a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

я-мальчик, будущий мужчина, я- девочка, будущая женщина

Опубликовано: 2016-04-14 16:50:06

«Я - мальчик, будущий мужчина, я – девочка, будущая женщина»

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между поломи в общественной и личной жизни. (Российская педагогическая энциклопедия, Т.2.М., 1999. С. 166. Полоролевая социализация мальчиков и девочек одно из важных направлений работы педагогов дошкольного учреждения. Бесполовое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. По данным Т.М. Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматичекими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких, как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по разному. Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам: «Ты же девочка, нельзя драться!» говорит мама, да и педагоги часто, как будто-то мальчикам можно! От представления о содержании типичного поведения для пола, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучия отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями. Важную функцию в работе по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности несёт предметно-развивающая среда, т.е. представленные игрушки, атрибуты для игр, игровые центры, в которых дошкольник мог бы проявить себя как представитель определённого пола. В нашей группе есть две «отдельные территории» для мальчиков и девочек – это центр строительных игр, где подобраны игрушки для мальчиков: машинки, строительный материал, мастерская со слесарными инструментами, наборы столярных инструментов и дом, где есть куклы, посуда, наборы фруктов, овощей и других продуктов необходимых для приготовления пищи, мебель, туалетный столик со всеми аксессуарами, все для девочек. Когда дети объединяются для совместной игры, они имеют возможность определить свою роль в соответствии с полоролевыми различиями. Девочки – мамы, ведут хозяйство, мальчики – папы – ходят на работу ремонтируют машины, работают водителями. «Собираемся на пикник на природу»- девочки готовят посуду, продукты, скатерть, мальчики - строят машину, помогают девочкам нести сумку, упаковывают все приготовленное в машину, помогают девочкам переносить тяжести. Хочется поделиться такой формой работы, как проведение вечеров досуга, например, «Праздник вежливости». Вот где ребёнок должен отождествлять, себя с соответствующим полом и ему уже свойственна дифференциация установок и поведения по принадлежности к полу. «Богатырские состязания», игровая программа ко дню Защитника Отечества, на которой мальчики состязаются в перетягивании каната, в «бое» на бревне с подушками, метании «снарядов», а девочки выполняют роли медицинских сестер, готовят концертную программу для мальчиков, подарки будущим защитникам Родины. «Мисс очарование», «Варвара краса – дивная коса» - конкурсная программа, посвященная международному женскому дню, где девочки вместе с мамами готовили наряды, прически, очаровывали нас своей грацией, удивляли светскими манерами, восхищали кулинарными способностями, а мальчики вместе с папами готовили подарки и дарили цветы. Традиционным в нашей группе стало мероприятие «Мама, папа, я спортивная семья!» Дети видят, в каких конкурсах участвуют только мамы или обязательно папы. После праздника мы с детьми обсуждаем, как прошло наше мероприятие, почему в конкурсе по поднятию гири принимали участие папы, а мамы собирали воздушные шары и т.д. Еще хочется поделиться опытом работы по составлению тематического планирования по теме: «Два разных мира: девочки и мальчики. Строение человека. Мой организм» Цель: Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Задачи: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками. 2. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин 3. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье. Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в страну мальчиков и девочек» В планирование совместной деятельности взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей были включены следующие мероприятия: Беседа на тему «Мужчины и женщины – какие они?». Рассматривание иллюстраций на тему «Моя семья», в любимых книгах Е.Благининой, А.Барто. Цель: уточнить знания детей о роли занятости мужчины и женщины на примере хозяйственно-бытовой деятельности в семье. Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по содержанию стихотворения: Почему девочка не стала играть игрушками? А вы заботитесь о своей маме, когда она устает? Как папа заботится о маме? В каких случаях папа берет заботы по дому на себя? Какую работу в доме выполняет папа? Какую мама? Какие обязанности есть в семье у тебя? У твоего брата(сестры)? П\и: «Два притопа». Два притопа, два прихлопа. Ежики, ежики. Наковальня, наковальня – ножницы, ножницы. Бег на месте, бег на месте – зайчики, зайчики. Ну-ка вместе, ну-ка дружно – девочки! Мальчики! Беседа на тему: «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина». Цель: рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчины характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели и др.). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, парикмахер, повар, педагог, хореограф). Игровое упражнение «Каблучок». Предложить детям смастерить из пробок, кубиков каблучок и простоять, кто дольше. Цель: развивать пространственную ориентировку, профилактика плоскостопия. Предложить рассмотреть книги. Обращать внимание на женские и мужские роли. Какими характеристиками их наделил автор? Цель: воспитывать интерес к книге, как источнику знаний. Беседа «Я человек» Цель: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках.(стр 9 « Я и мир» Л.Л.Мосалова) Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди». Почему случилась беда с мальчиком? А вы всегда слушаетесь своих родителей? Цель: воспитывать уважение к авторитету родителей, взрослых. Д/и: «Кому, что нужно для работы». Цель: закрепить знания о профессии мужчин и женщин. Развивать умение выполнять сравнение объектов последовательно, в соответствии с заданным алгоритмом. Беседа: «С кем бы я хотел дружить?» Цель: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках девочек и мальчиков, представление о дружбе. Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков. Прослушивание песни «Дружба». Повторение первых строк песни: «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – вот, что значит настоящий, верный друг. Беседа: «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком». Цель: Развивать у девочек предпосылки женственности, у мальчиков – мужественности. Воспитывать уважение друг к другу. Слушание песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» Беседа о том, как дома родители делают заготовки на зиму, участвуют ли дети в работе на огороде, на даче? Кто этим занимается? Как папа помогает маме, в чем вы помогаете? Цель: совершенствование представлений о ценности труда родителей, особенности женского и мужского труда, обратить внимание, что мужчины выполняют более тяжелую работу. Беседа о том, как одеваются мужчины и женщины, почему? Показать в «Атласе мира» национальную одежду мужчин и женщин других стран. Цель: расширять представление об одежде мужчин и женщин России и других стра Игровая ситуация «Обратись к другу за помощью». Цель: учить детей обращаться к друг другу с какой-нибудь просьбой. Развивать навыки общения с друзьями, закрепить правила этикета. Игровое упражнение: «Какое имя лишнее?». Цель: развивать умение определять на слух принадлежность имен девочек и мальчиков. Придумывать самим имена. Дать представления о «двойном имени», одинаковом для мальчиков и девочек. Игровое упражнение «Кто, что носит». Цель: учить детей находить характерные признаки, отличия в облике мальчиков и девочек, стр.80, И.П. Шелухина «Мальчики и девочки». Конкурсно-игровая программа, клуб «Знатоки» Вопросы к игре: Для девочек Для мальчиков Можно ли ради подруги пойти на обман? Можно ли ради друга обидеть человека? Как объяснить значение пословицы: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»? Что обозначает пословица: «Старый друг лучше новых двух»? Кого из героев сказки «Крошечка-Хаврошечка» можно назвать настоящими друзьями? Кого из героев сказки» Бременские музыканты» вы назовете настоящими друзьями? Если вашей подруге предложили красиво рассадить кукол на полке, а вы с ней хотели идти рисовать, что вы будете делать? Ваш друг принес новую машинку, но дал ее поиграть сначала другому мальчику, а вам очень хотелось первым ее посмотреть. Как вы поступите? Вашу подругу обидели, она плачет. Что вы будете делать? Ваш друг не пришел к вам на день рождения. Как вы поступите? Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать? Ваш друг вовремя игры случайно сломал вашу машинку. Что вы будете делать? Отдельно хочется сказать о сотрудничестве воспитателя и родителей. Семья – первая среда полоролевой социализации. В семье полоролевые ориентации детей направляются родителями, а среда сверстников образует необходимые условия для закрепления и отработки полоролевых стереотипов. В работе с родителями мы используем такие формы работы как организационно – досуговые мероприятия: «Вместе с папой и мамой на лыжную базу», «Мастер – класс» по обмену опытом семейных традиций, субботники по организации построек снежных городков на участке детского сада, а также групповые и индивидуальны консультации на такие темы, как « С чем мальчики и девочки приходят в мир», «В какие игры играет Ваш ребёнок» и др. Родители являются первыми нашими помощниками по подготовке материал для тематической недели. По данной теме они приняли участие в оформлении фотомонтажа «Папа, мама – я! Дружная семья!», участвовали в творческой мастерской по подготовке игрового оборудования к игре «Салон красоты», делали мебель из бросового материала для игры «Наш дом» (комната для мальчика и для девочки). В заключение хочу сказать, что в нашей группе мы стараемся постоянно напоминать мальчикам, что они сильнее, чем девочки, смелее, ведь они - будущие мужчины, а значит, должны постоянно помнить об этом! И очень приятно, когда ты видишь результаты своего труда! Возвращаясь с прогулки, они перегоняют нас с девочками, чтобы первыми открыть для нас дверь, когда сами берут коробку с выносным оборудованием, когда помогают девочкам застегивать «непослушные» замки, уступают место в «транспорте» и еще многое другое от чего становится радостнее и теплее от мысли, что труд твой не был напрасным!

ЛИТЕРАТУРА 1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. 2. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993. 3.Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.,1993. 4.Шелухина И.П. «Мальчики и девочки», Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «ТЦ Сфера», 2006. С.94

Оставить комментарий: