a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар «Система художественно-эстетического развития детей в ДОУ»

Опубликовано: 2016-04-12 11:32:10

Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Сообщение для семинара. Музыкальный руководитель Чикина О. Н. С введением Федерального государственного образовательного стандарта( далее ФГОС) происходят изменения в системе дошкольного образования, в том числе и музыкальном воспитании. Согласно пункту 1. 5 ФГОС ДО, он направлен на достижение следующих целей: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Соответственно, музыкальные руководители в ходе своей профессиональной деятельности должны преследоваться те же цели. Исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель обязан: Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития; Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности; Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы. В ФГОС ДО, музыкальное воспитание « представлено в образовательной области « Художественно- эстетическое развитие », наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства- это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя »[ 4 В соответствии с пунктом 2. 6. ФГОС ДО, художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) . Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально- двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере. Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся: Непосредственная образовательная деятельность( Музыкальные занятия) ; Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ; Праздники и развлечения; Музыкальное образование детей в семье. Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия. Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы дошкольн ого образовательного учреждения. Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошколь ной образовательной организации в соответствии с ФГОС «формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста », все об разовательное содержание программы, в т. ч. и му зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом». И давайте помнить, что «Музыкальное   воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего  воспитание человека»( В. А.   Сухомлинский) .

СООБЩЕНИЕ Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. ( для семинара) Подготовила воспитатель Ломакина Л. П. Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально- волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются « головоноги ». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Все необходимые качества воображения( широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально- благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут хуожниками- профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее( рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д. Для работы с детьми я наметила следующие задачи: - Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение. - Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности. - Совершенствовать технические умения и навыки. - Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению. На занятиях использую следующие принципы: - От простого к сложному. - Оптимальное соотношение известного к неизвестному. - Определенный дефицит информации. - Вызвать интерес. На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог- партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность. р азвивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

СООБЩЕНИЕ «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»( для семинара) Подго товила воспитатель Шамехина С. В. Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения. Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…» или «ну придумай же что- нибудь! » Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение – своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное( или воссоздающее) и продуктивное( или творческое) . Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания( при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность) . Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое- либо описание. Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и другие. Они отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении. Активность темы определена следующими проблемами: Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. п ервому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно- воспитательной деятельности в ДОУ. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. в оображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества. На воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный( сюрпризность! ) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для занятий нужно подбирать красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Нужно стараться показывать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы- отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков( например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя) , проводить пальчиком линию( ручеек или дождик) . Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить ребенка и переключить внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал? », «Чьи это следы? », «Какая ягодка тебе нравится? ». Существуют еще следующие техники рисования – « тычкование жесткой полусухой кистью», «тампонирование», «отпечатки листьями», « набрызг », «монотипия пейзажная». Таким образом, все эти техники рисования способствуют развитию творческого мышления, фантазии детей.

Оставить комментарий: