a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

В помощь педагогу

Автор: Васильева Екатерина Владиславовна Опубликовано: 2016-02-22 21:45:14

Возрастные особенности обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представ ления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой воз можности. Потому- то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: упражнение способности к наблюдению; поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов( мышления, воображения, логиче ского суждения) ; развитие языка ребенка. Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его дея тельности. Одни лишь картины специально предназна чены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания. Большая радость, которую доставляют ребенку, на чиная со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно- моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассмат ривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста. Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в ме тодике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководи ть их вниманием и языком. При выборе сюжетных картин в целях обогащения представле ний, понятий и развития языка следует соблюдать стро гую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответство вать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предо ставляет простор для расширения их умственного круго зора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их во ображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых — служить материалом для проведения определенных ме тодических занятий. Для этих целей могут служить от крытки, картинки, вырезанные из пришедших в негод ность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из ч астей плакатов. Воспита тель, владеющие графической грамотностью, может несложные картинки рисовать сам. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. На занятиях по развитию речи широко используются картины из серий «Мы играем»( автор Е. Батурина) , «Наша Таня»( автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни»( автор Б. И. Радина и В. А. Езикеева) и др. К четырем- пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность, готовить детей к составлению небольш их связных повествований. Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связанно пересказать или составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, который готовится воспитателем. На плане изображают последовательность основных эпизодов( 3- 4 ключевых эпизода) рассказа, к каждому из которых могут быть нарисованы или нанесены условно( схематически) главные персонажи, объекты( человек, животное, дерево) . Такой план помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем. Основным достижением в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передней план выдвигается общение со сверстниками. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует всю политру имеющихся у него средств: и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства( жесты, мимику, движения) , и контекстную понятную на основе использованных языковых средств) речь. В старшем дошкольном возрасте трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картины и создавать по ней связный рассказ. В подготовительной группе используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь от простого к более сложному. Общие требования к организации работы с картиной 1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2- й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней( две- три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы( серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения. Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления получен ных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек( как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изо бразительных формах) , описание детьми картинок и игрушек, при думывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направля ет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспита теля и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин. Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словес ные методы, которые связаны с художественным словом. При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рас сказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошколь ников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех, словесных методах применяют или наглядные приемы обучения( кратковре менный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций) . Цель практических методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помогать усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детской са ду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра( с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, слу жащих для решения дидактических задач( ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное) . Прием- это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. При рассматривании картины «Осень» из серии «Наша Таня» во второй младшей группе. Педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты. Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине? », «Что несет в руке девочка? » воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. В данном случае вопросы педагога помогают малышам раскрыть настроение девочки – они увидели ее улыбку и поняли, почему девочка радуется. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления( Куда же делись листья с кустов? » — «Они упали на траву) . Анализ осеннего пейзажа проходит не в отрыве от действий героя, а в тесной взаимосвязи, что обеспечивало целостность восприятия картины. Вопрос «Где собирала девочка листья? » одновременно поддерживал интерес к главному персонажу и выделял новые аспекты картины. Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины. «Девочка гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку? » — этими словами воспитатель переключает внимание детей на описание одежды девочки. Ребята не только называют предметы одежды, но и объясняют, почему осенью одеваются тепло. Таким образом, последовательность вопросов обеспечивает целостность восприятия картины и помогает детям сделать правильный вывод: «Девочке весело гулять в саду осенью». Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования( листья желтые — листья желтеют) , дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания з акрепляется в их памяти. Занятие должно завершаться обобщающим рассказом педагога. Это дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения( «В саду на деревьях пожелтели листья. Желтые листья падают с деревьев и кустов. Кругом желтеют листья. Елочка зеленеет в саду» и др. ) . Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин. Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание. Картина «Едем на лошадке»  ( из серии «Мы играем») там дает материал для интересных, содержательных высказываний детей. Показ картины можно сочетать с демонс трацией игрушки лошадки. Живой, содержательный и в то же время лаконичный рассказ воспитателя помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ с картиной. В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней- учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В данном возрасте по- прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним- двумя словами. ( Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений. ) . Чрезмерно дробные   вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений. Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостное восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Таким образом, на занятиях по рассматриваю картин дошкольники упражняются в построении высказываний из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятии рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей и подготовительной группах. Многообразие методов и приемов используемых в работе с дошкольниками позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении.

Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении Книжный уголок  — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной. Основными целями  книжного уголка являются: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями; создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе; обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек- игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2 — 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 — 7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам( сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д. ) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения. Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15 — 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева- дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными. Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, чтобы не обидеться, не перестать читать и рисовать. ( с м. таблицу) Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы( «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др. ) , альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Следует помнить: Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ Художественная литература  – одно из важнейших сре дств вс естороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т. д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает. Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы: литература должна отвечать задачам воспитания( умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам; необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости; книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; в книге должна быть четко выражена позиция автора. ( С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке) ; книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут. Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят: произведения фольклора( песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки) ; произведения русской и зарубежной классики( А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро и др. ) ; произведения современной отечественной литературы( В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др. ) . произведения разных жанров( рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки) , разной тематики( детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы) ; произведения народов других стран. Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Организация книжного уголка в группах младшего и среднего дошкольного возраста Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Правила поведения в уголке книги Выставляется, как правило, немного 4- 5 книги. Могут быть представлены два- три экземпляра одинаковых книг. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, иллюстрации. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам- картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки- малютки, книжки- игрушки и др. Воспитатель учит: внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия; побуждать пересказывать отдельные эпизоды; обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций( костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др. ) Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой: Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками; перелистывать осторожно, не рвать, не портить, не использовать для игр; после просмотра ставить на место. В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней. Иллюстрации по различным тематикам: Родина Труд людей Родная природа Игры детей Предметные картинки и др. по программе. Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. В младшей и средней группах- 2- 3 иллюстрации.

Оставить комментарий: