a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов « Интеграция образовательных областей при планировании НОД»

Опубликовано: 2016-04-10 21:38:29

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности считается процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного  творчества и игровой деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников.
  3. Форма проведения интегративных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

1 ПЛАСТООБРАЗНАЯ – наслоение пластов различных видов искусства и деятельности, содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребенка целостного художественного образа;

2 СПИРАЛЕВИДНАЯ – содержание и виды деятельности  постепенно возрастают количественно и качественно, изменяясь на каждом витке;

3 КОНТРАСТНАЯ – принцип диалога и контраста в рассуждениях педагога и детей. В основе – сравнение, сопоставление и проблемные вопросы;

4 ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ – организация такого вида художественно – творческой деятельности, в которую вливаются другие виды ( муз., изо., и др.).

5 ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ – ориентировка на создание условий для творческого развития ребенка.

Перед началом работы по осуществлению интеграции рекомендуется выполнить ряд важных действий:

- определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

- учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

-  продумать развивающие задачи;

-  использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;

- учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала;

- использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и др.);

- учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведенияинтегрированных занятий.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия - определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

Любая интеграция этовзаимодействие друг с другом. Взаимодействовать можно несколькими способами:

1 – фронтальный, направлено на всех детей сразу

 

2 – индивидуальный, направлено на каждого ребенка в отдельности и ответ от каждого не связанный с другими детьми

 

3 – подгрупповой (дети объединены по определенному признаку, взрослый взаимодействует на всю подгруппу в целом, получая ответ от каждой подгруппы)

 

4 – внутригрупповой, такой же, как подгрупповой, но добавляется взаимодействие детей внутри группы для достижения цели (коллективная работа)

 

5 – межгрупповой  (группы для достижения цели взаимодействуют с взрослым и друг с другом);

 

6 – общекомандный (наивысший способ; взрослый руководит группой детей в целом, аподгруппы взаимодействуют между собой).

 

 

 

Моделирование интегрированного занятия

 

Шаг 1– определяем цель занятия.

Шаг 2 –  определяем задачи, реализация которых позволит добиться планируемой цели и интеграцию образовательных областей.

Шаг 3 – Устанавливаем форму интеграции – взаимопроникающая, поскольку содержание одних областей реализуется через деятельность в других областях.

Шаг 4 – определяем деятельность детей, посредством которой можно решить поставленные задачи.

Шаг 5 – определяем форму взаимосвязи детей и педагога, которая будет оптимальна для достижения поставленных задач.

Шаг 6 –  определение последовательности детской деятельности и временного ограничения.

 

 

 

ТЕМА НОД «Знакомая незнакомка» (средняя группа)

ЦЕЛЬ: формирование представлений детей о многообразии предметного мира.

 

– пользоваться простейшими способами сенсорного анализа

–устанавливать причинно-следственные зависимости

–подбирать графические знаки для  обозначения результатов

– группировать предметы по двум признакам

– называть основные источники опасности.

–участвовать в партнерской деятельности

–рассказывать правила безопасного поведения

– выкладывать  узор по схеме

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ - взаимопроникающая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Познавательно-исследовательская

- опыт с деревом и металлом

Коммуникативная

- вопросы поискового характера (почему?  зачем?)

Игровая

-группировка предметов по материалу

Коммуникативная

-составление рассказа по схеме

Игровая

- выкладывание узора из спичек

Двигательная

разминка

ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Подгрупповая

Индивидуальная

Внутригрупповая

 

У нас получился план интегрированного занятия для детей средней группы:

  1. Рассматривание коллекции спичек–2 мин.
  2. Группировка игрушек по материалу (дерево, металл) – 2 мин.
  3. Опыт с деревом и металлом – 5 мин.
  4. Разминка – 1 мин.
  5. Сравнительный рассказ о дереве и металле – 5 мин.
  6. Выкладывание картинок из спичек – 3

Итого – 18 минут (2 мин. оставляем на организационные моменты).

Оставить комментарий: