a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

24.03.2016 Исследовательская работа «Куда исчезает буква Ё?» (Из опыта работы Денисовой О.А.)

Опубликовано: 2016-03-25 21:39:12

Документы для скачивания

Муниципальное общеобразовательное учреждения « Саловская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Направление: «Язык и культура» Исследовательская работа Тема: « Куда исчезает буква Ё? » Автор работы: Горбунова Валерия Александровна 5 класс, Руководитель: Денисова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы 2016 г. Аннотация Актуальность выбранной темы В последние годы наблюдается необязательность написания и печатания буквы Ё. И это несмотря на то, что наш современный русский алфавит считается 33- буквенным. Из- за нежелания и лени писать букву « Ё » происходят нежелательные явления: неправильно произносятся и пишутся фамилии и названия городов, рек и озёр. Отсутствие в тексте буквы « Ё » приводит к замедленному чтению различных текстов. Буква « Ё » стоит у нас в алфавите, мы её произносим, но почему- то иногда пренебрегаем этой буквой на письме. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как несет принципиальное значение для дальнейшего развития русского языка, ведь русский язык для многих людей стал неотъемлемой частью производства и быта. Предмет исследования: алфавит русского языка, а конкретно буква Ё. Цель исследования: выявить негативное влияние игнорирования буквы Ё. Задачи исследования: - проанализировать государственные документы( паспорт, свидетельство о рождении) , где в фамилиях, именах, отчествах встречается буква Ё. - исследовать школьные учебники- исследовать художественную л итературу на предмет использования буквы Ё. - изучить название продуктов народного потребления с точки зрения использования буквы Ё. Гипотезы исследования: о тсутствие в тексте буквы Ё приводит к замедленному чтению различных текстов и к искажению русского языка.   М етоды исследования: - обработка информации, - лингвистический анализ. Практическое значение данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях и привлекает внимание к проблемам современного русского языка Оглавление Введение…………………………………………………………………………. 3 Теоретическая часть……………………………………………………………. 4 Практическая часть ……………………………………………………………. 6 Заключение………………………………………………………………………. 8 Список литературы ……………………………………………………………. . 9 Приложение 1 ……………………………………………………………………. 10 Приложение 2…………………………………………………………………… 11 Приложение 3……………………………………………………………………. 12 Приложение 4……………………………………………………………………. . 13 Приложение 5……………………………………………………………………. . 14 Теоретическая часть 1. 1 История создания буквы «ё» 29 ноября 1783 года состоялось одно из первых заседаний Российской академии, на котором княгиня Е. Р. Дашкова предложила использовать новую букву «ё». Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры, включая Г. Р. Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Известной буква «ё» стала благодаря Н. М. Карамзину, поэтому он до недавнего времени считался её автором. С буквой «ё» в стихотворном альманахе «Аониды» были напечатаны первые слова. 1. 2 Трудности распространения буквы «ё» Распространению буквы «ё» в XVIII—XIX веках мешало отношение к «ёкающему» произношению как к мещанскому, тогда как «церковный» « е́кающий » выговор считался более благородным и интеллигентным. Среди борцов с «ёканьем» были, например, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский. Марина Цветаева принципиально писала « чорт », а Андрей Белый – « жолтый ». 23 декабря 1917 года был подписан Декрет, который гласил: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё». 24 декабря 1942 года приказом было введено обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Однако ещё многие десятилетия издатели продолжали употреблять её только в случае крайней необходимости, да и то преимущественно в энциклопедиях. Вывод по теоретической части: 1. Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма объясняется её неудобной формой для скорописи, а также техническими сложностями технологий. 2. Распространению буквы «ё »в XVIII—XIX веках мешало отношение к «ёкающему» произношению как к мещанскому, тогда как «церковный» « е́кающий » выговор считался более благородным и интеллигентным. Практическая часть Для подтверждения своей гипотезы нами было сделано несколько наблюдений. Наблюдение 1. Около 3% граждан Российской Федерации имеют фамилии, имена или отчества, в которых содержится буква Ё и нередко запись ФИО в документах оказывается искажённой. В нашей школе учатся 3 ученика, в именах которых есть буква Ё: Алёна, Артём. Исследовав документы( паспорта, свидетельства о рождении) , мы выявили, что имена учащихся пишутся с буквой « Е »( АртЕм, АлЕна) , что приводит к искажению имён. ( Приложение 1) Наблюдение 2. Проведя технику чтения среди учеников 5 класса с хорошо читающими учениками, мы выяснили, что один и тот же текст ученики безошибочно читают, если в тексте присутствует буква «Ё» и, наоборот, эти же ученики допускают много ошибок при чтении текста без буквы «Ё». Итак, результат- тормозится скорость чтения и восприятия текста, возникают многочисленные ошибки, постепенно переходящие в речь, и, наконец, искажается сам язык.  ( Приложение 2) Наблюдение 3. П ри изучении учебной литературы выяснили, что буква «Ё» сохраняется только учебниках в 1- 4 классах, а в последующих с 5 – 9 присутствует только в некоторых учебниках. Это негативно сказывается на понимании изучаемого.  ( Приложение 3) Наблюдение 4. Мы решили проверить, учитывают ли отечественные издательства правила русской орфографии. Для этого взяли 10 книг в школьной библиотеке и рассмотрели их. Оказалось, что и здесь не учитываются правила русской орфографии. Только в четырёх книгах из десяти в названии произведения напечатана буква «Ё».  ( Приложение 4) Наблюдение 5. Наблюдение за жизнью буквы «Ё» не ограничилось учебным процессом в школе. Мы решили исследовать этот вопрос в быту. Для этого мы посетили магазин в п. совхоз « Коммунар» и выяснили, что и отечественные производители пренебрегают буквой «Ё» при оформлении товаров народного потребления.   На полках магазина оказался лишь три продукт а, в названии которого мы увидели букву «Ё»  ( Приложение 5) Выводы по практической части: 1. Отсутствие буквы «Ё» в именах людей приводит к искажению имён. 2. Отсутствие в тексте буквы Ё приводит к замедленному чтению различных текстов. 3. В учебной и художественной литературе, в названиях товаров народного употребления также происходит пренебрежение буквой «Ё». Заключение   В данной работе нами рассмотрено использование буквы Ё в государственных документах, школьных учебниках, художественной литературе, а также на продуктах народного потребления. Из- за нежелания и лени писать букву « Ё » происходят нежелательные явления: неправильно произносятся и пишутся фамилии и названия городов, рек и озёр. Отсутствие в тексте буквы « Ё » приводит к замедл енному чтению различных текстов и искажению русского языка, что доказывает нашу гипотезу. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Класс Техника чтения( наличие буквы «Ё» в тексте) Техника чтения( отсутствие буквы «Ё» в тексте) 5 около1 1 0 слов в мин 6 0- 7 0 слов в минуту   ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Классы   Наличие буквы «Ё».   Отсутствие буквы «Ё»   5 класс Русский язык Бабайцева В. В. Литература Коровина В. Я Математика Виленкин Н. Я. История Древнего мира Вигасин А. А.   6 класс Русский язык Бабайцева В. В.   Литература Кутузов А. Г. История средних веков Агибалова Е. В. Биология Сонин Н. И. Математика Виленкин Н. Я.     7 класс Русский язык Бабайцева В. В. Физика Пёрышкин А. В. Алгебра Алимов Ш. А.   Литература Кутузов А. Г. Всеобщая история Юдовская А. Я. История России Данилов А. А.   8 класс Русский язык Бабайцева В. В Химия Габриелян О. С.   Математика Алимов Н. Литература Кутузов А. Г.   9 класс Русский язык Бабайцева В. В   Литература Кутузов А. Г. Математика Алимов Н.   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 7429512001522479099695 ПРИЛОЖЕНИЕ 4- 23812512001565468566675- 62039527940- 19875533020- 113665- 2540- 87630110490 ПРИЛОЖЕНИЕ 5- 30797526035248602539370- 83185046990- 3034665335280161099515621001652270144780- 57404050800 Список литературы 1. Изместьева И. , Сарапас М. Зачем нам буква Ё. В связи с выходом книги В. Т. Чумакова «Ё в имени твоём»( М. : Народное образование, 2004. 160 с. ) 2. Так, в частности, в «Большой советской энциклопедии». 3. Дмитрий Дубнов, статья под названием «Ё» на сайте «Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до. . » www. poesis. ru/ jo3. html 4. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. Л. , 19776. Лингвистический энциклопедический словарь. М, 1990 5. Орфоэпический словарь русского языка/ П од ред. Проф. Р. И. Аванесова. М. : Русский язык, 1989. 6. Интернет – ресурсы: http: / / which. moy. su/ news/ jo_ mojo_ ili_ zagovor_ protiv_ bukvyhttp: / / parshev. r52. ru/ indexhttp: / / www. artlebedev. ru/ kovodstvo/ sectionshttp: / / www. rusyaz. ru/ pr/ og04http: / / www. poesis. ru!

Оставить комментарий: