Девочки и мальчики – два разных мира
Девочки и мальчики – два разных мира
или что нужно знать родителям об особенностях их развития и воспитания
Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"?
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Как обучать?
Специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
У девочек больше развито слуховое восприятие, а у мальчиков – зрительное и многое другое.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому, поднять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Помогая ребенку учиться и оценивать результаты его учебного труда, родителям нужно учитывать следующие их отличия и опираться на их знание в практике семейного воспитания.
Мальчики |
Девочки |
1. Больше развито левое полушарие — рациональное мышление. |
1. Больше развито правое полушарие — проявление эмоций. |
2. Лучше выполняет задания в одиночку. |
2. Лучше работает в смешанной по полу группа |
3. Требуется длительная разрядка. |
3. Более усидчивы, исполнительны. |
4. Утомляемость к концу работы выше, чем у девочек. |
|
5. Успешно выполняют «мужские» задания. |
5. Успешно выполняют «женские» задания. |
6. Повышается интерес к заданию при материальном поощрении успеха. |
6. Все видят в образе. |
7. Степень влияния и помощи педагога ниже, чем у девочек. |
7. Степень влияния педагога и его помощь высокая. |
8. Информацию перерабатывают медленнее, чем девочки, но более последовательно. |
8. Информацию перерабатывают быстрее, но менее логично. |
9. Мальчики, прежде всего, видят смысл, сразу переходят к действию. |
9. Смысл считывают хуже, требуется время. |
10. Плохо воспринимают повторы, поэтому мальчика ободряй. |
10. Любят много повторений, поэтому девочкам повторяй. |
11. Похвала кажется бессмысленной. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. |
11. Похвала — движущая сила Девочкам очень важно «быть хорошими» в глазах взрослых, им практически неважно, что оценивается в их деятельности. |
12. Меньше, чем девочки, отступают от правил. |
12. В ходе работы, игры могут вносить изменения. |
13. Адаптируются к несвойственным видам деятельности очень трудно, поэтому в нестандартной ситуации стараются выйти из-под контроля взрослых. |
13. Легче приспосабливаются в меняющихся условиях, принимают стратегию, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже справляются с заданием. |
14. При ответе на вопрос мальчики обычно смотрят в окно или в другую сторону. |
14. Почти всегда при ответе смотрят на учителя и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, могут моментально корректировать ответ. |
15. Мальчики могут выполнять задания, но и одновременно жить игрой. |
15. Для девочек главное — установить контакт со взрослым, то есть правильно выполнить задание. |
16. В ситуации деятельности кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. |
16. В ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает активность мозга. В состоянии возбуждения находятся всё структуры мозга. |
17. При оценке «плохо слушали» активизируются слуховые отделы головного мозга, поэтому необходимо сказать «плохо выполнили», чтобы мальчики вновь пережили те фрагменты деятельности, которые оценивается. |
17. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задания, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, а в чем именно они неправы. |
Как воспитывать?
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны взрослого.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если им недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они начинают осваивать вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Как выражать любовь?
Детям, прежде всего, нужна любовь. Любовь наполняет ребенка жизнью, здоровьем, счастьем, помогает крепче держаться на ногах, смелее идти вперед и быть уверенным, что мир принимает его таким, какой он есть.
Существуют различные проявления любви: это может быть забота, внимание, защита, поддержка, доверие, вера в собственные силы ребенка и в его будущий успех и т.д. Однако все эти проявления можно подразделить на два основных: любовь-забота и любовь-доверие.
Всем детям (и мальчикам, и девочкам) необходимы оба проявления любви. До 9 лет все дети больше нуждаются в заботе, с 9 до 18 – в доверии. Но в независимости от возраста мальчика больше нужна любовь-доверие, а девочкам любовь-забота.
К слову сказать, родители в основном подсознательно это чувствуют, но часто хотят дать детям все, либо выбирают что-то одно как принцип воспитания своих детей. Однако что хорошо для одних, то не всегда положительно сказывается на других .
Девочке нужно помочь раскрыть свою личность. Ее не надо стимулировать заботиться о себе самой, стать сильной и независимой. О девочке нужно заботиться, нужно сострадать ее боли, настраиваться на ее переживания, какие-то детские страдания. Любовь-забота побуждает родителей вмешиваться в жизнь ребенка, интересоваться событиями его жизни, влиять на нее. Чем больше заботы получает девочка, тем выше ее самооценка, тем лучше она раскрывает свои женские качества.
Мальчикам нужен другой вид любви – доверие, который подразумевает признание того, что «с моим сыном все в порядке». Доверие означает способность полагаться на сына, способность дать ему возможность действовать по своему разумению, самостоятельно прилагать определенные усилия и совершать ошибки в достижении желаемого. Мальчики учатся на своих ошибках и на основе полученного опыта достигают успеха. Доверие также проявляется в желании дать сыну возможность развиваться, твердо веря в то, что все, в конечном счете, будет хорошо, что он справится. Доверие побуждает родителей дать детям свободу действий, определенное пространство для развития. Чем больше доверия получает мальчик, тем большую ответственность он будет способен брать, тем способнее он будет правильно вести себя в браке и в социальной деятельности.
Для любителей крайностей, тут опять стоит оговориться: это не значит, что мальчикам совсем не нужна забота, а девочке доверие, дело в отношении больше/меньше, расстановке приоритетов.
Мама, которая дает слишком много советов, слишком сильно беспокоится о своих детях, тяготит своих детей, потому что показывает, что им нет доверия, что они не способны развиваться самостоятельно независимо от нее, не способны прогрессировать и воспитывать в себе позитивные качества. Такая чрезмерная забота заставляет ребенка концентрироваться на оценке своих действий, а не на достижении. Поэтому очень важно, чтобы просьбы, которые связаны с поведением детей, с несоблюдением ими каких-то норм (гигиенических и прочих), содержали в себе направление действия, на котором нужно сосредоточиться ребенку, чтобы он концентрировался на достижении, а не на том, что он сделал неправильно. Если мальчик получает слишком много советов и опеки, то он начинает считать себя неполноценным, и не будет иметь решимости идти на риск в разрешении жизненных ситуаций, предпринимать серьезные, рискованные шаги в жизни (вступать в брак, выбирать работу и т.д.), ему будет тяжело принимать решения и брать на себя ответственность.