a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека опытов и экспериментов

Автор: Бурлакова Оксана Викторовна Опубликовано: 2016-04-25 08:54:22

Картотека опытов и экспериментов НЮХАЕМ, ПРОБУЕМ, ТРОГАЕМ, СЛУШАЕМ Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении( уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус) . Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями( для рук и носа) , газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер- сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед З най предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед З най беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы? », «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки? » и т. д. • Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами. • Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? ( Нам помог нос. ) • Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар. • Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. • Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? ( На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств. ) ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ? Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. Описание. • Игра «Что звучит? » — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? ( З- з- з. ) Как жужжит муха? ( Ж- ж- ж. ) Как гудит шмель? ( У- у- у. ) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? ( Дрожит, колеблется. ) Как прекратить звук? ( Остановить колебания линейки рукой. ) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА Задача: выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) . Материалы: две непрозрачные банки( одна заполнена водой) , стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. • В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? ( Переливаем, наливаем воду. ) Что делает водичка? ( Льется. ) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»( рассматривание картинок через банку) . Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? • Какая вода? ( Прозрачная. ) Что мы узнали о воде? ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы: узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую- то форму? » Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? ( Ковшиком через воронку. ) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды. ПОДУШКА ИЗ ПЕНЫ Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене( плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) . Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? ( Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе. ) ВОЗДУХ ПОВСЮДУ Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. ( Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. • Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. ВОЗДУХ РАБОТАЕТ Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы( парусные суда, воздушные шары и т. д. ) . Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. Описание. Дед З най предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки- схемы, дорожка из камешков. Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. • Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки- схемы и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки? МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ Задача: выявить свойства глины( влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) . Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Описание. По модели обследования предмета дед З най предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? ( Сухой, твердый. ) Какая глина? ( Влажная, мягкая, остаются ямки. ) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? ( Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. ) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня? ( Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить. ) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? ( Глина вязкая, сохраняет форму. ) Какой еще материал похож на глину? СВЕТ ПОВСЮДУ Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) , искусственные — изготовленные людьми( лампа, фонарик, свеча) . Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. Описание. Дед З най предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? ( Солнце. ) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? ( Луна, костер. ) Предлагает детя м узнать, что находится в «волшебном сундучке»( внутри фонарик) . Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? ( Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее. ) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открыват ь сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. • Игра «Свет бывает разный» — дед З най предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света( от самого яркого) . СВЕТ И ТЕНЬ Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь. Описание. Приходит м едвежонок Миша с фонариком. Вос питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик? » Миша предлага ет поиграть с ним. Свет выключа ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и ра ссматривают разные предметы. По чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонарико м помещает свою лапу. Что видим на стене? ( Тень. ) Предлагает то же проделать дет ям. Почему образуется тень? ( Рука меша ет свету и не дает дойти ему до стены. ) Воспитатель пре длагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок. • Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени. • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой. ЗАМЕРЗШАЯ ВОДА Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, кар тинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? ( Вода превратится в лед. ) Рассматривают кусочки л ьда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дет и пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет фор му. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? ( Верхняя. ) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они на зываются айсбергами( по каз картинки) . Над поверхностью видна только верхушка а йсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? ( В комнате тепло. ) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? • «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками. ТАЮЩИЙ ЛЕД Задач а: определить, чт о лед тает от тепла, от надавли вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а такж е принимает форму емкости, в ко торой находится. Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание. Дед З най предл агает отгадать, где быстрее рас тет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? ( Примерзла к льдинке. ) • Как можно получить разноцветную воду? Дети д обавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки( у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, ( желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с кон турным изображением( по 4—5 шариков на каждого ребенка) , фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов( соответствуют цветам красок) , рабочие листы. Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжев ой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей( круги) . Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синю ю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе. ТАИНСТВЕННЫЕ КАРТИНКИ Задача: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Материалы: цветные ст екла, рабочие листы, цветные ка рандаши. Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспита тель раздает детям зеленые стек ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на ложения стекол — одно на другое. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе. ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ Задача: познакомить с прибором- помощником — лупой и ее назначением. Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. Описание. Дети получают «подарок» от деда З ная, рассмат ривают его. Что это? ( Бусинка, пуговица. ) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед З най предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? ( Увеличивает предметы, их лучше видно. ) Этот прибор- помощник называ- ется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? ( При ремонте и изготовлении часов. ) • Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом за рисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу. ПЕСОЧНАЯ СТРАНА Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; по знакомить со способом изготовле ния рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Дед З най предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь( сыпучий, сухой) . Из чего сос тоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? ( С помощью лупы. ) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим пес ком? Можно ли сухим песком рисо вать? • На плотной бумаге кл еевым карандашом детям предлага ется что- либо нарисовать( или обвести готовый рисунок) , а потом на клей насыпат ь песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки. ГДЕ ВОДА? Задачи: выявить, что песок и глина по- разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Материалы: прозрачные емко сти с сухим песком, с сухой гли ной, мерные стаканчики с водой, лупа. Описание. Дед З най предлагает детям наполнить стаканчи ки песком и глиной следую щим образом: сначала насыпается сухая глина( половина) , а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После эт ого дети рассматривают заполнен ные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает дед З най. Что лучше сыпалось? ( Песок. ) Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые ли горки? ( Горка из песка ровная, из глины неровная. ) Почему горки разные? • Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок? ( Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. ) А из чего состоит глина? ( Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу. ) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. ( Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины. ) • Почему глина не впитывает воду? ( У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду. ) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя — на песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают пес ком? ( Для впитывания воды. ) ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА Задача: дать представле ние о том, что вода может приво дить в движение другие предметы. Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей. Описание. Дед З най проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свой ства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед З най показывает им водяную мель ницу. Что это? Как заст авить мельницу работать? Дети над евают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почем у мельница движется? Что ее при ходит в движение? Вода приводит в движение мельницу. • Дети играют с мельницей. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее. ЗВЕНЯЩАЯ ВОДА Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки- «удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик. Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все вари анты детей( постучать паль чиком, предметами, которые пред ложат дети) . Как сделать звук звонче? • Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с во дой. Одинаковые ли звуки мы слы шим? Затем дед З най отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? ( На звон влияет количество воды, звуки получаются разные. ) Дети пробуют сочинить мелодию. «УГАДАЙ- КА» Задача: показать детям, ч то предметы имеют вес, который зависит от материала. Материалы: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного ма те риала одинакового цвета, сенсорный ящик. Описание. Перед детьми находятся различные пары пред метов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. ( Похожи по размеру, отличаются по весу. ) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе! • Игра «Угадай- ка» — из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясн яя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего за висит легкость или тяжесть пред мета? ( От того, из какого материала он сделан. ) Д етям предлагается с за крытыми глазами по звуку упавше го на пол предмета определит ь, легкий он или тяжелый. ( У тя желого предмета звук от удара громче. ) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. ( От тяжелого предмета всплеск сильнее. ) Затем бросают предме ты в таз с песком и определяют в ес предмета по оставшемуся после падения углублению в пес ке. ( От тяжелого предмета углубление в песке больше. ) ЛОВИСЬ РЫБКА, И МАЛА, И ВЕЛИКА Задача: выяснить спосо бность магнита притягивать неко торые предметы. Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Описание. Кот- рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить уд очкой. Рассказы вают, видел ли кто- нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? • Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металли ческие пластины, магниты. Ка кие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предме ты, две коробочки. Они расклады вают в одну коробочку пр едметы, которые притягивает маг нит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. • В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нуж ен магнит? Как он ему помогает? Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается» ФОКУСЫ С МАГНИТАМИ Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гус ь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем и с горчицей; деревя нная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из- под обуви с отрезанной стенкой с одной ст о роны; ск репки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка. Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус « раз борчивый гусь». Фокусник: Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гус енок понимает, что для него хоро шо, что плохо. Хот я бы этот малыш. Только что вылу пился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать — легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать( подносится палочка без магнита) . Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье( подносится палочка с магнитом) . Ага, потянулся к сладенькому. Не глупая птица. • Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? ( В гусе есть что- то металлическое) . Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень. • Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться? »( Нет. ) Фокусник заменяет этих животных на картинки, с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки н а коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? ( Поднести магнит к стакану. ) • Дети сами достают различные предметы из воды с помощью магнита. ЧТО ОТРАЖАЕТСЯ В ЗЕРКАЛЕ? Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы. Описание. Любознательна я обезьянка предлагает детям по смотреть в зеркало. Кого вид ите? Посмотрите в зеркало и ска жите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь по смотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются они от тех, какие вы видели в зеркале? ( Нет, они одинаковые. ) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. • Перед детьми различные предметы( ложки, фольга, сковоро да, вазочки, воздушный шар) . Обезьянка просит их най ти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обрати ли внимание при выборе предмета? Попробуйте предмет на ощупь, гладкий он или шерох оватый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше лицо отража ется во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы, где получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. ( В луже, в витрине магазина. ) • В рабочих листах дети выполняют задание «Найди все предметы, в к оторых можно увидеть отражение. ВОЛШЕБНОЕ СИТО Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность. Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки. Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей гор шок манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с к рупой, и крупа вся перемешалась( показывает миску с крупой. ) Как отделить рис от манки? • Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри те, нет ли в лаборатории каких- то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что возле деда З ная лежит сит о? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску? Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито? » • Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешк ов. Как отделить песок о т камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке. ФОНТАНЧИКИ Задачи: развить любознат ельность, самостоятельность, со здать радостное настроение. Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода. Описание. Дети выходят на прогулку. Петрушка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что такое фонтан? Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастери ть? Воспитатель обращает внима ние детей на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди, спич ки. Можно ли с помощью эт их материалов изготовить фонтан? Как это лучше сделать? • Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками, наполняют бут ылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички? Дети играют с фонтанчиками. СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ Задачи: понять причин у возникновения солнечных зайчи ков, научить пускать солнечных зайчиков( отражать све т зер калом) . Материал: зеркала. Описание. Дед З най помо гает детям вспомнить стихотворе ние о солнечном зайчике. Когда он получается? ( При свете, от предметов, отражающих свет. ) Затем он показывает, как с по мощью зеркала появляется солнечный зайчик. ( Зерк ало отра жает луч света и само станови тся источником света) . Предлага ет детям пускать солнечные зайчики( для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении) , прятать их( прикрыв ладошкой) . • Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. Дети выясняют, что игра ть с зайчиком сложно: от неболь шого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние. Детям предлагается пои грать с зайчиком в слабоосвещен ном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? ( Нет яркого света. ) ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ? Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Материалы: мука, сах арный песок, речной песок, пище вой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, поднос ы, картинки с изображением пред ставленных веществ. Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, па лочки, ложки и вещества в р азличных емкостях. Дети рассмат ривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед З най добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? До- бавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутн ой или осталась прозрачной? Рас творился ли речной песок? • Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? ( Вода изменила цвет. ) Растворилась ли краска? ( Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрач ной. ) • Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде? • Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, пе ремешивается. Растворился ли по рошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? ( Во да стала мыльной. ) Какие вещест ва у нас растворились в в оде? Какие вещества не раствори лись в воде? ( Результаты фиксируются на фланелеграфе. ) ЦВЕТНОЙ ПЕСОК Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка( перемешав с цветным мелом) ; научить пользоваться теркой. Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2 мешочка, мелкие терки, миски, ложки( палочки) , небольшие банки с крышками. Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить на ощупь. ( В одном мешочке—песок, в другом—кусочки мела. ) Воспитатель открывает мешочки, дети прове ряют предположения. Воспитатель с детьми рас сматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок? » Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок. • Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что по лучилось? Какого цвета у тебя порошок? ( Гал чонок спрашивает каждого ребенка) Как теперь сделать песок цветным? Дети насы пают песок в миску и перемешива ют его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? ( Д елать красивые картинки. ) • Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет? » Дети предлагают свои варианты. Воспитатель о бъясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показы вает способ выталкивания из пес ка предмета путем встряхивания сосуда. • Что произошло с разноцветным песком? Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и песок перемешали. • Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают галчонку, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок. Галчонок на прощание дарит детям коробочку с цветным мелом. ИГРЫ С ПЕСКОМ Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Материалы: большая дет ская песочница, в которой остав лены следы от пластмассовых животных, игрушки- животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок дан ной группы. Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необыч ные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете? • Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечато к. А какой след останется от ла дошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая. • Воспитатель в лапках мед вежонка обнаруживает письмо, до стает из него план участка. Что изображено? Какое место об ведено красным кружком? ( Песочница. ) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой- то сюрприз? Дети, погру зив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это? • У каждого животного есть св ой дом. У лисы. . . ( нора) , у мед ведя. . . ( берлога) , у собачки. . . ( конура) . Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным? • Дети берут лейки, полив ают песок. Куда пропадает водич ка? Почему песок ста л влажным? Дети строят домики и играют с животными.

Оставить комментарий: