a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской

Опубликовано: 2016-04-11 19:37:00

Цели:

  1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  2. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; произведением Мусоргского «Богатырские ворота».
  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского из «Картинок с выставки».

Словарная работа:

Русь, предки,  богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Дети входят в зал под звучание военного марша, садятся на стульчики.

Воспитатель:  Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто защищал наше Отечество . Скажите, ребята, а что такое Отечество?(Ответ детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

 

Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: Но не всегда наша Родина была такой. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

 

Дети: Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Воспитатель:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.

Слышится колокольный звон…                                                                                                       

 

Воспитатель: Слышите, ребята. Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг. Все русские люди, и стар, и млад поднимались на борьбу. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

 

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Кто такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, борцы.

Воспитатель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

 

Воспитатель: Вот послушайте, стихотворение о богатыре Никиты Морозова:

 

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

 

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

 

Дети: Из былин, русских народных сказок, поэм.

 

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

 

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)-
  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.

 Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, в сказках,  но и в творчестве художников и музыкантов.

 Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри».  А великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский сочинил музыкальное произведение «Богатырские ворота». И сегодня мы с вами познакомимся с этими великими произведениями искусства.

Звучит запись «Богатырские ворота» Мусоргского. Через несколько секунд читаю стих.

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

 

 - Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь.

  1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

  1. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  1. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель: Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете старинное и современное оружие и военную технику. Старшая группа выбирает карточки с изображением современного оружия и техники,  а подготовительная со старинными предметами.

Дидактическая игра «Старинное и современное оружие».
- Ребята, а теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»

Звучит песня «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Дети: Гордость, решительность.

Воспитатель: Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А я вам хочу зачитать завет, который  оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей,

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

 

 

Оставить комментарий: