a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Интеллектуальная игра по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Опубликовано: 2016-03-29 12:32:50

Документы для скачивания

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса Интеллектуальная игра по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк» МОУ « Спасбардинская основная общеобразовательная школа » Учитель литературы Кадочникова Татьяна Ивановна Цели мероприятия: * формирование у учащихся внимательного отношения к художественной детали* содействие в развитии зоркости и чуткости читательского восприятия* приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики* побуждение интереса к литературе и привлечение к внимательному чтению художественных текстов Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет И. С. Тургенева, выставка книг писателя, иллюстрации к произведению «Бирюк» Описание игры. В каждом туре игры участвуют 2 человека( ученики, сидящие за одной партой) . За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку «Помощь класса» и одну подсказку «50 на 50». Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задаётся отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры. Ход игры Вступительное слово учителя Учитель. Как всякий большой писатель, И. С. Тургенев был новатором, внёсшим значительный вклад в разработку жанра рассказа. Мастер «малых прозаических форм», Тургенев открыл целую эпоху в истории отечественной прозы своими «Записками охотника»- циклом рассказов, главной темой которых является изображение задавленных крепостничеством народных сил, безграничной талантливости, нравственной и духовной красоты народа. Белинский писал, что автор здесь «зашёл к народу с такой стороны, с которой до него к нему ещё никто не подходил », то есть со стороны нравственно- этической и эстетической. В этом прежде всего и заключается могучий протест Тургенева против крепостного права. Напрасно в защите барских интересов пропадает недюжинная сила, ум и способности красавца- лесничего бирюка. Тургенев не изображает злодеев, а между тем во всём чувствуется до предела накалённая атмосфера, ибо самым тяжёлым преступлением крепостничества было каждодневное незаметное убиение живой души в подневольном рабе, лишение его человеческих прав. Весь ужас такого существования таился именно в этой обыденщине. Жорж Санд увидела в «Записках охотника» «жалость и глубокое уважение ко всякому человеческому существу, какими бы лохмотьями оно ни влачило своё существование». Лесничий Бирюк с его сломанной судьбой, нищетой и душевной щедростью вызывает в читателе именно такое уважение, даже восхищение тем, что он сумел остаться человеком даже в нечеловеческих обстоятельствах. Первый тур Отборочный вопрос. Почему леснику Фоме дали прозвище Бирюк и считали его мастером своего дела? ( примерный ответ. Бирюком называют в Орловской губернии человека одинокого и угрюмого. От Фомы сбежала жена, и он жил один с двумя своими детьми в лесу, исправляя службу лесника. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало ещё на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силён и ловок, как бес …И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идёт». ) Тема «Будь внимателен к слову! » «Дрожки прыгали по твёрдым корням … дубов и лип». А) могучих б) столетних в) развесистых г) молоденьких 2. «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья …, крупные капли дождя резко застучали ». А) забушевали б) зашумели в) с клонились к земле г) зашелестели 3. «Ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне …. » А) м ед ведица б) избушка в) привидение г) высокая фигура 4. «Как тебя зовут? »- спросил я. «Улитой», - проговорила она, потупив своё … личико. А) и спачканное б) стеснительное в) печальное г) задумчивое 5. «Куда? Стой! »- загремел вдруг …. Голос Бирюка. А) ж елезный б) грозный в) громкий г) страшный Театральная пауза( инсценировка эпизода из рассказа «Бирюк») Мужик( жалобно) . Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич! Бирюк. Чего тебе? Мужик. Отпусти. Отпусти … с голодухи … отпусти. Бирюк. Знаю я вас! Ваша вся слобода такая – вор на воре. Мужик. Отпусти … приказчик … разорены, во как …. Отпусти! Бирюк. Разорены! . . Воровать никому не след. Мужик( с отчаянием) . Отпусти, Фома Кузьмич … не погуби. Ваш- то, сам знаешь, заест, во как. Отпусти, ей- богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей- богу. Ей- богу с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится. Бирюк. А ты всё- таки воровать не ходи. Мужик. Лошадёнку- то, хоть её- то … один живот и есть … отпусти! Бирюк. Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится. Мужик. Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того … отпусти! Бирюк. Знаю я вас! Мужик. Да отпусти! Бирюк. Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня знаешь? Не видишь, что ли, барина? Мужик( внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, на лице выступила краска) . Ну на, ешь, на, подавись, на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей! Тебе говорю, азиат, кровопийца, тебе! Бирюк. Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошёл, что ли? Мужик. Пьян! . . не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь! Бирюк. Ах ты … да я тебя! Мужик. А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети – околевай всё … А до тебя, погоди, доберёмся! Бей, бей, на, бей! Бирюк. Молчать! Мужик. Не стану я молчать. Всё едино – околевать- то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету … Д а постой, не долго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой! Бирюк( схватил за шиворот мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкал вон) . Убирайся к чёрту с своей лошадью, да смотри в другой раз у меня! . . Второй тур Отборочный вопрос. Как относится автор к мужику- вору? ( Примерный ответ. Автор сочувствует своим героям. Это видно по многим детал ям текста: обращениям к героям, диалогам. Он просит Бирюка отпустить бедняка, предлагает заплатить деньги за срубленное дерево, радуется тому, что Бирюк помиловал мужика. Автор восхищается честностью, талантом лесника, его добротой. Ему горько и досадно, что такая жизнь выпала на долю его героев. ) Чей это портрет? «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из- под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из- под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною». А) лесник б) б арин в) прохожий- мещанин г) мужик- вор Чей это портрет? «Я увида л … мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Его подёргивало, словно лихорадка его колотила…» А) л есник б) барин в) прохожий- мещанин г) мужик- вор Для чего Бирюк взял ружьё, когда собрался провожать барина из лесу? А) н а всякий случай б) для охоты в) «в лесу шалят» г) подарок барину 4. Какое слово дал себе внутренне рассказчик, когда увидел поближе мужика? А) в о что бы то ни стало освободить бедняка Б) наказать по- своему В) о тдать правосудию Г) не вмешиваться в случившееся 5. Почему рассказчик назвал Бирюка «Славным малым »? А) Б ирюк был неподкупным Б) пожалел мужика и отпустил В) Б ирюк исполнял своё дело честно Г) не отнял лошадёнку мужика Пауза « За страницами твоего уч ебника» Выступление с сообщением подготовленного ученика. Из истории создания «Записок охотника» И. С. Тургенева Биография «Записок охотника» началась с первого номера журнала «Современник» в 1847 году, где был напечатан небольшой рассказ И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч ». Инициатива появления рассказа исходила от Белинского и Некрасова. Подзаголовок «Из записок охотника» был сознательно дан редактором с целью привлечь читателя к весьма популярному в те годы жанру охотничьих рассказов. Дело в том, что и другие повести и рассказы, вошедшие в цикл, ведутся от имени некоего охотника, странствующего по родным лесам и полям. Таким образом, охотник может восприниматься как заинтересованный наблюдатель, наделённый даром всеобъемлющего созерцания, свидетель, летописец, стремящийся к глубокому постижению жизни, законов, по которым она движется. Сам Тургенев утверждал, что небывалый успех «Хоря и Калиныча » побудил его написать другие рассказы, продолжая цикл. Возник замысел создать большое антикрепостническое произведение, рисующее жизнь России. Почти все рассказы цикла были написаны Тургеневым в отдалении от России, за границей, куда писатель уехал на долгое время. «Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него … Враг этот был крепостное право»- так писал Т ургенев современникам. С «Записками охотника» связана драматическая полоса в жизни Тургенева – арест в апреле 1852 года, а затем – ссылка в деревню. Внешним поводом ареста послужила статья о Гоголе, которую написал Тургенев, потрясённый смертью гениального писателя. Но истинной причиной были «Записки охотника», которые к тому времени вышли уже отдельной книгой и имели среди читателей огромный успех. Третий тур Отборочный вопрос. М. Горький относил «Записки охотника» к тем книгам, которые «вымыли» ему душу, «очистив её от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности». Как вы думаете, почему М. Горький сказал о «Записках охотника», что они «вымыли» ему душу»? ( Рассказы Тургенева проникнуты глубокой верой в нравственную чистоту и могучую силу русского народа. Такой народ достоин свободы и счастья) «Я посмотрел кругом – сердце моё заныло». Почему? А) «невесело зайти в мужицкую избу» Б) т учами затянуло всё небо В) п ри виде поваленных деревьев Г) страшно оставаться одному в лесу 2. За что собирались «добрые люди» сжить со свету Бирюка? А) з а намеренное вредительство Б) за угрюмость В) з а честное исполнение своих обязанностей Г) за взяточничество 3. Что мог предложить Бирюк своему гостю в качестве угощения? А) ч ай Б) хлеб В) пироги Г) варенье 4. Чем освещалась изба лесника? А) с вечами Б) фонарём В) лампой Г) лучиной 5. Почему у лесника не было хозяйки в доме? А) у бежала с прохожим мещанином Б) продали другому барину В) у мерла Г) отлучилась ненадолго Четвёртый тур «Пейзаж в повести» Отборочный вопрос. Кто автор этих поэтических строк? О Русь! Люблю твои поля, Когда под ярким солнцем лета Светла, роскошна, вся согрета, Блестит и нежится земля… Люблю бродить в лугу росистом Весной, когда весёлым свистом И влажным запахом полна Степей живая тишина…( И. С. Тургенев) Какое средство выразительности использует Тургенев в этой пейзажной зарисовке? «Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч…» А) о лицетворение Б) метафора В) эпитет Г) сравнение 2. Какое средство выразительности использует Тургенев в этой пейзажной зарисовке? «Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака». А) о лицетворение Б) метафора В) эпитет Г) сравнение 3. Какое средство выразительности использует Тургенев в этой пейзажной зарисовке? «Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями». А) о лицетворение Б) метафора В) эпитет Г) сравнение 4. Какое средство выразительности использует Тургенев в этой пейзажной зарисовке? «Над нашими головами уже виднелось кое- где тёмно- синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака». А) о лицетворение Б) метафора В) эпитет Г) сравнение 5. Какое средство выразительности использует Тургенев в этой пейзажной зарисовке? «Душный жар внезапно сменился влажным холодом». А) о лицетворение Б) метафора В) антитеза Г) сравнение Подведение итогов Вот и заканчивается наша литературная игра. Мы с вами вместе хорошо поработали, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке и оцените свою работу и работу групп. Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Литература 1. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. М. 2009год 2. Малюгина В. А. , Черных О. Г. Игровые уроки по литературе. 7 класс. М. 2009 год 3. Мещерякова М. Литература в схемах и таблицах. М. 2010год

Оставить комментарий: