"Скоро в школу. Ориентиры для родителей" (консультация) Радаева Е.С.
Документы для скачивания
Этому научить не трудно. . . в сего- то… надо жить с ребенком одной жизнью! В течение дошкольного периода ребенок узнавал много об окружающем его мире. И теперь стоит подвести некоторые итоги его осведомленности. И систематизировать знания в единое представление об окружающем мире. Знания о природе. Пятилетний ребенок должен достаточно много знать о природе родного края. Времена года, 4- 5 видов цветов, деревьев, овощей, фруктов, птиц, домашних и диких животных. Отличать природу родного края и далеких стран. Причем, эти знания должны быть не отдельными и разрозненными, а взаимосвязанными. То есть, уметь мыслить на причинно- следственном уровне — в связи с понижением температуры воздуха осенью желтеют листья, птицы улетают, животные готовятся к зиме. Каждый по- своему. Как различные животные зимуют и почему именно так — в зависимости от особенностей образа жизни и внешнего вида, в том числе. Ориентирование в пространстве. Малышу необходимо свободно ориентироваться в пространстве. Не только понимать, но и активно использовать в своей речи пространственные понятия: • Направо — налево • Дальше — ближе, • Сверху — внизу • «на», «под, «за», «из- за» Хорошо, если ваш умник может ориентироваться в этих понятиях относительно не только себя, но и других предметов. На картинке, в комнате, на улице. Например. Что находится справа, слева от домика на картинке. Что в комнате лежит под кроватью, что находится на потолке. Какое дерево ты видишь впереди себя, а какое здание мы только что прошли. Такие мини- игры воспринимаются детьми легко, непринужденно, но имеют большое значение. Во всяком случае, они важнее специально организованных занятий, которые не всегда под силу детям, и бывают для них малоинтересными. А значит, и малоэффективными. Важно, чтобы будущий школьник умел ориентироваться и на листе бумаги. Например, нарисуй в верхнем левом углу зайчика, а в правом нижнем — мячик. Можно подобными указаниями привлечь младшего члена с емьи к сервировке стола к обеду. Знания о материальном мире. Ваш малыш должен быть в достаточной мере осведомлен о материальном мире. Из какого материала сделан тот или иной предмет, и его свойства в связи с этим. Функции предметов и возможные варианты их использования. Пришла пора научить вашего умника сравнивать предметы по форме, цвету, величине, функциям, материалам из которых эти предметы сделаны. Выделять их различия и общие признаки, главное и второстепенное в предмете. Сравнивать одни и те же предметы по различным признакам. Проверить такие умения очень просто. Поиграйте в игру «Четвертый лишний». Покажите 4 картинки, на трех из которых будут овощи, а на одной — фрукты. На трех — предметы красного цвета, а на четвертой желтого. Представления о жизни общества. Малыш должен знать, место работы родителей, чем именно они занимаются, а не «деньги зарабатывают». Чем они полезны обществу. Люди каких профессий производят различные предметы и продукты. В какой последовательности. Что делает доктор, продавец, строитель, учитель; какие инструменты и для чего ему нужны. Что нужно знать для того, чтобы работать менеджером или секретарем. Малыш обязательно должен знать свой адрес и номера телефонов — рабочий и домашний родителей, бабушек- дедушек. Знать как себя вести в экстремальных ситуациях. Упал, ударился — сам или друг, кто- то обидел или кого- то сам ненароком огорчил и т. д. Что делать в случае пожара или, если потерялся. Как перейти улицу или как купить хлеб в магазине. И даже если вы не допускаете ситуации, когда ребенок останется один на один с такими проблемами, знать он это обязан. Выводы. Кроме развития речи, логического мышления, памяти, все эти знания делают ребенка бол ее самостоятельным и уверенным в себе. Он знает, что многое может сам — позвать на помощь взрослых, покинуть помещение, помочь другому человеку. Важно только, чтобы это были не «голые знания» а то, с чем будущий школьник уже ежедневно сталкивается в жизни. То, что наблюдает, сравнивает, анализирует. Жизнь, которую он живет вместе и рядом с другими – растениями, животными, людьми. И умеет с ними правильно взаимодействовать.