апрель 1- 2 неделя 1. Книги, которые нам помогают: 2. А. Барто – детям: «Девочка чумазая», «Игрушки»( книги разных изданий) . 3. Детям о космосе: иллюстрации, композиции, запись произведений. Выставка творческ их работ: «Мой космический мир»- творческая работа родителей и детей. апрель 3- 4 неделя 1. Весенние пробуждения: произведения Б. Житкова, стихи Плещеева, рассказы Бианки. 2. Этикет: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое – плохо», А. Барто «Девочка чумазая, Л. Воронкова «Маша – растеряша», С. Прокопьева «Сказка о невоспитанном мышонке», Э. Мошковская «Жадина». Разучивание стихов о весне. май 1- 2 неделя 1. Весна, весна на улице: Л. Толстой «птица свела гнездо», «Пришла весна», В. Бианки «Купание медвежат». 2. Зайкины сказки: «Заяц – хваста », « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 3. Учите с нами( подборка стихов к майским праздникам) . Работа с родителями и детьми: «Весенние пробуждения», ( рисунки, аппликации, композиционные картины) . май 3 – 4 неделя 1. Ежели вы вежливы: «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, «Упрямые козы», узбекская сказка, «Гуси – лебеди» русская народная сказка. 2. Детям о профессиях: С Михалков «А, что у вас? », Дядя Степа милиционер», Маяковский( отрывки из произведения) «Разговор сына с отцом». 3. Фотовыставка репродукций о весне( картины, зарисовки, иллюстрации) . Организация встреч с детьми людей разных профессий( медработник, повар) . июнь 1 – 2 неделя 1. Все о дружбе: «Когда не хватает игрушек», с. Михалков «песенка друзей», Л. Мурр «Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду»( книги разных изданий) . 2. Мишкины книжки: «Рукавичка», «Теремок», «Лесной мишка и проказница мышка» латышская сказка, С. Маршак «Белые медведи», Т. Александрова «Медвежонок Бурик », рассказы из книги «Приключения мишки Ушастика » Выставка игрушек «Моя любимая игрушка». Рассматривание сюжетных картинок к сказкам, Формирование первичных представление о сходствах и различиях сказок июнь 3 – 4 неделя 1. Лето красное пришло, детям радость принесло: подборка стихов, песенок о лете, оформление иллюстраций по теме в книжном уголке. 2. Отгадай – ка: подборка загадок( использование разных изданий и авторов) . - Разучивание игр и упражнений по сезону. - Конкурс загадок. июль 1 – 2 неделя 1. Детям о детях: С. Прокопьева «Маша и Ойка », «Когда можно плакать», Н. Носов «Таня знала буквы…», С. Черный «Про Катюшу», М. Олсуфьева «Не только в детском саду» и другие. 2. Как прекрасен этот мир: «Время года – лето»( зарисовки разных авторов, сюжетные и предметные картинки о лете) . Выставка рисунка на асфальте «Время года – лето». июль 3 – 4 неделя 1. Маршак детям: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Где обедал воробей», «Зоосад». 2. Поэзия детям: «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмаковой, «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой, К. Чуковский «Чудо – дерево». И. Косяков «Все она», « Быстроножка и серая одежка» пер. с болг. М. Марининой. Стихи о животных и птицах, «Конкурс чтецов» в группе. август 1 – 2 неделя 1. Кто рисует в книжках: выставка картин художников. 2. Сказки леса: «У солнышка в гостях», пер. со словац. Могилевской, «Свинья и коршун», пер. с шотл. , «Лиса – нянька» и др. «Что растет на грядке», изготовление панно( дети – родители) август 3 – 4 неделя. 1. Едет с поля урожай: «По овощи, ягоды и фрукты», «по грибы, по ягоды», «Медведь и мужик», «петушок и бобовое зернышко». 2. Дружат в нашей группе девочки и мальчики: подборка и выставка литературы «Пальчиковые игры в детском саду». «Ворота отворяй – едет с поля урожай», композиционная деятельность родителей и детей, выставка творческих работ. 3. Организационный раздел. 3. 1. Создание условий для «Познавательно – речевого развития » детей четвертого года жизни. Во второй младшей группе в образовательном процессе используются информационно- коммуникативные технологии в различных формах, а именно: - Использование персональных компьютеров педагогами в своей методической работе( написание рабочих программ, воспитательно- образовательных планов, анализ диагностических материалов, оформление групповой документации, отчетов, подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов( сканирование, Интернет; принтер, презентация, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и т. д. ) ; - Использование мультимедийного проектора для презентаций на родительских собраниях, педагогических советах, на непосредственно- образовательной деятельности с воспитанниками; - Наличие странички на сайте у детского сада в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Также для работы в группе используются следующие средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DV, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, фильмоскоп. Уголки, игровые зоны, обеспечение группы. Уголок природы бумага пластмасса дерево металл семена крупы прочее белая цветная бархатная линованная гофрированная крышки ложки тарелки баночки брусочки ложки тарелки палочки гвозди фольга крышки ложки шишки клен абрикос арбуз каштан семена овощей семена фруктов греча рис пшено манка кукуруза овес лупа магниты образцы горных пород глина песок ракушки воск, парафин пипетки колбочки поролон леска резина ткань Игровые зоны Мой дом Плита Мойка тумба Шкаф для посуды Стул Стол Кроватки с матрасами По суд а Куклы Гладильная доска Шкаф плательный Айболит Кушетка Полка под лекарство Ширма Игровые атрибуты( баночки, коробочки, аптечка «Доктор») Строй- ка Кубики большие деревянные Кубики пластиковые( большие) Лег о- россыпь Конструктор «Строй- ка» Кубики «мой город» коробке Кубики малые Контейнер под конструктор Предметные игрушки для создания игрового замысла Уголок ряженья Полка – 1 штука Маска меховая медведь – 1 штука, ёжик – 1 штука Маски бумажные к сказкам Резиновые игрушки Костюм ы- россыпь Настольно – печатные и дидактические игры Часть и целое Цвета Профессии Время Любимые сказки и Путаница Народные промыслы Поиграй- ка Четвёртый лишний Домино( фрукты, сборное) Шнуровочка Домино « мультфильмы» Собери картинку( пластик) Математическое лото Мозаика Пазл « цвет» Кубики( россыпь) Азбука на кубиках Вагончики – считалочки Играя – учись « счет» Лото для малышей( овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы) Плакаты Животный мир – 2 штуки Домашние животные и птицы Времена года Птицы средней полосы Насекомые Этикет Хорошие манеры Правила поведения Гигиена Познавательно- речевое развитие/ коммуникация предметные картинки- растения и животные предметные картинки- одежда предметные картинки – посуда предметные картинк и- транспорт папки – раскладушки цветы деревья наших лесов птицы ягоды загадки о природе обувь сезонная одежда одежда для мальчиков одежда для девочек домашняя одежда столовая чайная кастрюли сервизы деревянная посуда легковой транспорт грузовой транспорт пассажирский транспорт машины специального назначения что летает, что ездит, что плавает «Цветы, овощи, ягоды, фрукты». «Картинный словарь»- сборная папка, Литература детям. русские народные сказки авторские сказки стихи, рассказы «Петушок и бобовое зернышко». «Лиса и медведь», «Кот и лиса». «Колосок», «Лисичка со скалочкой » « Заюшкина избушка «Репка», « Снегурушка и лиса Овца, лиса и волк», «Колобок» « Сказка про куклу », «Медведь и три сестры». « Зимовье зверей», «Заяц – хваста », Андерсен «Принцесса на горошине», Андерсен « Гадкий утенок», Андерсен «Снежная королева, Гримм «Храбрый портняжка » Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Кот в сапогах » Толстой «Три поросенка». Ушинский «Снегурочка » К. Чуковский «Загадки», К. Чуковский «Муха – цокотуха К. Чуковский « Мойдодыр », К. Чуковский «Телефон» А. Барто «Игрушки», Т. Белозеров « Лесные стихи», Л. Воронкова «Маша – растеряша», С. К узьмин « Баюшки, баюшки », Степанов «Веселый счет», «Елочка», «Новогодняя сказка», стихи. «Волшебник Деде Мороз», стихи. 3. 2. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласования действий семьи и детского сада. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего детства ребенка. Поэтому с родителями проводятся наиболее эффективные формы взаимодействия: первичное зн акомство, беседа, анкетирование родителей проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка: «Адаптация ребенка в детском саду», «Как играть с ребенком трех лет», «Профилактика ОРВИ», « Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста ». консультации, семи нары, практикумы, круглые столы: «Планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период», «Презентация подвижных игр для родителей». проведение совместных мероприятий: « Новогодний фуршет с родителями», «Пальчиками играем – маме помогаем – речь развиваем», «Ворота отворяй, едет с поля урожай! » род ительские собрания, конференции: «Давайте познакомимся» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем! » наглядная информация для родителей: уголок « Для Вас, родители» Открытые дни для родителей с просмотром и проведением разнообразных мероприятий в физкультурном зале, на спортплощадке; закаливающих и профилакт ических процедур. Выкладывание информации на сайте ДО функции работы с родителями формы взаимодействия с родителями нормативно – правовая деятельность информационно – консультативная просветительская культурно – досуговая индивидуально – ориентированная практико – ориентированная, методическая Библиографическое описание. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильев ой. Москва МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2012. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред Н. Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Авторы составители Т. В. Ковригина, Косьяненко М. В. Издательство «Учитель» 2012. Перспективное планирование Воспитательно- образовательного процесса по программе «От рождения до школы»/ Под. Ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой( вторая младшая группа) . Автор Н. А. Атар щикова и др. – «Учитель», 2012. Комплексно- тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Под. Ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой( вторая младшая группа) . Автор В. Н. Мезенцева и др. – « Учитель», 2011. 5. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М, 2005. 6. Е. А. Алябьева «Читаем детям 3- 7лет», Творческий центр «Сфера», М. 2009. 7. Е. Барино ва «Уроки вежливости и доброты», Феникс, Ростов – на – Дону, 2011. 8. В. В. Гербова «Книга для ч тения в детском саду», ОНИКС, М. 2006. 9. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Мозаика – Синтез, М. 2008. 10. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», «Мозаика – синтез», М. 2008 11. Н. Ф. Гурбанова «Развитие игровой деятельности», Мозаика – Синтез, М. 2008. 12. О. В. Дыбина «Игры для дошкольников с использование м нетрадиционного оборудования». 13. П. Ильчук, В. В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников», АСТ, 1996. 14. . В. Н. Кастрыгина «Организация деятельности детей на прогулке», издательство «Учитель», Волгоград, 23012. 15. И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста», Творческий центр «Сфера», М. 2012. 16. Т. И. Подрезова «Матери ал к занятиям по развитию речи», АЙРИС – ПРЕСС, М. 2010. 17. О. В. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений », «Мозаика – синтез», М. 2008. 18. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами», издател ьство «Мозаика – синтез», 2008. 19. О. С. Ушакова «Знакомс тво дошкольников с литературой», ТЦ Сфера, М. 2007. 20. Н. В. Ушакова «Звуковая культура речи в младшей группе». 21. Хрес томатия для маленьких. 5. Краткая презентация программы. Образовательный проце сс в гр уппе строится с учетом требований санитарно- гигиенического режима в дошкольных образовательных учреждениях( СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13) . Его характерными качествами являются рациональность организационной структуры, развивающее разнообразие форм обучения, взаимосвязь между организационными формами. Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой, . , принимаемой и реализуемой педагогом самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с нормативными документами и годовым планом, образовательный процесс осуществляется на основе поставленных задач, которые решаются с помощью соответствующих методов. Воспитательно- образовательная работа осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Цель образовательной программы: Формирование содержания образования, его структуры, адекватных особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивающего качество образования в условиях дошкольного учреждения. Задачи Программы: формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; развитие позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации социально – коммуникативных навыков.

Оставить комментарий: