a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи.

Опубликовано: 2016-04-21 10:02:09

Документы для скачивания

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи. « Влияние художественной ли тературы на развитие речи детей» Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. С целью повышения качеств а работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, рабо т а по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчес тва – поставлены следующие задачи: 1. Ф ормировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах( проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 2. Р азвивать поэти ческий слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. 3. В оспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержан ия произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; 4. В оспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. 5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой. Для решения задач все стороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев: 1. И де йная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 2. В ысокое художественное мастерство, литератур ная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; 3. Д оступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учи тываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 4. С южетная занимательность, простота и ясность композиции; 5. К онкретные педагогические задачи. Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и ра ссказывания. В него входит несколько групп произведений. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, п естушки, небылицы и перевертыши, сказки. Произведе ния русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг. « Методы приемы и средства по приобщению де тей к художественной литературе» Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию реч и, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как: Словесный: - ч тение произведений- в опросы к детям по содержанию произведений- п ересказ произведения- з аучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. - в ыразительное чтение художественной литературы- б еседа по произведению- п рослушивание грамзаписи П рактический наглядный: - и гры- драматизации- д идактические игры- т еатрализованные игры- э лементы инсценировки- наглядный п оказ иллюстраций- д вижение пальцами, руками- п оказ схемы- с оставление алгоритма- п росмотр видеофильмов, диафильмов- о формление выставки, книжного уголка Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легк ому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе раб оты над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую а ктивность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются: рациональное размещение в группе; соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы; соответствие интересам детей; постоянная сменяемость; эстетическое оформление; востребованность. «Ф ормы рабо ты по приобщению детей к чтению» С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге ис пользуются следующие формы работы: О формление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент. О формление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, мог ут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п. З анятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересо валась. С оздание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей. В ыставки детских рисун ков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разм естят свои рисунки и поделки. С оздание книг- самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях. Празднование именин произведения: д ля этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмеча ют свой юбилей. Например, в 2016 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится- 94 года и т. п. О формление макетов по мотивам любимых сказок. Над так ими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги. С оздание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. П осещение занятий в районной библиотеке. Ф орма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, кон ференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению. « Формы работы с родителями по пр иобщению де тей к художественной литературе» Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств. Для проведения эффективной работы с родителями используются следую щие формы: - Анкетирование- Беседа- Рекомендации- Консультации- Родительские собрания- Наглядная агитация( фотогазеты, фотоширмы) - Участие в проектах- Информация на сайте ДОУ В уголок для родителей поместить список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях. Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашни х условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: “Знакомство ребенка с художественной литературой”. “ Роль сказки в развитии речи детей”. “ Организация бесед по сказкам”. “ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п. Таким обра зом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробужда ться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу: Формиров ать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей; Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действи ю, а также повышает интерес к художественной литературе. Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, об мен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге. Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, пе редавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речев ому развитию.

Оставить комментарий: