a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Создание эффективной предметно развивающей среды

Опубликовано: 2016-03-16 15:21:18

Документы для скачивания

Создание эффективной предметно- развивающей среды в домашних условиях» Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности- динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости- закрытости; учета половых и возрастных различий детей. В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию. Речевая предметно- развивающая среда Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно- дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно- ролевую игру- на этом же материале проводится обучение сюжетно- дидактической игре. Сюжетно- дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно- ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно- дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Для этого используются комплекты: - игрушек ( дидактические, образные, наборы игрушек) , - предметных картинок и открыток по основным лексическим темам ( «Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это? », «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки- музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др. ) , - различного типа лото ( «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4- х языках», «Звуковое лото» и др. ) , - альбом О. С. Соловьёвой ( “Говори правильно”) , картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д. При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э. Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала.   Она включает 4 группы заданий: обучение  дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний. Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу: - «У сапога всегда есть. . . » ( шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица) ; - «В теплых краях обитает. . . » ( медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) ; - «В году. . . » ( 24, 3, 12, 4, 7 месяцев)  и др. формирование  операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие: - тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка; - река, озеро, море, мост, болото; - кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др. развитие  способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например: - огурец- овощ, георгин- . . .  ( сорняк, роса, садик, цветок, земля) ; - учитель- ученик, врач- . . .  ( кочки, больные, палата, больной, термометр) ; - огород- морковь, сад- . . .  ( забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)  и др. формирование  умения обобщать. Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например, - метла, лопата- . . . ; - окунь, карась- . . . ; - лето, зима- . . . и др. Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т. д. , что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет? », «Чьи следы? », «Кому что надо? », «Страны света», «Кем я буду? », «У кого какая профессия? », «Домики сказки», «Сказки- загадки» и др. В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр- драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы- бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико- интонационной стороны. В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять Рассказ с опорой на серию картин ( 2- 3) , Рассказ по серии сюжетных картин ( 4) , Рассказ по сюжетной картине. Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов. При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: Классная подвижная азбука. Азбука в картинках. Дидактическая игра «Буква за буквой», Дидактическая игра «33 богатыря», Дидактическая игра «Умный телефон», Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Звуковые линейки. Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” ( автор Н. В. Дурова) . Дидактический материал “Ступеньки грамоты” ( авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) . Наглядно- дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” ( автор Г. А. Тумакова)  и др. Дидактический материал М. Монтессори, Н. Зайцева ( кубики по обучению русскому и английскому языку) , Г. Л. Выгодской ( «Град Златоустия») , Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др. Источник: http: / / doshvozrast. ru/ rabrod/ konsultacrod62. htm

Оставить комментарий: