a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа во 2 младшей группе

Опубликовано: 2016-04-26 15:32:31

Документы для скачивания

СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка: - цели и задачи программы; - принципы и подходы к формированию программы; - характерные особенности развития детей 2 младшей группы. 1. 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы: - целевые ориентиры; - педагогическая диагностика. 2. Содержательный раздел программы. 2. 1. Учебный план ООП –Д О во 2 младшей группе МБДОУ «Явасский детский сад №1 комбинированного вида; 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе; 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе 2. 5. Перспективный план работа с родителями 2015 – 2016 год 2. 6. Планирование работы с детьми в группе: - календарн о- тематическое планирование 2. 7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО 2. 8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) 3. Организационнй раздел программы 3. 1. Оформление предметно- пространственной среды 3. 2- распорядок и режим дня; 3. 3- сетка занятий; 3. 4. Перечень методических пособий( для реализации программы) 1 1. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа реализуется в течени и 2015/ 16 учебного года. Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарн о- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте России 26. 09. 2013 № 30038) ; - Устав МБДОУ «Явасский детский сад №1 комбинированного вида »( утвержден) Программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей старшей группы. 2 Цель и задачи программы: Целью рабочей программы младшей группы является поддержание стремления к самостоятельности, создание положительного настроения у детей младшего возраста, построение работы таким образом, чтобы игры были содержанием детской жизни. - в оспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества( программа «Наша Родина Россия») - формирование навыков показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста. ( кружок «Здоровый малыш» Данная цель реализуется через качественное выполнение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», с учетом приоритетных направлений данной группы: 1. Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе. 2. Обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками. 3. Способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр. 4. Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения. 5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему. 6. Развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов. 7. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано. 8. Формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно- гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью. 9. Воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим бли зким, родной природе, городу. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы. Содержание рабочей образовательной программы младшей группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач. Рабочая образовательная программа 2- й младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития. Непосредственно образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в младшей группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности( «Я – сам! ») и обогащения его деятельности новым содержанием( принимая во внимание «кризис трех лет») . Выполнение программных задач происходит путем использования основной образовательной единицы педагогического процесса- развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей. Весь материал рабочей программы распределен в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство( Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. ) , в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей 3- 4 лет. С целью выявления успешности данной программы по содействию развития личности ребенка и выявлению динамики развития детей на данном этапе в программе представлена комплексная диагности ка уровней освоения программы. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста Особенность содержания программы, опирается на методологические основы последователей В. И. Логиновой, человеко ориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру. Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно- образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно- творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позво ляющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе. Особенность программы в том, что Игра выделена самостоятельным разделом. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Программой предусмотрены ведущие усло вия её реализации: - деятельност ный подход, позволяющий ребенку познать и проявить себя в окружающем пространстве; - организация активного и разнообразного взаимодействия с миром каждого ребенка; - интеграция всех видов деятельности Образовательную деятельность, наблюдения и планирование индивидуальной работы с детьми педагоги выстраивают с учетом особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Содержание программы учитывает особенности участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Возрастные особенности детей 3- 4 лет. Младший возраст- важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет») , когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я- сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого- поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Доверие и привязанность к воспитателю- необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Память дошкольника 3- 4- х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком- то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3- 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100- 102 см. Вес детей в среднем 16- 17 кг( между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг) . Ребенок трех- четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру( по длине, ширине, высоте) . Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами- заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изо бражать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. . 1. 2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры детей второй младшей группы Результатами освоения рабочей программы второй младшей группы являются ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка к четырём годам жизни: Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности. в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание про читанного, сопереживает героям. Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общ ении и бытовой деятельности. Владеет игровыми действиями с игрушками и предметам и- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и слож ными предложениями. Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательн ым действиям и подвижным играм. Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены( полотенце м, носовым платком, расческой) . Проявляет интерес к миру, потребность в познавательномобщении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и каче ств пр едметов, использованию сенсорных эталонов( круг, квадрат, треугольник) , к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство уд ивления, радости познания мира. Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены( «Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п. ) . - У знает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании сем ейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству( форма, цвет, величина) , но и усваивать общепринятые представления о группах предметов( одежда, посуда, игрушки) . Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы научился( «строить дом») . Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме( для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр. ) ; о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, у словиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города. Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с опр еделенными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») , может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика воспитателя направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и разви тию детской индивидуальности. Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса. Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОО определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации. 2. Содержательный раздел программы 2. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Содержание Образовательной программы МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей( образовательные области) : социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дошкольник входит в мир социальных отношений. Задачи образовательной деятельности Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности( спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр. ) . Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Содержание образовательной деятельности. Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей( радость, веселье, слезы, гнев) . Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться. Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях( «Давай кормить кукол») , вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога. Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении( здороваться, прощаться, благодарить) . Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга. Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях( родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге) . Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях. Результаты образовательной деятельности. Развиваем ценностное отношение к труду. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно- бытового труда, направленных на заботу о детях( мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр. ) . Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. Приобщать детей к самообслуживанию( одевание, раздевание, умывание) , способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки. Содержание образовательной деятельности « Труд взрослых ». Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми( на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами) . Например, шитье шапочки( платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или «бросового» материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель- результат» в труде. В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек. Самообслуживание. Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка( не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным) . Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи образовательной деятельности Развивать интерес к правилам безопасного поведения; Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Содержание образовательной деятельности Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Задачи образовательной деятельности Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию( наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами) . Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира( предметного, природного, социального) , способы обследования предметов( погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур) . Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности( наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности) . Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении. Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2- 4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно- двигательным способом и название некоторых фигур( круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест) . Использование( при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, , бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение( с помощью взрослого) двух предметов по 1- 2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову( по цвету, форме, размеру, материалу) . Формирование первичных представлений о себе, других людях Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых. Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе. - и мени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада. Ребенок открывает мир природы Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы( солнце, небо, дождь и т. д. ) , о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам( цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения( лист, цветок) . Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей( воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу) . Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе( осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д. ) Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Освоение умения пользоваться предэталонами( «Как кирпичик», «как крыша») , эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого- либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше( меньше) по размеру, такое же, больше( меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе( дальше) , раньше( позже) . Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди( сзади) , сверху( снизу) , справа( слева) . Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам( все большие; все квадратные и большие) , уравнивать группы предметов( столько же) , увеличивать и уменьшать группы предметов( 3- 5 предметов) . Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов( 3- 5 предметов) . Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. Образовательная область «Речевое развитие» Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2- 3 простых фраз. Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Содержание образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей( радуются, смеются, испугались, плачут) , учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова. Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие( здравствуйте) , просьба( дайте пожалуйста) , благодарность( спасибо) , знакомство( как тебя зовут, меня зовут…, давай играть) ; различать формы обращения ко взрослому и ребенку( здравствуйте- з дравствуй) ; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения( Кто это? Как его зовут? и т. п. ) Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3- 4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошк а- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения. Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу- мяу»- мяукает. Обогащение активного словаря. Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом( причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка( убрать игрушки, поставить стулья) ; названий некоторых качеств и свойств предметов( мягкость, твердость, гладкость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают) ; материалов( глина, песок, бумага, ткань) ; объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки( м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) ; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук( песенка для укладывания куклы спать – а- а- а, песенка ветра – у- у- у, колокольчика – з- з- з, жука – ж- ж- ж, мотора – р- р- р, насоса – с- с- с) . Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в игра х- драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Задачи образовательной деятельности: Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности. Содержание образовательной деятельности Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами( иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) ; с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека- мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин. Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нар ядных предметов. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества Задачи образовательной деятельности: Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. Содержание образовательной деятельности Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения. В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлый и вытянутых форм. В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми. Умения подбирать цвета( красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) , соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов. Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности. В аппликации: Знакомство со свойства бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративные композиции, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы( квадрат, круг) , предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов. Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой. В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм( шар, круг, цилиндр, колбаска) , их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати- штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы. В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горек, грозовых машин, домов. Знакомство со свойства песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей, декора. Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру. Художественная литература Задачи образовательной деятельности: Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора( потешек, песенок, прибауток) , простых народных и авторских сказок( в основном о животных) , рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать. Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов. Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей. Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой. Восприятие литературного текста. Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса к иллюстрациям в детской книге. Представление в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова. Творческая деятельность на основе литературного текста. Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх- драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра. Музыка Задачи образовательной деятельности: Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными( шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. Содержание образовательной деятельности Различение некоторых свойств музыкального звука( высоко – низко, громко – тихо) . Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности( медведь – низкий регистр) . Различение того, что музыка бывает разная по характеру( веселая – грустная) . Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Задачи образовательной деятельности: Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно- силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками. Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Содержание образовательной деятельности Двигательная деятельность. Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два( парами) , в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные упражнения общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях( стоя, сидя, лежа) . Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу. Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы( обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями) . Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске ходьба и бег со сменой темпа и направления. Бег, не опуская головы. Прыжки. П рыжки в длину с места, в глубину( спрыгивание) , одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками в даль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице- стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально- ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх. Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Элементарные умения и навыки личной гигиены( умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др. ) , содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно- гигиенических процедур. 2. 1. Учебный план ООП ДО во 2 младшей группе МБДОУ «Явасский детский сад №1 комбинированного вида» Направления развития Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность, кол- во в неделю Социально- коммуникативное( познание социального мира, освоение безопасного поведения) - игровая- э лементарная трудовая деятельность( мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами) , безопасного поведения 1 раз в 2 недели по15 мин Речевое развитие- коммуникативное Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; и гры с правилами; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов; диалог. 1 раз в неделю по 15 мин Познавательное развитие первые шаги в математику, сенсорное развитие, ) ( исследование объектов живой и неживой природы) позн авательно- исследовательская конструктивная изобразительная познание, исследование детьми объектов живой и неживой природы, ( моделирования, экспериментирования) , сенсорное и математическое развитие детей 1раз в неделю по 15 мин и нтегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых и в самостоятельной деятельности детей. 1 раз в 2 недели Художественн о- эстетическое развитие( рисование, лепка, аппликация) и конструирование. Музыка- восприятие художественной и фольклора- музыкальная Рисование Лепка/ аппликация- беседа, составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами; заучивание пословиц и поговорок, стихов; Конструировани е Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально- дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, хороводные игры. 1раз в неделю 0, 5/ 0, 5 по 15 мин и нтегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых и в самостоятельной деятельности детей. 2 раза по 15 мин Физическое развитие- двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, соревнования, развлечения, праздники. 3 раза в неделю, по 15 мин Соответствие содержания регионального модуля образовательным областям Образовательные области Содержание регионального модуля Социально- коммуникативно е развитие Познакомить с куклой в национальной одежде. Воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях. Наблюдать организацию праздников народного календаря( Масленицы, Пасхи) . Привлекать внимание детей к наблюдению за трудовой деятельностью взрослых на участке и в уголке природы. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями Речевое развитие( развитие речи, чтение художественная литература) Побуждать к общению на тему «Расскажи, где и с кем ты живешь? » Продолжать знакомить с мордовским фольклором( сказками, потешками, прибаутками) Познавательное развитие Формировать представление о цветовой гамме, характерной для мордовских узоров( красный, черный, белый цвет) Расширять представление о растительном и животном мире Мордовии. Рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада. Расширять представления о диких животных Мордовии( медведь, лиса, белка и др. ) Художественно- эстетическое развитие Музыка Ввести в образовательное прост ранство мордовскую стилизованную матрешку- мордовочка, предметы быта с мордовской народной орнаментикой, кукол в мордовской одежде. Учить составлять узоры из геометрических фигур способом моделирования узоров на столе, фланелиграфе. Учить составлять узоры из геометрических форм, подготовленных педагогом, на квадрате, полосе, круге. Пение. П ознакомить с русскими народными песнями различных жанров: колыбельной, пестушкой, потешкой, прибауткой, игровой и плясовой. Слушание. Познакомить с мордовскими народными песнями. Учить различать плясовую и колыбельные мелодии и сопровождать их простейшими движениями. Познакомить с русскими( коробочки, ж ужжалки, свистульки) и мордовскими( пайгонят- колокольчики, акациянь видьмекс – стручок акации) инструментами Физическое развитие Познакомить с мордовскими подвижными играми. Формировать выразительность движений, умений передавать простейшие действия некоторых персонажей. 2. 2. Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во 2 младшей группе Направления развития Методические пособия Наглядно- дидактический материал Рабочие тетради Социально- коммуникативные( В игре ребенок развивается, общается, познает мир», «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Ребенок познает себя», «Безопасность», патриотическое воспитание, «Труд») «Детство» программа по развитию и воспитанию детей в детском саду» В. И. Логинова Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, «Детство – ПРЕСС» 2000 г. «Методические советы к программе «Детство» Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова СПб, «Детство – ПРЕСС» 2001 г «План – программа педагогического процесса в детском саду» методическое пособие для воспитателей З. А. Михайлова СПб, «Детство – ПРЕСС» 2000 г. «Азбука общения» развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская и др. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Т. Е. Харченко СПб, «Детство – ПРЕСС» 2012 г. Михайлова З. «Игровые задачи для дошкольников». – СПб. 1996. «Рукотворный мир. Сценарии игр- занятий для дошкольников. » О. В. Дыбина. – М: Сфера, 2001. «Чудесные поделки из бумаги». Книга для воспитателей детского сада. З. А. Богатеева. – М. : Просвещение, 1992 Речевое развитие( развитие речи, чтение художественная литература) Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском са ду». – М. : Просвещение, 1985. «Занятия по развитию речи в детском саду» Под ред. О. С. Ушако вой. – М. : Просвещение, 1993. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». – М. : Просвещение, 1985 г Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников 3- 5 лет с литературой». – М. , 2010. Максаков А. И. , Тумакова Г. А. «Учите, играя». – М. : Просвещение, 1983 Серия картин «В ремена года», серия картин «Мы играем» Познавательное развитие( экспериментирование, ребенок открывает мир природы) сенсорное развитие, первые шаги в математику « Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПб: Детство- Пресс, 2007. Сложи узор: игра. — СПб. : Корвет, 1998г. Блоки Дьенеша для самых маленьких: альбом. — СПб. : Корвет, 2002г. Рабочая тетрадь Петерсон « Игралочка» Художественно- эстетическое развитие Музыка Куцаковой Л. В.    «Конструирование и ручной труд» Грибовская А. А. «Детям о народном искусстве» Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004. Шумовые инструменты: шумелки, гремелки, свистелки. Произведения для слушания. Магнитофон, аудиокассеты, диски( голоса птиц, сказки, народные песни,   любимые детские песни из мультфильмов, музыка к танцам) А. А. Грибовская. Готовимся к празднику. Физическое развитие Л. Д. Глазырина «Физическая культура дошкольника в средней группе »- М. : Владос, 1999г. Л. И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3- 7 лет) . М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Мячи, ф лажки, косынки, кегли и др. 2. 3. Формы, методы, способы и средства реализации программы в группе Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приемы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Социально- коммуникативное Моделирование ситуаций: «Найди опасные места», «Дойди до детского сада», «Один на улице», «Если дома ты один» и т.  д. Игровые ситуации. Игры- драматизации «Путаница», « Кошкин дом». Подвижные игры. Целевые прогулки и экскурсии к перекрестку. Наблюдение за работой светофора. Беседы с демонстрацией иллюстраций «Опасные предметы», «ПДД», « Съедобное- несъедобное » и т.  д. Изодеятельность Чтение художественной литературы.   Рассматривание иллюстраций с изображением разных опасных ситуаций дома и на улице. Рассматривание картин «Улица», обыгрывание ситуации. Работа в уголке изодеятельности( книжки- раскраски Родительские собрания с участие инспектора ГИБДД. Открытые мероприятия. Семинар- практикум. Круглый стол, Изготовление поделок для выставки детского творчества. Консультации. Экологические акции. Субботники Словесный, н аглядный, практический Познавательное развитие Д идактические игры, развивающие игры, знакомство с блоками Дьениша, рамки –в кладыши Монтессори, работа в тетрадях, разучивание считалок, разучивание и объяснение примет, игровые упражнения, опыты, подвижные игры, Д идактические игры, «Сложи узор», рассматривание предметных и сюжетных картинок. Открытые мероприятия. Круглый стол. Словесный, н аглядный, практический Речевое развитие Чтение художественной литературы Сюжетно- ролевые игры. Театрализованные игры. Дидактические игры. Образовательная деятельность. Обсуждение житейских ситуаций. Поручения( «Спроси у. . . ») . Вопросы. Праздники и развлечения. Спортивные досуги. Ситуативные беседы Сюжетно- ролевые игры. Театрализованные игры. Рассматривание книг. Рисование в уголке изодеятельности. Самообслуживание Рассматривание иллюстраций знакомых сказок. Настольно- печатные игры «Узнай сказку» и т.  д. Настольный театр. Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями. Заучивание стихотворений. Игры с текстами( «Пальчик- пальчик», «Сорока- сорока », …) . Драматизация знакомых сказок и небольших рассказов. Родительские собрания. Консультации. Тренинги. Открытые мероприятия Словесный н аглядный практический чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал. Н епосредственное наблюдение и его разновидности( наблюдение в природе, экскурсии) ; опосредованное наблюдение( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам. ) Д идактические игры; игры- драматизации инсценировки дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Художественно- эстетическое развитие Музыка Образовательная деятельность) р исование, лепка, аппликация, ручной труд, по знакомству с элементами декоративного искусства, с произведениями народного декоративно- прикладного искусства, игрушками. Украшение построек. Изготовление игрушек. Выставки детского творчества. Музыкальные занятия. Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах. Театрализованные музыкальные игры. Музыкально- дидактические игры. Музыкально- ритмические упражнения. Инсценировка несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Оркестр. Праздники. Развлечения. Рассматривание репродукций картин. Рассматривание тематических альбомов о разных видах искусства. Рассматривание народных игрушек( дымковская, филимоновская, городецкая) . Рассматривание и игра в народные игрушки- забав ы( пирамидка, грибок, матрешка) . Творчество в уголке изодеятельности. Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах. Самостоятельное музицирование. Выполнение несложных танцевальных движений под музыку. Слушание музыки   Коллективные работы. Выставки детского творчества. Участие в выставках. Элементарная проектная  деятельность. Праздники. Развлечения. Словесный, н аглядный, практический Физическое развитие Утренняя гимнастика. Физминутки в образовательной деятельности. Физкультурные занятия. Физкультурные досуги. Коррекционная гимнастика. Оздоровительная экологическая тропа. Рассматривание иллюстраций и беседы. Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельность в группе. Гигиенические процедуры( умывание, полоскание рта) Физкультурные досуги. Спортивный праздник. Круглый стол по проблеме физического воспитания. Консультации Открытые просмотры режимных моментов. Беседа с медицинским персоналом и специалистами ДОУ. День здоровья. Каникулы Словесный, н аглядный, практический объяснения, пояснения, указания; словесная инструкция. Показ наглядно- зрительные приемы( показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) ; Повторение упражнений без изменения и с изменениями; Проведение упражнений в игровой форме; 2. 4. Перспективный план по взаимодействию с родителями. Месяц Название мероприятия Сентябрь 1. Родительский дневничок «В первый раз в детский сад» 2. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 3. Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 4. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 5. Оформление портфолио детей: «Давайте познакомимся», «Мой знак зодиака и гороскоп», «Моё имя», «Моя семья» … Октябрь 1. Рекомендации родителям младших дошкольников( ПДД) 2. Консультация «Режим- зало г нормального развития ребёнка дошкольника». 3. Родительский дневничок «Игры с малышом осенью» Ноябрь 1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми 2 младшей группы» 2. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко! » 3.   Папка- передвижка: «День Матери». 4. Родительское собрание: Тема: «Знаем ли права своих детей». Декабрь 1. Памятка для родителей: «За что надо наказывать детей». 2. Консультация: «Одежда детей зимой». 3. Папка- передвижка: «Новый год в детском саду и дома». 4. Советы логопеда: «Говорите с ребенком правильно». Январь 1. Консультация: «Развитие речи через театрализованную деятельность». 2. Памятка: «Искусство быть родителем! ». З. Советы родителям: «Играйте вместе с ребенком», «Игры и упражнения по развитию речи». 4. Советы воспитателя: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика? » Февраль 1. Родительское собрание: Тема: «Игра и игрушка в жизни дошкольника». 2. Консультация: «Агрессивный ребенок». 3. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший». 4. Посещение на дому. Цель: «Приобщение к культурно гигиеническим навыкам». Март 1. Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад» 2. Консультация «Что должен уметь ребенок в три года» 3. Субботник «Благоустройство площадки» 4. Выставка рисунков детей «Весна пришла, птиц позвала» Апрель 1. Консультация медсестры «Полезная пища»   2. Родительский дневничок «Мама, я сам! » 3. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». 4. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Весна – красна 5. Индивидуальные беседы с родителями. Май 1. Родительское собрание «Успехи второй младшей группы» 2. Привлечение родителей к озеленению участка. 3. Папка – передвижка: «Дети любят потешки» 4. Беседа «Чем занять детей в летнее время» 2. 5. Комплексно- тематический план Неделя Тема Сентябрь 1 Мой детский сад 2 Осень. Осенние дары природы 3 Игрушки 4 Золотая осень Октябрь 1 Домашние животные 2 Транспорт 3 Я человек 4 Труд взрослых. Профессии Ноябрь 1 Дикие животные 2 Моя семья 3 Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести. Учимся дружить. 4 Музыка Декабрь 1 Мой дом 2 Я и мое тело( Что я знаю о себе? ) 3 Зима 4 Новый год Январь 1 Русское народное творчество 2 Мир предметов вокруг нас 3 Мальчики и девочки Февраль 1 Мир животных и птиц 2 Я в обществе 3 Наши папы. Защитники Отечества 4 Неделя безопасности( ОБЖ) Март 1 8 Марта. О любимых мамах 2 Мы- помощники. Что мы умеем? 3 Мой город, моя малая Родина 4 Книжкина неделя Апрель 1 Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными 2 Весна- красна 3 Птицы 4 Добрые волшебники Май 1 На улицах города( ПДД) 2 Следопыты 3 Мир вокруг нас 4 Зеленые друзья( растения) 2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. № п/ п Направления развития ребенка      1- я половина дня 2- я половина дня 1 Социально- коммуникативное развитие Индивидуальные и подгрупповые беседы во время утреннего приема детей. Оценка эмоционального состояния детей. Формирование навыков культуры принятия пищи. Трудовые поручения. Формирование навыков культуры общения. Сюжетно- ролевые игры. Подарки для детей. Индивидуальная работа. Самообслуживание. Деятельность в книжном уголке. Формирование навыков культуры принятия пищи. Общение младших и старших детей. Совместные игры, обучение игровым действиям. 2 Познаватель ное развитие Проекты. Дидактические игры. Наблюдения. Беседа. Экскурсии по участку. Проекты. Игры. Досуги. Индивидуальная работа. Совместная и самостоятельная деятельность. 3 Речевое развитие Индивидуальная работа( коррекция эмоционально — волевой сферы) . Совместная деятельность( театрализованные представления, общение, игровая деятельность) . Совместная деятельность( чтение сказок, стихов) Режимные моменты( сопровождение художественным словом) Индивидуальная работа( коррекция эмоционально — волевой сферы) . Совместная деятельность( театрализованные представления, общение, игровая деятельность) . Совместная деятельность( чтение сказок, стихов) Реж имные моменты( сопро вождение художественным словом) 4 Художествен- но- эстетическое развитие Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности, конструирование. Экскурсии в природу на участке. Любование объектами на полочке красоты. Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности. Конструирование. Музыкально- художественные досуги. Индивидуальная работа. Совместная и самостоятельная деятельность. 5 Физическое развитие Прием детей на воздухе в теплое время года.  Утренняя гимнастика( подвижные игры, игровые сюжеты) . Гигиенические процедуры( обширное умывание, полоскание рта) . Закаливание в повседневной жизни( облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны) . Физкультминутки на проектах. Физкультурные проекты. Двигательная активность на прогулке. Подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Игры малой подвижности, хороводные игры. Пальчиковая гимнастика. Корригирующая гимнастика после сна. Закаливание( воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) . Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Прогулки на свежем воздухе. Индивидуальная работа по развитию движений. Совместная деятельность воспитателя с детьми. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатическая Демографическая Национально- культурная Холодный период: учебный год( сентябрь- май) ; летний период( июнь- август) Анализ социального ста туса семей выявил, что во 2 младшей группе ДОУ вос питываются дети из полных( 23) , из неполных( 3) и многодетных( 2) семей. Основной состав родителей – сре днеобеспеченные, с высшим( 22) и средним профессиональным( 11) Этнический состав воспит анников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. 3. Содержательный раздел. 3. 1. Предметно- развивающая образовательная среда 2 младшей группы. В каждой группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями, оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности: Центр физкультуры Центр сюжетно- ролевой игры Центр грамотности Центр математики Центр естествознания Центр ряжения Центр строительства Центр творчества Центр трудовой деятельности Центр музыки Построение предметно- пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную деятельность детей и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативные функции.   Для развития детей расширялась и пополнилась функциональная значимость развивающей среды: изготовлены разнообразные макеты; приобретены игры развивающего характера; альбомы, выполненные детьми совместно с педагогами, родителями, был пополнен новыми книжками книжный уголок. Также имеются материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи( котята, собачки и др. ) , машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов( цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др. ) ; вата, поролон, текстильные материалы( ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т. д. ) ; проволока в цветной оболочке;   природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; клей; кисти. Развивающая образовательная среда в группе мобильная. Предметно – развивающая среда в группе обеспечивает возможность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 3. 2. Режим дня на холодный период во 2 младшей группе Основная деятельность Приём детей на улице, игры 7. 00- 8. 15 Утренняя гимнастика, оздоровительный бег со средней группы, гигиенические процедуры 8. 15- 8. 25 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 25- 8. 50 Игры, свободная деятельность детей 8. 50- 9. 00 Непосредственно образовательная деятельность 1. 2. 9. 00- 9. 15 9. 25- 9. 40 Второй завтрак 10. 00- 10. 15 Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры( по необходимости) 10. 15- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 50 Подготовка ко сну, д невной сон 12. 50- 15. 00 Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, гигиенические процедуры 15. 00- 15. 30 Совместная деятельность, игры, 15. 30- 16. 00 Непосредственно образовательная деятельность 16. 0 0- 1 6. 15 Подготовка к полднику, полдник 16. 15- 16. 45 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 45- 17. 20 Игры, свободная деятельность детей на прогулке, уход домой 17. 20- 19. 00 Режим дня на теплый период во 2 младшей группе Основная деятельность Приём детей на улице, игры 7. 00- 8. 15 Утренняя гимнастика, оздоровительный бег со средней группы, гигиенические процедуры 8. 15- 8. 20 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 20- 8. 5 5 Игры, подготовка к прогулке, свободная деятельность детей 9. 00- 9. 2 0 Прогулка( игры, наблюдения) . З анятие на участке 9. 20- 11. 40 Второй завтрак 10. 00- 10. 15 Возвращение с прогулки, водные процедуры 11. 40- 12. 10 Подготовка к обеду, обед 12. 1 0- 12. 50 Подготовка ко сну, д невной сон 12. 50- 15. 00 Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, гигиенические процедуры 15. 00- 15. 35 Совместная деятельность, игры, 15. 35- 16. 15 Подготовка к полднику, полдник 16. 15- 16. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 40- 18. 0 0 Игры, свободная деятельность детей на прогулке, уход домой 18. 0 0- 19. 00 Сетка непосредственно- образовательной деятельности во 2 младшей группе. Система закаливания в группе. № Оздоровительные мероприятия Летом Зимой 1 Утренний прием детей на воздухе+ 2 Контрастное воздушное закаливание+ 3 Дыхательная гимнастика+ + 4 Босохождение+ 5 Ребристая доска+ + 6 Дорожка с пуговицами+ + 7. Умывание прохладной водой+ 8. Прогулка 2 раза в день+ + 9. Сон без маечек+ 10. Соблюдение воздушного режима+ + 11. Проветривание помещений+ + 3. 3. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания 1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». –М. Просвещение, 1991 г. 2. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малышей- М. , 2003. 3. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры для малышей», - М. Просвещение, 1988г. 4. Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры. м. , 2007 5. Казакова т. Г. Рисуют младшие дошкольники. М. , 1990 6. Лайзане С. Л. Физическая культура для малышей- М. , 2007 7. Теп люк С. И. Организация прогулок с детьми; - М. , 2005. ​ 8.   Дыбина, О. Б.   Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации/ О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. 9. «Всё о Мордовии»- сост. Г олубчиков Е. М. , Еремкин В. Д. , - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997. 10. ​  Ерофеева Т. И.   Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада/ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993. 11. ​  Зацепина М. Б.   Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре​комендации/ М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. 12. ​  Карпухина Н. А.   Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.  

Оставить комментарий: