a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему "Мастерство педагога в НОД по ФЭМП"

Опубликовано: 2016-04-08 16:21:43

        Сегодня поговорим об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

 Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ЗАНЯТИЯ  и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие  и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

Различают типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр,

2) занятия в форме дидактических упражнений,

3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.

Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра,  дидактический  материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.

Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

Вид занятия зависит от программных задач:

1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,

2) занятие полностью посвящено повторению,

3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),

4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся).

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач:

 1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные  - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

разъяснения (как выполнить данную задачу),

указания воспитателя (в основном с детьми),

план действий старшего дошкольного возраста.

 

Практическим методам

 – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы:

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

При появлении у детей первых признаков переутомления воспитатель проводит физкультминутку.

   Учеба должна доставлять детям радость, поэтому заданиям целесообразно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть:

  • Кто больше назовет вопросов со словом «сколько» к таблице с рисунками предметов, геометрических фигур;
  • «У кого столько же?» при поиске карточек с соответствующим количеством предметов, кружков;
  • «Что больше, что меньше?» при сравнении частей;
  • «Какие фигуры заблудились?» и т. д.

Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, «замысловатые» вопросы, загадки, стихотворения, считалки, веселые картинки математической направленности.

Используя разнообразные упражнения, воспитатель предоставляет детям инициативу, самостоятельность в процессе получения, закрепления и применения знаний.

В конце занятий необходимо периодически побуждать детей давать отчет о том, что узнали для себя нового, чему научились, что удается легко, что не удается, кому и над чем поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умению правильно оценивать свои знания и действия.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется воспитанию нравственно-волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Детей приучают быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями педагога, исправлять ошибки, активно участвовать в работе – выполнять все задания, стремиться отвечать на вопросы. Воспитатель учит детей правильно сидеть, поднимать руку, когда уверены в ответе, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости помогать им.

Важно создавать условия в играх, труде, быту, побуждающие детей считать, измерять, сравнивать размер предметов, определять их форму, пространственное положение.

Знания, полученные детьми на занятиях, постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни.

Используемая литература:

  1. Л. С. Метлина. Занятия по математике в детском саду.
  2. Н. А. Пискарева. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.
  3. В. И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание».

Оставить комментарий: