a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевоетворчество

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2016-02-27 19:20:14

Документы для скачивания

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомл е ния с произведениями художественной литературы. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его речевое и творческое развитие. В. А. Сухомлинский Чтобы воспитывать у детей качества творческой личности, мною была поставлена следующая цель: способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка в процессе ознакомления с художес т венной литературой. И сегодня я поделюсь с вами опытом работы в этой области    Художественная литература служит могучим действенным средством умственн о го, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В расск а зах, дети познают лаконичность и точность слова, в стихах, улавливают муз ы кальность, напевность, ритмичность русской речи. Поэтому мне, как педагогу, необходимо привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, которые помогут в развитии творч е ского потенциала моих воспитанников Перед собой поставила такие задачи: Заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге Определение того круга произведений художественной литературы, к о торый надо детям прочитать, заучить наизусть, рассказать Каждое художественное произведение доносить до детей, как произвед е ние искусства, раскрыть его замысел. Научить детей воспринимать художественное произведение. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувс т вам, поступкам Формирование творческой активности дошкольников в процессе озн а комления с художественным словом. Развивать у детей творческую речевую деятельность( умение высказ ы вать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) . Которые решаем через чтение и рассматривание книг, беседы, показа спектаклей, обыгрывания стихотворений и инсценировке сказок, о том как нужно обращаться с книгой, как на специальных занятиях по коммуникативной деятельности, так и вне занятий.   Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Художественная литература служит могучим действенным средством умственн о го, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В расск а зах, дети познают лаконичность и точность слова, в стихах, улавливают муз ы кальность, напевность, ритмичность русской речи. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры худож е ственного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Наблюдение, проведенные мною в группе, показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Работу начала работу с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать  обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и допо л нительный материал. СЛайд Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы. Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка» Картинки – загадки( для словотворчества) Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей их творческий потенциал. На занятиях использовала различные приемы: ( слайд) Приемы используемые на занятиях: п ояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопр о вождения, рисование,    мнемотехнику и т. д. СЛАЙД Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произвед е ния дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь ме ж ду восприятием художественной литературы и словесным творчеством. В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: « я расскажу вам русскую народную сказку  «Гуси – лебеди»  или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка( образные слова и выражения, эпитеты и сравнения) . Это закладывает основы для дальнейшего развития поэт и ческого слуха.       После рассказывания, произведение обязательно анализируем, ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т. д. тем самым развивая связанную речь. ( слайд фото) При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство ру с ского языка. Слайд фото Например, после чтения стихотворения С. Маршака  « Усатый полосатый» спрос и ла: «Почему так назван котенок? ». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т. д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно ск а зать про котенка? , Какой он? » ( забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.        Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на че т кость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, п о тешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку                    Что за зверь такой лесной                    Встал, как столбик под сосной                    И стоит среди травы-                    Уши больше головы Кто это? , «заяц», дети определяют в отгадке заданный звук.        Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.          Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексич е ские, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синон и мов и антонимов к данному слову. Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества Для ознакомления с художественной литературой используется различный д и дактический материал, иллюстрации к программным художественным произвед е ниям, пальчиковые куклы, настольный театр, что способствует повышению инт е реса детей к занятиям, активации речевой деятельности. СЛАЙД ФОТО Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувс т вовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста. Театрализова н ная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством( А. Н. Леонтьев) . с лайд фото Театрализованная игра поддерживает, развивает и укрепляет интерес к  худ о жественной литературе. Она помогает детям усвоить содержание литературн о го произведения, усвоить последовательность событий, лучше понять  хара к терные особенности персонажей, оценить их поступки.                   Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интер е сом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, об ы грать ее, поделится впечатлениями. с лайд) Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.   Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его словотворческие способности будут развиваться успешнее. Результаты  проведенной работы позволили сделать вывод о том,  что ка ж дый из детей талантлив.          Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу, мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, творческими, умеющими мыслить креативно и пе р выми моими помощниками в этом деле будут книги. Я надеюсь, что у детей сформируется художественный вкус, будет развиваться их творческий п о тенциал.  

Оставить комментарий: