a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ средствами изобразительного искусства»

Опубликовано: 2016-04-21 10:04:07

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Педагогический опыт нравственно- патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ средствами изобразительного искусства» В дошкольном образовании возникла проблема методоло гии и практики работы по нравственно- патриотическому вос питанию средствами изобразительного искусства. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольно го возраста — понятие широкое. В его основе лежит формиро вание нравственных чувств. Это сложный педагогический про цесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в станов лении личности патриота. Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно- ху дожественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощуще ние, осознание себя частью своей Родины. Если провести обыч ное занятие по изобразительно- художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необ ходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, работа в изобразительной студии, занятия в музейной комнате. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и ме тоды работы, определенные этапы. Содержание работы с детьми по нравственно- патриоти ческому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом. 1. Виды работы. В ДОУ данная работа может организовы ваться в виде занятия, детского патриотического клуба, роди тельского объединения( например, «Героическое прошлое нашей семьи») , студии, музея( например, «Патриот», «Память») и др. 2. Организационная работа: необходимо создать комфортные условия для занятий. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно- изобразительному и нравственно- патриотическому воспита нию детей дошкольного возраста; очень важно грамотно подобрать наглядный методический материал по теме занятия( репродукции картин известных ху дожников- баталистов, макеты памятных мест, скульптуры ма лых форм и др. ) , продумать экскурсию к памятным местам; периодически обновлять изобразительный материал( крас ки, глина, уголь, сангина и др. ) ; организуя работу, педагог получает возможность руково дить познавательным и творческим развитием детей. 3. Особенности работы. Занятия с детьми старшего до школьного возраста по нравственно- патриотическому воспита нию средствами изобразительного искусства отличаются тем, что: отсутствует обычный показ методического пособия; •^ активно используются взаимосвязь и разнообразие нагляд ных форм: скульптуры, картины, медали, ордена, фотографии военных лет, заготовки педагога и др. ; осуществляется активное познание исторического прошло го( алгоритм «чувствовать — познавать — творить») ; ^ ребенок получает знания о художественных произведениях военного времени, может вести сравнение, анализировать и де лать выводы; проводится индивидуальная работа с детьми в музейной комнате; расширяются знания после посещения памятных мест и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Главными задачами являются: воспитание и развитие в ребенке нравственно- патриотиче ских чувств в процессе изобразительной деятельности, рас сматривании произведений искусства; формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстни ками; развитие и совершенствование способностей при использо вании разных изобразительных материалов; ^ сохранение любви и уважения к историческому военному прошлому. Формы методической работы: день открытых дверей; ^ интерактивные выставки; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ху дожниками- баталистами, скульпторами, декораторами; выставки репродукций картин известных художников; беседы по живописному произведению( «круглый стол», диалог) ; р екламно- информативная форма работы( художественно- литературное занятие, просмотр репродукций) ; ^ игровые формы работы; ^ создание военно- патриотического музея; •^ посещение памятных мест. Цели: развивать художественно- эстетического восприятие; совершенствовать способность расширять творческий за мысел; осваивать изобразительные навыки, совершенствовать тех нические приемы рисования; расширять и углублять опыт общения с миром искусства. Тематическое планирование( в определенной сис теме и поэтапно) работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию средствами изобразитель ного искусства предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Родная страна в период Великой Отечественной войны», «Родной город во время войны», «Радость Победы». Работа с детьми проводится по темам, которые желательно приурочивать к конкретным событиям, праздникам, например перед праздником День Победы можно провести с детьми ра боту в музейной комнате по изобразительно- художественной деятельности на темы «Память», «Салют». Этапы работы I. Собирается необходимый материал о художниках и скульп торах, определяются объект ы для экскурсий с детьми в крае ведческий музей, городской выставочный зал, к памятникам, зданиям. II. Разрабатываются диагностический материал, серия заня тий на тему «Искусство военных лет нашего города». На заня тиях дети знакомятся с творчеством художников, прошедших войну, посещают выставки их картин и скульптур, слушают рассказы авторов о себе и св оих работах, беседуют с художни ками. III. Приобщаясь к изобразительному искусству и архитек турным произведениям своего города, дети учатся не только по нимать художественный образ произведения, но и видеть пер спективу, определять цветовую гамму. Они получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, у них формиру ется умение использовать технику и приемы рисования, лепки, они также узнают военную историю страны, героическое про шлое родного города, у них воспитываются чувство гордости за свою Родину, уважение к ней. Педагогический мониторинг( диагностика работы) пред ставляет собой обследование и выяснение протекания учебного процесса. Диагностика по данной работе позволяет проводить контроль, оценивать и накапливать статистические данные. Диагностика проводится в начале, середине и конце учебно го года. Если выявляется низкий уровень развития по тем или иным разделам, на основе данных результатов планируется ин дивидуальная работа с ребенком, проводится коррекционная ра бота. В середине учебного года проводится промежуточная диа гностика для детей, которые показали низкий уровень усвоения программы. В конце учебного года — итоговая диагностика со всеми детьми, которая позволит выявить результаты усвоенных знаний и умений. В свою очередь педагог должен умело и грамотно подойти к организации и методике обучения по нравственно- патрио тическому воспитанию. 1. Руководство работой по нравственно- патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства. Грамотное и творческое руководство процессом формиро вания нравственно- патриотических чувств у детей посредством приобщения к изобразительному искусству напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагога в области художественно- эстетического воспитания. Необходимо прово дить консультации по следующим темам: «Живи и помни», «Творчество художников студии Грекова» и др. ( ознакомление с живописью) ; «Неизвестный солдат», «Мамаев курган», «Вечный огонь», «Комсомольцы» и др. ( ознакомление со скульптурой больших и малых форм) ; «Архитектурные памятники войны», «Диорама» и др. ( оз накомление с графикой и архитектурой) ; «Родина- мать зовет! », «Воин Красной армии, спаси! » и др. ( ознакомление с книжной иллюстрацией и декоративно- офор мительским искусством) . На занятии по нравственно- патриотическому воспита нию детей знакомят как с одним видом искусства( например, живописью) , так и с несколькими( например, живописью и скульптурой) . Занятие может быть посвящено разным видам искусства( например, изобразительному искусству, музыке, ху дожественному слову) . Активно используется художественное слово, которое помогает детям понять образ, услышать о том или ином событии, которое описал поэт. Современные возмож ности ДОУ позволяют иметь в своем арсенале ТСО, что дает возможность активно использовать произведения искусства в учебно- познавательном процессе, объединяя и интегрируя их. Место для проведения работы. Работа проводится в группе, музыкальном зале и др. Но ин тереснее всего оборудовать в ДОУ музейную комнату — куль турно- просветительский центр, целенаправленно собирающий, хранящий и экспонирующий подлинные предметы материаль ной культуры, а также центр нравственно- патриотического вос питания в ДОУ. Оборудование для работы: изобразительные материалы; репродукции картин известных художников; ^ скульптуры малых форм; диафильмы; материалы для изготовления макетов; настольные макеты- диорамы; мольберты; звуковоспроизводящая аппаратура; компьютер; развивающие игры; интерактивная доска; Нравственно- патриотическое воспитание — основное на правление воспитательной работы в ДОУ. Основная его цель — формирование высокого патриотического сознания, верности Родине, память и уважение к ее прошлому. Историческое значе ние каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство — силой его патриотизма. Все дети видят и воспринимают окружающий мир по- свое му. Нам, взрослым, необходимо как можно больше уделять де тям внимания, помогать получать знания, развивать творческие способности и воображение не только одной формой и метода ми обучения, а их разнообразием и сочетанием. Необходимо как можно более четко планировать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в изобразительно- художественной деятельности. Огромное значение имеет при мер взрослых, особенно близких ребенку людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи( прабабушек, прадеду шек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такое важное понятие, как «долг перед Родиной». Через наглядные художественно- изобра зительные средства важно подвести ребенка к пониманию того, что мы победили, потому что любили свою Отчизну.

Оставить комментарий: