a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "добро из глубины веков"

Автор: Семененко Светлана Валентиновна Опубликовано: 2016-03-15 16:03:00

Документы для скачивания

Конкурс профессионального мастерства для молодых педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Добро из глубины веков» Срок реализации проекта: краткосрочный( 1 месяц) Семененко Светлана Валентиновна воспитатель Зеленогорск, 2015 г. Проект «Добро из глубины веков»   Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой. Длительность проекта: краткосрочный( 1 месяц) . Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители детей, инструктор по физическому воспитанию. Актуальность проекта Несомненно, на сегодняшний день выбранная тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, жизнь активно компьютеризируется, наше общение начинает терять эмоциональность, личностную направленность. Многие люди напрочь забыли об истинных русских ценностях. Родители наших детей заняты продвижением по карьерной лестнице, зарабатыванием денег – им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх – « стрелялках ». Вследствие чего становятся более конфликтными в общении с родителями и сверстниками. Дети не умеют организовать общение друг с другом и социумом. Нельзя забывать о том, что общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя с помощью других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Постепенно, последовательно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение в образовательный процесс разнообразных видов народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это мудрость, созданная народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, существенно обогащает процесс воспитания и обучения. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Привлечение к участию в проекте родителей воспитанников качественно улучшает их общение со своими детьми, дает образцы новых форм взаимодействия. Дети более эмоционально проживают образовательные ситуации, глубже впитывают нравственные и этические понятия, которые несет в себе фольклор нашего народа. Цель проекта: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, играм. Задачи проекта: Формировать начальные представления о народных традициях, играх и фольклоре, быте нашей Родины и родного края. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Расширять и углублять знания детей о народных традициях и праздниках родного края. Расширять кругозор детей с помощью познавательной и творческой деятельности. Воспитывать у детей интерес и любовь к фольклору; Объединить усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. Привлечь родителей к творческим мероприятиям в группе. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей. Проанализировать результаты формирования традиционных семейных ценностей посредством «доброй» игрушки. Провести мастер – классы для родителей, направленные на обучение изготовлению «доброй» игрушки. Обогатить развивающую предметно- пространственную среду группы. Разработать систему занятий по теме «добро из глубины веков». Предполагаемый результат Формирование у детей интереса к различным видам деятельности: режиссерской игре, художественному творчеству, ролевому разыгрыванию знакомых произведений. Расширить знания детей о народных традициях и праздниках родного края. Обновление эстетического пространства группы. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы. Разработка системы занятий по теме «Добро из глубины веков». Расширение кругозора и словарного запаса детей с помощью мини – музея народного быта, созданного силами педагогов и родителей. Привлечение родителей к работе над проектом и установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Снижение эмоционального напряжения у детей. Основная образовательная область: познание( знакомство детей с предметами народного быта, фольклором) . Области интеграции: Социально – коммуникативное развитие – приобщение к нравственным и этическим нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о правилах безопасного для человека и окружающего мира поведения; воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, бережного отношения к результатам труда. Художественно – эстетическое развитие- развитие продуктивной деятельности детей; вождение хороводов, знакомство с народными музыкальными инструментами; развитие эстетического вкуса, приобщение к фольклору: чтение русских народных сказок, стихов. Физическая культура – разучивание народных игр, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности; воспитание культурно – гигиенических навыков. Речевое развитие- разучивание потешек, прибауток, закличек. Этапы проекта 1. Подготовительный- постановка проблемы- гипотеза решения проблемы- накопление и подбор информации совместно с детьми( самостоятельная или совместная с родителями и воспитателями) . 2. Основной этап – реализация проекта. Формы проведения Содержание ОД Двигательная деятельность Подвижные дидактические игры; Подвижные игры с правилами; Игровые упражнения. Игровая деятельность Сюжетные игры; Игры с правилами Продуктивная деятельность Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Коммуникативная деятельность Беседа, ситуативный разговор; Речевая ситуация; Составление, отгадывание загадок; Сюжетные игры; Игры с правилами Трудовая деятельность Совместные действия; п оручение. Познавательно- исследовательская деятельность Экскурсия; Решение проблемных ситуаций; Моделирование; Игры с правилами. Музыкально- художественная деятельность Слушание; Исполнение; Импровизация; Музыкально- дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение; Обсуждение; Разучивание 3. Заключительный этап: презентация продукта Итоговое мероприятие сов местный досуг родителей и детей по теме: «Путешествие к истокам добра» Продукт проекта Презентация «Тряпичная кукла»; Фоторепортаж «Воспитывает народная мудрость» 1 этап – подготовительный Постановка проблемы Ребят а, вчера вечером у меня дома выключили свет( включение в разговор детей, что и у них вчера не было света) , и мы с моей семьёй зажгли свечку и сидели вместе за столом, на котором горела свеча и разговаривали. А чем занимались вы? А вы знаете, что были такие времена, когда совсем не было электричества. Интересно, чем занимались, что делали люди, когда на улице становилось темно, как у нас вчера, когда отключили свет? ( предположения детей, дискуссия, выдвижение различных гипотез) . Дети, меня так заинтересовал наш разговор, что очень захотелось узнать об этом как можно больше. ( Дети поддерживают стремление взрослого и сами изъявляют желание узнать о жизни наших предков. ) Воспитатель предлагает детям собирать информацию из разных источников, с родителями и самостоятельно. Продукты исследования Русские народные сказки, потешки, стихи, различные виды театров, книги и др. Иллюстрации с изображением сказочных героев. Предметы старины: лапти, самовар, кухонная утварь и др. Русские народные костюмы. Образцы народных игрушек. Подбор научно- педагогической литературы по данной проблеме. Составление плана работы. Подбор и изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор презентаций для детей и родителей по данной теме. 2 этап – основной Реализация проекта Направления работы педагогов: Создание развивающей предметно- пространственной среды( узоры для рисования, библиотечка с русскими народными сказками) . Сбор демонстрационного материала( предметы старины, иллюстрации «Русский народный костюм») . Разучивание комплекса русских народных игр, хороводов. Оформление выставки «Русская народная игрушка». Подготовка консультаций для родителей «Значение русской народной игрушки», «Воспитание сказкой». Подготовка и проведение тематических мероприятий с родителями( чаепитие «Печки – лавочки», мастер – класс «С любовью от мамы») . Проведение совместной образовательной деятельности родителей с детьми по теме «Путешествие к истокам добра». Проведение цикла занятий по ознакомлению с русским народным костюмом. Подготовка презентаций «Тряпичная кукла». Формы работы с детьми 1. Образовательная деятельность Образовательная область Тема Цели и задачи Познавательное развитие: Познавательно – исследовательская деятельность «В гостях у бабушки Варварушки ». Познакомить с атрибутами русской традиционной культуры: изба, предметы быта, домашняя утварь, посуда, русский народный костюм; активизировать в речи детей обобщающие понятия «мебель», «посуда», «одежда». Математическое развитие «Игрушки». Формировать умение сравнивать животных игрушечных и настоящих; подбор персонажей к сказкам; определение общего персонажа для 2- х сказок «Колобок», «Три поросенка»; упражнение в сравнении двух предметов; воссоздание целого из частей. Конструирование «Мебель из кубиков. » Упражнять в составлении предметов из отдельных деталей конструктора Речевое развитие: «В гости к бабушке» Познакомить с малыми фольклорными формами( потешками, пословицами, прибаутками, закличками) , развивать связную речь, расширять словарный запас детей, воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других. Художественно – эстетическое развитие: Рисование «Новая мебель для нового дома», «Красивые тарелочки», «Украсим рукавичку» Учить создавать ритмическую композицию( чередование цветов или линий) , закреплять знание названий цветов, воспитывать эстетический вкус. Художественно – эстетическое развитие: Аппликация «Чайный сервиз» Закреплять умение наклеивать готовые формы на трафарет, развивать моторику рук, закреплять знание основных геометрических фигур. Художественно – эстетическое развитие: Лепка «Баранки для куклы Маши» учить детей лепить баранку, используя в качестве натюрморта образец- передавать характерную форму- учить сгибать палочки и соединять их в концы, чтобы образовалось кольцо- воспитывать желание сделать, что- то для других Художественно – эстетическое развитие: Музыкальное развитие «Оркестр для малышей»; Хороводные игры «Мы матрешки», «Надувайся, пузырь»; Разучивание песенки «Ладушки, ладушки» Познакомить детей с народными музыкальными инструментами, развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении песен. Физическая культура Подвижные игры «Кот и мыши», «В гости к солнышку» формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений 2. Совместная деятельность педагога с детьми. Форма проведения Содержание Беседы «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», «Две матрены, три матрешки и еще матрешечка », «Что такое доброта? », «Ребята, давайте жить дружно! », «Чем славен наш Красноярский край. », « Эх лапти мои. », «Глиняная посуда» Изготовление с детьми «куклы – оберега» и « пеленашки » Сюжетно – ролевые игры «Семья», «В гости к Мане и Ване», «Обед для матрешки» Дидактические игры «Оденем куклу Дуняшу»( русский национальный костюм) , «Чудесный сундучок», «Угадай, что звучит»( бубен, ложки, дудочка) Загадки о посуде, сказочных персонажах Рассказывание сказок по мнемотаблицам Подвижные игры русская народная традиция «Каравай», хороводные игры: «Выходи, подружка», «Кто у нас хороший? », «Веселая девочка Алена», «Ходит Ваня» Игры на прогулке «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Гуси, гуси», «Платочек», «Мышеловка» Математические игры «Кто самый высокий, низкий, большой, маленький», « Кто где находится»- справа, слева, вверху, внизу( по иллюстрациям русских народных сказок) Прослушивание и пение русских народных песен « Во саду ли, в огороде», «Ах, вы, сени», «Всё вокруг белым – бело» Чтение Э. Медведева «матрешки», Е. Благинина « Аленушка », Катаев «Дудочка и кувшинчик», К. Чуковский « Федорино горе»; « Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди», «Смоляной бычок», «Колосок», «3 поросёнка», « Лиса- патрикеевна » и др. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом», «На поляне дом стоит», «Мы посуду перемыли», «Наши пальчики с утра», «Семья». Физкультминутки «На лошадке ехали», «Мы веселые матрешки», «Едем – едем на лошадке», «Шли с базара самовары». Разучивание потешек, закличек, прибауток, пословиц 3. Сам остоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций с народными игрушками. Режиссерские игры с игрушками – героями сказок. Настольный театр «Репка», «Теремок». Настольные игры «Одень Машеньку», «Собери узор», «Подбери матрешке сарафан». Складывание пазлов по мотивам русских народных сказок. 4. Наглядно – дидактические условия и средства. Центр здоровья Атрибуты к подвижным играм: кегли, скакалки, обручи, кольцеброс, мячи, дорожки для профилактики плоскостопия, кольцо для игры в волейбол, мешочки с песком. Центр математики Иллюстрации к русским народным сказкам, блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», пазлы и разрезные картинки по мотивам Русских народных сказок, матрешки. Центр художественно – речевой деятельности Тематическая картотека стихов, потешек, поговорок. Сказки «Теремок», « Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три медведя», «Лиса и журавль». Центр познания и экспериментирования Настольные игры «Одень Машеньку», «Собери узор», «Подбери матрешке сарафан»; наборы конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания построек Центр музыкально – театрализованной деятельности Выставка народных музыкальных инструментов, аудиозаписи хороводных песен, русских народных песен Центр искусства Иллюстрации к р. н. с, трафареты, раскраски, альбомы «Дымковская игрушка», «Тряпичная кукл а», «Глиняная посуда », «Ниточка вьётся – кружево плетётся». Центр сюжетно – ролевых игр Макет избы: печь, колыбель, сундук, шкатулки, рушник, ухват, половики; посуда: чугунок, кувшин, самовар, лукошки, деревянные ложки, глиняные миски; лапти, лукошки, колодец. Русские народные костюмы для детей: сарафан, косоворотка. Куклы в народных костюмах, лоскутные куклы. 5. Формы работы с родителями Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». Анкетирование «Как мы играем с ребенком». Чаепитие «печки – лавочки». Мастер – класс по изготовлению кукол- оберегов «С любовью от мамы». Консультации «Значение русской народной игрушки», «Воспитание сказкой» Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством. 3 этап – презентация продукта Итоговое мероприятие: сов местный досуг родителей и детей по теме: «Путешествие к истокам добра». Продукт проекта: Презентация «Тряпичная кукла». Фоторепортаж «Воспитывает народная мудрость». Результатами проведенной работы являются: Умение использовать детьми в активной речи потешек, считалок. У мение детей играть в русские народные, подвижные игры, используя считалки и правила. Дети и ме ют представление о народном костюме, головных убор ах. Использ уют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Проявление интереса к предметам быта и произведениям народного творчества. Общение с народными игрушками помогло детям снизить эмоциональное напряжение, облегчить адаптацию; Родители воспитанников проявляют активный интерес в делах группы и желание взаимодействовать с педагогами. Разработан перспективный план по теме «Добро из глубины веков». Дальнейшее развитие проекта Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Выявление лучшего опыта семейного воспитания среди родителей группы с целью его популяризации. Используемая литература Акопова Э. С. , Иванова Е. Ю. «гармоничное развитие дошкольника». Дайн Г. Л. , «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология»/ Г. Л. Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007г. Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями», 2010г. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». Князева О. Л. , Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа», СПб: Акцтдент, 1997г. Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003г. Конспекты занятий в детском саду: [ электронный ресурс] / / doshvozrast. ru/ konspekt/ komplex. htm Консультация для родителей «Воспитание сказкой»: [ электронный ресурс] / / vospitatel. com. ua/ zaniatia/ rabota- s- roditelyami/ vospitanie- skazkoi. html Куприна Л. С. , Бударина Т. Н. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценариев», СПб: «Детство – пресс», 1999г. Тихонова М. В. , Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами», СПб: «Детство – пресс», 2000 г.

Оставить комментарий: