a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Признаки нарушения речи у детей раннего возраста. Учитель-логопед Лочкарева Т.А.

Опубликовано: 2016-04-07 19:25:13

Документы для скачивания

Признаки нарушений речи у детей раннего возраста Лочкарева Т. А. , учитель- логопед МДОУ « Кизильский детский сад № 3» ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ детей раннего возраста 2- 3 месяца: гуление( произнесение звуков «а», « ы », «у», иногда в сочетании с «г») ; 7- 9 месяцев: лепет( произнесение одинаковых слогов: « ма- ма- ма », « дя- дя- дя », «ба- ба- ба») ; 9- 11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых; 11- 13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов( «папа», «мама», «баба», «дядя») ; 2- 3 года: появляются первые предложения; Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое- либо отклонение, не пускайте всё на самотек. Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить- то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь. Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее! ! ! Представьте себе, что речь ребенка- это глина: пока она сырая- ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что- нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет отрицательным! ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ к концу 1- ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4- ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5- ого месяца не прислушивается к музыке; к 7- ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9- ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10- ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания; к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы( «дай», «покажи», «принеси») ; к году 4- м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»; к году 9- ти месяцам не может произнести 5- 6 осмысленных слов; к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы( «пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях; к 2, 5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия; в 4 года не знает названия цветов, не может рас сказать ни одного стихотворения.

Развитие фонематического слуха. С чего начинать? Лочкарева Т. А. , учитель- логопед МДОУ « Кизильский детский сад № 3»   Различение звуков речи – фонематический слух- является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает( запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что- то точно, а что- то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап- развитие неречевого слуха. Неречевой слух – это восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – « тихого- громкого », « быстрого- медленного », выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать. В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации. 1. Чудо- звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни. 2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. 3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шеле ст стр аниц и пр. Хорошо, если р ебенок научит ся узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1- 2 до 7- 10. 4. Шумящие коробочки. Можно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь. 5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? » 6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните( гремите, шуршите) . Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего. 7. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите( шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино) , а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. 8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться. 9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что- то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку. 10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара- пауза- 3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: - ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно( хлопки или удары по столу) ; - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; - ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта. 11. Громко- тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких- то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями. 12. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги( каждый слог – один удар) , на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется. 13. Узнай свой голос. Вам нужно записать на диктофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.   К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.  Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие( « У коски пус иштый хвошт », « У С асы новая пишама ») . Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. 1. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши( топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. . . ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 2. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три- четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. 3. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. ( Воробей, грач. . . ) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний- а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на" А" ; что начитается на" С" , в середине слова звук" Т" и т. д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 4. Шутки- минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили- бом! Тили- бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба. 5. Звуки по кругу. ( р азвитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета) . Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3- зеленых, 3- синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок( зеленые- для мягких звуков, синие- для твердых звуков) . На коробках наклеены буквы: " н" - начало слова, " с" - середина слова, " к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек( карточек) . Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки( карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку( карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. 6. Начало, середина, конец. ( р азвитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета) . Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков( например, " м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д. ) . Коробка разделена на три части( " н" - начало слова, " с" - середина, " к" - конец) . По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Оставить комментарий: