a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Пед.час «Формирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды в современных условиях»

Опубликовано: 2016-04-12 11:15:54

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁ ННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН ИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «УЛЫБКА» СТАНИЦЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ» Пед. ч ас « Формирование предметно- пространственной развивающей образовательной среды в современных условиях » 2015 год Задачи: 1.       Определить понятие «развивающая предметно- пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности; 2.       Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно- пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения  разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГОС ДО. Ход 1. Тренинг- Уважаемые, коллеги,   поз дравляю вас с началом учебного года. Я предлагаю вам нарисовать свои творческие замыслы на этот учебный год. С вой творческий замысел вы будете воплощать не одни, вам будут помогать коллеги. Звучит музыка – вы рисуете, как только музыка остановилась, вы передаете свой лист соседу по часовой стрелке, и продолжаете рисовать на чужом листочке. И так по кругу пока ваш листочек не вернется к вам. У вас на столах для этого есть весь необходимое. / Звучит музыка педагоги рисуют/ . Хочется услышать воплотились ли ваши фантазии или они претерпели изменения благо даря коллегам. Поднимите руки те, у кого замысел  совпал с результатом. Ваше творение мы оставим у себя в память о нашей встрече. 2. Вступительное слово Начинаем педчас по теме «Ф ормирование предметно- пространственной развивающей образовательной среды в современных условиях».   Вопрос создания развивающей предметно- пространственной среды ДОУ  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Понятие развивающая предметно- пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»  ( С. Л. Новоселова) . Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы( М. Н. Полякова) . Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно- пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. 3. Сообщение воспитателя Джуджуевой Н. М. «Формирование предметно- пространственной развивающей образовательной среды в современных условиях»( прилагается) . 4. Презентация   развивающей предметно- пространственной среды групп ы « Капитошка », воспитатель Шамехина С. В. 5. Итоги тематического контроля «Готовность групп и кабинетов к учебному году» 6. Практическая часть. Игра «Дизайнер» В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать развивающую предметно- пространственную среду для воспитанников. Ит ак, уважаем «дизайнеры», сейчас мы будем проектировать развивающую предметно- прост ранственную среду для детей от 3 до 4 лет. Перед вами макет группового пространства, заполните его це нтрами( центр- облачко) . ( Педагоги на листочках обозначают центры и раскладывают на макете группового пространства) , в итоге получается общий проект развивающей предметно- пространственной с реды для детей 2- го младше го возраста. Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня обсудили и представили наш опыт работы по созданию развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО. Х отелось бы отметить, что мы должны быть в непрерывном творческом поиске, пробовать, ошибать ся, и снова двигать ся вперед.

« Формирование предметно- пространственной развивающей образовательной среды в современных условиях » Номер слайда Текст выступления 1 Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях( далее- ОУ) , требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно – пространственная развивающая образовательная среда. Вопрос организации предметно- развивающей среды ОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта( далее- ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования( далее – ООП ДО) . 2 Предметно – пространственная развивающая образовательная среда( далее- предметная среда) , создаваемая в О У в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности. Предметная среда в О У выполняет: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 3 П редметная среда О У должна име т ь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Наполняемость предметной среды долна отвеча т ь принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, необходимое подготовить оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого – возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда создается с учетом принципов интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности( игровой, двигательной, поисково- исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др. ) . При создании предметной среды педагоги соблюдают принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Образовательная среда детского сада должна быть современной. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, не должны полностью вытесняться как ценные сами по себе. Методическая служба ДОУ должна систематически проводит ь анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствии с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями( единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п. ) . 4 При реализации образовательной программы дошкольного образования предметная среда должна отвечать определённым критериям 5 При создании предметной среды необходимо руководствовать ся следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования: Принцип Полифункциональности Трансформируемости Вариативности 6 Насыщенности Доступности Безопасности 7 При проектировании предметной среды необходимо учитывать следующие факторы вы можете ознакомиться с ними на э кране- Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка; - Психофизиологические факторы, обуславливающие соответствие объектов предметной среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды; - Зрительные ощущения, учитывающие освещение и цвет объектов как факторов эмоционально – эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света, цветовая палитра; - Слуховые ощущения, учитывающие совокупность звучания звукопроизводящих игрушек; - Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка; - Физиологические факторы призваны обеспечивать соответствие объектов предметной среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка; - Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характерист ик параметрам предметной среды 8 Следует всячески ограждать детей от отрицате льного влияния игрушек, которые отрицательно влияют на детскую психику- провоцируют ребенка на агрессивные действия; - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры( людям и животным) , роли которых исполняют играющие партнеры( сверстник и взрослый) ; - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки( куклы, мишки, зайчики и др. ) ; - провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящими за компетенцию детского возраста. Таким образом, насыщенная предметно- пространственная развивающая образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Оставить комментарий: