a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Отчет воспитателя о проведенной за год работе в подготовительной группе

Автор: Костенкова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2016-04-26 15:58:07

Документы для скачивания

Отчет воспитателя Костенковой Т. В. о проведенной за 2014 – 2015 уч. год работе в подготовительной группе Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе.   От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание( физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включа ла в себя: • Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях( тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ; • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности( умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ; • Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс. В процессе общения с взрослыми и сверстниками дети получа ли разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях я учитыва ла, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; про слеживала быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определя ла у них способность соблюдать правильное поведение. Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно- волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал. Еще важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого не достаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных достижений в учении. Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умение жить и трудиться в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение – детей необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад. Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появ илось к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что дети нач али сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, переста ли удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он и психологически перер осли игру, и положение школьника в ы ступает для н их как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительн ой групп е детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по- разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т. п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей. Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка.   У развитых детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести летних детей, является соподчинение мотивов, которое дат возможность ребенку управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу уже, придя в 1 класс, включаться в общую деятельность, принять систему требования, предъявляемой школой учителям. Таких детей в группе достаточное количество. Что касается произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достиг ло полного развития: большинству детей трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительные материалы и т. п Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон.   Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и их сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Объем этих знаний у детей группы находится на достаточно высоком уровне. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлении. Д ети овладе ли представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению школьных знаний. Дети познакоми лись с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличая живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий – дело будущего. Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением задач. Начальная школа рассчита н а на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает их обучать грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующ и е знани я и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счет о м в той или иной мере владе ю т все дети. Что же касается навыков чтени я, счета, решени я задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, на сколько правильно они сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и всезнания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, не редко встречающ ее ся у дошкольников, затруднит роботу учителя, так как ребенка пройдётся переучивать. Так же обстоит дело и со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значение числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически. 7 человек в группе имеют навык послогового чтения, 1 человек – навык беглого чтения. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе значение и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и учению, к положению ученика, к его правам и обязанностям не достаточного для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомиться на уроках, если его не привлекает сам процесс познания. Познавательные интересы складыва лись постепенно, в течение длительного времени, их воспитанию уделя лось достаточно е внимани е. Формирование устойчивых познавательных интересов способствует условию систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком. Уровень развития познавательной деятельности, котор ый может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, и определенны е качества восприятия и мышления ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать приметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Большое значение уделялось ориентировк е ребенка в пространстве и времени. С этой целью часто проводились графические диктанты. Представление о времени, умение определить, сколько его прошло, — важное участие организованной работы ученика в их классе, выполнение заданий в указанный срок. Обучение в школе, систематическое условие знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделить сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причину явлений, делать выводы. Еще одной стороной психического развития определяющей готовности ребенка к школьному обучению, является развитие его речи, овладение умением связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картину, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило. Подготовка к школе проходи ла благополучно, если учитыват ь особенности личности ребенка- дошкольника, помн и т ь, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание и направленность этой работы связаны с ведущей деятельностью уже не дошкольного, а младшего школьного возраста, то есть с учебной деятельностью. Магистральную линию в подготовке к школе составля ла подготовка детей к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама учебная деятельность складывается только на учебных занятиях. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Система подготовки детей к школьному обучению Прогулка к зданию школы Цель. Сформировать представление о Дне знаний – празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу их называют учениками, учит их педагог( учитель) , обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе. Ход прогулки Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? ( Ответы? ) Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями. После линейки учитель школы спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть». Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры( по выбору детей) . 2. Экскурсия в класс Цель. Дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому. Ход экскурсии Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем. В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры и т. д. Воспитатель. Познакомьтесь с учительницей, дети. Её зовут Оксана Ивановна. Она расскажет, чем ученики занимаются в школе. Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты. Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр. . . Воспитатель. Давайте поблагодарим Оксану Ивановну за её рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться. 3. Сюжетно- ролевая игра «Школа» В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии. Материал. Куклы – персонажи знакомых сказок. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель – учителем, который проведёт урок. Его тему воспитатель по собственному усмотрению, но обязательно с учётом интересов детей. 4. Знакомство с букварем Цель. Познакомить детей с самым первым учебником в их жизни. Вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова и определять его место в слове. Материал. Азбука; предметные картинки: аист, астра, арка, азбука, картинки с изображением фруктов; пластилин( на каждого ребёнка) . Ход занятия Воспитатель показывает бандероль, пришедшую от Буратино. В ней азбука – книга, по которой учатся читать. Вместе с детьми рассматривает картинки в азбуке. Воспитатель. Чтобы научиться читать, нужно сначала научиться внимательно слушать и различать звуки. Сейчас я буду показывать картинки и называть, что на них изображено, а вы слушайте, с какого звука начинаются слова, затем скажите, что это за звук Правильно, все эти слова начинаются со звука А. Произнесите его вместе со мной( А- А- А) , широко открыв рот. Теперь я буду произносить различные звуки, а вы повторяйте за мной только звук А( а, у, о, у, а, о. . . ) . Давайте посмотрим, как пишется буква А. Предлагает детям обвести её пальцами, обратить внимание на то, как расположены палочки, из которых она состоит, вылепить букву из пластилина. Далее проводится «Веселая зарядка». Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг! На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой! Повернись направо к другу. Правую дай другу руку. Воспитатель. Я буду показывать картинки и называть слова. Если слово начинается со звука А, хлопните в ладоши( груша, апельсин, ананас, абрикос, яблоко персик, мандарин, арбуз) . И, наконец, последнее задание – назовите первый звук в словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас. В конце занятия воспитатель отмечает, как дети справились с заданиями, что нового и полезного узнали на занятии. 5. Сюжетно- ролевая игра «Школа» Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней. Материал. Предметные картинки, пластилин. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в школу, выбрать на роль учительницы кого- нибудь из детей, предложить тему урока с учётом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли. 6. Экскурсия в шк о льную библиотеку Цель. Познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе. Ход экскурсии Дети приходят в школьную библиотеку, знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их. Воспитатель. Обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажи». Что стоит на полках? ( Книги) Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? ( С ними аккуратно обращаются) Как надо относиться к книгам? ( Бережно) Как нужно беречь книги? ( Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать) Для чего нужны книги? ( Чтобы стать грамотными, знать много интересного. ) Кто знает, что такое библиотека? ( Хранилище книг) Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? ( Читатели) Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать её на карточку( формуляр) , на какое время даётся книга, как нужно обращаться с ней. Показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ. 7. Рисование «Чем я буду заниматься в школе» Цель. Продолжать формировать положительное отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке. Материал. Краски, карандаши, бумага. 8. Досуг совместно с о школь никами. Показ школь никами театрализованного представления Цель. Доставить детям радость. Продолжать формировать положительное отношение к учителю, ученикам, школе.

Оставить комментарий: