a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Заботливые родители"

Автор: Мацковская Ирина Василовна Опубликовано: 2016-02-23 11:42:09

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31 "Дюймовочка".

 

 Выполнила: Мацковская Ирина Василовна, Воспитатель МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка», г. Зеленогорск.

Название проекта: «Заботливые родители».

Актуальность: дефицит внимания взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.

Цель: создание условий для привлечения родителей (законных представителей) к сотрудничеству для обеспечения полноценного развития личности детей в ДОУ.

Задачи: - расширить знания  родителей о возрастных этапах развития ребенка.

- способствовать совместному сотрудничеству родителей и детского сада через игровую деятельность (проведение игр, праздников, походов, консультаций).

- формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослыми (родитель – воспитатель, родитель - родитель), а также между взрослыми и ребенком (воспитатель – ребенок; родитель – ребенок).

- способствовать развитию интереса к совместной игровой деятельности родителей и ребенка.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители 1 младшей группы «Муравьишки» МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, психолог.

Сроки реализации проекта: 1 учебный год (сентябрь 2015г  - июнь 2016г).

Этапы проекта:

1)      подготовительный этап:  изучение методической литературы по работе с родителями.  Изучение методической литературы по игровой деятельности.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

        

        Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

  •  Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально - волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Преодоление страхов и отрицательных эмоций.

           

               Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.

Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.

 

Для  ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.

В результате изучения методической литературы возникают проблемы включения родителей в образовательную сферу ребенка, в том числе совместную игровую деятельность.

Согласно ФГОС система образования обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышает компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум.

На основании изученной литературы было проведено анкетирование родителей. В результате анкетирования выяснилось, что 30% родителей к сотрудничеству с детским садом готовы, 10% - настроены негативно, 60% - относятся с нерешительностью и настороженностью к совместной деятельности.  После обработки результатов пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к совместному сотрудничеству, через участие взрослых в игровой и образовательной деятельности  детей.

Формы и методы работы:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с   родителями;

       - совместные походы;

       - дни добрых дел;

       - дни открытых дверей;

       - участие родителей в подготовке досугов, и проведении праздников;

- совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- родительские гостиные.

 

2)      основной этап

Название мероприятия

Участники

Период реализации

Анкетирование родителей и обработка результатов

Воспитатель,

родители

сентябрь

Консультация на тему: «Особенности развития детей 3-4 лет»

Воспитатель,

родители

сентябрь

Проведение мастер – класса с родителями «Игровая деятельность с детьми»

родители, психолог, воспитатель

сентябрь

Выставка букетов «Осенняя фантазия»

Родители, дети

сентябрь

Фотовыставка «Детские улыбки»

Родители, воспитатель

Сентябрь 2015- август 2016

Выпуск стенгазеты «Наш МУРАЛАШ» (фотографии группы)

воспитатель

сентябрь

Проведение праздника «День матери», чаепитие

Воспитатель, музыкальный руков.,

дети, родители

октябрь

Выставка «Моя любимая сказка»

Родители, воспитатель

октябрь

Консультация на тему: «Маленькие  почемучки»

Родители, воспитатель

октябрь

Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование)

Воспитатель, дети, родители

ноябрь

Оформление масок и костюмов в театральном уголке группы

Родители, воспитатель

ноябрь

Оформлению участка постройками из снега и льда по сюжету сказки «Теремок»

Родители, дети,

воспитатель

декабрь

Разучивание песен и стихов к Новогоднему утреннику

Родители, дети,

Воспитатель,

 музык. руководитель

декабрь

Проведение мастер – класса по изготовлению игрушек из бросового материала (родители совместно с детьми), участие в выставке Новогодних игрушек

Родители, дети,

воспитатель

декабрь

Открытое занятие в бассейне

Родители, дети,

Инструктор по плаванию

январь

 

 

 

Проведение «Зимних забав» -  совместных подвижных игр на природе

дети, родители, воспитатель, инструктор по физкультуре

январь

Консультация на тему: «Закаливающие процедуры»

Воспитатель, родители

февраль

Разучивание стихов и песен к празднику «23 Февраля». Проведение праздника для мальчиков, пап и дедушек

Родители, дети,

Воспитатель,

 музык. руководитель,

инструктор по физ-ре

февраль

Открытое занятие по познавательной деятельности (математика)

Воспитатель,

Родители, дети

февраль

Проведение квеста «Широкая масленица»

дети, родители, воспитатель, специалисты

март

Разучивание стихов и песен к празднику «8 марта». Проведение праздника для девочек, мам и бабушек

Родители, дети,

Воспитатель,

 музык. руководитель

март

Консультация на тему: «Детские Капризы»

Воспитатель, родители

март

Открытое занятие по Речевому развитию

Родители, дети,

воспитатель

апрель

Консультация на тему: «Безопасность на дороге»

Воспитатель, родители

апрель

Открытое занятие по музыке

Родители, дети,

Воспитатель,

 музык. руководитель,

апрель

Консультация на тему: «Чтение книг детям»

 

Воспитатель, родители

май

Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха»

Дети, воспитатель

май

Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование)

Родители, дети,

воспитатель

май

Открытое занятие по физкультуре

дети, родители, инструктор по физкультуре

май

Привлечение родителей и детей к оформлению участка к летнему периоду

Родители, дети, воспитатель

май

 

3) заключительный этап.

  • Проведение квеста «Здравствуй, лето!» (дети, родители, воспитатель, специалисты) (июнь).
  • Проведение анкетирования родителей (отзывы и дальнейшие пожелания) о сотрудничестве с детским садом.

Ожидаемый результат: активное участие наибольшего количества взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.

Благодаря сотрудничеству родители стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны.

Риски проекта: неготовность и настороженность  родителей к  совместному сотрудничеству с  детским садом.

Ресурсное обеспечение: медали, грамоты, сладкие призы, оборудование для проведения игр и открытых занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1.  Л.В. КОЗЛОВА “Работа ДОУ с семьей”.
  2. Журналы “Дошкольное воспитание”, “Обруч”.
  3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с. 
  6. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
  7. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
  8. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
  9. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
  10. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.

Оставить комментарий: